Центры паломничеств
Святые места

Воскресенская церковь в г. Тунис

  • Описание

Описание Воскресенской церкви в г. Тунис

Церковь Воскресения Христова, вторая русская православная церковь на территории страны, была построена в середине 1950-х годов русскими эмигрантами "первой волны", пришедшими в Бизерту зимой 1920-1921 годов на кораблях Русской эскадры, покинувшей Крым с остатками армии Врангеля. Шесть тысяч русских беженцев составили первую русскую диаспору Туниса. Однако к середине 1920-х годов от них уже останется не более тысячи человек.

Воскресенская церковь в г. Тунис

Первое время церковные службы проходили на кораблях. Когда люди стали перебираться с кораблей на берег, начались поиски помещения для проведения богослужений. Так, приблизительно в 1922 г. в доме N 60 по улице Сельер в арабской Медине г. Туниса была оборудована домашняя церковь, получившая название Воскресения Христова. Сюда же привезли иконостас и церковную утварь с кораблей. Долгие годы настоятелем церкви был отец Константин Михайловский. В октябре 1924 г., после роспуска Русской эскадры, корабельная церковь Св. Георгия Победоносца была перенесена в снятую в Бизерте квартиру на улице Анжу.

Воскресенская церковь в г. Тунис

Шло время. Постепенно русские эмигранты начали задумываться о строительстве настоящего храма. Данная мысль стала обретать реальную форму в конце 1920-х годов, когда корабли Русской эскадры пошли на слом. Среди русских возникла прекрасная мысль - увековечить память кораблей, благодаря которым в ужасные дни крымской эвакуации десятки тысяч русских беженцев смогли спасти свои жизни. В 1930 г. создается Комитет по сооружению в Бизерте памятника-часовни Русской эскадре, который объявил о сборе средств на строительство храма. Добровольные пожертвования стали стекаться со всех уголков мира. 10 октября 1937 г. состоялась торжественная закладка храма-памятника кораблям Русской эскадры. Он строился по проекту и под руководством военного инженера, полковника Императорской армии Н.С. Сухаржевского (1878-1954), который взял за образец традиции средневековых зодчих суздальских и вологодских земель. В середине 1938 г. было совершено торжественное освящение храма Пресвятого Александра Невского в Бизерте.
Большинство русских, связавших свою жизнь с Тунисом, проживали в столице. Именно поэтому здесь в середине 1950-х годов начинается
возведение второго русского православного храма, получившего название Воскресения Христова. Торжественная закладка первого камня была осуществлена в октябре 1953 г. Под него была помещена частица мощей священномученика Киприана, епископа Карфагенского, знаменитого распространителя христианства на тунисской земле в III веке. В храм переносятся иконы и утварь из бывшего церковного помещения на улице Сельер. Церковь Воскресения Христова была построена по проекту русского архитектора М.Ф. Козмина (1901-1999), приехавшего в Тунис в середине 1940-х годов. Прообразом нового храма стал строгий и величественный стиль русской средневековой архитектуры.

отец Дмитрий

Инженером-строителем храма был В.Е. Лагодовский (1895-1983), прибывший в Тунис с Русской эскадрой. 10 июня 1956 г. состоялось
торжественное освящение храма Воскресения Христова в Тунисе, которое совершил Преосвященный Иоанн, епископ Шанхайский.
Гостеприимна тунисская земля, однако с каждым годом русская диаспора редела. После признания Францией 20 марта 1956 г. независимости Туниса многие русские покидают страну. Постепенно русский православный приход, находившийся под юрисдикцией Русской зарубежной церкви, приходит в запустение: последний священник покидает Тунис в 1962 г. Приходят в запустение церкви. Немногочисленная община "белых" русских пытается спасти храмы и церковную утварь. Особенно остро встает этот вопрос в начале 80-х годов, когда тунисские власти под предлогом реконструкции старого города попытались разрушить церковь Воскресения Христова. Местная пресса писала: "Сегодня небольшая колония "белых" русских обеспокоена слухами по поводу сноса православной церкви, расположенной на авеню Мухаммеда 5-го... Как можно лишать этих пожилых людей, находящихся в течение долгих лет в изгнании, того единственного места, которое все еще связывает их с исчезнувшим прошлым?". Во время беседы с представителями властных структур староста храма П.С. Суходольская обречено произнесла: "По православному христианскому обычаю, усопших отпевают в церкви. Значит, я должна предупредить наших стариков, чтобы скорее умирали".

Возможно, эти ее слова и стали решающими: храм остался нетронутым.

Источник:   http://www.spbda.ru/news/a-666.html