17 Июля 09Валерий Капралов, иподиакон, послушник храма во имя святого Илии Пророка г. Иваново
Паломничество на Валаам
1 декабря
Электричка отходит с Финляндского вокзала города Санкт-Петербурга. За окном стремительно меняется природа. Городской пейзаж уступает место болотистым лесам и равнинам. Всё больше попадается огромных камней, покрытых мхом и лишайниками. Три часа пути, и вот наша станция - Приозёрск. За час, не торопясь, пешком пересекаем городок. На окраине виднеется маленький причал. С этого причала два раза в неделю отходят пароходики (малый монастырский флот) на остров Валаам. В домике на пристани любезно приняли, накормили гречневой кашей с чаем, сразу почувствовалось веяние монастырской жизни.
В 14.20 маленький теплоходик «Святитель Николай» выходит в Ладожское озеро. Вода за бортом тёмная и холодная. Через полтора часа уже не видно берегов. По пути попадаются небольшие островки Валаамского архипелага. Вот и самый большой из них - Валаам. Издали нам приветливо светит маяк - колокольня Спасо-Преображенского собора. Теплоходик входит в монастырскую бухту мимо скита святителя Николая - бывшей монастырской таможни. Уже стемнело. Ощущаешь особое благоговение перед этим святым местом. Здесь свой устав, своя жизнь, своя цивилизация...
Восхищает убранство собора. Монастырские богослужения длинные. Службы здесь проходят при свечах. Даже в паникадиле горят свечи. Метрах в пяти уже слабо различимы силуэты молящихся. Вечерня проходит крайне неторопливо. В 19.00 братия собирается на трапезу. Молитва. Через десять минут звон колокольчика. Благодарим Господа...
После трапезы узнал, кто здесь благочинный. Им оказался худощавый, высокого роста иеромонах Давид в черной мантии. Человек мягкий, спокойный, обходительный со всеми. Пальцы у него музыкальные, взгляд смиренный. Наверное, такой человек не может быть гордым или тщеславным. По благословению благочинного остановился в монастырской гостинице, а наутро должен был вновь с ним увидеться.
Помещение гостиницы: двенадцать железных коек в два этажа, стены и пол подготавливают к покраске. Тепло, можно сказать жарко. Храм, а также все помещения отапливаются печами. Во дворе сыро, а в воздухе стоит приятный запах дыма из печных труб. На душе полное удовлетворение и чувство, что попал в XIX век. Главный смотрящий за всем порядком - брат Александр (Лютый). Выцветший коротковатый подрясник и добродушный взгляд выдают в нём человека весьма доброго и весёлого.
Перед сном вышел прогуляться по двору гостиницы. Удивительно, начало декабря, снега нет, а трава на газонах зелёная и пошла в рост. Сразу видно: место необычное, святое. Недалеко корпус женского общежития. Они тоже трудятся на разных послушаниях при святой обители.
Посмотрим, что будет завтра.
2 декабря
Служба в монастыре начинается с полунощницы и переходит в литургию, которая на буднях начинается в 6.00. После литургии дали послушание чистить яблоки и картошку на кухне. Вся работа заняла не более трёх часов. В перерыве работы принесли икру форели. Кто хотел, ели ложками. Первый приём пищи в монастыре - обед в 13.00. После обеда есть пара часов свободного времени. Прогулка по острову в хвойном лесу даёт заряд сил и бодрости, даже попадаются грибы. Здесь не чувствуется утомление или слабость. Зимой, как рассказывал один рабочий, вся Ладога белая, а в солнечные дни нельзя ходить без темных очков. Снег так искрится, что можно получить ожог роговицы (были и такие случаи). Луна светит очень ярко, даже деревья отбрасывают чёрные тени. Эти строчки пишу при свете луны.
Монахи приветливые, но не очень разговорчивые. Наверное, подвиг молчания здесь приветствуется. Когда исполняешь послушание, запрещено разговаривать, можно лишь читать про себя Иисусову молитву.
В Ладожском озере, в дальнем Воскресенском скиту разводят рыбу: осетров и форель.
Вообще, на острове много приезжих (паломников, трудников, наемных рабочих) даже в это время года.
Беседа с отцом Давидом после трапезы состоялась у него в приёмной (кто, откуда, на какой срок здесь и т.д.). Поговорили душевно. Коробка греческого ладана и пара упаковок свечей пришлись как нельзя кстати. Батюшка был весьма доволен, распорядился переселить в летнюю гостиницу за территорией монастыря. Там уютнее и тише. На душе полный покой. Ни о чём не думается. Такое чувство, что нет у тебя ни прошлого, ни будущего, есть только настоящее.
Монашеская жизнь сложна. На неё надо долго настраиваться, даже чтобы взглянуть со стороны, хоть как-то понять, прочувствовать. Живут же они здесь десятками лет и спасаются. Подвиг наисложнейший. Не столько человеку приходится искоренить и отбросить от себя лишнее, греховное, сколько принять новое, неизведанное, и это в дальнейшем формирует новый взгляд на жизнь, новую форму поведения. Воистину - ШКОЛА.
3 декабря
Воскресная литургия длилась около трёх часов. Причастился. Служил наместник - епископ Панкратий. В храме в честь праздника зажгли свечное паникадило. После службы вся братия торжественно во главе с епископом направилась в трапезную. Суп из форели, рыба солёная, рыба жареная, масло оливковое, грибы пряного посола, огурчики маринованные, во всём чувствуется праздничная атмосфера. Монах во время трапезы читает наставления из жизни и устава монастырского общежития. Все едят и благочестиво слушают.
Дорога к Всехсвятскому скиту составила около сорока минут неторопливой прогулки по лесу. Природа чудесная. Сосны на каменном утёсе растут в расщелинах камней, а корни свисают с обрыва. Запахи леса обостряются, так как дует сырой воздух с Ладоги и моросит дождик. Скит - большой храм: летний - верхний, зимний - нижний. Вечерняя служба проходила в нижнем храме при свете нескольких лампад да двух свечей. Батюшка отец Серафим читает наизусть акафист Пресвятой Богородице. Благочестивый и тихий, он ласково улыбнулся, благословил, поздравил с праздником. Побольше бы нам таких пастырей, и люди бы потянулись к ним, а через них уже к Богу. Вышел из храма, перекрестился. Темно. Иду через лес, а самому так спокойно и легко на душе, как будто с ангелами на службе пребывал.
Всенощное бдение в 20.00 служил епископ Панкратий. В полумраке горят два боковых паникадила с лампадами вместо лампочек. С электричеством на острове часто перебои. Его здесь вырабатывают небольшие дизельные подстанции. Но отсутствие света никого не беспокоит. Служба долгая с помазанием из лампады от иконы Пресвятой Богородицы. Владыка служил и исповедовал. Пол-первого ночи полный отбой.
4 декабря
Божественная литургия с девяти часов. Сегодня праздник - Введение во храм Пресвятой Богородицы. На службе снова причастился. После праздничной трапезы продолжил ознакомление с островом. Лесная дорога накатана, видно, часто ездит стройтехника. Навестил Гефсиманский скит с часовней в честь иконы «Моление о Чаше», далее прошел в Воскресенский скит. Это довольно большой храм с малым корпусом - кельями. Местный рабочий разъяснил, что сейчас здесь не служат (нет священника). Прогулялся мимо Коневского скита (считается закрытой территорией: без благословения наместника входа нет). Прошел дальше к огромной, из красного кирпича, на вид новой ферме. На самом деле она построена в XIX веке. Здесь около 50 голов, 10 коров дойные. Раньше в гончарной мастерской на острове кирпич обжигали до состояния керамики, поэтому постройка так хорошо сохранилась. Братия помогла сориентироваться, как пройти к главной усадьбе монастыря. Один перевез на лодке через пролив. Иду по лесу к монастырю, тороплюсь засветло успеть к вечерне.
Разговорился с комендантом летней гостиницы. Она была приятно удивлена тем, что я из Иванова (знает некоторых сестер Введенского женского монастыря).
5 декабря
Сейчас в монастыре такой период, когда паломников нет и работы немного. Братия со всем справляется самостоятельно. Здесь всё налажено, можно лишь быть на подхвате. В летней гостинице по соседству живут мирские рабочие. У них рабочий день начинается с девяти часов. Они на особом положении и трапеза у них отдельная, пост не держат, да и на территории обители редко появляются. Они строят дороги, занимаются отделкой, работают в обеспечении монастыря. Связь материка и острова обеспечивают вертолет, катера на воздушной подушке, обычные суда. У монастыря своя авиация и флот!
Закончились праздники, и пища стала проще: перловая каша с тушёной морковью, овощной супчик и чай.
Старая лиственная аллея, посаженная, пожалуй, при игумене Дамаскине, ведёт на кладбище. Высоченные и стройные деревья подчёркивают величие и красоту здешних мест. Кладбище старинное. Много каменных и деревянных крестов. Попадаются просто столбики на могилках. Здесь по-особому спокойно и благодатно. Рядом с храмом возвышаются четыре креста - четыре игуменские могилы. Царствие небесное и вечный покой от века сего отошедшим отцем и братиям нашим...
Лес здесь какой-то другой, необычный. Деревья всё те же, да не те. Стволы покрыты мхом. Всё таинственно, неповторимо. Вот и небольшой водопадик с маленького утёса. Бежит ручеёк, прокладывая себе русло в дремучем лесу, шумит вода. Лиственницы с двух сторон образуют тёмный туннель в мир иной, в мир вечный, а в конце туннеля светит восходящая луна.
Сейчас жизнь становится однообразной. Завтра будет то же, что было вчера. Кажется, для монахов отсутствует понятие времени как такового. Есть время молиться, время трапезничать, время выполнять послушания. Люди на материке куда-то спешат, думают, как бы не опоздать. Там время определяет дела. Здесь наоборот - дела формируют время. Наверное, жизнь на острове течёт вне времени. Люди просто трудятся на благо ближних и во славу Божию. Кажется, что время здесь связано с навигацией: прибытие и отплытие теплохода - связь с миром. Для Господа тысяча лет как один день и один день как тысяча лет. Вот и братия стремится к спокойствию, созерцанию духовного мира, к неизменности.
6 декабря
Причастился на ранней литургии. Отключили электричество. Пишу при свече.
Стоит учиться у здешней братии простоте, независтливости и обходительности с ближними. Вместе с тем они немногословны. Простота душевная присутствует во всех отношениях между ними. Даже епископ - не высшая номенклатурная единица, а наставник, отец, игумен.
У монастыря есть три сада: верхний, средний и нижний. Сегодня убирали мусор и опавшую листву в нижнем саду. Работали полтора часа до обеда и столько же после. Вечером снова на службу. Есть желание остаться, но что-то тянет назад, домой. Мирской человек может посещать святые места сроком, пожалуй, до одной недели. Далее идет перелом...
Сегодня за трапезой один монах обратился к братии с земным поклоном и испросил прощения. Таков устав. Как позже оказалось, он проспал свое утреннее послушание.
Вечером попрощался с комендантом. Она подарила иконку Валаамской Божией Матери, дала визитку отца Мефодия - директора Православного культурно-просветительского центра «Свет Валаама», приглашала еще посетить обитель. Спаси Господи!
7 декабря
Причастился на ранней литургии. Отец Давид благословил в дорогу (он же был служащий). Так пребывание на Валааме началось общением с отцом Давидом и его же благословением и завершилось.
Теплоходик «Святитель Николай» отходит на Приозёрск в 9.00. Четыре с половиной часа - и мы на материке. Ветер на Ладоге поднялся сильный. Волны качали судно из стороны в сторону так, что звонил колокол у входа в трюм, а вода зачастую захлёстывала палубу, брызги от волн окатывали людей с головы до ног. Потом передавали штормовое предупреждение на две недели.
Электричка увозит нас из Приозёрска в Санкт-Петербург. Медленно погружаюсь в мирскую жизнь с её суетой. А где-то там, на острове, всё как всегда: неизменно и спокойно. В уме повторяю снова и снова: «Преподобные Сергий и Герман, валаамские чудотворцы, молите Бога о нас. Аминь».
Организатор: Паломнический центр Московского Патриархата
Места:
Валаамский монастырь
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии