Центры паломничеств
Населенные пункты

Измир

  • Описание

Описание Измира

Измир - третий по количеству населения (3,5 млн чел. в 2005) город Турции, известный своими либеральными взглядами, и второй по величине порт страны после Стамбула, является также административным центром вилайета Измир.

Измир

Измир - один из древнейших городов Средиземноморского бассейна. Поселение на месте города существовало за 3000 лет до н. э., а возможно и ранее. Измир (Смирна) - предполагаемая родина Гомера. На протяжении всего периода своего существования город имел насыщенную историю, переживая периоды расцвета и падения. Несмотря на постоянную смену правителей, особенно в средние века, город сохранял свой преимущественно эллинистический (греческий) характер на протяжении тысячелетий, продолжая оставаться важным христианским центром Малой Азии и после турецко-мусульманских нашествий.

Особое значение в истории города имеет 1922 год, когда в результате поражения Греции и устроенной турками резни 3/4 жителей города погибли, либо покинули его пределы. После этого город традиционный этнический характер города резко сменился: из преимущественно греческого город стал чисто турецким. Город стал важным промышленным и культурным центром молодой Турецкой республики, привлекая огромное количество турецких переселенцев из глубин Анатолии.

До последнего времени считалось, что самые старый поселения на территории Смирны датируются 3000 г до н. э., однако в 2004 г археологи Измирского университета открыли в местности Ешилова Хююк поселения времен неолита и халколита, датрующиеся эпохой между 6500 и 4000 г до н. э. К 1500 г до н. э. область попала под влияние Хеттского царства, и в хеттских документах упоминаются названия нескольких местностей близ Измира. Еще раньше, в III тысячелетии до н. э., возникает поселение, впоследствии известное как «Старая Смирна» - на склонах горы Яманлар, в то время представлявшей собой небольшой полуостров, связанный с материком узким перешейком (современный квартал Байракли, к северо-западу от позднейшего города). К счастью, на этом месте в ХХ веке были виноградники винного завода, благодаря чему оно не было застроено вплоть до 1960-х гг., когда там начались археологические раскопки.

После нашествий примерно в 1200 г до н. э., уничтоживших в частности Трою VII и Хеттское царство, местность вновь приходит в упадок

В конце II тысячелетия до н. э. под натиском дорийцев, из Европейской Греции через Эгейское море переправляются эолийцы колонизовавшие побережье в районе Смирны, а также (несколько позже) ионийцы. На территории Смирны, греческая керамика появляется около 1000 года до н. э., а к 925-900 гг. относятся самый старый дом в Байракли. Он хорошо сохранился и имел стены из сырцового кирпича и тростниковую крышу и состоял из одной небольшой комнаты (2,45Х4 метра). Из сырцового кирпича были построены и городские стены, за пределами которых простирались поля с оливковыми деревьями и виноградниками, а также мастерские гончаров и каменотесов. Население города составляли примерно 1000 человек. Именно в этом городе, возможно, родился Гомер, так как из семи городов-претендентов на место его рождения именно Смирна и Хиос считаются самыми реальными.

Вскоре Смирна перешла от эолийцев к ионийцам. Геродот подробно рассказывает, как это произошло. Смирнцы приняли к себе изгнанников из Колофона, потерпевших поражение в междоусобной войне. Однажды, когда все граждане вышли из города справлять праздник Дионисa, колофонцы закрыли ворота и овладели городом. Остальные 11 эолийских городов поспешили на помощь соплеменникам, но ничего не добились и вынуждены были заключить с колофонцами соглашение, по которому эолийцы оставляли Смирну, но взамен получали все свое имущество. Их распределили между собой остальные эолийские города, Смирна же была принята в Ионийский союз городов и впоследствии вплоть до ХХ века считалась столицей Ионии. Главным святилищем Старой Смирны был храм Афины построенный в 640-580 гг. до н. э. и частично восстановленный в наше время. Это были годы первого расцвета Смирны, хотя и подорванного завоеванием лидийским царем Алиатта (610-600 до н. э.); в 545 г до н. э. город был завоеван персидским царем Киром. При персидской власти, горд приходит в упадок.

О богатстве города этого времени свидетельствует то, что именно в Смирне найден самый древний (вторая половина VII в. до н. э.) образец многокомнатного дома: это двухэтажный дом, имеющий пять комнат с внутренним двором (перистилем). Смирна была отстроена по Гипподамовой системе: она имела прямые мощёные улицы, вытянутые с севера на юг и с запада на восток и пересекающиеся под прямым углом; Смирна - самый ранний пример такой планировки за пределами стран Древнего Востока.

В 334 г до н. э. в Азии высадился Александр Македонский, вскоре занявший Смирну. Город под названием Новая Смирна был перенесен с полуострова, где могло уместиться лишь небольшое количество жителей, к юго-западу, на склоны горы Пагос (Кедифекале). После смерти Александра городом завладел один из диадохов, Лисимах, при котором (около 300 г до н. э.) на Пагосе была выстроена мощная крепость, впоследствии перестраивавшаяся и в полуразрушенном виде дошедшая до наших дней. С этого времени, и особенно под властью Пергамского царства, город переживает новый подъем; в городе строятся театр и стадион.

133 году до н. э. он вместе со всем царством переходит под власть Рима и становится столицей римской провинции «Азия». Римское завоевание для города, как и для остальной Греции, имело скорее созидательный характер унификации всего античного мира под знамёнами Римской империи. Смирна переживает свой второй золотой век. Значительно увеличивается число жителей, расцветает торговля. Строятся новые торговые площади (см. агора) и акведуки, улицы полностью замащиваются камнями. В 121 и 125 гг. Смирну посещает император Адриан; по его приказу рядом с доками было построено зернохранилище. В 178 г. город был разрушен землетрясением, которое считается одной из самых серьезных катастроф, с которыми сталкивался в своей истории город. Император Марк Аврелий внес большой вклад в восстановление и отстройку города. Дошедшая до наших дней в развалинах Агора была построена именно тогда.

В город рано проникает христианство. Смирнская церковь среди семи церквей Азии упоминается уже в Апокалипсисе. Автор этой книги, Иоанн Богослов, сам жил в Смирне и назначил ее первым епископом своего ученика, св. Вукола. После смерти Вукола между 100 и 110 гг. епископом стал другой ученик апостола Иоанна, св. Поликарп, сожженный в 166 г на 86-м году жизни. Он считался святым покровителем города, и именно ему посвящена древнейшая из сохранившихся в городе трех церквей.

С упадком римской цивилизации, Смирна также приходит в упадок, как и другие города Римской империи. В ранневизантийскую эпоху она оставалась крупным религиозным и экономическим центром, но, тем не менее, уменьшилась в размерах и никогда более не достигла уровня процветания, подобного римскому.

Остатки рабовладельческого строя здесь сочетаются с феодализмом. Начало ослабевания византийского влияния здесь ознаменовалось в конце XI века, когда после битвы при Манцикерте турки-сельджуки прорвались в Малую Азию и, нанося византийцам одно поражение за другим, захватывали многие города. В 1076 году пришёл черёд Смирны. Под предводительством Чака Бея турки овладели городом. Также турками были захвачены Фока и множеством Эгейских островов. Чака Бей использовал Измир как базу для военно-морских набегов на Византию. После его смерти в 1102 году город и соседняя область были возвращены Византийской империи.

Более века длилось византийское правление в городе. Но в 1204 году, после захвата Константинополя крестоносцами и падения Византии, город был захвачен рыцарями-иоаннитами, владевшими тогда Родосом, но через несколько лет Никейская Империя захватила город. Но это стоило для империи очень большой цены: всю торговлю города захватили союзные генуэзцы, также им принадлежал один из замков города.

Смирна была повторно завоёвана турками в раннем XIV столетии. Бей Умар, сын основателя Бейлика Айдын, захватил сначала верхний форт Кадификале, а затем нижний замок, порт Ок Калеси. Как и Чака Бей, Умар использовал город как базу для своего флота, который промышлял преимущественно грабежом и набегами.

В Османской империи, Смирна была столицей особого пашалыка, в XIX в - вилайета «Айдин». Вплоть до начала ХХ, христиане (греки и армяне) продолжали составлять большинство населения города, так что мусульмане называли его «Гяур Измир» - «Неверная Смирна». В 1890 г в Смирне было 210.000 населения, из них 107.000 греков, 52.000 мусульман (без определения народностей), 23.000 евреев, 12.000 армян, 6.500 итальянцев, 2.500 французов, 2.200 австрийцев, 1.500 англичан (преимущественно с Мальты) и т. д. В городе было 40 мечетей, 24 церкви (13 православных, 5 католических., 3 протестантских и 3 армянские), б синагог, несколько христианских монастырей; множество училищ, основанных христианами, из которых наибольшей популярностью пользовалась «Евангелическая школа» греческого ученого общества, обладавшая библиотекой и музеем древностей. Лучшей частью Смирны являлась ее набережная - «Марина», застроенная богатыми домами европейской архитектуры.