Центры паломничеств
Паломничества

03 Мая 10Ольга Ларькина

Благодать прольется чудом…(поездка в Покровский скит в с. Канерга)

По-разному истолковывают происхождение слова Канерга. Одни уверяют, что в эти места некогда ссылали каторжан - в народе ссыльных прозвали "каторга"... Довелось слышать и иную версию: слово, мол, это тюркское и означает в переводе "каменная чаша". И впрямь, когда подъезжаешь к Канерге по короткой дороге, выныривающей из леса, - взору открывается небольшое село в неглубокой котловине. И издалека виднеется нежно-голубая Покровская церковь. "Словно мама нас встречает", - услышала от одной послушницы. Здесь, в селе Канерга Ардатовского района Нижегородской области, расположен Покровский скит Дивеевского женского монастыря.

Еще задолго до того, как я впервые попала сюда, в Дивеево мне рассказали об этом удивительном месте - о том, что неподалеку от деревеньки находится "говорящий" источник, в котором иногда видят отражение пятикупольного храма, ушедшего под землю во время вражеского набега. Теперь у Свято-Троицкого источника стоит деревянный крест и, чуть выше, на горке - новенькая бревенчатая часовня. А сам источник давно молчит - несколько лет назад вода в нем "зацвела", и чтобы остановить этот процесс, на дно неглубокого колодца насыпали битого щебня... В подаренной мне матушкой Ириной Шикиной книге "Пасхальная память" (о ее муже - известном дивеевском духовнике иеромонахе Владимире Шикине + 23 марта 2000 г.) есть упоминание о том, что когда-то священник Владимир - тогда еще не принявший монашество, - обнаружил этот забытый людьми, обветшалый колодчик. Склонившись над ним, отец Владимир вдруг услышал, как вода внизу тихонько забурлила, откликаясь на батюшкину молитву. Источник ожил - и с тех пор к нему стали ходить насельницы скита и миряне. Как-то маленькая Маша Скурихина шла сюда с мамой - и удивленно воскликнула: "Мамочка, что это за Дяденька стоит у источника? Такой красивый!.." Но мама никого не увидела...

И все же источник жив! Он и сейчас отвечает на молитвы. Только что дно его было гладким и спокойным, но запеваем: "Упование мое - Отец, Прибежище Мое - Сын, Покров мой - Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе!" - и в уголочке словно бы вскипает 12 маленьких струек-ключиков, они образуют четкий круг, очень похожий на циферблат неведомых часов. Безначальное Время откликается на нашу немощную молитву!.. Прежде видела на дне косые струйки, бьющие под углом одна к другой и напоминавшие скрещенные руки Божией Матери на иконе "Умиление"... Чудесное, дивное место!
Самарская паломница с молитвой окунулась в купальне в воду источника, а пришедшая с нами послушница пела: "Благодать Святого Духа... благодать прольется чудом, не оскудеет никогда!" На сделанной в этот момент фотографии проявился мощный столп света, опускающийся прямо на паломницу...

В Покровском скиту села Канерги чуть больше двадцати насельниц во главе со старшей скита инокиней Татианой (Шимановской). Есть замечательный храм, восстановленный едва ли не из руин, и рядом с ним - остатки кладбища прежнего, дореволюционного скита. Не так давно, проходя мимо храма, одна паломница услышала чудесное пение, доносящееся из алтаря. "Как же так, ведь все сестры сейчас в скиту, храм закрыт", - не поверила себе женщина. Но небесные голоса все звучали - ни слов, ни мелодии она не смогла разобрать... И через какие-нибудь пять минут - уже у домика, где поселили паломников, - неожиданно для себя она снова услышала то же чудесное пение. В этот день утром в храме служилась Литургия: приехал один из окормляющих скит священников отец Владимир Забродин, а сослужил ему священник из Подмосковья иерей Игорь Крючков. Редкий случай - служение сразу двух батюшек, здесь Литургия не каждую неделю бывает, ведь своего священника в скиту нет. Зато теперь все было особенно торжественно и благодатно. Уже двенадцать лет отец Игорь при каждом удобном случае приезжает в Канергу, он знает всех сестер и молится за них. И, как сказал отец Игорь, после того, как он стал приезжать в Покровский скит, Царица Небесная взяла его под особый Небесный покров: батюшка, уже до этого служивший в Казанской церкви г. Дмитрова Московской области, взялся восстанавливать Покровский храм в селе Жестылево. В числе приехавших с отцом Игорем в этот раз паломниц была - просто редкой красоты! - уже немолодая монахиня Лидия из московского Новоспасского монастыря. Сильная молитвенница с любвеобильным сердцем и душой, печалующейся о нынешних непростых временах, о гибельном натиске глобализации.

После Литургии и литии, после чина Панагии насельницы скита вместе с обоими священниками и присоединившимися паломниками, московскими и самарскими, пошли крестным ходом к святому источнику. В пути отец Игорь возглашал не только традиционные моления Пресвятой Троице и Пресвятой Богородице, Преподобному Серафиму Саровскому и преподобным дивеевским матерям Александре, Марфе и Елене, но и Святым Царственным Мученикам - поминая всех поименно: "Святый Царю-Мучениче Николае, моли Бога о нас! Святая Царице Александро, моли Бога о нас!.." Батюшки отслужили молебен, благословили желающих искупаться в источнике. Дочка удивленно заметила: "Куда исчезли комары? Только что тучей вились, а как стали батюшки кропить святой водой, ни одного комара не осталось!" Так бы и все вражьи полчища расточались от святой водицы и молитвы...

Рассказывают, что иеромонах Владимир Шикин часто бывал в Канерге. Однажды зимой была его очередь служить в скиту. Машины не было, и батюшка поехал на автобусе. Доехал до Михеевки, а оттуда - всего семь километров пути. Пошел пешком. Но едва отошел от села, услышал жуткий волчий вой и увидел безшумно приближающихся к нему волков. Целую стаю... Вернуться - слишком поздно, волки догонят раньше. Что оставалось священнику? Перекрестившись, он вручил себя в руки Божии и с верой стал читать: "Да воскреснет Бог!" Так с молитвой и прошел все семь километров по зимней дороге в сопровождении лязгающих зубами волков. Лишь когда впереди показались заснеженные домики Канерги и послышался громкий лай учуявших волков собак, звери нехотя повернули вспять.

Места здесь лесные, заповедные. Не успеешь оглянуться, как зайдешь в такую глухомань, что и выхода не сыщешь. В прошлом году сестры приехали в лес за грибами, сразу решили: держаться всем вместе, далеко не отходить.

- Да где тут заблудишься? - усмехнулся шофер Олег Медведев. - Уж я-то эти места как свои пять пальцев знаю.

Взял корзинку, пошел собирать грибы. И... заблудился! Не помогло знание этих мест и верных примет.

Когда сестры поняли, что случилась беда, - водитель не откликался, нигде его не было видно, - поспешили в скит. Все встали на молитву. До глубокой ночи на коленях, со слезами читали акафист Святителю Николаю, покровителю путешествующих. Тем временем Олег, пройдя много километров, вышел к какому-то селу, прямо к церкви. Это оказался Свято-Никольский храм... Местные мужички указали направление, в котором надо идти. И Олег пошел, стараясь никуда не сворачивать. Хотя - кто же знает, так ли идет он по ночному лесу или давно уже потерял указанный курс? Вдруг он наткнулся на что-то твердое и большое: это была его машина, которую сам он укрыл ветками в кустах - чтобы случайно набредший путник не набедокурил чего-нибудь. Если бы он сам надумал искать ее, ни за что не смог бы найти в ночном лесу... Теперь же - сел в машину и поехал в скит.

- Мы стоим, молимся, - рассказывала мать Татиана, - вдруг слышим - мотор загудел. Досадно стало: кого же это принесло за полночь! Тут не до гостей... Глядим - а это наша машина, Олег приехал - живехонек! Вывел его Николай Чудотворец...

Но чаще всего в скиту прибегают с молитвой к Батюшке Серафиму. Кандидатка в послушницы Вера Иванова восклицает: "Батюшка Серафим, пошли дождя, ты же видишь - мне одной не управиться с таким огородищем!.." Смотришь - и набежали тучки, и пролились благодатным дождем. Или слышу ее же негодование: "...А вот я сейчас на вас Батюшке пожалуюсь! Батюшка Серафим, ну что это пчелы меня одолевают, что я им сделала!.." И пчелы улетают, недовольно жужжа. И таких повседневных "мелочей", которые и чудом не назовешь, здесь много. Ведь в скиту не умолкает молитва - любое послушание сестры выполняют, непрерывно читая по очереди Серафимовское правильце. Поэтому и откликается Батюшка на их молитвы, и посылает помощь. То - дождичек, то паломниц, с радостью помогающих на прополке или другом послушании...

Источник:   http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=36&article=6506

Места:
Покровский скит в с. Канерга

Комментарии

  • Разместил Sampalomnik17 Июля 10

    Да! Место чудесное! Я была и жила в этом скиту в самой первой в моей жизни паломнической поездке. В 1995 году. До сих пор в большой теплотой вспоминаю скитских сестёр! Приехали как раз во время сенокоса, с такой радостью я ещё никогда не ворошила сено! Храни их Господь!

  • Разместил hope_mos11 Апреля 17

    Этот источник был явно известен ещё со времён "эрзя". На эрзянском "кона" означает который, а "гайть" - звучать...Кона-р-гайть =который звучит. Соединительный "р" здесь может быть из граматики языка или ещё какое-то словечко модифицировавшееся...Это уже нужно изучать поглубже...Но мысль интересная и очень похожа на то, что существует в природе. Не даром же он по-прежнему называется "говорящий", хоть и замолчал. А от него и речка взяла название уже и поселение.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии