05 Июля 09Т.А. Великанова
Паломничество в Курскую Коренную пустынь
Мне уже немало лет, а услышала я об этой святыне, к стыду своему, только года два назад и то случайно. Но ведь и где было услышать?... Все школьные и студенческие годы, да и позже тоже, нас старательно отгораживали от истории Русской Православной Церкви. Поэтому все наши знания в этой области отрывочны, случайны и неполны. И мы их пополняем теперь где можем и как можем.
Года два назад лечилась я в санатории в Рышкове, пригороде Курска. Курск - город древний, историю ведёт с летописных времён. Красив он и своим рельефом - расположен на нескольких холмах, на слиянии двух живописных рек, Сейма и Тускари, и своей зеленью, и старыми, сохранившимися и восстановлёнными храмами и домами. Курск - родной город замечательных людей, принесших ему славу. Это родина художника А.А. Дейнеки (там есть его музей). Скульптор В.М. Клыков тоже курянин, и его скульптуры украшают город. Но более всех прославил Курск первыми своими чудесами наш русский святой Серафим Саровский.
Современное четырехэтажное здание санатория стояло посреди парка, к нему примыкало здание столовой, кинозал и библиотека. Библиотекарша, молодая женщина, коренная курянка, большая патриотка своей малой родины, со знанием и энтузиазмом рассказывала о местных достопримечательностях. Она организовывала наш досуг, а в конце нашего пребывания предложила поехать в Коренную пустынь. Во время обеда я спросила своих соседей по столу, местных жителей, что это за место. Они помолчали, а потом один ветеран Великой Отечественной войны коротко ответил: «Поедете - увидите сами». Только потом я поняла, что ответить в двух словах, походя, за едой, невозможно.
Рассказ был длинным, начался он в дороге и продолжился в Коренной пустыни. Вот что я узнала.
Случилось это очень давно, в 1295 году. Русь стонала под игом Орды: захватчики разоряли и грабили русские селения, убивали или уводили в плен жителей, сжигали дома и храмы. Трое православных в лесу около реки Тускарь, промышляя то ли бортничеством, то ли ещё чем-то, остановились передохнуть под могучим деревом, присев на его корни. Один из них заметил меж корней дощечку и поднял её, и тут же из этого места забил источник, как потом оказалось, животворный, целебный. А дощечка эта оказалось не простой - на ней был лик Богородицы с Младенцем. И что ещё отличало именно эту икону от других изображений Божией Матери - Младенец был спелёнут. Потом на этом месте построили часовню, в которой и хранилась эта икона Божией Матери «Знамение» - Курская Коренная, как она стала называться с тех пор.
Но во время своего очередного набега захватчики из Орды сожгли часовню, икону разрубили мечом и бросили её части в разные стороны, а священнослужителей увели в плен. Позже русский князь выкупил у ворогов священника, и тот немедленно отправился на поиски иконы, вернее её половинок. Помогли ему в поисках кусты необыкновенных, невиданных в тех местах цветов, которые расцвели над разрубленной иконой. И когда половинки иконы поднесли друг к другу, они соединились, срослись заново. Только осталась маленькая зарубка в том месте, куда вошёл меч.
С тех пор икона не раз меняла место своего пребывания, но, в конце концов, осталась в Курске в большом соборе, построенном в её честь. А в Коренную пустынь возвращалась каждый год и была там с весны до осени. Несли святыню большим крестным ходом километров сорок. Каждый православный считал для себя большой честью участие в нём, хотя путь был не лёгок, а иногда сродни подвигу. И это было предметом гордости для всей семьи паломника. Именно с чувством гордости молодая женщина поведала мне, что её бабушка когда-то прошла весь путь с крестным ходом.
Это великое движение народа запечатлел Илья Репин на своём знаменитом полотне «Крестный ход в Курской губернии». Мы бесчисленное число раз видели это полотно в Третьяковке и на репродукциях, но никогда и никто на моей памяти не объяснял смысла этого движения, замалчивая историю Коренной пустыни. И только теперь я это узнала.
После революции, когда храмы закрывались и разорялись, священнослужители прятали и хранили икону. Началась её новая длинная дорога. Она побывала и на юге России, и в Европе, и, наконец, оказалась в Америке, в русском соборе в Нью-Йорке. В прошлом году наш президент В.В. Путин, прибыв в США с визитом, побывал в соборе и поклонился нашей святыне. Священнослужители собора недавно были в Курске и в Коренной пустыни. Не знаю, о чём шли переговоры, но куряне верят, что их святыня рано или поздно вернётся на родную землю.
Сейчас в храме в Коренной пустыни находится копия иконы Божией Матери «Знамение» - Курская Коренная, как принято здесь говорить, «список», икона уже намоленная и очень почитаемая. И опять восстановилась традиция крестного хода, только по немного изменённому маршруту и более короткому. Ведь старый путь уже многократно пересекается автомагистралями, линиями железных дорог и другими недоступными территориями.
В Коренной пустыни мы оказались в потоке многочисленных паломников. С высокого берега, где стоял большой храм и где распростёр руки над верующими воплощённый в бронзе Серафим Саровский, вниз вела длинная железная лестница. Там внизу, около часовни, почти на берегу реки Тускарь, бил животворный источник. Оттуда поднимались люди с бутылочками с целебной водой.
Когда я остановилась перед длинным спуском, ко мне подошла наша милая руководительница и сказала:
- Вы не сможете спуститься и, тем более, подняться. Отдохните здесь, а я наберу воды и принесу вам.
- Спасибо. Я сама спущусь.
Я точно знала, что мне это будет по силам, и знание это было не на пустом месте. Несколько лет тому назад в Новодевичьем монастыре были привезенные с Афона мощи целителя Пантелеимона. Я стояла в очереди часов восемь, чтобы приложиться к ним. Если бы мне раньше сказали, что мои артрозные ноги смогут выдержать это, я бы не поверила. Мне очень запомнились тогда слова одной очень старенькой бабули, которую уговаривали пойти без очереди: мол, вас сразу пропустят к мощам. Она отказалась, говоря: «Потрудиться надо». Да, чтобы дойти до святыни, надо потрудиться, но труд по силам и преграды преодолимы. Люди шли спокойно, помогая друг другу, некоторые держали в руках молитвенники или собирались по двое, по трое и пели молитвы, и казалось, что мы уже на службе. А конец пути, когда мы уже вошли во двор монастыря, был радостным: нам дали испить святой воды, а молодые монахини угостили нас только что испечёнными пирожками.
К мощам святого Андрея Первозванного я стояла в непогоду: дул сильный ветер и бил косой дождь, так что платок на голове стал мокрым, но я, хоть и быстро ловлю всякую простуду, тогда даже не чихнула. А к иконе Тихвинской Божией Матери в Храм Христа Спасителя я стояла ночью. Рядом со мной в очереди был молодой человек, так он всё время обо мне заботился: как увидит свободную скамеечку, усаживал меня, говоря, чтобы я не волновалась, что он меня не потеряет и позовёт, когда надо. Когда мы вышли из храма, молодой человек оставил свою визитку: оказалось, он занимается бизнесом и сейчас работает в Германии, но приехав в Москву по делам на два-три дня, посчитал необходимым потратить несколько часов, чтобы поклониться святыне.
Обо всём этом я вспомнила, когда стояла перед длинной лестницей. Я спокойно спустилась, напилась из источника, взяла с собой воды и поднялась наверх.
Затем я направилась в храм, чтобы поклониться иконе Божией Матери. Она совсем небольшая, с красивым деревянным окладом, а на нём изображения святых. Чтобы купить образки и подать записочку о здравии близких, я подошла к пожилому батюшке, стоявшему у прилавка. Одета я была, к сожалению, неподобающим образом. Весна была холодная, и на мне были тёплые брюки, куртка и тёплый платок. Батюшка со всеми, кто к нему подходил, вёл коротенькую беседу, особенно внимателен был к молодым. Увидев меня, опирающуюся на палку, он спросил:
- Вы в брюках, потому что у вас ноги больные?
И получив утвердительный ответ, сказал:
- Мне надо было узнать, надо было понять, теперь я понял.
И ни слова упрёка.
Вернувшись в санаторий, я передала бутылочку с водой своей старенькой соседке, а сама ещё долго перебирала в памяти и переживала всё увиденное и услышанное.
Организатор: Паломнический центр Московского Патриархата
Места:
Коренная Рождество-Богородичная мужская пустынь
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии