Центры паломничеств
Паломничества

07 Октября 09Сергей Павловский

В Задонск к святителю Тихону

Великий Пост. День Защитника Отечества. Трудно совместимые традиции...

Утром 23-го позвонили родным в Павловск Воронежской области. Поздравили. Пожелали. Сказали, что навестим в ближайшее время. А они ответили, что будут рады. Впереди три выходных дня (23 - 25 февраля). Позвонили местным родственникам: "А что, может и вправду, навестим?" "Навестим! А по дороге заедем в Задонск к батюшке Тихону в Задонский Богородицкий мужской монастырь".

На сборы 2 часа. Собрались. Заехали в наш Покровский храм к отцу Алексию за благословением. Отслужили молебен. Благословились. Заехали в местный "гиперсупер" - закупились: гостинцев родне, еды в дорогу. И в путь!

Дорога в Задонск

Выехали поздновато - 16-30. На кольце МКАД - пробка. Дороги за кольцом не очень очищены после снегопадов. А там стемнело - все эти факторы очень влияют на скорость передвижения. По дороге, как съехали с кольца на Ростовскую трассу, прочитали акафист Николаю Чудотворцу - помощнику путешествующим, затем - акафист святителю Тихону Задонскому.

Собор Владимирской иконы Божией Матери

В Задонске были около 9 часов вечера. Монастырские врата уже закрыты. Я постучался. Выглянул охранник. Я объяснил ситуацию, мол, приехали к батюшке Тихону поклониться. Хотим попасть на утреннюю литургию. Сами мы не местные - негде переночевать. Охранник куда-то ушел. Вернулся через минуту с нерадостным известием: нет никого, кто мог бы благословить на ночлег. Открыл калитку, вышел, поговорили. Он - послушник в монастыре. Охрана - это его послушание. Когда он рассказывал, как найти городскую гостиницу, не раз употребил оборот "там у них". Я спросил: "Не местный он? Почему "у них"?" Он смутился и ответил: "У них, в миру..." А в "миру у них" - суета. Монастырь расположен в центре города. Точнее город вырос у стен монастыря. Недалеко от монастырских врат, метрах в 50-ти, расположено кафе. Оттуда неслись бухающие звуки музыки. На улице где-то там, в темноте, кто-то громким пьяным голосом то ли угрожал, то ли жаловался, то ли клялся в вечном уважении. А за калиткой монастыря (я "подглядел") светилось несколько фонарей, тихо падал снег, прошел в свете фонаря быстрой походкой монах в черной ризе. Братия монастыря была, наверное, на вечернем правиле. Совершенно другая жизнь "у них"...

Колокольня монастыря

Охранник посоветовал проехать в женский монастырь. Недалеко. Километрах в семи за городом. Но мы порешили, что раз не попали в мужской монастырь, в женском нас точно не ждут. Хотя как узнали позже - напрасно не поехали. В женском-то монастыре наверняка бы нашлось место для ночевки странников. Но мы отправились искать городскую гостиницу.

Облачение святителя Тихона

Маленькое отступление. Мы в Задонске были уже во второй раз. В первый раз (некоторые фотографии именно из той поездки) ездили группой от храма на большом автобусе. Ездили с отцом Алексием - настоятелем нашего храма. Не было никаких вопросов ни с ночевкой на территории монастыря такой большой группы, ни с трапезой - трапезничали в монастырской трапезной. Вывод делайте сами.

Вид монастыря от гостиницы

Нашли гостиницу. Койка на сутки - 370 руб. В номере две кровати. У нас с собой были туристические пенки, спальники, и, в целях экономии, мы взяли одну комнату на четверых. Я не знаток гостиниц (мне проще оценить туристическую палатку по множеству параметров), но, судя по всему, в этой гостинице никогда ни одной звездочкой и "не пахло". Подробности опустим - мы не ради гостиницы преодолели более 450 км до Задонска...

На источнике

Поскольку мужская часть паломников первую неделю Великого Поста жаждала завершить причастием Святых Таинств, а женская половина поддерживала это желание, мы честно, по очереди, прочли три канона и Правило ко Причастию. Сложность заключалась в том, что все это время, пока мы читали молитвы, на первом этаже гостиницы в кафе гремела музыка и изрядно подвыпившая караоке. Но как только мы закончили читать правило грядущим ко сну, все музыкальное безобразие прекратилось. Мы спокойно улеглись спать, перенеся ужин на следующий день.

Купель на источнике свт.Тихона Задонского

Проснулись мы в начале шестого утра (охранник предупредил, что монастырь открывает врата в 5-20, а служба начинается около шести). Прочли утренние молитвы, закончили Правило ко Причастию (последние десять молитв), собрались и пошли на службу. Пока женская половина писала и подавала записочки, мужская - читала синодики, которые вручил нам монах "за послушание". Читалось Утреннее правило для тех, кто не прочитал, часы. А потом - акафист перед Владимирской иконой Богородицы. Народу все пребывало, Владимирский собор наполнялся за счет прибывающих паломников (на улице стояло несколько больших автобусов с номерами-географией всей России). Душа народа тянется к святыне. Душа жаждет освобождения от тяжкого бремени грехов, поработивших нас.

Святые Воронежа

Началась Литургия. Много было исповедующих священников. И к каждому, долгое время неубывающая, очередь из 4-5 человек. Мы исповедовались. После "Отче наш" вышел с проповедью священник. Он говорил долго, но так просто, по житейски мудро, что ощущение времени, его протяженности, ушло. Говорил о Великом Посте, об Иверской иконе Богородицы, о Торжестве Православия... Потом было Причастие. Очень много причастников. Народ специально ехал в монастырь, к мощам святителя Тихона, что бы помолиться и причаститься по завершении первой, строгой недели Великого Поста. Взять благословение у батюшки Тихона на дальнейший подвиг Поста. Раньше эта добрая традиция называлась "отправиться на Богомолье". Много хорошего вырубили во времена тотального неверия. Но, глядя на количество паломников с разных (и порой неблизких) концов России, понимаю, что Веру не уничтожили. Народ сохранил в душе своей Веру. Пришло благоприятное время, и семена ее начали прорастать в ищущих душах. Дай Бог и нам наставить наших детей в Вере, которую мы с трудом пытаемся взрастить в своих душах.

Рака с мощами свт.Митрофана Воронежского в Покровском соборе

Покровский собор в Воронеже

По окончании Литургии мы, приложившись ко Кресту, Владимирской иконе Богородицы, мощам святителя Тихона, Иверской иконе Богородицы (празднование которой совершалось в тот день), пошли в гостиницу. Соорудили завтрак - картошку, которая из "мундиров", кабачковую икру из "гиперсупера", остывший чай из термосов. Оттрапезничали, убрали за собой и отправились в путь. Дальше, по Воронежской земле, до града Воронежа и далее, до Павловска. Ведь сказано: "Чти родителей своих, отца и мать..."

За все - Слава Богу!

Меловые горы перед Павловском

Павловск

Для справки: до Задонска добирались от Москвы по Ростовской (она же Воронежская) трассе через Елец. От Ельца 25 км до съезда на Задонск, и еще 3-5 км от съезда с трассы до Задонска.

Источник: сайт www.homutovo.ru

Места:
Задонский Рождество-Богородицкий монастырь
Покровский кафедральный собор в г. Воронеж

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.