Центры паломничеств
Паломничества

14 Сентября 09Вячеслав Тимашев

Паломничество в Святогорье

Слава Богу, вчера побывал в первой своей паломнической поездке по святым местам нашего восточного края.

Это Святогорский мужской монастырь и г.Изюм со своими святынями Песчанская чудотворная икона Божией Матери и святой источник. Начало поездки был назначено на ранний утренний час. Волноваться, и готовится начал еще за долго до поездки. Всё боялся опоздать или быть как-то не готовым. Но всё удачно складывалось, и никаких особенных препятствий не было. Проснувшись в четыре утра и молитвенно попросив и Господа сопутствовать в дороге я отправился в к нашему городскому Свято-Никольскому храму. От меня до храма примерно два с половиной километра. По этому я рассчитал время на свою дорогу в пол часа.
Так как маршрутные такси в это ранее время почти не ходят, пришлось добираться пешком. Солнце в это время дня уже поднялось над горизонтом, но город еще спал, лишь редкие прохожие попадались мне на пути и автомобили неспешно проезжали мимо по свободной пока еще сонной дороге.

Прибыв к храму ровно к пяти часам, я обнаружил рядом с ним небольшую группу паломников с пакетами сумками и пустыми пластиковыми бутылками для воды. Пожилой мужчина вышедший с храма позвал всех на молитву. Собственно я и не думал, что в этот ранний час храм будет открыт, но, войдя в внутрь церкви, я увидел другую часть паломников стоящих в храме и слушающих молитву священника, я присоединился к ним под призыв священника "Вонмем. Святаго Евангелия чтение!".Затем по прочтении Святого Евангелия, священник начал молить Господа о благополучной нам поездке. И стал перечислять имена паломников, за которых он и мы все молились, среди имен услышал и свое имя. Оно было единственное такое в списке, поэтому я без труда догадался, что это мое имя. Затем, услышав последнее напутственное слово по окончании всех молитв, люди стали подходить к кресту. После целования креста, батюшка каждого паломника троекратно окроплял св.водой. И паломники направились к уже прибывшему автобусу.

Посадка паломников в автобус

Посадка паломников в автобус

Столпившись возле автобуса, с иконой Спасителя за лобовым стеклом, мы ждали, пока священник с молитвой окроплял салон "Икаруса", а затем и весь автобус, обойдя его кругом. Затем рассевшись по местам, молодые сзади, а люди в возрасте спереди. Я пошел в конец салона. Благочинный, убедившись в том, что все паломники расселись, назначил старшего автобуса. Им оказался Олег, служитель с нашего храма-часовни. Я сразу решил для себя, что буду держаться Олега и не терять его из виду, благо дело он весьма заметная фигура и немудрено его рост около двух метров, да и одет он подобающе для поездки в монастырь, в черный подрясник.

Всё, мы отправились, автобус проехал по уже проснувшемуся городу и выехал на трассу Ростов- Харьков. Впереди лежали сотни километров пути. Погода благоприятствовала, жара, которая еще накануне мучила наш край, отступила, и в салоне "Икаруса" было комфортно. Перед моим взором за окном мелькали ландшафты нашей степной части Украины. Пассажиры-паломники, люди разных возрастов, были здесь и бабушки и малые дети. Мужчины и женщины, но женщин всё же больше. Было заметно, легкое смущение друг перед другом, ведь в большинстве это люди из разных районов города и друг друга не знающие, но как-то постепенно немного пообвыкшись, салон ожил. Так как я сидел в самом конце автобуса, из-за гула двигателя стоявшего где-то рядом под моими ногами я не мог особенно ничего говорить и всю дорогу смотрел в окно. Безголосее понудило меня к размышлениям. Широка наша Украина. Горизонт расстилается по правую и левую сторону от дороги. Сама же дорога пролегала, то по ровным бескрайним степям, то ныряла в глубокие балки. Думалось, что вот еще каких то лет сто назад, паломникам, необходимо было добираться до святых мест, пешком либо на возах, либо, если повезет, на поездах, а сейчас то и усилий никаких особенных не нужно прилагать, заплатил не очень большую сумму денег и едешь себе со средней скоростью 70 км.ч. Ни тебе пыльных дорог, ни дождя, ни жары, ни холода. Интересно, сколько времени для моих земляков в прошлом занимал это же путь? Суток пять? Неделю? Больше? Если на лошадях в телеге, то наверно суток пять. Так за этими размышлениями я проехал большую часть пути. Наш автобус пересекал реки лежащие на пути, по железобетонным мостам. В нашем безводном краю, даже такие реки как Луганчик или Северский Донец, покажутся небывалой роскошью. Вот и я смотрю на эту роскошь, на дома стоящие прямо на берегу реки, и желаю оказаться здесь или с удочкой в руке или просто искупаться. Немного по-доброму завидую людям, живущим у воды. Они выбрали замечательное место.

Вот уже подъехали к Славянску, часть которого в дыму от заводских труб. Как-то не очень комфортно жить рядом с большими заводами, романтика живой природы, тускнеет в смоге этих промышленных отходов. Подумалось, как в этом месте может быть такой известный на всю православную Русь монастырь? За окнами автобуса улицы Славянска, обычный промышленный город с разбитыми дорогами и торговыми палатками, сразу замечаю в них множество фарфоровых изделий, вазы, кружки, чайные сервизы, какие-то замысловатой формы фигурки. Это продукция местной фарфоровой промышленности. Славянск всегда славился своими изделиями из стекла и фарфора. Везде есть фарфоровые изделия из Славянска. Не мудрено, ведь торговля их налажена везде, даже вот у различных магистральных дорог, будь то авто или ЖД. Вспомнилось, что проезжая Славянск по ЖД в вагон поезда на остановке непременно входят несколько торговцев с сумками набитыми до верху этой хрупкой продукцией. Они предлагают свой товар, раскладывая по столам в купе вазы и чайные сервизы, предлагают довольно сносную цену и многие пассажиры едут уже с этим разноцветным сияющим глянцем фарфоровым скарбом. Выехали за Славянск, сразу по обочинам дорог на бигбордах замечаю виды Святогорской лавры. Внизу на этих плакатах надпись "Святогорье" и еще что-то не успеваю прочитать. Сердце забилось в предвкушении предстоящей встречи с монастырем. Отъезжаем от города, еще километров пятнадцать ехать. Здесь дорога идет под горку, и автобус медленно ползет вверх, замечаю вдоль обочины кучки с черными мелкими камушками, в одну из таких куч воткнута палка с прибитой табличкой "Шлак". Стало немного смешно, вот лежит шлак вдоль дороги и даже подписан. Потом догадываюсь почему, верно он предназначен для посыпки дорог в зимнюю гололедицу. Чтобы водителю на подъеме было легче. Забуксует машина, а тут вот шлак лежит, сыпь под колеса и езжай дальше. Вскоре сворачиваем с дороги, замечаю синий дорожный знак "Святогорский мужской монастырь 10 км". Проезжаем поля с подрастающим подсолнечником, дорога ровная , с разметкой. Понятно, что этот монастырь привлекает к себе много паломников и туристов, а также много официальных лиц нашего и не нашего государства, значит, дорога постоянно ремонтируется. За полями лежит поселок с вполне монастырским названием "Богородичи" . Немного пропетляв по улицам поселка , замечаю на обочине магазинчик или кафе с неимение экзотичным названия "Версавия" . Затем мы подъезжаем и к самому монастырю. Собственно не к его стенам, а к мосту через реку Северский Донец. Наш автобус припарковавшись на платной стоянке остановился. Паломники немного устав от монотонной поездки выходят на бетонную площадку стоянки, женщины повязывают на головы разноцветные косынки, дети спешат в туалет и тянут своих мам в близлежащую посадку. Все неспешно разминают свои скованные долгой поездкой суставы. Я захватываю свою фотокамеру и мы под руководством Олега направляемся в к монастырю. Олег, сначала ведет нас в противоположную от монастыря сторону, это замечает служащий автостоянки и громко зовет Олега, "Батюшка! Батюшка! " приняв его за священника из-за подрясника "Не туда, вам в другую сторону? А то вы так домой уйдете." И улыбается. Идем к мосту, мимо вдоль торгового ряда. Множество палаточников разложили свой товар имеющий и не имеющий к монастырю никакого отношения. Так здесь наспех замечаю можжевеловые досточки, издающее благоухание с выжженными видами Святогорья, четки, бусы, поделки из глины, всевозможные плакаты, ножи, пирожки с абрикосами и картошкой, и даже варенье из сосновых шишек в баночках. Проходим мимо, и заходим на мост. Дойдя до середины моста все ахают, вид потрясающий. На противоположной стороне, словно в сказке на раскинувшихся горах виднеются купола и строения монастыря.

Святогорский монастырь

Святогорский монастырь

Где-то высоко почти возле самого неба сверкает красивый храм на меловой скале, утопая в зелени леса. Золото куполов, зелень леса, голубизна неба, и сверкание реки и у подножия, несказанно все гармонирует с друг другом. Я останавливаюсь и делаю несколько панорамных снимков. Красиво, очень красиво.Только немного портит вид возвышающийся над соседней горой памятник герою революции Артему. Но это временно, скоро этот символ гордости в виде фигуры, с какими то квадратными и не эстетичными формами снесут. Ну и правильно. Не место ему на Святогорье, не место. Группа спешит к монастырю. На мосту сидит несколько нищих, женщина вся обставленная сумками с какими-то пожитками и чуть поодаль мужчина с весьма толи смуглым, толи загорелым лицом. Те, у кого есть мелочь или мелкие купюры наполняют ими их пластиковые стаканчики. Переходим мост. Сразу рядом с мостом нас встречает скульптура Божией Матери, будто благословляющая входящих с вечно горящей у ее ног лампадкой.

Скульптура Божией Матери

Скульптура Божией Матери

Мы собираемся рядом с этой скульптурой. Олег очень заметен всем, и наши паломники быстро определяют свою группу. Собравшись вместе, мы подходим к монастырским кованым решетчатым воротам, возле ворот будка сторожевая, и два молодых казака в своей униформе. Фуражка с красным околышем, черный френч, подпоясанный кожаным ремнем, черные брюки с широкими красными лампасами одеты под сапоги. Они внимательно осматривают группу, и если внешний вид паломников соответствует, пропускают за ворота. Если не соответствует, а это обычно отсутствие косынок или наличие брюк у женщин, или шорт у мужчин, то таких не пускают, а вежливо просят принять соответствующий вид.

Казаки у входа в монастырь

Казаки у входа в монастырь

Я сам видел как две девушки корейской или китайской национальности закутывались в платки, окутывая свои белые джинсы.

Смешно. На воротах висит предупреждающий плакат с перечеркнутыми картинками. Замечаю перечеркнутый фотоаппарат, значит фотосъемка запрещена. Я немного обескуражен. Спрашиваю у Олега, "Неужели нельзя снимать?" Олег сказал, что если потихоньку и не в храме, то можно. Решаюсь нарушить этот запрет. И не я один. Впрочем, как выяснилось позже, казаки на фотокамеры никак не реагировали, видно, что этот запрет лишний. Мы все беспрепятственно проходим за ворота. Сразу по левую строну от нас возвышается красивое гостиничное здание, мы идем вдоль клумб с цветами. Кованые лавки, и такие же кованые под старину фонарные столбы, тротуарная плитка и великолепные устремленные в небо купола монастыря и зеленые крыши строений. Проходим еще в одни ворота мимо трапезной, из открытых окон кухни которой запах идет обалденный. Заходим внутрь предхрамового двора. Рты сами собой открываются. Большой невиданной красоты Успенский собор, словно исполин, возвышается выше нас на площадке. На эту площадку ведет несколько лестниц основная широкая и еще одна узкая.

Успенский собор

Успенский собор

По обе стороны от широкой лестницы находятся два беломраморных фонтана. Каждый фонтан это мраморный крест, из которого истекает к его подножию вода, наполняя огромную крестообразную его чашу с округлыми формами.

Фонтан

Мы окунаем руки в один из этих фонтанов и умываемся прохладной водой

Мы возле фонтана

Мы возле фонтана

Немного осмотревшись, поднимаемся по широкой лестнице к храму. Толпы паломников и экскурсантов снуют мимо нас. Монахи в черных скуфейках и подрясниках с длинными волосами и бородами суетятся в своем монастырском послушании.

Монахи за работой

Монахи за работой

Они что-то перетаскивают, не то утварь, не то мебель. Перекрестившись, входим в храм. Полумрак и золото икон, свет множества горящих свечей и церковная служба, запах воска и ладана обрушивается на нас целой симфонией чувств. Олег направляется к иконам, я следом за ним. Прикладываемся и идем к мощам. Затем, засмотревшись службой, я теряю из вида Олега. Мое внимание привлек немощный монах, на инвалидной коляске. Определяю на взгляд, по его позе ДЦП. Его сопровождает другой рослый монах, который берет его под мышки и ловко подносит к иконам, тот прикладывается к ним, странно выворачивая скрюченную параличом руку, и он тут же возвращается его сильным напарником в свое кресло. Ловкость его товарища меня несколько удивила. Движения четкие слаженные в противоположность самого расслабленного. Так усаживая его в кресло, он уверенно наступил ногой обутой в сапог, на колесо не давая возможности коляске откатится назад, я сперва хотел было помочь и придержать коляску, но, заметив эту его выверенную тактику, понял, что моя помощь будет лишней. Немного походив по собору и расставив купленные тут же восковые, пахнущие медом свечи, я нашел и среди толпы рослого Олега. Постояв и помолившись осматриваю храм его расписанные своды, людей. Казак, молодой парень лет двадцати пяти, стоит у выхода и горячо молится, замечаю над ним динамик громкоговорителя. Ему хорошо слышны слова молитвы. Тут же среди паломников, бродят и экскурсанты. Детишки в нелепых, смешных шапочках в расцветке украинского прапора. Замечаю группу иностранцев с переводчиком. Служба закончилась, приложившись к кресту, выхожу из собора. Накрапывает дождь, но это не мешает мне сделать несколько снимков.

Олег указывает мне на птичник расположенный тут же.

Птичник в монастыре

Птичник в монастыре

Иду осматривать птиц. Австралийский страус, павлин с распушенным хвостом, фазан, стайка попугаев, и еще каких то экзотических птиц в прекрасных больших клетках. Перед клетками газончик из травы и цветов. Ощущение этой красоты рождает во мне теплые чувства. Олег идет узнавать, будет ли открыт вход в пещеру, но, к сожалению, узнаем, что сегодня не будет. Так как весь монастырь готовится к вечернему приезду митрополита Владимира. Ну что же поброжу по монастырю. Спускаюсь по лестнице вниз немного брожу сам фотографируя здания монастыря. Монахов и смиренных монашек-паломниц. Которые опускают свои глаза, заметив, что я их рассматриваю. Дождик припустил и весь народ стал прятаться кто под сводами храма, кто под арками, я же решил зайти в церковную лавку. Зайдя под арочный свод колокольни, встречаю укрывшегося там от дождя Олега и часть паломнической группы. Узнаю наши планы по пребыванию в монастыре. Олег договорился в трапезной об обеде. Но время выезда и трапезы совпадает, и мы незнаем, что нам делать. Захожу в церковную лавку, в ней, кажется, собрался весь паломнический и праздношатающийся люд. Все что-то рассматривают и стоят в огромной очереди за различными церковными сувенирами и книгами, иконами, свечами и прочим.

Здесь душно, уж больно много народу на один квадратный метр. Выхожу. Подхожу к Олегу и он мне указывает на часовенку стоящую у реки.

Часовенка у реки

Часовенка у реки

Часовенка эта похожа на беседку только с небольшим куполом, стоящим на восьми металлических столбиках и увенчанным крестом. Идет мелкий дождь, но я всё же выхожу из своего укрытия и направляюсь с фотоаппаратом к ней. Делаю наспех несколько снимков, замечаю неподалеку будку и рядом казака. На нем поверх формы накинута плащ-палатка. Думаю, будет ругать за то, что делаю снимки, но ему и дела нет до меня и моего фотоаппарата. Опускаюсь к самой реке, оборачиваюсь и замираю, слева в вышине на большом меловом выступе завис под небом храм. Щелкаю затвором своего цифровика. Дождь немного затих. Олег тоже выходит и мы, сделав несколько снимков, идем вместе с ним осматривать другие достопримечательности этого монастыря. Поднявшись вверх мы проходим мимо гостиницы для паломников, Олег рассказывает мне, что в этой гостинице можно остановится на несколько дней заплатив почти символическую плату. Мы взбираемся выше и подходим к закрытым кованым решетчатым воротам ведущих к усыпальнице князей Голицыных и рода Иловайских, также здесь находиться вход в подземную церковь Антония и Феодосия. Олег сокрушается, что не может посетить ее, так как служба в ней идет лишь раз в году в день поминовения этих святых угодников. Просунув объективы фотоаппаратов сквозь решетку ворот, делаем снимки закрытой для посторонних глаз территории усыпальницы.

Усыпальница

Усыпальница

Возвратившись к Успенскому собору. Идем по тропинке вверх к внутреннему монастырскому дворику. Дворик этот старинный, здесь по правую сторону находиться монастырская кузня и в том же ряду стоящих один за одним двухэтажные домики.

Монастырский дворик

Монастырский дворик

Они словно вскарабкиваются на гору, нависая один над другим. Перед каждым домом клумба с цветами. Надо сказать, что двор этот обнесен высокими стенами из красного кирпича, нижняя часть кладки, которой выполнена из кирпичей еще XIX века, там виднеется проросшая трава и вся стена подпирает гору. Чуть выше этой стены есть тропинка, ведущая к высотной Николаевской церкви. Собственно подняться к самой церкви было уже поздно, да и сыро. Я просто поверил Олегу, что вид сверху просто замечательный, что и подтвердили возвращающиеся оттуда мокрые наши паломники.

Время подходило к концу, так и не дождавшись трапезы, мы решили покинуть монастырь и отправиться в г. Изюм. Да и обедать под открытым небом во время дождя охочих нашлось мало.Попрощавшись с монастырем, мы двинулись к славному городу Изюму расположенному в 48 километрах от монастыря.

Вопреки моим ожиданиям Изюм оказался небольшим городком. Множество одноэтажных частных домиков, худые дороги, затрапезные магазинчики на таких же затрапезных улочках. Я даже и не понял, что этот поселок на нашей дороге и есть этот город со сладким названием Изюм, пока наш паломнический автобус не остановился возле Вознесенской церкви, выйдя из автобуса, мы устремились в этот небесного цвета храм, возвышающийся над всеми городскими постройками своей колокольней.

Свято-Вознесенский собор

Свято-Вознесенский собор

Центральный ход был на реставрации, и мы вошли в храм с боку. Церковь была почти пустой, лишь только несколько старушек, да свечницы в своих лавках. Все устремились к центральной иконе и, приложившись к ней, направлялись к частицам мощей различных святых и мощам святых праведников. Лежащих в своих ракиях. И непременно спешили приложиться к Песчанской чудотворной иконе Божией Матери. Много исцелений произошло по молитвам у этой иконы и даже воскрешения известны. Так 1800 году у одного местного учителя заболевали и умирали все дети, когда заболел их последний ребенок сын Петр родители отправились с ним к образу Божией Матери на Песках надеясь на заступничество и исцеления и веря в благодатную силу этого образа. Но в дороге мальчик умер. Убитые горем родители, ни говоря никому о смерти ребенка, решили отслужить молебен перед иконой Божией Матери и во время молебна родители слезно просили ЕЁ стать им утешительницею и вдруг во время чтения кондака "О Всепетая Мати..." умерший ребенок вскрикнул и ожил.

Есть в этом храме еще одна икона, совмещающая в себе образ Святой Троицы. Так под одним углом мы видим образ Отца Небесного, под другим Его Сына, а если смотреть прямо, то увидим и Духа Святого в образе голубя распустившего свои крылья.

Купив в иконной лавке иконку, книгу об Песчанской Чудотворной иконе Божией Матери и свечи, которые я тут же и поставил возле образов. Мы помазались маслом у местного священника благообразного старца, и отправились к святому источнику-купальне который находиться всего лишь в нескольких десятках метров от церкви. Возле источника стоит часовня-купальня в ней паломники окунаются в воду и по молитвам и вере исцеляются от своих недуг.

Часовня возле святого источника

Часовня возле святого источника

Рядом с часовней мощными струями из специально сделанных бюветов бьет вода, которую мы набрали в свои припасенные бутылки. Местное население, зная о целебных свойствах этого источника, набирает воду огромными баками-канистрами. Рядом три милые старушки поют акафисты и прочие церковные песни, и если у вас в кармане завалялась лишняя копеечка, то, отдав ее старушкам, вы услышите пожелания о добром вашем здравии.

Так что с молитвенного церковного песнопения в самом начале своей поездки и пожеланий беспрепятственного пути мы завершаем свое паломничество песнопениями и молитвами о здравии трех благообразных старушек. Вот так я съездил в свою первую в жизни паломническую поездку. Дай, Бог, не последнюю.

источник - Сайт православного неофита

Места:
Святогорская Успенская лавра
Свято-Вознесенский собор в г. Изюм
Часовня-Купальня в г. Изюм


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии