23 Июня 10О.Г. Кирьянова
Земля великих святых (паломничество в Каппадокию)
В богослужебных текстах Православной Церкви часто звучат географические названия, многие из которых неразрывно связаны с именами святых. Пример тому - Константинополь, чаще всего упоминаемый как кафедральный город святителя Иоанна Златоуста, создавшего одно из последований Божественной литургии. Составитель другого последования Литургии - святитель Василий Великий именуется архиепископом Кесарии Каппадокийской. Если местонахождение Константина-града - нынешнего Стамбула - очевидно, то месторасположение Кесарии представляют себе весьма немногие. Между тем этот древний город существует и в наши дни, хотя носит несколько иное название - Кайсери. Находится он в самом сердце современной Турции, в области, сохранившей историческое именование - Каппадокия.
В древности Каппадокией именовалось обширное пространство внутренней части Малой Азии, протянувшееся от гор Тавра до Понтийских гор. Исследователи считают, что она занимала территорию размером 400 км в длину и 240 км в ширину. Властителями этих земель поочередно являлись ассирийцы, хетты, мидяне, персы, греки, римляне, византийцы, арабы, турки-сельджуки. Считается, что именно персы дали ей название Каппадокия - «земля красивых коней», однако не все современные лингвисты поддерживают эту теорию. Во время Персидского царства она была разделена на две сатрапии, или провинции, одна из которых охватывала центральную и внутреннюю области, другая, именовавшаяся Понтом, занимала территорию побережья Черного моря. Позднее эти провинции сохранили свои различия, и название Каппадокия сохранилось лишь за первой из них.
При первой встрече с Каппадокией невольно возникает мысль, что вы находится на иной планете. Эта земля - удивительна, уникальна ее природа. Здесь есть вулканы с заснеженными вершинами, невысокие горы и скальные массивы. Скалы, достигающие высоты тридцать и более метров, имеют причудливую форму, напоминая то почти идеальные конусы, то гигантские зонтичные грибы. Хаотичные скопления этих замысловатых природных образований, чередующиеся с глубокими ущельями, простираются на большие пространства. Таких пейзажей вы больше не встретите нигде.
Ландшафт Каппадокии формировался из вулканических пород, наиболее распространенным является туф. В зависимости от состава, он имеет разные оттенки - от светлой охры до коричневого, а местами - там, где преобладают примеси магнезии, - буро-красного, отчего напоминает в разрезе многослойный пирог. Твердый на поверхности туф очень мягок внутри и легко поддается обработке. Именно этому свойству скалы Каппадокии обязаны своим внешним видом: тысячелетиями ветер и влага, словно искусные мастера, обтачивали вершины, придавая им необычные формы. Для людей, осваивавших этот регион со времен неолита, туф неизменно служил главным строительным материалом.
Предшественники нынешних каппадокийцев селились в пещерах, ископанных в толще вулканических образований. Позже начали возводить здания, в том числе жилые дома и храмы, обтесывая глыбы туфа в форме прямоугольных блоков. Природные свойства этой вулканической породы делают такие жилища весьма комфортными: стены «дышат», зимой в них тепло, а летом прохладно. Это преимущество особенно явно ощущается в летние месяцы, когда палящее солнце и более чем сорокаградусная жара заставляют все живое искать спасительной тени и прохлады.
Для человека, впервые попавшего в Каппадокию, знакомство с этой землей чаще всего начинается с посещения столицы округа (по-турецки «вилайета») - Кайсери. К сожалению, пока отсутствуют прямые авиарейсы между городами России и центральной Турции, поэтому путнику, добравшемуся до Стамбула, необходимо совершить еще примерно часовой перелет внутренними авиалиниями до Кайсери или другого крупного города области - Невшехира. Лучшее время для поездки по Каппадокии - весна или осень. Здесь особенно красиво в мае, когда склоны холмов и долины покрываются веселым ярким ковром молодой травы, распускаются маки и тюльпаны, а вдоль дорог стоят яблони, абрикосы и сливы в цвету, словно окутанные сладко благоухающим бело-розовым облаком. Фруктовые деревца порой ухитряются вырасти и между скал, неизвестно как извлекая скудную влагу из каменистой почвы.
Современная Кесария (Кайсери) для паломника большого интереса не представляет. Сейчас это просто крупный промышленный город с населением около шестисот тысяч человек, с многоэтажной типовой застройкой. Здесь не осталось ни одного православного храма, зато мечети в каждом квартале. Город Невшехир менее населен, а его облик в меньшей степени подвергся урбанизации. Основная часть домов не выше трех-четырех этажей, сохранилось много зданий XIX века с характерными плоскими крышами. Склоны гор, подступающих к городским окраинам, испещрены десятками зияющих провалов - полуразрушенными жилищами невшехирцев прошлого. Это один из немногих городов Каппадокии, где люди, как и пятьсот лет назад, обитают в туфовых пещерах, правда переоборудовав их в современные квартиры. Жить так не вполне безопасно - случаются обвалы. После одного из них, унесшего несколько жизней, правительство Турции всерьез озаботилось переселением людей в обычные дома, однако и сейчас они здесь теснятся вперемешку со старыми жилищами.
Православному сердцу эта земля дорога уже тем, что здесь звучала апостольская проповедь святого Павла (Деян. 18:22). Но и сама Каппадокия, где довольно рано возникла отдельная митрополия, явила миру целый сонм святых. В церковном календаре значится более пятидесяти имен святителей, мучеников, преподобных и праведных, чей подвиг был, так или иначе, связан с этим регионом. Каппадокия - родина мученика Лонгина Сотника, того самого, который, стоя при Кресте Спасителя, воскликнул: «Воистину Божий Сын бе Сей!» Ее уроженцами являлись святители Василий Великий, его младший брат Григорий, епископ Нисский, а также Григорий Богослов, патриарх Константинопольский. Эти Отцы Церкви, внесшие огромный вклад в формирование православного учения о Святой Троице, вошли в историю с именем «великих каппадокийцев». Есть любопытное турецкое предание о том, как двое святых христиан разговаривали, находясь каждый на вершине отдельной горы, и оба слышали друг друга. Это были святые Василий Великий и Григорий Богослов. Уже при их жизни в Каппадокии насчитывалось около десяти епископских кафедр. Известно, что собственных епископов имели Кесария (Кайсара), Нисса (Невшехир), Назианз, Гёреме, Сасима, Синасосс (Мустафапаша), Прокопион (Ургюп). Кстати сказать, относительно местоположения Назианза - первого кафедрального города святителя Григория Богослова существует несколько версий. Одни считают, что это современная Нигда - крупный город на юге вилайета. Другие полагают, что он находился там же, где сейчас стоит небольшой городок Бекар. Наконец существует точка зрения, что в древности Назианзом именовалось селение Мушкаралы.
В IV веке арианствущий император Валент, чтобы ослабить позиции ревнителей Православия, административно разделил область на две части, поставив над одной из них епископа - арианина, однако это разделение продлилось не долго.
Из наиболее известных каппадокийских святых следует упомянуть также четырех членов семьи святителя Василия: его младшего брата - святителя Петра, епископа Севастийского, сестер - блаженную Макрину и праведную Феозву - диаконису, а также их мать, блаженную Емилию. Каппадокия - родина святого великомученика Георгия Победоносца и его дальней родственницы, святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Отсюда родом преподобные Савва Освященный - основатель Великой Лавры в Палестине и Симеон Столпник. В величественном сонме православных мучеников-каппадокийцев просияли сорок воинов, пострадавших в Севастийском озере. В Кесарии Каппадокийской был обезглавлен великомученик Меркурий. Уже по смерти этого доблестного ратника Христова с его участием свершилось чудо, по молитвам святителя Василия Великого. Архиепископ Кесарии усердно взывал к Пресвятой Богородице с просьбой об избавлении христиан от гонений императора Юлиана Отступника. И вдруг изображенный на иконе рядом с образом Царицы Небесной великомученик Меркурий на мгновение стал невидим, а затем вновь показался с окровавленным копьем. И именно в это мгновение император-богоборец в сражении с персами был смертельно ранен неизвестным воином.
К концу III века христиане начали активно осваивать область между тремя крупнейшими городами Каппадокии - Ниссой, Назианзом и Кесарией. Они использовали подземные укрытия, возникшие, по мнению историков, еще в период Хеттского царства. Именно христиане расширили и углубили эти пещерные сооружения, создав в некоторых местах настоящие подземные города, население которых составляло, по современным подсчетам, до 10 тысяч человек. Наиболее известный из них, находящийся близ селения Деринкую, уходит в толщу земли на 85 метров. В многоэтажных лабиринтах находились жилые помещения, хранилища, конюшни, мастерские, и, конечно, храмы. Древние подземные города, в настоящее время открытые для посещения, до сих пор потрясают своим масштабом и в совершенстве продуманной системой жизнеобеспечения. Здесь до сих пор функционируют вентиляционные шахты того времени, а туннели и залы достаточно хорошо освещены. Во многом похож на Деринкую город Каймаклы, но он имеет меньшие размеры (правда, археологи раскопали лишь пять этажей).
Существует предположение, что подземные города использовались христианами как убежища сначала от гонений римских императоров, затем от арабов-кочевников, которые часто совершали набеги на эти земли в VII веке, а затем от турок-сельджуков.
Господствовавшее среди верующих стремление к уединенной жизни, постоянное чувство опасности и готовность принять смерть за Христа, несомненно, повлияло на широкое распространение здесь монашества. Благодаря святителю Василию Великому, перенявшему и обобщившему духовный опыт иноков Египта, Сирии и Палестины, в обителях Каппадокии закрепляется общежительный устав преподобного Пахомия. Типикон, составленный кесарийским святителем, впоследствии стал основой уставов монашеских общин всего православного Востока. К сожалению, о повседневной жизни каппадокийских монастырей почти ничего неизвестно. Мы знаем лишь, что в VIII-IX веках они стали убежищем для многих насельников константинопольских монастырей, бежавших от гонений иконоборцев.
Ознакомиться с тем, как подвизались христиане Каппадокии в раннем Средневековье, лучше всего, посетив долину Гёреме или Гореме, отстоящую на 10 километров от Невшехира. Здесь расположен музей под открытым небом, на территории которого открыто более двадцати высеченных в скалах храмов и несколько монастырей. Их главная ценность - фрески, датируемые X-XIII веками. Целиком сохранившихся церковных росписей тысячелетней давности здесь не встретить, как, впрочем, и в других местах Европы, находившихся под османским владычеством. Следуя кораническому запрету на изображение людей, турки повсеместно уничтожали лики святых на храмовых фресках. Но даже фрагменты творений иконописцев древности никого не могут оставить равнодушным.
Каждая из фресок по-своему уникальна. Росписи христианских храмов на территории Каппадокии весьма разнообразны по стилям, кроме того, многие из них появились в эпоху иконоборчества и отражают характерную для того времени аскетичность (преимущественно орнаменты). Во многих алтарях сохранились монолитные престолы, составляющие с храмом единое целое. Местами уцелели столь же монолитные алтарные преграды - прообразы современных иконостасов. Архитектура в целом также весьма разнообразна: здесь можно встретить практически все типы византийских церковных зданий - от базилики до крестово-купольного храма.
В Гёреме лучше приезжать с утра пораньше, так как уже к полудню долину заполняют разноязыкие толпы туристов, и спокойно насладиться увиденным будет невозможно. В музее действует строгий временной регламент - на посещение каждого объекта отводится не более пяти-семи минут. Глаза только-только успевают привыкнуть к полумраку храма и начинают различать фигуры святых на фресках, а сзади у входа уже нетерпеливо топчется следующая группа желающих.
В честь какого именно праздника или святого были освящены алтари каппадокийских храмов, в большинстве случаев не известно. В путеводителях они носят причудливые имена, рожденные фантазией местных жителей и отражающие какую-либо характерную особенность церковных росписей. Таким образом, например, в обиход были введены названия храмов Гёреме: Йыанлы-килисе («Змеиная церковь»), Каранлик-килисе («Темная церковь»), Чарикли-килисе («Церковь с сандалиями»). Само слово «килисе» в переводе с турецкого языка означает церковь. В «Темной церкви», действительно, царит полумрак, так как она находится в толще скалы и свет попадает внутрь через одно крохотное окошко. Здесь можно видеть уникальное изображение Христа, попирающего ад в виде поверженной фигуры человека, скованного по рукам и ногам. Название «Церковь с сандалиями» по одной из версий происходит от двух выемок в форме человеческих ног, находящихся внутри храма у входа. На фресках «Змеиной церкви» запечатлены великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат, в образе воинов на белых конях, поражающих большого змия. Изображения воинов-змееборцев встречаются в росписях каппадокийских храмов, пожалуй, чаще, чем изображения иных святых.
Более привычно для слуха паломника звучат названия храма святого Василия и двух часовен - во имя великомучениц Варвары и Екатерины, хотя эти именования также условны и были даны по относительно хорошо сохранившимся в росписях изображениям этих святых. Большинство храмов неприметны снаружи, за исключением тех, где обвалившаяся стена открывает взору покрытое дивными фресками пространство. Находясь внутри, нужно внимательно смотреть под ноги: весьма часто скальные храмы одновременно являлись усыпальницами. Древние захоронения давно опустошены, но от них в полу остались продолговатые могильные углубления, порой помещенные так близко друг к другу, что на полу между ними еле-еле помещается человеческая стопа.
Разумеется, далеко не все богатство Гёреме сосредоточено на огороженном пятачке музея. Неподалеку на вершине одного из холмов находится бывший девичий монастырь («Мерие Манна»). Вход в него сейчас представляет собой узкий и длинный лаз, так что пробираться внутрь надо буквально согнувшись в три погибели. Проделав этот непростой путь, вы попадаете в небольшой храм, с сохранившимися на сводах и стенах фрагментами древних росписей. В их числе образ Божией Матери с воздетыми в молитве руками, правда, не вполне корректно поновленный. Сквозь зияющие в стенах провалы - вероятно, бывшие окна - открывается великолепный вид на окрестные ущелья, выбеленные солнцем скалы и аккуратные пятачки виноградников между ними. Непривычная для обитателей современного мира тишина прерывается лишь нежным воркованием горлиц и птичьим щебетанием. Это уединенное труднодоступное место и сейчас настраивает на созерцательный лад. Нетрудно представить себе, как почти тысячу лет назад здесь молились безвестные подвижницы. Очень интересна находящаяся неподалеку Саклы-килисе («Тайная церковь»), которая была открыта лишь в 1956 году. Благодаря этому в ней сохранились оригинальные древние росписи. Самым ранним по времени возведения в Гёреме считается храм Эль-Назар, датируемый X веком. Он двухэтажный и устроен в скале, напоминающей по форме юрту кочевника.
Одной из главных достопримечательностей Гёреме является Токалы-килисе («Церковь с пряжкой»). Самый большой из имеющихся в Гёреме, храм отличается хорошей сохранностью внутреннего облика, в том числе росписей, относимых к рубежу X-XI веков. Примечательно, что здесь, как и в некоторых других местах, можно видеть на фресках изображения Девы Марии и праведного Иосифа, испивающих воду из сосуда. Это апокрифический сюжет «Испытание водой». По преданию, у иудеев бытовал обычай давать людям, заподозренным в преступлениях, особую воду, отведав которую, виновный заболевал или умирал. Когда обнаружилась беременность Пречистой Девы, по указанию иудейского первосвященника Она и Иосиф Обручник были испытаны таким же образом, дабы удостовериться, что обет целомудрия не был ими нарушен. В небольшой нише в алтарной части Токалы-килисе имеется образ Пресвятой Богородицы «Умиление», являющийся самым ранним из известных изображений данного иконографического извода.
Несомненно, следует считать чудом то, что общий облик Каппадокии сохранился почти в первозданном виде. В немногих больших городах есть высотные здания, автобусы, супермаркеты и другие приметы цивилизации. Но, чуть отъехав в сторону, вы попадаете в патриархальную глубинку, где наряду с автомобилями используются ослики и верблюды, где женщины почти повсеместно ходят в традиционных хиджабах, и гулкое эхо пять раз в сутки разносит по ущельям пронзительные призывы муэдзинов, звучащие с многочисленных минаретов. Сельское хозяйство, животноводство и виноделие - основные занятия каппадокийцев. Древние храмы и монашеские келии, оставленные их обитателями, практичные местные жители приспосабливали в хозяйственных целях, устраивая в этих помещениях хлева, амбары и голубятни.
Голубеводство и по сию пору весьма распространено в Каппадокии не только по причине любви обитателей здешних мест к этим простым и доверчивым птицам. Крестьяне собирали голубиный помет, используя его как качественное удобрение для улучшения плодородия каменистой почвы. Для удобства разведения голубей и сбора помета люди устраивали в импровизированных голубятнях специальные ниши, варварски испещряя ими фасады храмов и покрытые древними фресками стены. К сожалению, по этой причине многие памятники христианского искусства оказались безвозвратно утрачены. От этого, например, пострадала трехнефная базилика VI века во имя святого Иоанна Крестителя, расположенная в местечке Чавушин, примерно в трех километрах от Гёреме. Название Чавушин так и переводится - «Большая голубятня». В древности здесь находился большой монастырь, от которого ныне остались только руины. Та же участь - быть приспособленным под голубятню - постигла и другой храм в Чавушине - святых Архангелов, возведенный в 965 году в правление византийского императора Никифора Фоки и расписанный по его распоряжению. Этот храм уникален еще и тем, что сохранились, причем неплохо, оригинальные фрески на фасаде. Голубятней до недавнего времени служила и древняя церковь Юсуф-Коч, находящаяся в поселке Авджилар, в полукилометре от музея Гёреме. Этот памятник является частной собственностью и носит имя одного из владельцев.
Уникальные храмы IX-X веков можно увидеть, посетив долину Ихлара, лежащую примерно в ста километрах от Невшехира. Она представляет собой глубокий и длинный (14 километров) каньон вулканического происхождения. Между его высоких, почти отвесных стен стремительно бежит речка Мелендиз, прозрачные воды которой непрерывно обтачивают и углубляют дно каньона. Весной долина очень живописна - всюду пробивается молоденькая зелень, в розово-белое благоухающее кружево облачены вишни и яблони, на покатых травянистых склонах между каменных осыпей появляются россыпи цветов. Вдоль берега реки проложена широкая тропа, следуя по которой можно пройти всю долину. В отвесных стенах каньона христиане-отшельники устроили множество храмов, соединив их разветвленной сетью переходов. В настоящее время здесь обнаружено более сотни пещерных церквей, многие из которых, к сожалению, уже частично обрушились, однако впечатление об их устройстве и внутреннем убранстве составить вполне возможно. Особенность росписей храмов Ихлары в том, что они в большинстве сделаны под сильным сирийским влиянием. Самые ранние из них очень просты и выполнены красным цветом по белому фону. Впоследствии цветовая гамма менялась, а техника изображения усложнялась.
Паломник, намеревающийся посетить эти места, должен обладать изрядной физической подготовкой: чтобы спуститься на дно каньона в месте, где находится наибольшее число храмов, необходимо преодолеть лестницу почти в четыреста ступеней. Кроме того, большинство пещерных церквей расположено на высоте десятков метров над берегом реки, и проникнуть в них можно, в лучшем случае, поднимаясь по крутым и узким лесенкам без перил, а в худшем протискиваясь в щели между огромных камней и карабкаясь по едва заметным тропкам на головокружительной высоте.
Преодолевший этот нелегкий путь будет по достоинству вознагражден, в первую очередь тем, что сможет воочию увидеть, где молились и жили подвижники прошлого. Неподалеку от места спуска находится «Церковь под деревом», еще известная как храм святого Даниила. Название было дано по фреске, изображающей ветхозаветного пророка во рву со львами. Первоначально храм был трехуровневым, но два этажа и нартекс обрушились. Чуть далее по берегу реки на высоте тридцати метров в скале находится «Церковь с террасами» (Пюренли-килисе), которая датируется турецкими исследователями IV веком. В полусотне метров от нее находится «Ароматная церковь» (Кокар-килисе), на фресках которой можно увидеть Благовещение, Рождество Христово и Тайную Вечерю, изображенные в оригинальном восточном стиле. На противоположном берегу реки стоит «Змеиная церковь», которую не следует путать с одноименным храмом Гёреме. На ее западной стене имеется фреска, изображающая грешников в аду. Их поражают гигантского размера, чуть ли не в человеческий рост, «черви неусыпающие», очень напоминающие змей. На том же берегу находится Дирекли-килисе - крестово-купольный храм с четырьмя несущими колоннами, стены которого украшены фресками, предположительно ХI-ХII веков. Стоит побывать и в Кирм-Дамалти-килисе, иначе называемой храмом святого Георгия, с росписями более чем семисотлетней давности. От одной из фресок с изображением Георгия Победоносца уцелел лишь фрагмент, на котором виден причудливо заплетенный хвост белого коня, завершающийся несколькими остриями, словно пиками, направленными на разинувшего пасть змия. Лики святых в храмах Ихлары встречаются в большей сохранности, чем в Гёреме, но это преимущество, к сожалению, «компенсировано» огромным количеством граффити, нанесенных на бесценные творения древних иконописцев. Слава Богу, среди турецких и (увы!) греческих автографов на стенах еще не появилось ни одного на русском языке.
Гёреме и Ихлара - наиболее известные и крупные поселения христиан византийского времени. Храмы этого периода также имеются в селениях Гизельюрт, Ортахисар, Гюльшехир, Мустафапаша, долинах Зельве, Соганлы, Пашбаг и во многих других местах.
Нельзя не сожалеть о том, что бесценное наследие византийской эпохи долгое время находилось в руках людей, не представлявших себе его значимости и зачастую относившихся к христианству враждебно. С XV века Каппадокия принадлежала Османской империи, султаны которой, исповедовавшие ислам, являлись светскими и духовными лидерами страны. В этих условиях православные христиане переживали трудные времена. В святцах можно найти имена мучеников, пострадавших в этот период. Тем удивительнее подвиг просиявшего в XVIII столетии в Каппадокии святого праведного Иоанна Русского - нашего соотечественника, явившего беспримерную стойкость в вере, смирение и жертвенность Его имя и поныне почитается не только христианами, но и мусульманами.
Иоанн был простым солдатом петровской армии, участником русско-турецкой войны. Попав в плен во время одного из сражений, был продан в Стамбуле на невольничьем рынке вместе с несколькими товарищами по несчастью богатому жителю Прокопеона (ныне Ургюп). Иоанну было поручено ухаживать за скотом, а жил он в конюшне. Новый хозяин силой и угрозами понуждал русских пленников принять ислам, однако они мужественно терпели побои и издевательства, храня верность Христу. В отличие от своих собратьев, отвечавших мучителю презрением и ненавистью, Иоанн старательно исполнял все приказания своего нового господина. За это над ним издевались свои и при этом не переставали бить и мучить турки - позднее при исследовании мощей святого были обнаружены многочисленные переломы и повреждения костей. Однако постепенно все прониклись уважением к добросердечному и исполнительному труженику. Доверяя рабу, хозяева дома даже предложили ему жить с ними под одной крышей, но Иоанн отказался, поскольку на конюшне в одиночестве никто не мешал ему молиться Богу. Сохранился храм, куда он ходил по праздникам причащаться. Несмотря на свою бедность, Иоанн всегда помогал нуждающимся, а однажды даже накормил своего хозяина. В житии святого рассказывается: богатый хозяин Иоанна во время паломничества в Мекку нигде не мог найти себе пищу. Казанок с горячим пловом с семейного стола, который супруга богача отдала Иоанну по просьбе самого раба, по молитве подвижника был чудесным образом перенесен к его хозяину в Мекке. Тот узнал семейную посуду, и, вернувшись через несколько месяцев из странствий, вручил ее изумленной жене. Иоанна после этого случая стали почитать. В возрасте примерно сорока лет 27 мая 1730 года после приобщения Святых Тайн Христовых он преставился ко Господу. Хозяин разрешил устроить ему торжественное христианское погребение, происходившее при большом стечении народа. Через три с половиной года останки Иоанна Русского были обретены нетленными и перенесены в храм, который он посещал при жизни. Нового святого стали почитать не только православные, но и армяне, и турки. Часть мощей праведного Иоанна Русского с 1881 года находится в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Другая часть в 1924 году была тайно вывезена из Турции греческими беженцами и находится на острове Эвбея.
Время пощадило старинный православный храм, стены которого помнят русского подвижника, а также дом хозяина праведного Иоанна.
Особенность старой части Ургюпа, как и многих древних городов Каппадокии, в том, что она находится на склоне горы. Большая часть жилищ представляет собой пещеры, ископанные в толще вулканического туфа и выходящие на поверхность лишь фасадом. Внутри расположены жилые и хозяйственные помещения, размер и число которых определяется достатком владельца. До 70-х годов XX века в историческом доме, принадлежавшем в XVIII столетии одному из богатейших людей округи, продолжали жить люди, так же как и во многих других, находящихся по соседству. Облик жилищ за века практически не изменился. Сохранилась, например, конюшня, где рядом с хозяйскими лошадьми обитал святой Иоанн, ясли, куда он закладывал корм, а в полу - отверстия с перемычками, к которым привязывали животных. Простота и непритязательность жилища позволяет очень живо представить себе атмосферу того времени.
Около двух лет назад одна из турецких туристических компаний выступила с проектом создания в Ургюпе на базе 270 пустующих старинных домов рекреационного парка. По плану предполагается переоборудовать часть пещерных жилищ под небольшие отели и рестораны. Главной достопримечательностью парка станут храм и дом, где жил святой Иоанн Русский.
К началу XX столетия хранителями Православия в Каппадокии оставались в основном этнические греки, поселения которых составляли небольшие анклавы между турецкими селами. В 1924 году по распоряжению М. Кемаля малоазийские греки были насильственно выселены из Турцию в Грецию. Вместе со своими родителями родину тогда покинул грудной младенец Арсений Езнепидис - будущий старец Паисий Святогорец. Таинство Крещения он и другие новорожденные дети из греческих семей приняли перед самым отъездом из рук преподобного Арсения Каппадокийского. Этот святой, живший в XIX - первой четверти XX столетия, к сожалению, мало известен в России, но очень почитаем греками. Уроженец селения Фараса в Каппадокии, он окончил семинарию в Смирне, а в 26 лет принял монашеский постриг в монастыре Иоанна Предтечи в местечке Зинджи-Дере в Кесарии. Удостоившись сана диакона, все свободное от церковного служения время он посвящал обучению бедных сельских детей грамоте, а главное - их православному воспитанию. Над греками-христианами, жившими в Турции, тогда постоянно висела, с одной стороны, угроза физического уничтожения, а с другой - опасность отуречивания, утраты веры и обычаев предков. Помочь людям выстоять под этим двойным гнетом стало одной из главных задач подвижника. В 1870 году ставший священником, а вскоре возведенный в сан архимандрита, отец Арсений в общей сложности более полувека совершал служение в Фарасе. Пять раз он совершал паломничества на Святую Землю, получив от односельчан прозвание Хадж-эфенди. Архимандрит Арсений удостоился от Господа дара прозорливости, по его молитвам исцелялись страждущие, как греки, так и турки. Уже при жизни его почитали святым. В 1924 году при переселении малоазийских греков 83-летний старец сопровождал свою паству и преставился на острове Корфу через 40 дней после прибытия в Грецию. В 1986 году архимандрит Арсений был прославлен в лике святых. Его мощи хранятся в монастыре святого апостола Иоанна Богослова в Суроти, близ города Салоники.
Исход греческих общин происходил, в основном, под руководством священников, и с этого времени открыто совершать богослужения в Каппадокии оказалось фактически некому, хотя имеются свидетельства о существовании вплоть до 1992 года на этой территории крипто-христиан. За восемь минувших десятилетий древние храмы и монастыри пришли в запустение, ветшая и разрушаясь. Наиболее крупные монастырские комплексы турецкое правительство объявило национальным культурным достоянием, они преобразованы в музеи и взяты под охрану. Однако часть памятников находится в бесхозном состоянии, а многие принадлежат частным владельцам. В настоящее время постоянно действующих православных храмов в Каппадокии нет. Церковная жизнь оживает только раз в год, весной, когда сюда совершает свое традиционное ежегодное паломничество Константинопольский Патриарх, служащий Литургию в одном из древних храмов.
В мае 2007 года впервые в истории Каппадокию посетила большая группа представителей российского туристического бизнеса, заинтересованных в популяризации и продвижении этого региона на отечественном туристическом рынке. Вместе с ними здесь побывала делегация Русской Православной Церкви, возглавляемая епископом Егорьевским Марком, заместителем Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В состав делегации входили священнослужители, преподаватели Московской духовной академии, ученые, а также руководители ряда епархиальных паломнических служб. Их целью было знакомство с достопримечательностями Каппадокии и последующее составление путеводителя по ее святым местам, ориентированного на паломников и религиозных туристов. В городе Невшехир прошла первая турецко-российская конференция по культуре и туризму, в которой приняло участие около двухсот человек: руководители туристических компаний из России и Турции, представители Государственной Думы РФ, Русской Православной Церкви, Российской академии наук, Российской академии образования, министерств и ведомств двух стран, отвечающих за культуру и туризм, а также местных властей. Инициаторами проведения конференции выступили Каппадокийская высшая школа - учебное заведение, готовящее кадры для туристической индустрии Турции и Российская международная академия туризма. В меморандуме, принятом по итогам конференции, турецкая сторона выразила заинтересованность в активизации православного паломничества и религиозного туризма в Каппадокии и обязалась вести подготовку кадров для работы с этими категориями гостей. Российская международная академия туризма в свою очередь получила новые возможности по развитию научных исследований и организации экспедиций в эти святые для христиан места. Характеризуя инициативу двух вузов, епископ Егорьевский Марк оценил ее как «историческую». «Дело не в том, чтобы просто открыть новое направление, - отметил владыка. - Это нужно Русской Православной Церкви для того чтобы приобщать наш народ к сокровищнице веры, к истории и истокам христианской цивилизации».
Пять дней члены церковной делегации путешествовали по Каппадокии, изучая ее уникальные храмы и монастыри. Паломничать приходилось с элементами «экстрима», взбираясь под палящим солнцем на почти неприступные кручи, перелезая через огромные валуны, переходя вброд реки и спускаясь по крутым каменистым осыпям.
Наряду с древними церковными зданиями встречались и те, что были построены относительно недавно - в XVIII - XIX веках. Часть бывших христианских храмов сейчас является мечетями, другая пребывает в заброшенном состоянии. Трудно было поверить, что в этих помещениях с облупившимися фресками, часто обращенных в отхожие места, чуть более ста лет назад царила жизнь, что колокольный звон созывал людей на молитву в Дом Божий. Сердце сжималось при виде мерзости запустения, царящей на святом месте. Паломничество пришлось на пятую седмицу по Пасхе и всякий раз, вступая под своды храмов, участники экспедиции пели пасхальные песнопения, а также тропари и величания святым земли каппадокийской.
В день памяти святого великомученика Георгия Победоносца с любезного разрешения турецких властей церковной делегации предоставили возможность помолиться в одном из заброшенных храмов - базилике во имя святых Константина и Елены. Утреню пасхальным чином совершил епископ Егорьевский Марк, хор составила мужская часть паломнической группы. На всякий случай перед началом службы базилику по периметру оцепили местные полицейские. Больше во избежание огласки: не вполне понятно, как отреагировали бы правоверные жители Мустафапаши - бывшей греческой рыбацкой деревушки Синасосс на христианское богослужение, совершаемое в самом центре их городка. Так же, «страха ради» турецкого, снаружи за нами накрепко затворили двери и даже выставили охрану, чтобы ни один случайный прохожий не мог заглянуть внутрь и увидеть происходящее. Последование утрени хористы пели по ноутбуку. У одной из паломниц нашлись и свечи. Их трепетные огоньки окончательно придали заброшенному храму привычный и уютный облик.
Было в этой удивительной службе что-то, напоминавшее о раннехристианских временах, когда первые немногочисленные последователи Христова учения тайно собирались на молитву в катакомбах. Основание базилики находилось ниже уровня земли, так что окна находились почти на уровне мостовой. Через эти отверстия в массивных каменных стенах, давно лишенные стекол, на пол падали снопы солнечных лучей, разгоняя прохладный полумрак. Когда под церковными сводами зазвучал пасхальный тропарь на славянском языке, вероятно впервые в их истории, казалось, храм стал выше, а его стены распрямились, будто освободившись от гнетущей их непомерной тяжести.
Служба, длившаяся около полутора часов, пролетела на одном дыхании. Не обошлось и без курьезов. Мимо храма проходила группа немецких туристов. Услышав странное пение, доносившееся, казалось, из-под земли, немцы облепили окна, заглядывая внутрь, и принялись щелкать затворами фотоаппаратов. «Представляете, какие сенсационные снимки и подписи к ним могут появиться в немецких газетах? - пошутил потом кто-то. - Что-то наподобие: "Тайная община христиан в Турции молится под охраной полиции в русских облачениях!"»
Увы, реальность такова, что современная Каппадокия - это прежде всего крупный туристический центр. Ежегодно здесь бывает более миллиона туристов - граждан Турции и зарубежных гостей, преимущественно из Юго-Восточной Азии. Подлинные сокровища христианской истории и культуры, таящиеся здесь, к сожалению, остаются terra incognita для наших соотечественников. Численность россиян, посещающих Каппадокию в качестве паломников и религиозных туристов, ничтожно мала и совершенно несопоставима с более чем миллионным потоком отпускников, ежегодно устремляющихся в Анталию и другие морские курорты Турции. Хочется верить, что в недалеком будущем русские паломники своей молитвой все же вдохнут новую жизнь в древние храмы Каппадокии - земли великих святых.
Источник: http://www.poklonnik.ru/site.xp/057054048124.html
Места:
Национальный парк Гёреме
Наскальные церкви Долины голубятен в Каппадокии
Дом Иоанна Русского в г. Ургюп
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Место не земной красоты!!! Всех призываю, съезлить хоть раз в Турцию не на море, а в экскурсионный тур! Вы увидите совершенно другую страну!!!
Лично мое знакомство с античностью ограничилось поездкой на раскопки Танаиса :)
На остальное пока заработать не удалось ...
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии