Центры паломничеств
Святые места

Густынский монастырь

Описание Густынского монастыря

Радостно бывает человеку отправиться к светлому празднику Святой Троицы на молитву в святые древние обители нашей Православной церкви.

Имен их не перечесть: и в Киев, и в Псков, и в Чернигов, и на Валаам, и в Сергиев-Посад, и в Дивеево... Богомольцы при встрече или случайном совместном хождении спрашивают друг друга: "Далека ли дорога?" - и на то получают восторженный ответ: "К батюшке Серафиму...", "К Сергию Радонежскому...", "К Кукше Одесскому...", "К Антонию и Феодосию...". Но в нашей нескончаемой череде майскими солнечными погодами особенно торжественно, в радостном старании возглашают с придыханием: "В Густыню, к Святой Троице..." - и после слов продолжительно потаенно молчат, отчего сердце всякого православного возгорается тихою покаянною молитвенною любовью к Господу Богу.

"В Густыню, к Святой Троице..." - это больше, чем что вообще в жизни может быть, и потому не случайно ее посетили в разные годы предстоятели поместных церквей Патриарх Иерусалимский Феофан в 1621 году и Патриарх Антиохийский Макарий в 1654 году.

Первоначальное устройство монастыря

Начало Густынского монастыря было положено в 1600 году. Основателем монастыря был иеросхимонах Иоасаф. Он вместе с другим старцем, иеромонахом Афанасием, пришел с Афонской горы и первоначально поселился в Киево-Печерской Лавре. Но Афанасий, прожив несколько времени в Лавре, с благословения архимандрита Лавры Елисея, удалился для уединения за несколько верст от Киева вверх по Днепру, в местечко Межигорье. За Афанасием последовал старец Иоасаф. В Межигорье Афанасий, при участии Иоасафа, основал Межигорский монастырь, восстановив там ту обитель, которая существовала в Межигорье до нашествия на Киев Батыя. Афанасий был избран в игумена Спасо-Преображенского Межигорского монастыря. Иоасаф же, соревнуя Афанасию, возымел желание для распространения благочестия и славы Божией устроить где-либо новый монастырь. С этой целью он, испросив благословение игумена Афанасия и взяв с собою двух иноков, иеро­монаха Евфимия и монаха Геннадия, удалился в заднепровскую сторону для отыскания места, удобного к основанию монастыря. Осмотрев разные местности по берегам реки Удая, Иоасаф остановил свой взор на острове «Густынь». Этот остров, уединенный, окруженный со всех сторон водой и покрытый густым, дремучим лесом, представлял наилучшее место для монастырского иноческого жития. Иоасаф со своими учениками поселился на острове и в самой густоте леса с молитвою водрузил крест, решившись на том месте основать иноческую обитель. Вскоре на остров к Иоасафу начали собираться лица из многих мест, приходившие на остров и селившиеся близ Иоасафа «ради монашеского жития и спасения». Живя на острове и трудясь со своими учениками над построением келий и ограды, Иоасаф, по милости Божией, получал немалую помощь и от окрестных жителей, которые снабжали его и жизненными припасами, и деньгами, и строительными материалами. Благодаря усердию и посильным жертвам окрестных жителей, Иоасаф в 1614 году соорудил малую деревянную церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. А так как к этому времени около Иоасафа собралось достаточное количество братии, то братия пожелала иметь над собою настоятеля. И все единодушно избрали настоятелем новоустроенной обители старца Иоасафа, принявшего уже схиму.

Так возник новый монастырь, со своей церковью и с достаточным количеством братии, со своим настоятелем, с правильным устройством монастырской жизни и порядка.

Новосозданная обитель во многом еще нуждалась и требовала усиленных трудов по ее благоустроению. Но Иоасаф был уже стар и устройство монастыря, при больших при этом хлопотах, трудах и заботах, было не по старческим силам настоятелю. Поэтому в помощь себе он избрал известного ему по уму и благочестию Исаию Конинского, игумена и настоятеля Антониевых, при Киево-Печерской Лавре, пещер, желая иметь его преемником по управлению Густынским монастырем. Исаия принял приглашение Иоа­сафа и с благословения архимандрита Лавры прибыл в Густынь. Обозрев и одобрив выбранное место для монастыря, Исаия испросил право на владение островом Густынью, находившимся в то время во владении князей Вишневецких. Для этого он, по получении рекомендательных писем от Лубенских князей, бывших управляющими имений Вишневецких, Симеона Лыко и Симеона Свяцкого, и от других значительных по происхождению лиц, отправился вместе с Иоасафом на Волынь к православному князю Михаилу Корыбуту Вишневецкому. Князь охотно исполнил просьбу Исаии и Иоасафа и дал им в 1615 году грамоту на владение островом Густынью и другими местностями с находившимися в них пахотными землями, лесами, прудами и другими угодья­ми. По смерти князя Михаила Вишневецкого, последовавшей и 1615 году, грамота эта была подтверждена супругою его, княгиней Раиной (Ириной) Могилянской, происходившей из фамилии Молдавских господарей Могил, из которой был митрополит Киевский Петр Могила.

Получив желанную грамоту на владение островом Густыныо и другими угодьями, обеспечивши обитель к дальнейшему существованию, Исаия приступил к строительству монастыря. Он построил несколько новых зданий, а при трапезе соорудил теплую в честь Успения Богоматери церковь с приделом при церкви Рождества Богородицы. Исаия, заботясь о благоустройстве Густынского монастыря, в то же время созидал и устраивал дна скита: Ладынский в 1616 году и Мгарский или Лубенский в 1619 го­ду. Скиты эти принадлежали Густынскому монастырю и от него получали все необходимое для своего существования. С течением времени они отошли от ведения ими Густынским монастырем и были обращены в самостоятельные обители.

Вскоре же но основании монастыря обители этой было суждено подвергнуться тяжким испытаниям. Случившиеся в 1625 и в 1636 годах пожары истребили почти все здания в монастыре. Но благодаря помощи Божией монастырь вскоре вновь отстраивался.

В 1639 посетил Киевский митрополит Петр Могила. Им был назначен новый игумен монастыря Илия Торский. Митрополит осмотрел весь монастырь и поставил крест, назначив на этом месте строить новую великую и прекрасную церковь. В 1641 году эта церковь была заложена и через 3 года освящена во имя Святой Живоначальной Троицы.

При игумене Авксентии случился третий пожар в 1671 году, истребивший Троицкую церковь, колокольню, келии и другие постройки. Уцелели лишь Успенская трапезная церковь и церковь во имя святых апостолов Павла, находившаяся в башне и построенная в промежуток от 1641 по 1671 год, и несколько келий. Вскоре было приступлено к возобновлению монастыря. В 1672 году была построена новая колокольни, одна башня, несколько келий.

В 1674 году приступили к построению большой Троицкой церкви. Эта церковь построена гетьманом Иваном Самойловичем на собственные средства. Она каменная, пятиглавая, и существует до настоящего времени, служа памятником усердия благочестивого гетьмана и образцом зодчества старинных малороссийских храмов. В 1675 году 23 мая, в день Сошествия Святого Духа, этот храм был освящен во имя Пресвятой Живоначальной Троицы архиепископом Черниговским Лазарем (Барановичем), который при этом освящении рукоположил в сан иеромонаха пребывавшего в Густынской обители и украшавшего Густынь трудами и подвигами иеродиакона Димитрия, впоследствии славного светильника Россий­ской церкви и причисленного церковью к лику святых, митрополита Ростовского.

Троицкая церковь стоит на телах невинных мучеников. Об этом факте Густынская летопись в общих чертах рассказа повествует следующее.

В одном из нападений на Малороссию врагов ее, все жители Украины, спасаясь от преследований неприятелей, разбегались из своих домов и укрывались в лесах и в разных других потаенных местах. Многие, конечно, были умерщвляемы варварами. Вблизи Густынской обители враги убили троих младенцев и тела их бросили в поле около монастыря. Трупы младенцев лежали три дня и три ночи, и ни зверь их не тронул, ни мороз не сковал их членов: они как были брошены, в таком виде и сохранились, и тела их были мягки, хотя стояли морозы и сыпал снег. Некоторые благочестивые христиане принесли тела этих невинных мучеников в монастырь, где предали их земле, хотя, впрочем, в неудачном месте. При постройке Троицкой церкви игумену явились во сне три младенца и, между прочим, сказали, что они перед Всевышним молятся за монастырь и за монастырскую братию. Игумен долго размышлял о видении. Наконец, он передал об этом старцуиноку. Тогда сей последний рассказал о случае трех убиенных младенцев и указал место их погребения в монастыре. Игумен приказал разрыть могилы младенцев и вынуть из земли их гробы. Когда гробы были открыты, тела мучеников оказались нетленными. Тогда они были перенесены для погребения в более достойное место и похоронены на том месте, где строилась церковь: над могилами невинных страдальцев воздвигли алтарь во имя Святой Троицы.

Следуя примеру князей Вишневецких, давшим Густынскому монастырю землю и угодья, многие начальствующие и частные лица разных званий и сословий обогащали монастырь своими вкладами. Жертвовали земли, леса, сенокосы, рыбные ловли, дома в городах и селениях со всеми принадлежащими к ним землями и постройками, сады, огороды, пруды. А гетьманы и паны отдавали монастырю даже целые селения, хутора и деревни, закрепляя их за монастырем в вечное владение.

Сверх того, Густынский монастырь имел право и возможность сам приобретать земли, леса и другие угодья, коих он и приобрел достаточное количество. Ему принадлежали земли в трех уездах: Прилукском, Роменском и Путивльском, принадлежавшие тогда к Черниговской губернии. Всех земель принадлежало монастырю более трех тысяч десятин и свыше 3000 душ крестьян.

Благодаря всем жертвам, поступавшим в монастырь от доброхотных даятелей, и вследствие личных приобретений монасты­рем разных имущественных владений, к концу XVIII столетия Густынский монастырь находился в полном процветании и благоустройстве, считался самым богатым из всех монастырей Малороссии и назывался в простонародье "второю Лаврою".

Но это благоденствие Густынской обители продолжалось только до учреждения штатов для монастырей. Густынский монастырь был назначен к упразднению и в 1793 году закрыт.

В период нахождения монастыря под закрытием, как монастырская каменная ограда, так и другие здания, равно и церкви бывшего монастыря подверглись значительному повреждению, и даже почти полному разрушению.

Восстановление и открытие монастыря

Востановлен Густынский монастырь и вновь получил самостоятельность в сороковых годах XIX сто­летия, благодаря заботам и хлопотам о том преосвященного Гедеона, архиепископа Полтавского. Ревнуя о древней славе Густынского монастыря и о распространении благочестия во всей своей пастве, преосвященный Гедеон в 1841 году обратился ко всей своей пастве с архипастырским воззванием о посильном для нее пожертвовании на благоустроение Густынской обители.

Полтавцы на воззвание своего архипастыря откликнулись жертвами, дошедшими в 1843 году до суммы в 6 686 рублей. Сам же преосвященный Гедеон, присутствовавший в то время в Святейшем Синоде, ходатайствовал перед Святейшим Синодом о восстановлении Густынского монастыря. Впоследствие этого ходатайства преосвященнейшего Гедеона, указом Святейшего Синода от 16 декабря 1843 года, с высочайшего утверждения определено восстановить и снова открыть Густынский монастырь, с присвоением ему степени 3 класса и с назначением ему настоятелей в сане архимандритов.

Открытие Густынского монастыря последовало 15 мая 1844 года, и совершено было торжественно, в самый храмовой праздник, в день Снятой Троицы. Все искренне и сердечно радовались такому духовному торжеству. С того дня в монастыре началось и отправлялось ежедневно, но Уставу церкви, богослужение.

Во время возрождения монастыря состояние его построек было следующее.

1. Главная или соборная церковь имела 2 придела: Святой Троицы и с правой стороны - в честь преп. Иоанна Кущника. Церковь каменная, пятиглавая, крестообразная, коринфского ордера. С наружной стороны украшена пилястрами и иконами в лепных крашеных рамах. Внутри церковь вся расписана по стенам священно-историческими изображениями событий и изображениями в ликах притчей Господа. Имеет двухэтажные хоры. Иконо­стас четырехэтажный, древний, столярной работы, покрыт густою резьбою и весь позолочен. При входе в церковь изображены друг против друга князь Вишневецкий и гетьман Самойлович, как благотворители монастыря. На хорах находится портрет одного из Горленков. Под церковью склеп, в котором погребены тела фамилий Горленковых и Марковичей.

С левой стороны иконостаса местная икона Богоматери с Предвечным Младенцем на руках, именуемая Густынскою. Икона прекрасной живописи. В левой ручке Младенца находится закрытая книга Евангелия, как источник духовного света и вечного спасения для человечества. Эта икона называется также Ярмарковою. Это наименование она получила от ярмарки, которая ежегодно бывает на монастырской площади 28 августа (но новому стилю). В это время икона выносится на ярмарку, обносится вокруг площади и оставляется в особой часовне. Здесь она пребывает во все продолжение ярмарки. Икона издревле признается чудотворною и пользуется особым почитанием приходящих в обитель богомольцев. И действительно, немало чудесных дел милости Божией совершается при этой иконе над всякого рода больными и страждущими, с живою верою и теплою молитвою прибегающими к помощи и предстательству Царицы Небесной.

2. Трапезная одноглавая церковь с одним престолом. Раньше называлась Успенскою. Есть предание, что эта церковь была по­строена гетьманом Иваном Мазепою. В 1845 году по случаю погребения под нею в склепе бывшего генерал-губернатора Малороссийского генерала от кавалерии князя Николая Григорьевича Репнина, освящена в честь Воск­ресения Христова. Храм обновлен в прежнем виде, за исключением иконостаса, который заменен новым, устроенным на иждивение супруги покойного князя Варвары Алексеевны Репниной. Она же приняла на себя все издержки, требовавшиеся на обновление этого храма и достаточно снабдила его священными облачениями и сосудами. Под храмом устроена родовая усыпальница княжеской фамилии Репниных-Волконских.

3. Пятиглавая церковь с престолом в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, превосходной архитектуры, греческого стиля, пребывала в совершенном разрушении. Из-за скудости средств к ее возобновлению приступили лишь в 1854 году при настоятеле архимандрите Гермогене. В 1900 году при архимандрите Тихоне в ней был устроен еще один придел в честь свт. Димитрия Ростовского.

4. Церковь свт. Николая Чудотворца совершенно разрушена. Над нею была каменная колокольня, а под нею ворота, именуемые Никольскими. По преданию, она была выстроена, также как и монастырская ограда и Петро-Павловская церковь, на средства полковника Димитрия Горленко. В 1853 году попечением настоятеля архимандрита Варсонофия церковь перестраивается и над нею воздвигают огромную византийско-русского стиля колокольню с пирамидальным куполом, по чертежу и указаниям архитектора академика Ефимова.

5. Домовая церковь в честь вмч. Варвары устроена в ограде над воротами к ярмарковой площади, называющимися «Варваринскими». Она находится в связи с настоятельским корпусом. Рядом с нею в виде колокольни возвышается небольшое здание, знаменующее, обычно трехоконную башню. По преданию, эта церковь была построена на средства Варвары Марковичевой. Храм попечением настоятеля архимандрита Варсо­нофия совершенно возобновлен, сооружен вновь прекрасный иконостас, при церкви вновь построен настоятельский дом. Иконостас замечателен по своей отличной отделке и живописи. Иконы писаны в Санкт-Петербурге художником Парченным в древне-византийском стиле.

В 1845 году Густынский монастырь посетил, являясь членом археологической комиссии, Т. Г. Шевченко. Он сделал три акварели с видами монастыря.

При архимандрите Тихоне в начале XX столетья было устроено монастырское подворье в г. Прилуках с Пантелеймоновскою церковью и школою, а также за городом, на 10 версте Роменской дороги, странноприимница.

Мирная жизнь монастыря закончилась после большевистского переворота 1917 года. В марте 1924 года обитель была закрыта.

После закрытия Густынского монастыря на его территории разместили детскую коммуну для беспризорников, которая просуществовала до начала сороковых годов XX столетья. Памятники архитектуры и церковного искусства приходили в упадок и разрушались. Этому способствовали помимо времени, молодые безбожники, грабившие склепы и храмы, уничтожавшие ценнейшие иконы и шедевры церковного искусства. Они заходили в храмы, срывали иконы с иконостаса, били их, а спустя некоторое время рубили их на дрова. Эту участь разделил и ценнейший иконостас, которым восторгался в 1654 году архидиакон Павел Алепский.

В начале 30-х годов было подготовлено постановление об уничтожении монастыря. Но благодаря усилиям Николая Макаренко и других деятелей науки и культуры мы можем и сейчас наслаждаться красотой этой жемчужины украинского барокко. У Макаренко был сын Орест, который участвовал в исследованиях Густыни. В 1927 году он погиб на глазах своего отца. Его похоронили в родовом склепе князей Репниных под Воскресенской церковью.

В начале 40-х годов на территории монастыря был размещен психоневрологический диспансер, просуществовавший до 1991 года.

В начале 1943 года монахини закрытого Ладынского Покровского монастыря обратились в Прилукский старостат с прошением открыть Густынскую обитель. Разрешение на открытие монастыря последовало в июле 1943 года. Так мужской монастырь стал отныне женской обителью. Монастырь возглавила игумения Евстолия. Монастырь разместился в двухэтажном Варваринском корпусе. Богослужение совершалось в Воскресенской церкви. В 1958 году после смерти игумений Евстолии монастырь возглавила игумения Рафаила. Во время ее управления в государстве начинается новый виток гонений на Церковь. Немного времени отвел Бог монахиням для утешения в вере. Вскоре последовало очередное испытание. На праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в 1959 году монастырь был закрыт, в третий раз за свою более чем трехсотлетнюю историю.

Четвертое возрождение

Более 30 лет над Густыней стояла ночь. И только к 1993 году в монастырь вместе с новой настоятельницей игуменией Верой пришел рассвет. После многих лет запустения, 17 декабря 1993 года, на праздник св. вмч. Варвары в Воскресенском храме был освящен престол и отслужена первая Божественная Литургия. Монастырь обрел свое четвертое возрождение. Перед лицом Божиим затеплилась еще одна лампада молитвенного предстательства за род человеческий. Начинается новый отсчет времени обители, начинается новая лето­пись Густынского монастыря.

Подобно древним подвижникам благочестия, первому игумену монастыря Иоасафу, митрополиту Исаии Копинскому и другим, игумения Вера вместе с сестрами обители взялись за тяжелое, но святое дело - дело восстановления разрушенной обители.

Реставрационные работы в монастыре возглавил инженер-прораб Причиненко Сергей Петрович.

В 1994 году была отштукатурена и побелена снаружи Воскресенская церковь, поднят на ней купол, покрытый оцинкованным железом, подправлен и подкрашен фундамент.

На протяжении 1995-97 г.г. были восстановлены и окрашены в зеленый цвет купола Троицкого собора, отреставрированы внешне и внутренне стены храма. 16 июня 1997 года в храмовой праздник обители, в День Святого Духа, высокопреосвященнейшим митрополитом Черниговским и Нежинским Антонием был освящен Троицкий собор и отслужена первая Божественная Литургия.

В 1998 году были восстановлены купола на Петро-Павловской церкви и колокольне.

В 1999 году была отреставрирована Николаевская церковь-колокольня и частично монастырская ограда. На колокольне установили колокола, звон которых разносится по всей округе. Были отремонтированы и приведены в порядок жилые корпуса для сестер. За оградой монастыря оборудован скотный двор и птичник. Имеются свои теплицы. Администрация г. Прилуки выделила земельные угодья под огородные культуры и сенокос.

Все это, кратко сказанное, сделано за шесть лет молитвами и трудами игумений Веры и насельниц обители, число которых еще не достигло сорока. Хозяйство монастыря предполагает полное удовлетворение своих потребностей. В нем есть, кроме выше указанно­го, и пасека, и трапезная, и пекарня, и гостиница для паломников, и транспортный цех, и сад...

Все ведущие направления деятельности распределены но послушаниям, за которые отвечают благословенные на это сестры. Послушания самые разные: клирос, келарня, просфорня, церковницы, огородницы, швеи, трапезницы, птичницы, коровницы и т.д.

День в монастыре начинается со звонка колокольчика в 5 часов 30 минут но монастырскому времени, который созывает насельниц на полуношницу - так называется утренняя храмовая молитва. После нее сестры подходят к матушке Игумении под благословение и получая каждая свое послушание.

На трапезе чередная сестра читает жития святых или душеполезные поучения. Трапеза предваряется и заканчивается молитвой. Впрочем, молитвой начинается, сопровождается и заканичивается всякое, даже самое малейшее дело, ибо этим призывается помощь Божия, а затем следует благодарение за помощь сию.

Центром монастырского жития является Богослужение. В соборе Святой Троицы и Успенской церкви ежедневно совершаются утреннее и почернее Богослужения священниками монастыря архимандритом Гавриилом и иеромонахом Лаврентием, духовно окормляющих монахинь и мирян. Читается Неусыпаемая Псалтирь, это непрестанная круглосуточная молитва, за которой поминаются имена благодетелей, жертвователей монастыря, живых и умерших, и всех православных христиан. По воскресеньям на вечернем Бого­служении совершается Параклис Божией Матери «К Богородице прилежно ныне притецем...». Имеется мощевичок с частичками мощей свт. Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, преп. Лаврентия Черниговского, Кукши Одесского, вмч. Варвары и других святых, а также святыни, собранные со всего православного мира и Святой земли.

Стены обители знавали многих молитвенников и молитвенниц, достигших святости еще при жизни па земле. Мы уже упоминали сит. Димитрия Ростовского и Иоасафа Белгородского, но было б не полно, если не сказать о том, как одна из лип в саду монастырской ограды хранит на своем стволе чудесным образом запечатленное имя монаха Илии и час его кончины, как знак праведной и благочестивой жизни. В Свято-Никольской церкви восстановлена келия последнего затворника старца Алексия, почившего в первой трети XX века и захороненного с южной стороны Свято-Троицкого собора. Каждый входящий в келью вдыхает благоухание, а взяв с собой с пола земельки, исцеляется но святым молитвам старца.

Конечно же, паломник непременно постоит с возженною свечою и пропоет «Вечную память...» в усыпальнице под Успенскою церковью над гробницами князей Репниных-Волконских.

Невозможно не припасть и к гробницам Горленко, что покоятся под Троицким собором.

Вблизи монастырской ограды есть источник. Его восстановили недавно. Установлен Крестный ход на источник, где совершаются водосвятные молебны. Особенность его открылась сестрам в период летнего зноя и засухи.

Но всегда главным и особенно торжественным остается престольный праздник - День Святой Живоначальной Троицы. Всенощное бдение служит высокопреосвященнейший митрополит Черниговский и Нежинский Антоний. Монастырская ограда наполнена цветами. Сам Господь украшает в этот день землю. Благолепие собора и соборного пения невозможно передать словами. Тот, кто побывал один раз на День Святой Троицы в Густыне, уже навсегда сроднится с нею и, оставляя обитель, утешен благословением Владыки, будет долго воздыхать, приговаривая в рассказах, что побывал в земном раю, не передаваемом словами.

«Взирая из тихого монастырского пристанища на житейское море, воздвизаемое бурею страстей, благодарю Тебя, Царю и Боже мой! Привел Ты меня в ограду святой обители... Скуки не знаю, время сократилось, понеслось с чрезвычайной быстротой, - как бы слилось с вечностью; вечность как бы уже наступила», - говорил наставник и учитель монашеского делания святитель Игнатий.

Из поколения в поколение, из века в век привыкли люди нести в Густынскую обитель свои радости и горе, просить Бога здесь о помощи и благодарить Его за утешение.

Сайт:   http://gustynia.kiev.ua/

Паломнические поездки к Густынскому монастырю