Центры паломничеств
Населенные пункты

Днепропетровск

Описание Днепропетровска

Днепропетровск (укр. Дніпропетровськ; изначальное название Екатеринослав, при Павле I в 1797-1802 Новороссийск, просторечное название Днепр) - город, областной центр Днепропетровской области Украины.

Численность населения - 1 039 000. человек (2008); третий по численности на Украине после Киева и Харькова. Расположен на обеих берегах среднего Днепра.

Центр Днепропетровской агломерации с населением 1 530 тыс. человек (другие города - Днепродзержинск, Новомосковск, Подгородное, Илларионово, Синельниково, Верховцево, Верхнеднепровск, посёлки - Кировское, Петриковка, Песчанка, Спасское, Орловщина, Волосское, Новоалександровка, Сурско-Литовское, Новониколаевка, Солёное, Кринички, Аулы, Царичанка).

Днепропетровск. Вид на современные небоскребы

Днепропетровск - крупный узел железных и шоссейных дорог. С 1995 года действует метрополитен - 1 незавершенная линия из 6 станций. Имеется международный аэропорт.

Место, в котором располагается нынешний Днепропетровск, с древности было благоприятным для обитания - за исключением тех тысячелетий палеолита, когда здесь проходила граница ледникового щита. На территории города и ближайших окрестностей открыты стоянки человека эпохи каменного века (40-16 тыс.лет. до н. э.), неолитических охотников, кочевников: киммерийцев, скифов, сарматов(II тыс. до н.э. - начало I тыс. н.э.). Уже с тех незапамятных времен существовала связь по Днепру и Черному морю с Восточным Средиземноморьем. В III-IV веках в 40 км южнее Днепропетровска (у с. Башмачка)находился один из центров Готской империи, а возможно, и ее столица (Данпрстадт). Существовали поселения и в черте города. Затем через край прошли воинственные орды гуннов, аваров, булгар, мадьяр...

Предположительно в IX веке (870 г)на нынешнем Монастырском (Комсомольском) острове (ныне - в центре города) византийские монахи основывают монастырь. Место было выбрано не случайно: впервые остров упоминается в Житии св. Феодосия, как самый северный пункт, куда дошел в своей миссии Христианского учения один из учеников Христа - Андрей Первозванный. В дальнейшем стены монастыря не раз видели проплывающие по Днепру дружины киевских князей по пути на Крым или Константинополь, которые зачастую останавливались здесь на ночлег. Предположительно, монастырь был разрушен во время монгольского нашествия в 1240 г., однако с образованием Запорожского казачества стал восстанавливаться.

В устье Самары в XI-XIII веках находился торгово-ремесленный город, погибший в 1240 г. в числе первых при нашествии монголо-татар. (По другим предположениям, здесь с IX века располагался племенной центр уличей - г. Пересечень, жители которого после XIII века перебрались на другую сторону Самары, где основали тороговый городок Самар). Территория края вновь оказалась во власти кочевников.

В начале XV века литовцы вытеснили татар с правобережья Днепра, однако уже с середины века крымские ханы и обосновавшиеся в Приазовье ногайцы пытаются вернуть утраченные земли, что им частично удается (Нижний Днепр). Граница между Великим Княжеством Литовским и Крымским ханством проходит по Днепру и далее на восток - по Самаре - то есть по территории современного Днепропетровска. В это время население здесь из-за татарских набегов сильно сократилось, оттянулось на северо-запад, а за регионом закрепилось название Дикое поле.

Возрождение края началось с XVI века - после становления Запорожского казачества и организации ниже по Днепру Сечей, являвшихся преградой на пути татарских отрядов на север. Так, уже с 1500 или 1550 гг. известно поселение Самарь (Старый Самар) на территории нынешнего пос. Шевченко (Днепропетровск) в низовьях Самары - археологические находки подтверждают существование здесь крупного торгово-ремесленного пограничного поселения. В 1688 г. московскими властями здесь построена Новобогородицкая крепость, местное население перешло в соседние села. С 1564 г. упоминаются казацкие курени в Таромском, которое с 1704 года стало военной слободой. С 1596 г. известно поселение у переправы через Днепр - Каменка - ныне жилмассив Фрунзенский. Под 1600-м г. упоминается Богородицкое поселение (на территории пригорода - Подгородного). С 1648 года известен хутор Обуха (ныне - пос. Кировское).

В 1635 году польские власти для контроля над перемещениями беспокойных казаков у первого Днепровского порога построили крепость Кодак и поставили там гарнизон из наемников. В последующем крепость играла значительную роль в регионе, была административным центром Кодацкой паланки (округа) Запорожья. При крепости со временем образовалась слобода. Сейчас это село Старый Кодак на южной окраине города с остатками земляных валов (крепость была срыта после провала военной кампании Петра I по условиям Прутского договора с турками 1711 г.). Земли Запорожья вновь попали под контроль татар, однако право на разрушенный Кодак и окрестности они вскоре уступили Речи Посполитой. Контроль над краем Россия вновь обрела после войны с Османской империей 1735-1739 гг. Однако граница с Крымским ханством проходила всего лишь в 100 км южнее, что мешало освоению края, тем не менее, после войны возникают поселения по Днепру выше Кодака - Романково, Тритузное (1740), Каменское (Днепродзержинск)(1750), Сухачевка (1770), Диевка (1775). Над Кодаком появилось селение лоцманов - Лоцманская Каменка (известно с 1750 г.), хутор Чапли (с 1760-х), Одинковка (1776). Еще с 1732 г. известно с. Карнауховка (территория Днепродзержинска), а в 1736-1783 гг. в устье Самары располагалось российское укрепление - Усть-Самарский ретраншемент (ныне - Рыбальское).

В 1764 году на части земель Запорожских казаков была образована Новороссийская губерния с центром в г.Кременчуг.

В 1774 году, по завершении русско-турецкой войны 1768-1774 годов Крымское ханство из вассала Османской империи стало вассалом Российской империи. В Крым были введены русские войска, эпоха татарских набегов на славянские земли завершилась. В 1775 году Запорожская Сечь по решению императрицы Екатерины Второй была ликвидирована окончательно, ее земли присоединены к Новороссийской губернии, а из самой губернии выделена Азовская. Временно (1776-1778 гг.) резиденцией губернатора была Белевская крепость (ныне г.Красноград в Харьковской области).
Поселения на территории современного Днепропетровска до основания Екатеринослава

Таким образом, к моменту основания губернского города, только в пределах черты современного города Днепропетровска уже располагался ряд населенных пунктов: Самарь (1500/1550, с 1688 - русская Новобогородицкая крепость), Таромское (1564), Каменка (1596), Новый Кодак (1650 или 1660), Половица (1743 или 1747-1794), Лоцманская Каменка (1750), Сухачевка (1770), Диевка (1775), Одинковка (1776). Возможно, существует историческая преемственность: г. Пересечень (IX-XIII века) - г. Самар (Старый Самар) (XIV-XVII века) - Новобогородицкая крепость(1688-1798). Екатеринослав обогнал по населению указанные села и городки только в начале следующего XIX века. В настоящее время указанные села входят в состав Днепропетровска, частично одноэтажная застройка снесена для постройки многоэтажных жилмассивов (Новые Кайдаки, Диевка, Каменка, Мандрыковка, Лоцманская Каменка), на месте бывшей казацкой слободы Половицы находится центр Днепропетровска.

В 1776 году, на реке Кильчень при впадении ее в Самару основан новый губернский город - Екатеринослав. Однако, ввиду неудачного географического расположения на болотистой местности и, как следствие, частых наводнений, болезней среди населения, которое успело достигнуть нескольких тысяч человек, просуществовал город здесь несколько лет.

22 января 1784 года издан указ Екатерины II об основании второго Екатеринослава на реке Днепр. Екатеринослав по первоначальному плану Екатерины Второй должен был стать «Третьей столицей Российской империи». Официально город был основан во время визита Екатерины Второй, которая заложила первый камень в строительство Преображенского собора 9 мая 1787 года. Бывший Екатеринослав на Кильчени был оставлен в ранге уездного центра и вскоре «переведен» на место современного Новомосковска (в то время - с. Новоселица).

Губернские учреждения во время между 1-м и 2-м Екатеринославом (1784-1787 гг.) располагались в г. Кременчуге, откуда они были переведены в Екатеринослав только по указу Екатерины II в 1789 г.

Местоположение центра нового Екатеринослава (на холме) снова оказалось не очень удачным - сказывались трудности с водообеспечением. И городской центр стал постепенно «сползать» на запад, в низину, к Днепру, где ранее располагалась казацкая слобода Половица, известная с 1743 г., когда на холме над ней поселился казак Лазарь Глоба и основал здесь сад (ныне - парк им. Глобы). Уже в 1790-х гг. казацкая слобода была поглощена Екатеринославом, сейчас здесь - центр современного Днепропетровска.

Несмотря на энтузиазм и грандиозные планы генерал-губернатора края (с 1774 г.) Г. А. Потемкина по преврещению Екатеринослава в 3-ю столицу Империи, после смерти его (в 1791 г.) и Екатерины Второй (в 1796 г.), а также ввиду отсутствия средств в казне развитие города затормозилось. Из крупных предприятий была построена лишь казенная суконная мануфактура, основанная в 1794 году. К 1796 г. в городе насчитывалось 11 каменных домов (в том числе дворец Потёмкина) и 185 деревянных домов, в то время как в соседнем Новом Кайдаке было 239 деревянных домов и мазанок. Население Екатеринослава составляло сначала лишь несколько тысяч человек (к 1804 г. - 6 389 человек).

В 1796 году Екатеринослав по указу нового императора Павла был переименован в Новороссийск.

В 1802 император Александр I возвратил городу старое название - Екатеринослав.

Население Екатеринослава продолжало увеличиваться. Так, если в 1804 году здесь проживало 6 389 человек, то к 1853 году - 13 011 человек. В 1838 году начала выпуск первая газета города - «Екатеринославские губернские ведомости».

К 1862 году в городе было 315 каменных и 3060 деревянных домов. Промышленное развитие в первой половине XIX века было относительно слабым - действовали ряд заводиков: кирпичных, чугунолитейного, свечных, мыловаренных, салотопных и кожевенных.

В 1873 году на левый берег (ст. Нижнеднепровск) пришла железнодорожная ветка от Харькова через Синельниково, но только через 11 лет (в 1884 г.) состоялось открытие моста через р. Днепр и вокзала в самом Екатеринославе (на правом берегу Днепра). Железная дорога связала Донбасс (Ясиноватая) с Кривбассом.

Благодаря открытию в районе Кривого Рога железорудных месторождений и угольных - в Донбассе началось бурное промышленное развитие края и его центра. В городе и его окрестностях при активном участии французского и немецкого капитала появилось несколько металлургических заводов (после успешной советской модернизации действующих по сей день). Локомотивное депо Екатеринослава стало крупнейшим на юге Империи. Город стал расти за счет образования возле заводов рабочих поселков. Население Екатеринослава резко выросло - в основном, за счет мигрантов - с 22 816 человек в 1865 г. до 121 216 в 1897 г.

В этом же 1897 г. бельгийские предприниматели запустили в Екатеринославе электрический трамвай - 3-й в Империи после Киева и Нижнего Новгорода. В городе появляются ряд общественных, культурных и образовательных учреждений.

К концу века население губернского центра состояло на 42 % из русских, на 35 % из евреев, и лишь на 16 % из украинцев.

В начале XX века город продолжал бурно расти, развивалась промышленность, торговля, росло население - с 121 тыс.жителей в 1897 г. до 252,5 в 1910 г.

В событиях 1905 г. екатеринославский пролетариат принимал самое активное участие. Здесь, в частности, начинали свою революционную деятельность И. В. Бабушкин и Г. И. Петровский.

В октябре 1918 г. при гетьмане Скоропадском был открыт университет, действующий и поныне (Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара).

В ходе гражданской войны город неоднократно переходил из рук в руки (деникинцы, Нестор Махно, петлюровцы и другие)

В 1918-1919 годах город предлагалось называть Сичеславом. В 1926 переименован в Днепропетровск - за счёт расположения на реке Днепр (укр. название Дніпро) и в честь одного из деятелей коммунистического движения Григория Петровского (прижизненно).

25 августа 1941 г. город был оккупирован германскими войсками и позже попал в состав рейхскомиссариата Украина в качестве центра округа.

Освобожден 25 октября 1943 г. войсками 3 Украинского Фронта в ходе Днепропетровской операции.

После войны город был восстановлен и снова стал одним из важнейших промышленных и научных центров СССР. Уже в 1945 г. практически все эвакуированные на Восток заводы возобновили выпуск продукции. Кроме расширения и модернизации дореволюционных и довоенных предприятий здесь появились такие объекты, как Южный машиностроительный завод (строился с 1944 г.), Днепровский машиностроительный завод, радиозавод (с 1945 г.), Приднепровская ТЭС (1952 г.), завод тяжелых прессов (1953 -1955), шинный завод (1956-1961 гг. - Всесоюзная ударная комсомольская стройка); трикотажная фабрика «Днепрянка», (1969 г.), завод «Полимермаш»: в дополнение к старым промышленным узлам - Западному и Северному - добавился Южный.

С 1955 г., после восстановления и застройки монументальными зданиями центра города (1948-1957) активно начали застраиваться свободные земли в южных районах Днепропетровска: пр. Кирова (верх), ул. Днепропетровская (ныне - Героев Сталинграда) - 12-й квартал, пр. Гагарина (верх), а также Новомосковское шоссе (ныне пр.им. Газеты Правда) и ул. Косиора - т. н. «хрущевская» застройка. По правому берегу Днепра была построена самая длинная в Европе набережная.

В 1966 г. был сдан автомобильный Мост № 2 - самый длинный мост через Днепр («Новый мост»).

В конце 1960-х - 1970-х в основном были построены новые жилые массивы 9-12-этажной застройки: Красный Камень, Парус, Коммунар, Тополь, Победа (1971-1983 гг.), Сокол, Западный, Северный, Левобережный, Клочко, Солнечный, Юбилейный, район улиц Калиновой, Строителей, Гладкова.

В конце 1970-х -1980-х строились массивы Левобережный-3, Фрунзенский, район Подстанции, начал застраиваться многоэтажными домами верх ул. Рабочей. В это же время в Днепропетровске появился ряд зданий оригинальной архитектуры общественного назначения:

  • Театр оперы и балета (1974)
  • Диорама «Битва за Днепр»(1975)
  • Летний кинолекторий в парке им. Шевченко (1977)
  • новые корпуса Зенитно-ракетного военного училища (1978)
  • новая гостиница в аэропорту (1979)
  • новый цирк (1980)
  • Дом архитектора (1980)
  • Дом политпросвещения (1982)
  • новая поликлиника УВД (1982)
  • новое здание Горисполкома (1983)
  • Железнодорожный почтамт (1983)
  • реконструированы исторический музей (1977), Украинский драмтеатр им. Т.г. Шевченко (1979), кинотеатр «Родина».

Указом Президиума ВС СССР от 20 мая 1976 г. Днепропетровск награждён орденом Ленина.

В 1977 году для увеличения численности города Днепропетровска (для начала строительства метро требовалось не менее 1 млн населения) в состав областного центра были включены г. Игрень, г. Приднепровск, с. Чапли и др.

До 1987 года - закрытый для иностранцев город, из-за размещения в нём ракетного производства (ПО ЮМЗ).

К концу 1980-х годов в связи с кризисными явлениями в экономике развитие города постепенно остановилось, продолжалась лишь достройка жилмассивов Тополь-1, Левобережный-3, верха ул. Рабочей. Однако в середине 1990-х (в основном, благодаря активности будущего премьер-министра Украины П.И.Лазаренко)сданы в эксплуатацию новый автовокзал и 1-я очередь метро (6 станций, 7,9 км), новый хирургический корпус областной больницы им. Мечникова, проведена реконструкция центрального рынка «Озерка».

За послевоенный период население города более чем удвоилось: с 662 тыс.человек в 1959 г. до 1 млн 203 тыс.человек в 1991 году. После этого население города неуклонно сокращается: как по естественным причинам (сократившаяся рождаемость и возросшая смертность), так и вследствие переселения граждан в страны ближнего (в основном в Россию) и дальнего (Израиль, Германия, США) зарубежья. Значительное количество днепропетровцев находится на заработках в Москве, Тюмени, Италии, Греции, Испании.

С началом нового века жизнь города начала постепенно оживать после кризиса 1990-х годов. Начали появляться новостройки, новые торговые и торгово-развлекательные центры («Дафи», «Новый мост», «Материк», «Вавилон», «Цунами», «Гранд-Плаза». «Хай-тек»), автосалоны, кинотеатры современного формата. Сильно развилась сеть банковских учреждений.

В сентябре 2008 г. открыт после капитальной реконструкции под патронатом группы «Приват» стадион «Арена-Днепр» (ранее - стадион и вещевой рынок (в 1990-е)"Металлург"). Однако стадион не соответствует требованиям проведения матчей «Евро-2012». Реконструирована и прилегающая территория.

Вместе с тем, практически исчезли с улиц города автобусы большой вместимости, гораздо меньше стало троллейбусов и трамваев. Основная масса пассажиров перевозится маршрутными такси. Также накопился и ряд других проблем.

 

 

Сайт:   http://dniprorada.gov.ua

Предложения паломнических поездок