Центры паломничеств
Паломничества

01 Июля 10Людмила Жмурина

Тихвинский Успенский монастырь. Год спустя

Прежде уже писала, что первое посещениев Тихвина было в начале сентября 2003 года. Основное впечатление от города, оставшееся в памяти: не суетливый провинциальный город, где территориально старый центр города с оставшейся в прошлом культурной и интеллектуальной жизнью прежних дореволюционных лет отделен неким расстоянием от нового города и новой, современной, такой же, как и в Питере жизни. Дома новых районов, такие же, как на окраинах Питера, - если заснёшь в машине, выехав из Питера, то, проснувшись в Тихвине в его новом районе, не поверишь, что тебя довезли до места.

Деревянные и кирпичные дома старой дореволюционной постройки, Успенский монастырь сохранились почти чудом (ведь Тихвин не обошла война и жажда уничтожения следов былой крепости православия была здесь вполне удовлетворена - женский монастырь, бывший на другом берегу реки Тихвинка, был разрушен полностью), возможно, это чудо произошло благодаря тихвинцам, в чью генную память вписана знаменательность места их обитания. По крайней мере, мне хочется в это верить.

В этот раз моё желание поехать в Тихвин было связано с возвращением Тихвинской иконы Божией Матери. Очень хотелось увидеть, как монастырь и город преобразились, готовясь к приёму иконы, что изменилось в "атмосфере" города. Про атмосферу в городе широко рассказывало телевидение. Оно (с подачи, возможно, местных властей, думающих о развитии города, о его благополучном будущем) устроило в современном понимании большую рекламную кампанию, презентацию города, принимающего возвращённую святыню православной России.

Мне же показалось, когда я там побывала, что жизнь тихвинцев течёт в прежнем русле, они пока со стороны наблюдают за тем, что происходит в монастыре и вокруг него. Знаменательно то, что фактически сорвалась затея Мариинского театра завершить духовный праздник светским оперным спектаклем шел проливной дождь). Всё знаменательное в нашей жизни пока ещё разделяется на религиозную и общественную часть и плохо соединяется в единое целое, как мне кажется.

По телевидению в разных программах неоднократно показывали изменившийся, похорошевший комплекс зданий монастыря. Я воспринимала с недоверием эти показы, зная, как умеет телевидение приукрашивать действительность. Не скрою, что входила на территорию через свежеокрашенные Парадные ворота с некоторым волнением и ожиданием того, что увижу в действительности совсем не то, что я видела в информационных программах. К моей радости, увиденное на территории монастыря меня не огорчило. Всё как у людей и, как мы говорим: хотелось как лучше, а получилось как всегда. От Парадных ворот на дорожку, ведущую внутрь монастыря, положили асфальтовое покрытие. Милее и естественнее была бы дорожка, посыпанная песочком, но хозяевам виднее. Слева по ходу движения сохранился маленький стадион, а справа тенистый, если можно так сказать, сквер. Со входа сразу открылся вид на совершенно преображённую церковь-часовню "Крылечко", которую я помню после прежнего пребывания здесь как находившуюся в весьма плачевном виде - я не сразу её признала. Решила даже, что здесь успели уже выстроить новую церковь. Ведь на территории монастыря в 19 веке было девять церквей. Жаль, что мой глазомер меня подвёл, и, несмотря на то, что я старательно подводила рамку под изображение, верхний крест на большом куполе церкви не попал в кадр. А два года назад мне даже не хотелось делать снимки монастырских построек, казалось, что и через год, и через два, и больше, здесь всё будет так же. Однако, другие времена, другие темпы.

Обогнув с правой стороны церковь, мы вошли на территорию Успенского мужского монастыря. В прошлый раз я не обратила внимания, были ли там железные ворота. Сейчас, по крайней мере, я их увидела и увидела, что ими действительно запирают вход на монастырское подворье. Свежий газон, который на наших торфах не скоро станет - и станет ли английским! - да, собственно, это и не важно. Важно другое: то, что решалось десятилетиями, решилось и исполнилось для нашей страны в немыслимо короткие сроки. (Я знаю ещё один пример столь быстрого, или, можно сказать, молниеносного изменения - это возрождение Константиновского дворца под С-Петербургом, из совершеннейшей развалины во дворец - морскую резиденцию президента.)

Недельные торжества по случаю возвращения иконы уже отшумели. Понедельник. Исторический музей, который, как ни странно, сохранил своё пребывание на территории монастыря, был закрыт. День солнечный, жаркий. У входа в собор стояла небольшая очередь паломников, желающих приложиться к иконе, занявшей своё почётное место в своём доме, из которого она была увезена в годы войны. Я со своими друзьями присоединилась к паломникам. Заканчивалась утренняя служба. У иконы читался акафист. Верующие паломники и люди случайные были объединены верой в чудодейственную силу Тихвинской иконы Божией Матери. В очереди стояли целыми семьями. Чья-то мама давала наставления своей дочери, как подходить к иконе, как ставить свечу, напоминала, что надо перекреститься. Другая же непрестанно поправляла платок на голове своей дочери. Чувствовалось волнение. Выражения лиц по мере приближения к иконе менялись и принимали строгий, углублённый в себя и, по-видимому, и в свою жизнь, вид. Периодически кто-то отходил то за свечой, то за образком, потом, вдруг, вспомнив о чём-то, опять шёл к церковной лавке. Женщины в церковной лавке со своими помощницами быстро подавали образа, свечи, крестики и рассчитывались с покупающими. Да, а два года назад мы со своей приятельницей были единственными, кто заглянул в эту лавку при соборе. Глядя через проём во внутренней стене собора на икону в красивом киоте, надо признаться, тоже чувствовала волнение, сродни тому, которое испытываешь перед встречей после долгой разлуки с очень близким человеком. Если судить по лицам, то похожее испытывали многие.

Собор преобразился. Фрески, по-видимому, укрепили грунтовкой (так показалось). Пропала дымка, покрывавшая лики. Чёткое изображение усиливало ощущение торжественности храма. Обновлённый иконостас, старинные иконы, среди них несколько икон, по их виду, нового письма, - это всё вместе создавало впечатление (если не знать об обратном) непрерывности церковной жизни храма. Уходить из собора не хотелось. Там действительно хорошо Душе. Там есть ощущение присутствия Матери, на помощь которой всегда мы уповаем, нашей Надежды, которая даёт силы жить в это время и при данных жизненных обстоятельствах.

Потом прошлись по территории. Тишину и покой, царившие на этом маленьком пространстве, не могло нарушить ничто, даже ходившие и снимавшиеся на фоне собора и Святых ворот группки людей, отнюдь не молчавшие. Сделали и мы несколько снимков. Солнце помешало сделать фотографию собора. Стены келий, стены монастырской ограды светились белизной от свежей покраски. Какая-то молодая женщина прогуливала малыша в коляске. Глядя на неё, я в тот момент поняла, что Ансамбль Тихвинского Успенского монастыря как монументальный архитектурный ансамбль, уступил своё место, надо думать навсегда, Тихвинскому Успенскому Богородичному мужскому монастырю. Всё вернулось на круги своя.

Источник:   http://phototravels.narod.ru/Tikhv3.htm

Места:
Свято-Успенский Тихвинский мужской монастырь


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии