14 Апреля 10Светлана Попова
Валаамский монастырь: северный феникс
Этим летом мне посчастливилось побывать на Валааме, острове-святыне, острове - музее под открытым небом. Посещение «северной твердыни Православия» оставило в душе яркое, волнующее впечатление.
Добиралась на теплоходе: в летний сезон они регулярно отправляются из Северной столицы к Ладожскому озеру, крупнейшему в Европе. Причём существуют как туристические, так и паломнические рейсы на Валаам (в последних пристальное внимание уделяется именно православному аспекту путешествия. Впрочем, не обходят его и организаторы «обычных» рейсов. Ведь история Валаама неразрывно связана с историей Православия: дивная, величественная северная природа лишь служит для неё великолепным обрамлением.).
А вот назван главный остров Валаамского архипелага, как полагают ученые, по имени языческого бога - Велеса (Ваала), и с ижорского наречия так и переводится - «земля Ваала». Православная обитель, основанная преподобными чудотворцами Валаамскими Сергием и Германом на главном острове архипелага (насчитывающего около 200 островов), пришла на смену языческому капищу.
Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где благословил острова крестом. Житие святого Авраама Ростовского свидетельствует, что уже в Х веке на острове существовало монастырское братство, управляемое игуменом. Основателями монашества на Валааме считаются преподобные Сергий и Герман, греческие священноиноки. Летописи свидетельствуют, что их «любовь к Богу была неразлучна, молитва непрестанна, нрав кроток, пост, бдение и труды - пределы естества превосходящие».
Кто продолжил на Валааме монашескую жизнь после кончины основателей, неизвестно. Для свершения богослужений на острове был возведен деревянный храм Святой Троицы. Постепенно о Валаамском монастыре узнали в Новгороде, Пскове, Ростове. К числу замечательных подвижников этого времени принадлежит постриженик Валаамской обители преподобный Авраамий, основатель Ростовского Богоявленского монастыря.
Во времена регулярных в этих местах вражеских нашествий монастырь много раз переживал опустошения: на долгие десятилетия прерывалась иноческое служение, уничтожались храмы, монастырские святыни, разграблялись монастырская библиотека и хранилище рукописей. В одном из пожаров, в частности, было утрачено житие преподобных Сергия и Германа. Одиннадцатый век стал временем первых испытаний для монастыря. Потерпев поражение от русских, шведы, подходя на судах к архипелагу, грабили и жгли мирные поселения, не щадя и обители. Новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163 году. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли их обратно на Валаам. Опасаясь новых нападений, «иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников». Там они пребывают и поныне. В память о возвращении мощей в обитель ежегодно 24 сентября совершается церковное празднество.
До первого разорения Валаам назывался «обителью Пресвятой Троицы». Деревянный монастырь был уничтожен шведами до основания, затем его отстроили из камня и освятили во имя Преображения Господня.
В ХVI веке, когда шведы вновь начали воевать с Россией, Валаам снова подвергся нападению. 20 февраля 1578 года, преследуя православных, шведы истребили в монастыре 18 благочестивых старцев и 16 послушников, не пожелавших отречься от своей веры.
После заключения в 1595 году мира со Швецией России были возвращены древние новгородские земли. Царь Феодор Иоаннович, отправляя воевод в Корелу - Кексгольм, не забыл и Валаамскую обитель. В ответ на донесение боярина Бориса Годунова о разграблении монастыря «людьми свейскими» царь повелел средствами из казны возобновить обитель и предоставил ей владение вотчиной, рыбными ловлями и угодьями.
С основания монастыря и до новейшего времени он славился своими подвижниками. Среди них - инок Корнилий, преподобный Арсений Коневский (ХII век), преподобные Александр Свирский, Савватий Соловецкий, Ефросин Синоезерский (ХV век), Афанасий Завалишин, инок Геннадий (впоследствии архимандрит Чудова монастыря, причисленный к лику святых), святой Адриан Ондрусовский (ХIV век).
Далёкую северную обитель издревле жаловали русские государи, предоставляя монастырю различные льготы. Ещё Великий князь Василий Иоаннович в 1507 году даровал игумену Иоакиму с братией жалованную грамоту. Монастырские крестьяне освобождались ею от пошлин и повинностей, в монастырских владениях запрещалось бить зверей и рубить лес. В 1534 году эти права подтвердил и царь Иоанн Васильевич. В 1588 году Иоанн Грозный, сокрушаясь о невинных жертвах своего гнева, прислал на Валаам синодик для вечного поминовения.
Уникальная связь Валаама и царствующего дома запечатлена в монастырских часовнях, поклонных крестах, колоколах, иконах. На памятной стеле с именами «высочайших особ, изволивших посетить Валаамский монастырь», зафиксированы как реальные, так и легендарные события. К последним относится посещение острова императором Петром Великим, хотя документальных свидетельств тому не найдено, а также указ императора от 1715 года, согласно которому, как верили монахи, обитель была возрождена после столетнего запустения в результате победы над шведами и возвращения территории Карелии Российскому государству в ходе Северной войны. Несмотря на то, что Синод в 1736 году установил: «О строении того монастыря государя императора указа не имеется», легенде об участии Петра I в возрождении монастыря была суждена долгая жизнь. Продолжает список Александр I, в 1819 году положивший начало традиции личных посещений Валаама членами царской фамилии. С тех пор на острове считали своим долгом побывать многие её представители.
Отдельно в списке легенд о коронованных особах, связанных с Валаамом, стоит предание о шведском короле Магнусе. Оно гласит, что в 1371 году валаамские иноки спасли венценосного шведа, выброшенного ладожскими водами на берег острова. Буря разбила корабль, на котором король Магнус II Смек предпринимал очередной завоевательный поход на православные земли. Трое суток волны носили короля по озеру. Чудом спасённый правитель решил принять Православие и остаток дней своих посвятить Богу. Оставив завещание и сменив царскую одежду на иноческую, он принял великую схиму с именем Григорий, а через три дня после пострига скончался. Валаамские старцы погребли схимонаха Григория на братском кладбище, где и сейчас можно видеть его могилу.
Источник: http://hramvkostino.ru
Места:
Валаамский монастырь
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии