Центры паломничеств
Паломничества

30 Июня 10Людмила Жмурина

Поездка в Тихвинский Успенский монастырь

Первое знакомство с Тихвином произошло в сентябре 2003 года.

Тихвин привлёк своей историей. Местность, где ныне расположен город, была заселена задолго до его возникновения: в окрестностях Тихвина обнаружены остатки поселений эпохи неолита, датируемых III-II тысячелетиями до нашей эры, а в первом тысячелетии новой эры здесь обитало племя весь - предки нынешних вепсов, до сих пор живущих в этих краях. (Тихвин как селение с названием Предтеченский погост в составе Обонежской пятины Новгородской феодальной республики известен с 1383г.)

Отдалённость расположения Тихвина давала возможность посмотреть (так казалось) по дороге те места, которые когда-то в литературе описывались как край дремучих лесов и топких болот. В первое посещение города поразили царившие в нём тишина и спокойствие: редкая машина проедет, редкий прохожий пройдёт. (На 1992 год население составляло около 72 тыс. человек и я думаю, что к 2002г. цифра не очень изменилась.) Будний день начала сентября, по-летнему греющее солнце - всё располагало к неспешному знакомству с Тихвином. Но времени было мало - надо было успеть к электричке на Волховстрой, чтобы уже из Волховстроя успеть вернуться в Питер до закрытия метро.

Река Тихвинка (приток реки Сяси) своей извилистой и узкой полосой была ориентром в нашем движении к Тихвинскому монастырю. Монастырь открылся сразу. Вид его не был так безупречен и таким приглаженным, как на снимках начала 80-х годов прошлого века. Первое впечатление от монастыря было радостным - ожидалась большая разруха.

В бывшей Крестовоздвиженской церкви находилась в то время художественная выставка работ местных художников. Были очень хорошие картины, но милые сердцу пейзажи и замечательные натюрморты были не по карману. Краеведческий музей находился в казённых кельях и был пустынным и холодным - служительницы грелись на солнышке, пока мы прогуливались по территории монастыря, и только наше желание непременно посмотреть музей сдвинуло их с места.

Запомнился Исторический музей, расположенный тогда в корпусе со Святыми вратами и надвратной церковью Воскресения. Экспозиция небольшая, любовно оформленная, со множеством подлинных вещей тихвинцев, живших до революционных времён, предметы обстановки. Мы смогли почувствовать дух того времени явственно. Была хорошая выставка рукоделия и очень приятные служительницы, охотно отвечавшие на все наши вопросы.

Дом, где вырос Н.А.Римский-Корсаков, ныне дом-музей, стоит на противоположном берегу реки Тихвинки и смотрит на монастырь. Возле дома от прежнего большого сада осталась маленькая лужайка, любовно обсаженная кустами, цветами и с посыпанными песком дорожками. Сам дом удивительным образом сохранился и до сих пор радует посетителей возможностью проникновения сквозь туманную и тонкую зыбь времён в реалии частной жизни отдельной, известной нам семьи. Рояль, цветы, распахнутая книга и разложенные для письма бумаги - вот сейчас проведут гостей до коляски у ворот, и вернутся к своим занятиям, прерванным их приходом. Зазвучит рояль, прочитанную книгу кто-то поставит на полку книжного шкафа. Кстати говоря, отец великого композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков, был местным общественным деятелем, и возглавлял в 1830-х годах кружок интеллигенции города. Старая фотография Успенского собора

Успенский собор был закрыт. Работала лишь церковная лавка. Увидев нас, заглядывающих через окно вовнутрь и расстроенных такой неудачей, женщина, работающая в лавке, открыла для нас двери в собор. Она охотно рассказывала нам о просветляющихся фресках собора и об ожидаемом возвращении чудотворной Тихвинской иконы. Тогда казалось, что это событие будет нескорым. Несмотря на следы бывшего прежде запустения, стоящие строительные леса, внутри собора ощущалось спокойствие, соответсвующее его величественности и той благодати, которая несомненно присутствовала, раз чудодейственная святыня стремилась вернуться к нам в этот собор.

Второй раз удалось побывать там год спустя - после возвращения иконы. Тихвинская икона Божией МатериЭта чудотворная икона Богородицы, по преданию. написанная евангелистом Лукою, явилась над водами Ладожского озера и остановилась на реке Тихвинка, - в этом месте и была построена деревянная церковь Успения. В 1560 здесь был построен Большой Тихвинский Богородицкий мужской монастырь, вассалом которого был в 1560-1764 Тихвинский посад, сформировавшийся вокруг монастыря, - впоследствии ставший городом Тихвин.

В 1611-13 посад был захвачен шведами. По Столбовскому миру 1617 года шведы освободили Новгородские земли, но оставили за собой Ижорскую землю, почти на сто лет закрыв «окно в Европу». Разоренный войной Тихвин снова стал понемногу подниматься. Географически благоприятное положение на торговых путях, развитие ремесел в окрестных районах и в самом Тихвине (среди ремесел, сильно развившихся в XVII веке, особое место занимал кузнечный промысел, основанный на местном сырье - "болотной руде", издавна добывавшейся со дна болот во многих местах вблизи Тихвина.

Уже в 1773 Тихвинский посад получил права уездного города Новгородского наместничества и с 1796 - губернии. Поскольку за три года до этого страшный пожар уничтожил почти весь посад, то, по предложению новгородского губернатора было решено на этом месте построить город по правильному генеральному плану, для чего из Твери был прислан "прапорщик от архитектуры" Василий Поливанов.

Зажиточные тихвинцы жили лучше, чем богатые люди других русских городов в XVII веке. Сказывались частые поездки за границу, знакомство с западно-европейскими городами. В домах богатых горожан вместо маленьких окошек, затянутых бычьим пузырем, появились окна со свинцовыми переплетами и стеклами, удобная мебель, на стенах - зеркала и "свейские листы", т.е., заграничные картины и гравюры. Богател и монастырь на принадлежащих ему окрестных землях. Процветание торговли и ремесел способствовало росту города, занявшего значительную территорию вокруг прежнего посада.

На базарной площади города стоял гостиный двор "о шести рядах": Большой ряд (лавки принадлежащие монастырю и крупным торговым людям), Серебряный ряд, Соляной, Мясной, Рыбный и Калашный ряды. Здесь же располагалась таможенная изба. Большой гостиный двор, где так "бойко" торговали тихвинские купцы, сохранился до наших дней. Сохранился и исторический центр города с планировкой XVIII века и характерной для старого Тихвина деревянной застройкой. Положение на торговом пути из Поволжья в Прионежье (Тихвин стоял на скрещении торговых путей в Новгород, Москву, Старую Ладогу и Устюжну) и далее к Балтийскому морю обусловило важное торговое значение Тихвина.

В XIX веке через Тихвин проходил знаменитый Сибирский тракт; здесь находилась большая почтовая станция. В 1826 году, направляясь в Сибирскую ссылку, через город проезжали и останавливались на местной почтовой станции декабристы, а в 1849г. по этому тракту следовал на каторгу Ф.М. Достоевский. Дом, где размещалась в XIX веке почтовая станция, сохранился (дом 13 по Московской ул.).

В 1811 была сооружена Тихвинская водная система, соединившая Волгу с Балтийским морем. Сохранившиеся деревянные шлюзы (здесь было возведено 7 шлюзов и 65 полушлюзов) - фрагменты водной системы XIX века - дают представление о тогдашней инженерной мысли, обеспечивавшей на протяжении многих лет интенсивные торговые связи центра России с ее северными территориями и зарубежными странами. Основным занятием жителей Тихвина стало т.н. лодочничество - сопровождение судов до Петербурга и Кронштадта. - Современник писал: "Жили там бойкой широкой жизнью, строились лодки, нагружались и перегружались суда, торговали в постоялых дворах и лавках ".

Две трети населения Тихвина составляло купечество. Там ежегодно проводились ярмарки, и Тихвинские ярмарки славились по всей России. Тихвин имел торговые связи с 45 русскими городами, а особенно с Новгородом, Псковом, Москвой, Ярославлем, Рыбной слободой, Костромой, Устюжной, Белоозером, Каргополем, Вологдой, Ладогой, Олонцом и другими; с другой стороны, тихвинские купцы имели деловые отношения со Стокгольмом, Выборгом, Нарвой, Ревелем, Ригой и Любеком.

До 20 века Тихвин был крупным торговым и религиозным центром северо-западной части России. Хотя со второй половины XIX в. деловая и торговая слава Тихвина стала угасать. С проведением железных дорог и реконструкцией Мариинской водной системы упало значение Тихвинского торгового судоходства, следом наступил резкий спад торговли и промышленности. "Все затихло - затихли красивые берега Сяси и Тихвинки, затихли сонные воды этих рек, затих и сам городок" - с грустью констатировал современник. Несколько оживлялась сонная жизнь города во время религиозных праздников, когда в Тихвин съезжались богомольцы со всей России. На одном из таких праздников - 500-летии Явления Тихвинской Чудотворной иконы в 1883 году присутствовал русский писатель В.М. Гаршин.

С XVI века городу, оказавшемуся на северной границе Русского государства, уделяется особое внимание. На средства Василия III в 1507-1515 годах строится первый каменный Успенский собор на месте сгоревшего деревянного. В 1560 году по указу Ивана Грозного закладывается Большой Успенский монастырь, с самого начала строившийся как приграничная крепость. Под его стенами в 1613 году тихвинцы наголову разгромили отряды шведских захватчиков, ускорив тем самым заключение мирного Столбовского договора со Швецией в 1617 году. Более столетия стены и башни монастыря-крепости оставались деревянными и только с 1669 года стали заменяться каменными.

При Петре I, в период бурного строительства новой столицы, каменные работы в монастыре не производились, - строители и материалы направлялись на возведение Санкт-Петербурга. После возобновления работ были сооружены каменные стены с девятью боевыми башнями, и монастырь превратился в грозную крепость. Строительство и перестройка каменных стен продолжались до 1801 года, несмотря на то, что отнесение к западу границы Русского государства резко уменьшило оборонную роль монастыря. В 1764 году Екатерина II своим указом конфисковала монастырские земли в пользу государства и раздала их дворянам. К 1767 году было завершено строительство каменных келий и палат «регулярной» части комплекса в виде каре вокруг Успенского собора.

Монастырь был не только важным оборонным сооружением, но и крупным центром русской культуры. В нем собиралась и хранилась большая библиотека рукописных книг и сводов. Здесь в 1679 году Иваном Зелениным был составлен план Тихвинского посада и монастыря - редчайший источник для изучения русского деревянного зодчества и градостроительного искусства XVI-XVII веков.

В иконописной мастерской монастыря был создан выдающийся памятник древнерусской живописи - икона Тихвинской богоматери с клеймами, украшающая ныне экспозицию Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве. Другие иконы тихвинской школы живописи находятся на хранении и реставрации в Русском музее в Ленинграде.

Центральным и первым по времени сооружением архитектурного ансамбля монастыря, формировавшегося на протяжении четырех веков, является Успенский собор с Никольским приделом, построенный в 1507-1515 годах московским мастером Фрязиным и новгородским строителем Д. Сырковым. Собор, дважды перестроенный в XVII и XVIII веках, почти утратил свой первоначальный облик. Четырехскатная металлическая кровля закрыла ряды крытых тесом закомар и кокошников и уменьшила высоту глав, а их шлемовидные завершения сменились луковичными. Последние изменения в облик собора были внесены в 1822 году, когда со стороны главного фасада были пристроены еще два придела. И все же, несмотря на это, Успенский собор - ценнейший памятник древнерусского зодчества. Проведенные исследования позволили выполнить проект его реконструкции (архитектор А. Н. Милорадович), но восстановление первоначального облика затруднено большим количеством поздних наслоений, также имеющих определенную историческую и художественную ценность.

Интерьер собора сохранил фрагменты фресковой росписи, выполненной артелью тихвинских мастеров-иконописцев во главе с Иваном Шомушским в 1690 году. Дошел до нас и шестиярусный резной иконостас, поставленный в 1624 году.

Вторая по времени постройка монастыря - двухэтажная трапезная палата с теплой церковью Рождества, возведенная в 1581 году, занимает юго-западный угол внутреннего двора. Основные помещения каждого этажа - обширные одностолпные палаты, перекрытые системой сводов. Особенно поражает размерами верхняя палата, площадь которой около 300 квадратных метров. Сюда со стороны соборной площади ведет двухмаршевое крыльцо.

Одноглавая церковь Рождества и ЗвонницаС суровым обликом фасадов трапезной палаты контрастирует нарядность завершения (в виде трех рядов кокошников) одноглавой церкви Рождества. Мы не знаем имени зодчего этой интереснейшей постройки, но о его высоком мастерстве свидетельствуют не только художественные достоинства памятника, но и умелое решение сложных инженерных задач, таких, как устройство поэтажной системы воздушного отопления и гидроизоляции здания. Реставрация осуществлена по проекту архитектора В. В. Экк.

Входом на соборную площадь служат двухпролетные Святые ворота с надвратной церковью Вознесения. Они расположены по оси Успенского собора между западными келейными корпусами. Это третья по времени каменная постройка монастыря (1591-1593 гг.). Красивое по силуэту и пропорциям сооружение с росписью на фасадах неоднократно перестраивалось, а в годы Великой Отечественной войны было частично разрушено. Историко-архитектурные исследования, проведенные под руководством архитектора А. Н. Милорадовича, легли в основу проектных предложений по реставрации комплекса ворот, надвратной церкви и примыкающих к ней зданий архимандритских и келарских келий конца XVII века (архитекторы О. В. Бакеева, Е. П. Варакин,Т. Н. Пятницкая, В. Л. Драницин).

Рядом с трапезной палатой высится еще одно интересное сооружение ансамбля-трехъярусная пятипролетная звонница, законченная постройкой в 1600 году и развивающая композицию известной звонницы новгородского Софийского собора (XVI в.). История тихвинской звонницы была также сопряжена с рядом разрушений и перестроек. Первое из них произошло после взрыва хранившегося в звоннице пороха во время большого пожара 1623 года. Восстанавливала ее в 1623-1631 годах артель мастеров во главе с ладожским каменщиком Василием Ладожаниным. Перестройки XVIII-XIX веков внесли большие изменения в первоначальный облик здания. Реставрация звонницы по проекту архитектора К. А. Степанова (завершена в 1973 г.) вернула ее фасадам пластику и декор XVI века и восстановила шатровое завершение всех пяти пролетов.

К звоннице примыкает двухэтажное здание казенных келий, строившееся в два этапа новгородскими и тихвинскими каменщиками в 1668 и 1678 годах. В начале XIX века эта интересная постройка подверглась большим переделкам при перестройке под архиерейские покои. Сейчас (моё примеч.: конец 70-х гг. уже прошлого века) зданию возвращен его первоначальный облик: восстановлены декор наличников и высокая тесовая кровля (автор проекта реставрации- архитектор К. А. Степанов). На очереди реставрация остальных келейных палат, окружающих "регулярный" двор монастыря.

Из девяти каменных башен крепостных стен монастыря сохранилось четыре с пряслами между ними. Три из них - юго-западная и юго-восточ­ная угловые, а также южная - Павловская - построены в конце XVIII века с характерными купольными завершениями и "шпицами". И только башня Введенских "передних" ворот, возведенная в 1669 году, частично сохранила архитектуру XVII века. Башни и боевые ходы прясел восстановлены по проекту архитектора В. В. Экк.

Надвратная Тихвинская церковь с часовней "Крылечко"В конце XVIII века на древних воротных башнях были построены надвратные церкви. Одна из них - Тихвинская, перестроенная в 1861-1863 годах архитектором Н. Л. Бенуа, - сохранилась. В эти же годы Н. Л. Бенуа пристроил к башне часовню с крытой двухвсходной лестницей, носящей название "Крылечко".

Источник:   http://phototravels.narod.ru/Tikhv1.htm

Места:
Свято-Успенский Тихвинский мужской монастырь


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии