07 Мая 10Марина
Моё первое послушание в монастыре Оптина Пустынь
Побывав однажды в Оптиной пустыни, я полюбила ее навсегда и старалась как можно чаще там бывать. От других паломников я уже слышала о возможности остаться на послушание и сама об этом мечтала, но у меня никогда не было возможности остаться там более двух дней, так как приезжала я с экскурсией только на выходные и старалась не пропускать удивительные оптинские службы. А однажды я вдруг неожиданно взяла и осталась еще на 3 дня, в то время как экскурсия уехала обратно в Москву.
Проводив автобус, я пошла проситься на послушание. Мне очень повезло, так как определили меня на мойку в братскую трапезную! Признаться, я даже и не мечтала когда-нибудь попасть туда: мне казалось, что это что-то недоступное. Я пошла в трапезную, и меня сразу приставили к мойке. Посуды было много, помощников двое (мужчина и женщина, оба средних лет), все было, как мне показалось, понятным, и я приступила к послушанию. Через полчаса выяснилось, что все я делаю не так, как надо, и мне пришлось буквально с нуля познавать технику быстрого мытья большого количества посуды. Поначалу я недоумевала, зачем набирать большие чаны с водой и в них мыть посуду, когда вода спокойно течет из крана, и можно хорошо промыть каждую тарелку. Только спустя время я поняла, что только так можно было справиться с тем огромным объемом работ на этом послушании.
Наш помощник был главным на мойке и строго следил за порядком: не разрешал разговаривать, проверял, тщательно ли мы с женщиной выполняем свое дело, укладываемся ли в график. Меня больше всего поражало в нем то, что он все время непрерывно и хорошо работал, не останавливаясь и не отдыхая ни минуты, знал абсолютно все на этой мойке, старался всем помочь и следил за тем, чтобы все делалось правильно. Со стороны мне показалось, что он один выполнял работу нескольких здоровых людей, и без него мы бы просто не справились. Он всегда приходил раньше и уходил позже. Некоторые дела он нам просто не доверял. Я впервые увидела, как взрослый мужчина мыл полы, посуду, столы так, как это не сделала бы ни одна хозяйственная женщина.
Мойка находится между кухней и самой трапезной, где обедают и ужинают монахи завтрака в монастыре нет. Монахи приходят на трапезу после литургии и после вечернего богослужения. Каждая трапеза начинается с общей молитвы (иногда коленопреклоненной), где монахи дружно поют молитвы, кондаки и тропари, а потом наместник благословляет пищу, и все садятся кушать. Один из монахов избирается для духовного чтения во время трапезы: он читает душеполезную святоотеческую литературу, в то время как все остальные молча вкушают пищу. Трапеза заканчивается также общей молитвой, после которой все монахи заносят к нам на мойку посуду и расходятся по кельям. Самым сложным является момент, когда в течение 10 минут необходимо на один небольшой стол суметь разместить поднос каждого монаха (а их 150 человек в монастыре), причем на каждом подносе по 2-3 тарелки, несколько приборов, стакан, остатки пищи. И вот, в результате, после того, как все монахи расходятся, посудомойщики оказываются перед горой посуды, которую мы моем все последующие часы до следующей трапезы. Бывали случаи, когда мы разбивали посуду, за это было очень и очень стыдно. Но бывали и чудеса: иногда тарелки летели на пол с большой высоты и не разбивались. Больше всего меня поразил случай, когда мы смахнули целый поднос с красивыми игуменскими блюдцами, которых было ровно по количеству игуменов, все внутри сжалось от страха, а поднос со стола налетел на поднос со стаканами, сбил его, все это ударилось об пол и НИЧЕГО НЕ РАЗБИЛОСЬ! Конечно, труд на мойке был тяжелым. Бывало, и голова нестерпимо болела, и напарница много разговаривала и отвлекала, и руку, порой, порежешь о разбившееся горлышко банки, и все равно я выходила с чувством большого счастья! Через день я уже позабыла про Москву, про родных, про институт мне просто хотелось побыть здесь как можно дольше. На службу мы попадали только вечером, и то только на Помазание. Но, как нам сказали в самом начале: послушание выше поста и молитвы, и у нас, действительно, не было времени попасть на богослужение, но зато те считанные минуты, которые мы проводили в храме, казались особенными и запомнились на всю жизнь.
В день моего отъезда я попросилась опять на послушание, хотя меня от него уже освободили. В те дни как будто вся жизнь моя сосредоточилась в той маленькой комнате среди кучи немытых тарелок, но среди уже полюбившихся мне людей. Мне было очень грустно уезжать, но моя грусть сразу прошла, как только я подумала: А ведь мне никто не мешает и дома так же трудиться и любить жизнь, ведь там тоже свое послушание! Ответственный по кухне сказал мне на дорогу: Вот, Вы научились, как надо жить, а теперь езжайте домой и поступайте там так же! Но и Оптину не забывайте, приезжайте! Оптина будет всегда ждать Вас!
Я поехала, и в дороге со мной неожиданно произошло чудо! На дорогу у меня было отложено ровно 39 рублей. Я знала, что больше мне не понадобится. Выйдя из монастыря и отдав ему свой немощный поклон, я уже шла по дороге к автобусной остановке, как вдруг меня догнала женщина и стала просить денег. Я засомневалась: у меня не было лишних денег, и я знала, что если я ей отдам, то мне потом просто не хватит на билет. Но женщина все же надеялась, это было видно по ее глазам, и я дала ей 7 рублей, понимая, что это крайне неразумно. На билет до Москвы мне уже не хватало, поэтому я поехала в Калугу, надеясь оттуда добраться до Москвы зайцем . Доехав до Калуги и оказавшись на автовокзале, я вдруг увидела, что мне не хватает на билет до Москвы ровно семи рублей. Я стояла в нерешительности: железнодорожный вокзал находился очень далеко, и доехать до него можно было только за деньги, да и электричка идет до Москвы почти 5 часов и приходит очень поздно. Тут мне стало страшновато: вокруг много пьяных, на улице уже темно, до дома далеко и нет денег. Пока я стояла в нерешительности, ко мне вдруг неожиданно подошел молодой мужчина, дал мне ровно СЕМЬ рублей и сказал, что это мне на дорогу. Пока я пыталась осознать, какое чудо со мной произошло, мужчины уже не было рядом. Таким образом, я благополучно добралась до Москвы, унеся с собой частичку большой оптинской благодати!
Источник: http://www.ioann.ru/hram/index.php?story=yes
Места:
Оптина Пустынь
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
" Ты яко Бог, творяй чудеса". Чудны дела Твои Господи! Вы не прсили чуда, а Бог Вам послал. Здорово!
Да, это точно. Чудес очень много, но многие мы просто не замечаем.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии