Центры паломничеств
Паломничества

06 Июля 10Михаил Гуманов

Стамбул - Константинополь. Путевые заметки.

Весна - лучшее время для путешествий. Отдых и осмотр достопримечательностей можно сочетать с паломничеством, ездить самостоятельно, выбирая маршрут по своему вкусу. Чтобы поехать, например, в Стамбул, не нужна виза и долгие приготовления. Можно ли ощутить атмосферу древнего Константинополя в современном мегаполисе-Стамбуле?

Галата

Галата

В Стамбул мы ездили в феврале, так что первым ярким впечатлением были не минареты и надписи по-турецки, а зеленая трава и цветы.

Как мы помним из классики советского кино, "Стамбул - город контрастов". Пера и Галата, с некоторыми оговорками, могли бы быть кварталами стандартного европейского мегаполиса. Старый же Город не похож ни на что, и еще более не похожи друг на друга его отдельные районы. Единственная длинная и прямая улица в Городе - Меса, по-турецки меняющая с десяток названий на протяжении своей длины. На Месе находится Университет, банки, магазины с надписями на всех языках Европы, но галатского глобализма там все равно не почувствуешь. Город Ататюрка там не переварил османской пышности дворцов и мечетей, да и османы не переварили кости Второго Рима - обезвершенные колонны, стены старых зданий.

На небольших улицах, отходящих от Месы, стоят гостиницы, торговые центры и закусочные-шаурмятни. И уже на них вовсю раскинулась уличная торговля. Есть и крупные крытые рынки, но это уже для туристов. В районе Лалели, где останавливается много наших туристов и паломников, а еще больше челноков, много оптовых магазинов с русскими вывесками, да и уличные торговцы по-нашему кое-как говорят, некоторые даже зазывают по-русски покупателей.

Кроме торговцев на обочинах, парапетах и просто на корточках вдоль улиц сидят местные мужики, лузгают семечки, читают газеты и громко общаются «за жизнь».

Если же отойти от Месы пару кварталов в любую сторону - хоть к Пропонтиде, хоть к Золотому Рогу - попадешь в районы, где по пересеченным склонам городских холмов паутиной вьются переулки шириной в пару метров. Над ними, почти смыкаясь, нависают каменные и деревянные дома неизвестного века постройки, в нижних этажах которых, как и вдоль обочин продолжается бесконечная торговля. Если возле Месы торгуют кожей, тканями и золотом, то в переулках каждый район предлагает свой товар - кто автозапчасти, кто посуду, кто вывешенные прямо на улице освежеванные бараньи туши.

В любом месте Старого Города, даже в самых извилистых переулках, нет места, откуда бы не были видны минареты. И откуда бы не были слышны призывы муэдзинов, словно перекликающихся друг с другом со всех возможных сторон. Греческих и армянских церквей в Старом Городе почти нет, а те, что есть, огорожены высоким забором с колючей проволокой и когда нет служб, закрыты. Какое-то христианское присутствие есть ближе к Стене Феодосия или в Галате.

Все же, в большей части Старого Города какого-то исламского давления не ощущается. Большинство турецких мужчин безбородо, где-то после 35 они отпускают усы. Женщины ходят в обычной европейской одежде, правда, большинство в платках. Но все уличные торговцы, обслуга гостиниц и шалманов, и даже смотрители платных туалетов - мужчины. Алкоголь продается на каждом углу в небольших магазинах - в основном, местное неплохое пиво "Эфес", вино "Якут" и анисовая водка «ракы».

Однако, есть и фундаменталистские кварталы, где таких красот не встретишь, в частности, Сулейманийе и Фатих. Там и бородатые мужики, и женщины в хиджабах, и торговля потише. Ходить по ним можно вполне спокойно - все же, это тоже центр, но как-то неуютно, что ли. В этих кварталах неоднократно были замечены листовки с Дудаевым, Масхадовым, Басаевым и Закаевым и каким-то текстом про "чеченистан".

Четких границ все эти районы не имеют - можно за полчаса выйти с проспекта Месы, пройти русскоязычные торговые ряды, потом узкие торгово-жилые улочки, потом район фундаменталистов, а потом вдруг вынырнуть на "цивилизованную" набережную Золотого Рога.

Впрочем, в Константинополе набережных в нашем понимании этого слова особенно и нет. Вдоль Рога и вдоль Пропнтиды проходят оживленные трассы, а между трассами и берегом ютятся причалы пассажирских катеров, которые ходят на азиатский берег Босфора, прогулочных туристических кораблей, рыбные рынки и шалманы.

София

Святая София

А там, где Золотой Рог встречается с морем, там уже центр центра, главная точка сборки Константинополя. Святая София, дворец Топкапы, Голубая Мечеть, подземное водохранилище Юстиниана, Ипподром, вокзал Восточного Экспресса и многое другое.

Конечно, в Город стоит приехать хотя бы ради того, чтобы увидеть Софийский собор. Купол Софии приковывает взгляд издалека, а весной площадь с начинающими цвести деревьями, наверное, красива особенно. Внутри собора восстановлены многие фрески и мозаики, а те, что не восстановлены, можно увидеть на выставленных в галерее щитах-картинах. Конечно, многое осталось и от мечети - круглые щиты с сурами Корана на потолке, михраб на месте алтаря. В главной зале много лесов - что-то восстанавливают под объявление в этом году Константинополя "культурной столицей Европы". Но даже сейчас Софийский собор поражает величиной и соразмерностью, и нестираемым ощущением святости места.

София

Святая София внутри

У входа в собор-музей на стенах висят картины с изображениями Софии-храма и Софии-мечети, а также карта Византии при Юстиниане и врезка "Три Рима", на которой отмечены Рим, Константинополь и Москва.

дворец Толкалы

Дворец Топкалы

Напротив Софии - султанский дворец Топкапы. Вся его территория занимает с десяток квадратных километров вдоль устья Золотого Рога. Там тоже огромный музей из нескольких частей. Комнаты и павильоны султанских аудиенций и заседания дивана. Внутренние помещения гарема. Сокровищницы с оружием, драгоценными одеждами и украшениями султанов, где кроме прочего выставлен 86-каратный алмаз Кашикчи. Другие сокровищницы с ветхозаветными и исламскими святынями. Из совсем древних - жезл Моисея, меч царя Давида, рука Иоанна Крестителя и даже мера для зерна праотца Авраама. Кроме того, куча мечей Мухаммеда, Али, Абу Бакра и прочих основателей ислама. Около одного из стендов с мечами толклась группа кавказской молодежи, обсуждая по-русски, что такими мечами хорошо бы рубить головы кафирам.

Со стен дворца открывается прекрасный вид на море, Галату и азиатский берег. Внизу вдоль моря едут поезда - вокзал совсем рядом с дворцом и тоже весьма красив.

А под стенами - очень красивый парк с деревянными ажурными беседками и высокими платанами, на которых курлычут и вьют гнезда журавли.

Отдельная часть дворцовой территории - археологический музей, на входе в который стоят каменные хеттские львы. Там тоже богатство - от шумерских и хеттских статуй до гробницы Александра Македонского и монументов Первого Рима.

В тех же краях есть вход в цистерну Юстиниана - древнее подземное водохранилище. Многочисленные подсвеченные колонны подпирают своды, отражаясь в воде, а у их подножья плавают рыбы. Цистерна была первым музеем Города, который мы посетили, и оставила у меня одно из самых сильных впечатлений.

Когда попадаешь в место, о котором столько читал, столько рассматривал старых карт и изображений, и понимаешь, что все это видишь своими глазами, все, что было здесь когда-то, само как бы достраивается в воображении. И все минареты с муэдзинами не перечеркивают этого Константинополя-в-моей-голове. Того, в котором над Святой Софией сияет крест. Того, который когда-то где-то еще будет воплощен.

Босфор

Босфор

С побережья Золотого Рога уходит много катеров. Большинство из них - общественный транспорт на азиатский берег. Но новоприбывшим в Константинополь интересен не иной берег, а сам Босфор. И вот, на третий день нашей поездки, мы купили билет на трехчасовую прогулку по проливу.

На восточном берегу Босфора видны в основном покрытые лесом горы Ускюдара. На западном - террасы Галаты - сначала причалы, потом верфи, потом дворцы Долмабахче и набережные Бешикташа. Это первый уровень, приморский. Над ним террасы домов, а наверху - небоскребы Перы. И по обоим берегам - высокие флагштоки с красными флагами Турецкой Республики. А потом все эти красоты затмевает Мост.

Мост

Мост

У Моста нет подпорок посередине Босфора, есть только опоры по двум берегам. И минареты прибрежных мечетей кажутся очень маленькими в сравнении с этими опорами. А Мост висит на цепях, и когда мы проходили под ним вместе с сухогрузом "Святой Варфоломей", ощущение было такое, что муравей и кот проходят под аркой, сделанной для кита.

Мы вышли на берег у стадиона им. Иненю, где торговцы продавали фанатские шарфы всех трех константинопольских футбольных клубов ("Бешикташ", "Галатасарай" и "Фенербахче"). Оттуда путь лежал на холм, за которым Константинополь в очередной раз сменит обличье. Прямые проспекты, небоскребы из стекла и бетона, супермаркеты и бутики - и ни одного минарета. Непривычно прямые улицы сходятся к площади Таксим, сердцу Перы, района, который императоры и султаны издавна выделили для иноземных купцов.

В тот день, когда мы там были, на Таксиме проходил митинг левой оппозиции. Красный флаг с пятиконечной звездой, в которую вписан кулак, как мы потом узнали, - символ Партии Рабочего Движения, "Эмекчи Харекет". Кроме таких флагов, площадь была полна и другими - красно-синими, красно-золотыми и просто красными с серпом-и-молотом. На трибуне девушка с гривой черных завитушек выкрикивала лозунги, и толпа подхватывала их. По сравнению с сугубо мужским консервативным центром, на площади Таксим как-то очень много молодых девушек. В перерыве между речами ораторов из динамиков раздавлась «Белла Чао».

Акведук

Акведук

Путь к Золотому Рогу лежит вниз, по проспекту Истикляль, по пути с революционерами. А на Истикляле стоят красивые девушки из Турецкой Компартии, с очередной агитацией. А навстречу, наверх, идут с барабанами еще какие-то митингующие, под синими флагами.

И мы уходим в переулки этого Константинопольского Арбата, чтобы пересидеть митинг в ресторанчике и идти дальше, сквозь кварталы и века. Из Перы - в Галату.

На 65 метров над уровнем Золотого Рога вознесся Галатский холм. И еще на 65 метров над холмом вознеслась построенная генуэзцами Башня Иисуса. Там кончается веселый богемный Истикляль, и начинается крутой спуск вниз, к Золотому Рогу, за которым минареты, торговые переулки и прочий Город. Вход на Башню платный, если пересчитывать на наши деньги, - примерно 200 рублей. А с Башни виден весь Константинополь. Старый Город, Топкапы, София, Ускюдар, Мост, Пера, Галата, Фанар и даже Принцевы Острова далеко в Мраморном море. Черепичные крыши, переулки и проспекты на всех трех берегах. Говорят, в 17-м веке один мастер сделал себе кожаные крылья и перелетел с Башни в Ускюдар. Говорят, за это его в итоге сослали куда-то в Алжир.

А мы шли дальше вниз по переулкам, мимо храмов латинской и армянской вер, коих в Галате больше чем мечетей. И уже почти отчаявшись, обрели искомое - наше русское подворье.

Шестой этаж обычного дома в обычном переулке. Всенощную там служил афонский монах мирянским чином. Среди прихожан была русская женщина с маленькими черненькими детьми, общавшимися с ней по-турецки. И еще другие русские, в этот день оказавшиеся в Константинополе, или всегда в нем жившие, прошедшие лабиринт переулков с разных сторон. В тот день была суббота, всенощная под день памяти Григория Паламы.

стена феодосия

Стена Феодосия

От Золотого Рога до Пропонтиды Константинополь окружен Стеной Феодосия. Стена интересна не только сама по себе, но и городским контекстом, в котором она существует.
Например, рядом огороженный глухой стеной греческий квартал Фанар, куда мы утром 28 февраля пошли на службу.

Последние греки ушли из Константинополя 55 лет назад, и теперь на Фанаре осталась только резиденция Патриарха и несколько административных и учебных учреждений. И торговцы на другой стороне улицы продают туристам иконы Спасителя и Богородицы, наряду с амулетами от сглаза.

Проблуждав по переулкам в поисках фанарской стены и ворот в ней, мы попали в кафедральный собор святого Георгия под самый конец литургии, на которой присутствовали десятка три местных и приезжих греков. Патриарха не видели, зато видели саркофаги с мощами Иоанна Златоуста и Григория Богослова, которые в 2004 году вернул Константинополю Папа Римский.

Напротив Фанара, на берегу Золотого Рога, стоит болгарский храм святого Стефана, целиком железный. А выше на холмах, уже недалеко от Стены, монастырь Хора, он же мечеть Карийе, а сейчас - музей фресок. Почти 100 лет правления кемалистов и 500 лет Османов не смогли стереть красоты работ безымянных византийских иконописцев, благодаря которым и сейчас смотрят на нас со сводов Христос, апостолы, святые мученики и императоры.

Уже через квартал от Хора видна Стена. Стену после 1453 года турки не разрушали (кроме тех мест, где сквозь ворота проложили шоссе), но и не реставрировали. Где-то римская кладка совсем цела, где-то руины, где-то высоты осталось метров пять, а где-то все двадцать. На сохранившихся башнях установлены высокие флагштоки с красными турецкими знаменами. Подняться на Стену можно почти везде, никакой ограды нет, но почти нигде нет и лестниц. Я поднимался на одну из башен возле Адрианопольских ворот, где метров семь нужно было ползти вверх по каменным ступеням под почти отвесным углом.

С внутренней стороны Стены - все то же царство кривых переулков и низких каменных домишек. С внешней стороны, между Стеной и объездным шоссе, разбиты огороды, кое-где стоят деревянные времянки. Кое-где турецкие огородники сажают капусту, а в нишах Стены и под мостами пересекающих ее трасс вокруг костров сидят местные бродяги.

Фрагмент Панорамы

 Фрагмент Панорамы

У Пушечных ворот (Топкапы, у места, где войско Мехмеда прорвалось через Стену) находится музей-панорама 1453-го года. С одной стороны купола панорамы изображена проломленная взрывом Стена, на которой кипит сражение, а с башни сбрасывают золотой флаг с двуглавым орлом и устанавливают красный с полумесяцем. На другой стороне купола в окружении советников гарцует на белом коне Мехмед Завоеватель, а поле за его спиной до горизонта занято наступающими войсками.

Дальше в сторону Пропонтиды, за Силиврийским воротами находится действующий греческий женский монастырь "Живоносный Источник". Его мы искали очень долго, поскольку не могли предположить, что православный монастырь может находиться посреди мусульманского кладбища, и разыскали уже после закрытия ворот.

Мы вернулись туда в понедельник, перед самолетом, уже с рюкзаками пройдя от гостиницы до Силиврийских ворот сквозь весь Город, и "Живоносный Источник" стал последней достопримечательностью, увиденной нами в Константинополе.

В монастыре нас встретил священник-грек, поначалу принявший нас почему-то за румын, открыл нам храм, провел к чудотворной иконе Богоматери "Живоносный Источник" и к самому источнику. В источнике, находящемся в подвале храма и соединенном с подземным резервуаром, плавают красные рыбы. По одной из легенд, мусульмане хотели осквернить источник, бросив в него дохлых рыб, но рыбы ожили, а их потомки так и живут там до сих пор.

В этом осколке Византии мы попрощались со Вторым Римом. Вечером самолет уже летел над Черным Морем из весны в зиму. В Третий Рим. Домой.

Источник:   http://www.taday.ru/text/385964.html

Места:
Софийский собор в г. Стамбул
Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в г. Стамбул
Патриарший храм вмч. Георгия Победоносца в Фанаре
Монастырь Богоматери в Балыклы


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии