Центры паломничеств
Паломничества

09 Июля 09Юрий Петровский

Северный Афон

Не так давно группа паломников из Екабпилса и Даугавпилса посетила ряд российских монастырей. Валаам планировался как последняя - самая северная точка пятидневного паломничества. Однако все промежуточные остановки сразу отошли на второй план, померкнув перед мощью и величием святого острова.

Вся группа (а это почти 60 человек) говорила о своей поездке исключительно как о ПАЛОМНИЧЕСТВЕ НА ВАЛААМ и никуда более. Стоит ли удивляться, что, не успев рассесться по своим местам в автобусе, как маршрут был моментально изменен: сначала и во что бы то ни стало посещение Валаамского монастыря, затем - все остальное.

Дорога

В конце первого утомительного дня неожиданно выяснилось, что о ночлеге ни с одним из монастырей договориться не удалось. К тому же и автобус вскоре нужно было ставить на стоянку, как того требовали нормы эксплуатации.

Всем нам грустно улыбалась безрадостная перспектива ночевать сидя в автобусных креслах. Мало того, из-за желания сократить путь, мы полдня ехали напрямую по проселочным дорогам, но из-за их плохого покрытия потеряли в скорости, а значит - в расстоянии. Это было хуже всего, так как, даже добравшись до шоссе и ударив по газам, мы (учитывая остановку для ночлега) уже не успевали на утреннюю «ракету» до Валаама.

Что делать? Остановились. Прочитали молитву Николаю Чудотворцу. Поехали дальше. Вскоре увидели белые монастырские стены с башнями и выглядывающими из-за ограды главами древних церквей.

Послали «разведчиков». Они вернулись минут через пять. Грустные и задумчивые. Выяснилось, что этот монастырь - особенный. Не мужской, и не женский, а - девичий. И состоит он из настоятельницы, которая куда-то уехала, одной монахини и нескольких девочек-послушниц. Живут они бедно. Настолько бедно, что у них есть всего одна комната для жилья да крохотная кухонька. Все остальные здания в запустении, и для ночлега, тем более группы в 65 человек, совершенно не пригодны.

Едем дальше. Спрашиваем дорогу у всех, кого только можно встретить на пустынном шоссе поздно ночью. Но все наши усилия пошли прахом. Искомый (еще один) монастырь остался где-то позади - мы его проехали не заметив. Зато нашли придорожную гостиницу. После долгих совещаний (номера дорогие и их количество ограничено), решаем ехать дальше.

Под утро мы прибыли на пристань в Сортавалу.

Лишь много позже - уже после возвращения домой - начинаешь понимать истинный смысл всего произошедшего в дороге. Но тогда, когда вместо предполагаемого ужина и планируемого ночлега в более-менее сносных условиях тебе предлагают подремать в тесном кресле душного автобуса, очень трудно не поддаться общему настроению и не высказаться по поводу организаторских способностей руководителей поездки.

Однако эти небольшие испытания пошли нам только на пользу. Во-первых, мы получили духовное напоминание: чтобы попасть в святое место, нужно потрудиться, в том числе и претерпеть некоторые неудобства. Во-вторых, мы все-таки успели на кораблик, отправлявшийся около 9 часов утра на Валаам. В-третьих, пришлось вспомнить давно известную истину: если по твоей молитве к святому угоднику что-то не происходит немедленно и в точности так, как ты этого просишь, это еще не значит, что ты не был услышан. Все уже устраивается наилучшим для тебя образом, хотя, возможно, ты этого еще совсем не понимаешь...

Высокая земля

Учитывая местонахождение острова Валаам, наиболее вероятно, что его название произошло именно от финского словосочетания «высокая земля». Однако некоторые исследователи связывают название острова с языческим богом Ваалом (Велесом). Это теория также имеет право на существование, поскольку в древности Валаам также являлся сакральным местом - здесь находилось языческое капище. По этой-то причине, согласно легенде, на остров и прибыл просвещавший славянские земли апостол Андрей Первозванный. Он разорил капище, воздвигнув на его месте православный крест.

Как и в апостольские времена, Валаам, с его крутыми берегами, высоко вздымается над поверхностью воды. По сути дела - это монолитная гранитная скала, верхняя часть которой была сглажена ледниками во время глобального похолодания на Земле.

Сорокакилометровый путь на большом пассажирском катере на подводных крыльях, занимает около получаса. Интересно, что все пассажиры четко делятся на две группы: первая стоит на прогулочной палубе, с нетерпением вглядываясь в окружающие виды, вторая - погружена в себя, в душе переживая величие момента скорой встречи с чудесным островом.

На Валааме множество построек. Главной из них является Спасо-Преображенский монастырь. Здесь также есть 13 скитов (в настоящее время действуют 6, паломникам открыты 3 - Воскресенский, Никольский и Гефсиманский). Кроме этого, на Валааме повсюду множество маленьких часовен и поклонных крестов.

Не церковная жизнь представлена несколькими частными домами. Об относительно недавней истории на острове напоминают остатки военных укреплений, входивших в линию Маннергейма. Во время нашего приезда здесь во всю шло и строительство.

Поскольку еще в 2004 году на Валаам был закрыт свободный доступ, на остров можно попасть только через паломническую службу. Однодневное пребывание обычно включает в себя экскурсию, трапезу в монастырской столовой, службу в храме, посещение церковной лавки, а также неторопливые прогулки по близлежащим окрестностям. Но, если действовать по этому плану, истинного Валаама увидеть не удастся.

Валаам проявляется в какой-то особой благодатной тишине, изумительной природе и чистейшем воздухе, напоенном особой благодатью. Стоит лишь отойти на пару километров от туристической сутолоки (новые группы прибывают каждые два часа), как оказываешься в совершенно особом мире, полном Божественной красоты и гармонии.

Святитель Игнатий Брянчанинов недаром называл Валаам «ступенью к небу». Здесь, действительно, чувствуешь себя гораздо ближе к Господу Богу, чем где бы то ни было.

Люди Валаама

Сейчас на острове проживает несколько десятков местных жителей. В основном это потомки обслуживающего персонала, устроенного здесь после Второй мировой войны пансионата для одиноких ветеранов-инвалидов. Эти люди, не смотря на правительственную программу помощи по их переселению на «большую землю», отказываются уезжать - никто не хочет по доброй воле покидать святой остров.

Кроме упомянутых местных жителей, основным населением острова все-таки являются монахи. Иноческая жизнь в обители была возрождена 14 декабря 1989 года. В этот день в Большой Никоновской бухте у Воскресенского скита пришвартовался корабль, на борту которого находились первые шесть иноков (четыре иеромонаха и два послушника). Сегодня братия насчитывает полторы сотни человек.

Но не все живут в Спасо-Преображенском монастыре. Многие, ревнуя к тишине, уединению и еще более суровому быту, укрываются от мирской суеты в скитах. Некоторое количество насельников проживает на монастырских подворьях в Москве, Санкт-Петербурге, Приозерске и Сортавале.

Значительную группу составляют трудники, а также большая группа строителей-мусульман из Таджикистана - монастырское хозяйство восстанавливается рекордными темпами. Поразило отсутствие нищих (наверное, добраться до острова им не так-то просто). Зато много торговцев сувенирами и поделками на религиозную тему.

Продаваемые на латках вещи дешевле своих аналогов в монастырских лавках, да и сделаны, на мой взгляд, с большей фантазией. Поговорив с продавцами, удалось выяснить, что большинство продаваемого здесь товара производится прямо на монастырском подворье мастерами, занятыми на реставрации храма. (Надо полагать, в свободное от основной работы время.)

Примечательно, что рядом с православными крестами, колокольчиками с надписью «Валаам» и вышитыми полотенцами мирно соседствуют фигурки зверей и странных человечков. «Это - домашние обереги!» - в полголоса, подавшись вперед, комментирует торговка свой товар.

Свет православия

Человеку свойственно скорбеть по чему-то невероятно прекрасному, где он мог бы быть счастлив (или был счастлив?), но что утратил, и куда, возможно, никогда не вернется вновь. Это воспоминание о потерянном Рае, хранящееся в наших генах. Но Валаам приближает нас к райским вратам. И потому, едва ступив на эту каменистую землю, появляется ощущение, что ты возвращаешься домой, что твой настоящий дом где-то тут, рядом. Поэтому большинство паломников так любит бродить по окрестностям. Их словно гонит какое-то невнятное чувство поскорее найти, обнаружить ТО ГЛАВНОЕ, ради чего они сюда приехали.

Монахи не любят пустых хождений по острову. Здесь все заняты делом: кто-то работает, кто-то молится. Они уже давно поняли, что к Богу не придешь через прогулки и любование красивыми видами. Для того, чтобы «ступенька к небу» превратилась в лестницу, нужны труд и непрестанная молитва. Поэтому паломникам предлагается достаточно насыщенная программа - все должны заниматься делом.

Дело паломников - познакомиться с островом и, по возможности, получить хоть какую-то пользу для своей души.

Валаам неоднократно переживал периоды небывалого подъема и полного упадка, когда монашеская жизнь замирала на целые столетия. Зато «Ваамский патерик» насчитывает около 30 подвижников благочестия. Самые почитаемые - это, конечно, основатели Валаамской обители Сергий и Герман, чьи мощи почивают под спудом в нижнем храме Спасо-Преображенского собора.

В верхнем храме заканчивается реставрация. Его стены, своды, купола расписаны иконами и сценами из Священного Писания. Это своеобразный образ Неба - престола Господа, окруженного архангелами и святыми угодниками.

Интересно, что правая стена винтовой лестница, ведущей на второй этаж, украшена чудесной во всех отношениях фреской. Она представляет собой вереницу святых (наверное, здесь изображено больше сотни фигур), которые идут на небеса ко Господу. Отмечу еще один интересный факт: в конце процессии есть пустое место. Тебя словно приглашают стать в конце и пойти в Рай месте со всеми.

В храмах нет электрического света. Электричество лишает службу особого благолепия. Поэтому храм освещается паникадилами с множеством цветных лампадок: красных, синих, зеленых, которые радостно горят где-то в темной вышине. Да и лики святых на иконах становятся совершенно живыми, если их освещают свечи и лампады.

Особо молитвенное настроение создает пение клиросного хора, исполняющего в особой - Валаамской - манере положенные по уставу песнопения. Руководит хором молодой иеромонах. По виду - лет двадцати, не больше.

Пение монашеского хора, так же, как и исполнение песнопений мужским вокальным ансамблем «Валаам», дающим для туристов 15-минутные концерты с целью сбора средств на реставрацию монастырской надвратной церкви, создает совершенно особое настроение, нежели пение хора женского. Некоторые «знатоки» объясняют это следующим образом: плохо поставленные женские голоса действуют раздражающе на человеческую психику, а мужские, благодаря своему резонансу, - всегда оказывают благоприятное воздействие.

Теперь о колокольном звоне. На 70- метровой колокольне Спасо-Преображенского монастыря установлено 14 колоколов. Главный из них - «Андрей Первозванный» - весом в 14 тон и голосом «нижняя до», заменил своего предшественника, разбитого осколками снарядов в 40-х годах прошлого века. Звон колоколов разноситься далеко за пределы острова. К сожалению, из-за шума моторов скоростных катеров, услышать валаамские колокола с озера невозможно.

Заключение

Почти все, уезжающие с Валаама, увозят с собой небольшие камушки на память об этом чудном путешествии. Кусочек пятнисто-серого гранита лежит и возле моего компьютера. Я его подобрал недалеко от пристани - среди грязи и мусора. Но, как знать, может, и на него ступала нога или падал взор одного из Валаамских святых?

Иногда я беру это камушек в руку, и мыслями уношусь на далекий остров, укрытый среди вод Ладожского озера. Мне вспоминается залив с лесистыми берегами, в котором я купался, солнечные лучи, пробивающиеся к земле сквозь сосновые иглы, пышное разнотравье, необъятный и бездонный небесный свод.

Я сморю на свой камушек, и вспоминаю старое монастырское кладбище. На могилы многих иноков указывают лишь плоские, обточенные водой камни, размером с лист писчей бумаги. На них - имена, даты жизни, да маленькие православные крестики, выведенные черной краской.

Сколько подвижников благочестия, отдав Господу все, что имели, уснули здесь на веки?! Но, придет время, и они пойдут на последний суд к своему Творцу, чтобы получит у него оправдание и жизнь вечную на преобразившейся земле.

Места:
Валаамский монастырь


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии