28 Июня 10Любовь Ротякова, г. Самара
Пешком в Вавилов Дол
На праздник Николая Чудотворца из самарского храма преп. Сергия Радонежского в Вавилов Дол, к прославленной саратовской святыне, где столетиями подвизались старцы-пустынники, отправились в пешее паломничество семь человек. Были рады, что нас семеро: семь таинств церковных, семь дней недели, семь Соборов Вселенских - и нас семеро. И паломничество заняло семь дней. За это время побывали в семи храмах. Чувствовалось Божие благословение на наше паломничество.
Вышли 16 мая из храма. Впереди идет Александр с Крестом. Идем в паломничество, как в крестный ход.
Идем вслед за Крестом гуськом вдоль трассы. На улице и дождь, и снег, и солнце. И намочило, и высушило нас. Пришли в Воскресенку около десяти часов вечера. По договоренности с настоятелем у нас есть ключи от церкви. В полночь мы встали на молитву. Было так радостно молиться ночью в этом величественном и прекрасном храме Воскресения Христова.
17 мая. Наш путь лежит в Каменный Брод. Весь день дождь шел за нами по пятам: за спиной шум, льет, как из ведра, а на нас чуть-чуть только капает. А у самого храма нас настиг проливной дождь. Мы в растерянности - куда идти? Обошли с пением крестным ходом вокруг храма - и, откуда ни возьмись, местные жители с хлебом-солью встречают нас. Слезы радости у всех на глазах.
Обедаем в местном клубе. Удивительно: заведующая клубом Лариса Викторовна одновременно является старостой восстанавливаемого храма. А в клубе - иконы и православные стенды висят.
Ждали нас так, будто мы свет несем. Так велика тяга к вере в этом селе у людей.
Утром все вместе молимся в церкви под открытым небом. В алтаре поставили Крест, с которым мы идем, обложили камнями, получилось, как Голгофа. Принесли свечи и иконы. На улице холодно, а на душе так тепло оттого, что посчастливилось тут помолиться. Пока молились, ворон кружил над церковью, хотел сесть на шест в алтаре, а не мог.
18 мая отправились в Красноармейское, районный центр, где служит отец Андрей. В селе уже знали, что мы идем. На строительство храма пожертвовали кирпич, и водитель, который вез его, сообщил батюшке о нас. Когда мы подошли, батюшка с бабушками как раз разгружали машину. Отец Андрей - и священник, и строитель, и подвижник. Помоги ему, Господи! Мы только обошли вокруг храма крестным ходом, а батюшка уже переоделся, бросил складывать кирпич и идет к нам. Посидел с нами в трапезной, устроил нас на ночлег.
Мне посчастливилось ночевать у рабы Божией Риммы. Уютно и чисто у нее, а главное - меня поразило обилие рисунков в ее доме: из лоскутков, гуаши, битого стекла, на картоне создаются удивительные пейзажи и храмы. Вот осень, зима, лето, а вот медведь у камушка преподобного Серафима. Видно, что не профессионал творил, но сколько любви и радости несут эти картины!
Утром молимся в храме Архистратига Божия Михаила. Отец Андрей совершает молебен о путешествующих. Батюшка молодой и светлый.
Рядом с Красноармейским, в 18 километрах находится могилка самарского подвижника - отца Александра Чагринского (Юнгерова). Там был в прежние времена женский монастырь, в нем и служил старец. Сейчас готовятся документы на его канонизацию. Попасть на его могилку нам не удалось, но побывали на местном кладбище. Батюшка отслужил панихиду на могилке схиигумена Никандра (Никиты Сапожникова). Это самарский священник, в 60-е годы он вместе с владыкой Мануилом трудился. Ученый и прозорливец.
На кладбище приехал из Волчанки отец Алексий с матушкой: решили узнать, как мы идем. Благословили нас в путь сразу двое священников. 19 мая мы пошли в Волчанку, к храму Покрова Пресвятой Богородицы.
Село Волчанка находится в живописной местности среди озер. В село пришли под колокольный звон, матушка Марина и прихожане встречают нас у ворот храма с хлебом-солью. Опять все плачем!
Обедаем у отца Алексия в доме. Познакомились со старым батюшкой - отцом Иоанном, который сейчас на покое. Старенький, худенький, седенький, но удивительно светлый и молодой глазами батюшка. Он пообедал с нами, помазал нас душистым маслицем от мощей блаженной Матронушки, а отец Алексий подарил нам иконки, освященные на ее мощах. Оказывается, некоторые наши паломницы дома читали акафист Матронушке - вот она нас и укрепила в дороге.
Вечером отслужили в храме акафист Покрову Пресвятой Богородицы: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным твоим омофором». И вот Она, Радость наша: выходим из храма, а вся церковь в центре огромной - от земли до земли - радуги! Ликуем от счастья. Царица Небесная покрыла нас Своим омофором!
Оба батюшки благословляют нас в путь: «Крепитесь, благодати получили много, теперь будут и искушения». Впереди день очень тяжелый, идти придется 15 километров в дождь по полевой дороге, а затем еще 40 по трассе.
На ногах налипли комья липкой земли, теперь можем понять, что такое вериги. Не идем, а еле-еле перебираем ногами по полю. Дождь прекратился только, когда вышли на трассу. Выдохлись, вымокли все до нитки. Но после обеда засияло яркое солнышко, нас высушило. В Марьевку пришли уже в 11 часов ночи, усталые и измученные. Где искать батюшкин дом? Вдруг слышим разговор. А это двое стоят, прощаются и, как сами говорят, разойтись никак не могут. Видимо, нас ждали. Показали нам, где батюшка живет. Сам отец Евгений развез нас по домам.
Ноги у некоторых разбиты в кровь, сил нет; как пойдем завтра до Вавилова Дола? Одна наша паломница, пожилая, задела ноги одеялом - застонала. А потом зарыдала - не о том, что ноги болят, а о том, что не придется, видимо, ей с нами дальше идти: «Мне Господь дал последний шанс для искупления моих грехов, как же я не осилю весь-то путь». И добавила: «В молодости легко грешили, как теперь трудно отрабатывать грехи».
Утром встали, а на улице яркое солнышко. Слава Богу! Ведь сегодня нам идти по проселкам и полям. Господь высушил для нас дорожку. Все пошли, никто не остался. И чем больше получали мы милости, тем острее чувствовали свое недостоинство. И явно видели, что Господь любой труд наш, даже такой небольшой, видит и вознаграждает.
В Марьевке молебный дом во имя Николая Чудотворца. Батюшка благословил нас и дал проводника в дорогу - инокиню Веру. Она говорила, что всю весну собиралась в Вавилов Дол, но что-то ее не пускало. Собралась идти на Николу, а тут и мы пришли. Это Господь ее не пускал, для нас оставил.
Прихожане принесли нам продукты, деньги, хлеб. Спаси вас всех, Господи! В конце села вышла из домика бабушка и со слезами на глазах умоляла нас пообедать у нее: сегодня память ее сыну и дочке. Мы увидели в этом особый промысел Божий, ведь бабушка всю ночь молилась за своих усопших детей. Вот мы и посланы Богом помолиться за рабов Божиих Веру и Валентина. Помянули, помолились и пошли. Бабушка провожает нас и все твердит, что таких поминок во всем селе не было: «Настоящих странников Господь мне послал». Утешил ее Господь.
На местном кладбище - часовня в сарайчике, ее любовно обустроила матушка Вера. День ясный, солнечный. Матушка немного нам о себе рассказала. В 36 лет она вдовой с восьмью ребятишками осталась. Всю жизнь спит калачиком, а то, говорит, Господь придет и скажет: «Что разлеглась?». Непрестанно за все она Бога благодарит, даже за то, что деток забрал «от греха большого». А как она Царицу Небесную любит. А вера у нее какая сильная. А как ей Николушка в дороге помогал, да еще Понедельник, Среда и Пятница - как в притче о вдове, которую два юноши - Среда и Пятница от смерти спасли.
Господи! Я благодарю Тебя, что ты мне дал возможность видеть своими глазами современных скромных подвижников - инокиню Веру и отца Иоанна. Отец Иоанн на покой ушел, потому что у него ручки дрожали, когда он Чашу выносит. Он всю свою жизнь, все время «застоя» служил в холодных храмах. Люди в тулупчиках молятся, а он только в священническом облачении. «Я молодой был, горячий. Не мерз, внутри все горело, Господь согревал», - рассказывал нам батюшка.
Идем дальше. Жара. Усталые ноги горят. И вдруг - овраг, а в нем воды полно. Обойти овраг негде, пришлось вслед за инокиней Верой разуться и вброд переходить. Натруженные ноги вмиг остыли и отдохнули. Слава Тебе, Господи!
Уже темно, а мы все идем. Матушке 75 лет, видит в темноте плохо, наверное, мы заблудились. Не знаем, куда идти дальше. Идем с Крестом по полю. Поем тропарь Святителю Николаю. И вдруг - мотоцикл! В трех метрах от нас он неожиданно заглох. В мотоцикле трое мальчишек - Евгений, Александр и Георгий, перепуганные: «Идут, поют, впереди Крест. Тут Авилкин Дол рядом, поэтому и страшно. Здесь чудеса разные бывают». Уговорили их проводить нас до хорошей дороги. Ребятишки отъедут немного и освещают нам путь. Сумки наши взяли, двоих болящих посадили. А двое ребяток пешком с нами пошли. И даже музыку свою выключили. Проводили нас до основной дороги на Вавилов Дол. А денег взяли только на бензин. Если бы не они, не попали бы мы на Николу в Вавилов Дол. Дивны дела твои, Господи!
Еле идем дальше, а искушений все больше и больше. Время уже два часа ночи, губы у всех пересохли...
До Вавилова Дола оставался один километр, но сил нет, все свалились в траву. Подъезжает КамАЗ, незнакомый водитель нас подбадривает: «Ну что же вы, идите быстрее, там столько народу молится, вам осталось идти совсем немного». Искушение велико - попросить его нас подвезти, но пересилили себя - взбодрились и пошли дальше. Эти тяжелые последние метры шли мы только молитвами ближних наших.
А в Долу-то у Николушки Чудотворца нас радость ждала: у колодца Татьяна Ивановна - организатор нашего паломничества, которая из-за дочкиной болезни с нами пойти не смогла, - и Алексей молятся, нас поджидают. Радость несказанная. Прочитали акафист, обошли Дол, к Кресту приложились, могилке старца Вавилы поклонились. И снова радость: видим восход солнца, а оно играет и ликует несказанно. Множество приехавших паломников любуется этим чудом. От солнца шары отходили розовые и объединялись в Крест, а в другую сторону - голубые. Когда голубые шары отошли на малый Крест, некоторые наши паломники увидели, что стоит Святитель Николай в светлом облачении, в митре, а по бокам от него два Ангела. Я не сподобилась, грешная, - не увидела.
Обливаемся водичкой из колодца и едем в Ивантеевку, в храм Пресвятой Троицы. На службе, как ни крепились, но все же задремывали, вздрагивали и пугали местных жителей, которые стали даже перешептываться: «Что же это за приезжие, все порченые какие-то...». А когда мы объяснили, что пешком из Самары пришли и сутки не спали, одна бабушка стала у нас прощения просить за попрек и всю службу проплакала. «Это как же так, вы из самой Самары к нам пришли, - говорила она, - а мы тут рядом живем, и не собрались в Вавилов Дол сходить...».
Обратно ехали на машинах.
А на посту ГАИ нас ждало искушение. В Вавиловом Доле машина у Алексея застряла по самое брюхо. Они с Татьяной Ивановной стали читать акафист Николаю Чудотворцу и - среди ночи в лесу приехал, откуда ни возьмись, трактор и вытащил их. И вот теперь в грязной «Ниве» на корточках сидят, наверное, человек семь. Гаишник как увидел это, возмутился: «У вас что - «Нива» или микроавтобус?». И сразу хотел протокол составить. Алексей стал объяснять, что мы паломники, что пешком из Самары шли. Милиционер удивляется: «Что, и Крест есть?» - «И Крест есть!». Выносим из машины большой Крест. Крест - пропуск в Царствие Небесное, так и на посту ГАИ - наш пропуск и освободитель. Опять чудо. Дивны дела Твои, Господи!
Низкий поклон всем людям, нас встречавшим, кормившим и поившим нас. Спасибо всем близким за молитвы ваши. Сейчас даже не верится, что мы за пять с половиной дней прошли около 200 километров. Это вашими молитвами, родные. Спаси вас всех, Господи!
Источник: http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=30&article=5590
Места:
Вавилов Дол
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии