Центры паломничеств
Паломничества

14 Марта 10Владимир Прокофьев (www.hraam.ru)

Юрьев-Польский. Шедевр на обочине (часть 1)

Историография не балует нас сведениями об этом поселении. Как сообщает летопись, князь Юрий Долгорукий в 1152 году «в Суздальстей земли постави мнози церкви... и град Юрьев основа». Вообще, основание Юрием Долгоруким сразу нескольких городов в середине XII века, может свидетельствовать об обострении отношений с соседями. В частности - с булгарами, которые приходили сюда с Волги, и с которыми воевали и сын Долгорукого Андрей и внук его Святослав, сын Всеволода Большое Гнездо. Собственно, об этом князе (Святославе Всеволодовиче) и стоит говорить, ибо вся слава Юрьева связана с ним и исключительно с ним, а точнее, с его детищем - Георгиевским собором.

Мы не знаем, каким был первый белокаменный собор, возведённый при Юрии Долгоруком. Скорее всего, он был такой же, как соборы в Кидекше и в Переславле-Залесском. Дело в том, что после того как князь Святослав осел наконец в своём миниатюрном княжестве с центром в Юрьеве, его потянуло на монументальное зодчество. И возможно он даже приложил руку к разрушению наследства, оставшегося от великого деда - старому Георгиевскому собору - чтобы улучшить оригинал, а возможно тот и правда обветшал, хотя вот его собратья в Кидекше и Переславле стоят до сих пор. Так или иначе, в летописи появляются сведения о том, что создал Святослав церковь в городе Юрьеве-Польском «чюдну резаным камнем». Вот этот «чюдный резаный камень» и составил славу собора и всего Юрьева-Польского, во всём остальном типичного и ничем особо не примечательного провинциального городка Северо-Восточной Руси.

Кто был архитектором собора, мы не знаем, не исключено, что приложил к этому руку и сам князь, который, не будучи профессиональным зодчим, но желая сотворить «нечто», немного утяжелил конструкцию, и, простояв солидный срок, она всё же не выдержала и в 1460 году купол обвалился. Несмотря на то, что вскоре по высочайшему повелению Василия III, сюда были направлены московские зодчие для восстановления, вся ценная резная облицовка по преимуществу лежала на земле. И пришлось им собирать этот пазл «в тёмную». В результате получилось то, что получилось.

Во-первых, сам восстановленный собор стал приземистее, а во-вторых - расположенные в беспорядке резные плиты утратили сюжетное единство и ныне докопаться до сути простому смертному весьма сложно. Знатоки Библии и иконографии, принятой на Руси в то время, выделяют девять больших композиций на фоне обильного коврового растительного орнамента, олицетворяющего, по-видимому, райские кущи - «Троица», «Преображение», «Распятие» (Святославов крест), «Семь отроков Эфесских», «Покров Богородицы», «Вознесение Господне», «Даниил во рву львином», «Три отрока в пещи огненной» и «Вознесение Александра Македонского».

Но для современного читателя даже и это перечисление вряд ли что скажет (сужу по себе), поэтому приведу здесь расшифровку смысла. Вознесение и Преображение выражают мысль о славе божества, представшего в ослепительном ореоле перед павшими в изумлении апостолами. Сюжет о вознесении Александра Македонского осмысляется как апофеоз царской власти. Миф о трех отроках напоминает нам о том , что Бог покровительствует только истинно верующим. Распятие связывалось с представлением о кресте как важнейшем орудии борьбы с неверными и защиты княжеской власти. Покров Богородицы - это от времён Андрея Боголюбского, который вложил в этот сюжет смысл об особом покровительстве ею Руси. Помимо этих больших сюжетных композиций, существует множество отдельных фигур - причудливые личины, львы, драконы, «китоврасы»(кентавры) и даже слон, но какой смысл вкладывали в них наши пращуры - об этом можно только гадать.

Пока мы говорили о внешнем виде и белокаменной резьбе, принесшей славу собору своей уникальностью и представляющей несомненный интерес. Однако меня больше поразили фрески внутри собора. Совсем не древние, и по словам смотрителя собора, выполненные каким-то местным крестьянином в начале XIX века, они, на мой неискушённый взгляд , могут поспорить с фресками Микеланджело. Нет, я не настаиваю, но мне так показалось.

Бегло отметим, что Михайло-Архангельский монастырь, основанный тем же Святославом, был выстроен в камне уже в XVII веке. Его церкви производят прекрасное впечатление и очень оживляют городской пейзаж. Хотя само Владимирское ополье по дороге в Юрьев-Польский очень даже греет душу (летом).

Хотелось бы ещё поговорить о белокаменном строительстве, начавшемся именно при Юрии Долгоруком и продолжавшемся на Москве вплоть до XV века. Откуда это, почему, зачем, но боюсь, что мы уже и так утомили читателя, поэтому поговорим о нём в другой раз. Неожиданно маленький Юрьев-Польский обозначил столько интересных тем, что даже не хватает места все их осветить.

Ниже представлены некоторые фотографии, выполненные во время поездки

Михаило-Архангельский монастырь. Общий вид с востока

Надвратная церковь Иоанна Богослова (1654-1670 гг.)

Церковь Архангела Михаила (1772-1806 гг.)

Михаило-Архангельский монастырь. Общий вид с запада

Фотографии здесь.

Источник:   http://www.hraam.ru

Места:
Михайло-Архангельский монастырь в г. Юрьев-Польский
Георгиевский собор в г. Юрьев-Польский


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

  • Разместил angel23 Марта 10

    Чудны дела Твои, Господи.

  • Разместил roman-av24 Марта 10

    И, кстати, я читал в исторической литературе, что строительство каменных сооружений в те времена во Владимирской Руси было в разы затратнее, чем строительство соружений из дерева.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии