07 Июля 10Настоятель Свято-Михайло-Архангельского прихода протоиерей Владимир Поляков
Дневник паломника
25. 08. 06. После перелета Москва - Салоники и двухсуточного пребывания в Греции, наша группа в составе четырех человек отправилась на Агион Орос (Святая Гора). Из курортного городка Уранополиса на пароме отплыли в порт Дафни - главный порт Афона. Здесь прибывших паломников ожидали два больших автобуса, которые отправлялись в Карею - административный центр Афона. Заплатили за проезд 2 евро и 50 центов и через пол часа прибыли в конечный пункт. В Кариесе сели на маршрутку № 5 и поехали по направлению к монастырю Ватопед, По дороге маршрутка делает остановку и служащий шлагбаума делает перекличку всех, кто едет в монастырь и сверяет с записями из монастыря. Ватопед - один из немногих монастырей Афона, где принимают только по предварительной записи. Доехав до поворота на скит Богородицы (Ксилургу,) и пройдя около километра вниз по грунтовой дороге, наша группа оказалась в скиту. Нас уже ожидал иеромонах Николай, который подвизается здесь уже два года. С ним еще три иеромонаха и один монах Ванифатий из монастыря святого великомученика Пантелеимона. Попив чаю, разместились в гостевой кельи и отдохнув пошли на вечернее богослужение. На вечерни читали с отцом Виктором стихиры и канон на повечерии.
По письменным актам, хранящемся в Русском Пантелеимоновом монастыре, наименование «Русский» в первый раз встречается в сохранившейся от половины XII века одной имущественной записи Богородичной обители Ксилургу. В сей описи упоминаются русские богослужебные книги и древние церковные принадлежности, что указывает на пребывание уже тогда русских на Афоне. Называние же некоторых из них старыми указывает на более раннее указанного в описи года (1143) поселение русских на Святой Горе. И другой акт, также хранящийся в Свято-Пантелеимоновом монастыре, немногими годами позднейший вышеуказанного (1169), - акт передачи сей обители русским вследствие умножения их в Богородичной обители, - также говорит о давности поселения их в первой обители. Переходя из Богородичной обители в новую, более обширную Пантелеймонову, отцы-ксилургийцы просили афонских старцев оставить за ними и прежнюю обитель ради того, как они говорили, «что в ней мы постриглись и много потрудились и издержались над ее охранением и устроением и что в ней скончались родители и сродники наши». Все это свидетельствует о том, что до перехода в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь в 1169 году наши предки уже имели благоустроенную обитель, где скончались их отцы, а для сего немало должно пройти времени. На эту давность поселения русских на Афоне согласно с указаниями упомянутых письменных актов указывает (не в подробностях, но в общем смысле) сохранившееся до XV века на Афоне устное предание, что еще первые наши христианские великие князья Владимир и Ярослав содействовали водворению там русских. Это предание не раз, как увидим далее, было высказываемо устно и письменно в челобитных старцев Русского монастыря великим князьям и царям. Оно известно было и другим славянским обителям, например старцы Хилендарской сербской обители писали подобную же челобитную царю Ивану Васильевичу Грозному. Существует другое мнение, что указом греческого царя Алексея Комнина от 1081 года повелено Святой Горе передать обитель Богородичную Ксилургу в собственность русским. Оно не противоречит, а восполняет свидетельство предания: «доселе русские селились в обители Ксилургу и жили там вместе с прежними обывателями ее, как в месте, назначенном им для приюта по ходатайству первых князей русских, а теперь, когда они умножились в ней, она перешла в собственность их, может быть посредством покупки с утверждением прав высшей властью, о чем письменных документов не сохранилось».
Итак, известно положительно, что русские в XI столетии по примеру болгар уже имели на Святой Горе свой особый монастырек Панагия Ксилургу (Древодела) с придаточным названием «монастыря Руссов» с храмом в честь Успения Богоматери - обстоятельство, которое нельзя пройти молчанием, ибо оно роднит Афонскую Русскую обитель со славным монастырем Киево-Печерским. И кто знает, не здесь ли в самом деле принял пострижение и обитал наш преподобный Антоний во время своего двукратного посещения Афонской Горы?
Местоположение и внешний вид обители со стороны моря, от русского Ильинского скита, - открытый и прекрасный. Она находится на восточной стороне Святой Горы на расстоянии одного часа пути от Кареи, между обителями Пантократорской и Ватопедской, на горной выси, в лесистом месте, откуда стелется к морю узкая крутая дебрь с потоком-рекой внизу, впадающим в море близ Пантократорского монастыря.
После службы поужинали, попили чаю и пошли знакомиться с окрестностями скита. За воротами один русский паломник кормил диких кабанов. Полосатики брали хлеб прямо из рук а двое постарше с коричневой шерстью стояли поодаль и ждали пока им бросят кусочек. Захотелось и мне попробовать на себе гармонию человека и природы. Поднес кусочек хлеба маленькому кабанчику и он слегка ухватил меня за палец. После этого стал бросать им пищу.
26. 08. 06. В пять часов утра местного времени (шесть по Москве) началась служба утрени и Божественной Литургии (праздник преподобного Максима исповедника). Послужить не удалось - служил иеромонах Максим, но причастились Святых Христовых Тайн. Приложились к чудотворной иконе Божией Матери «Сладкое лобызание» и взяли лампадного масла и благословение на дальнейшее путешествие по Афону. После службы Ванифатий приготовил царский обед - отварная вермишель с кальмарчиками в соусе - просто, но вкусно. Отец Николай благословил нас идти дальше в монастырь Иверон на праздник Успения Божией Матери. Отец Виктор приехал с сыном и должен был устраивать его в духовную школу на Афоне - Афониаду, и ему надо было ехать в монастырь Григориаду, поэтому наши пути с ним должны были разойтись в Андреевском скиту. Мы пошли на маршрутку, но не успели и пришлось идти пешком в Карею, полтора часа хода и мы скиту апостола Андрея Первозванного. Прибыли в архиндарик (гостиница). Отведали традиционного угощения - рюмка раки, стакан воды, рахат-лукум и кофе. Архиндаричный сказал, что мест пока нет, так как много паломников, и придется подождать до трех часов дня. Сходили в Карею побывали в храме, где хранится чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть», приложились к иконе и взяли масла у служителя. Посетили магазинчики и пошли в скит. После недолгого ожидания в архиндарике нас расселили. Мне досталась комната в которой остановился болгарский священник из Пловдива. Он, как и многие паломники, шел в монастырь Иверон на праздник Успения Божией Матери.
Скит Андрея Первозванного сейчас принадлежит греческому монастырю Ватопед. Управляет скитом игумен Ефрем - очень духовный и грамотный человек. За короткий промежуток времени, как он стал управлять скитом, удалось отреставрировать много келий и надвратный храм. Сейчас реставрируется главный собор скита. Накануне нашего посещения обители была отслужена первая Божественная Литургия в надвратном храме скита. После ужина мы пошли на вечернюю службу, после которой приложились к главе апостола Андрея Первозванного. Вечером разговаривали с русским монахом Диадохом, который подвизается в этом скиту. Он рассказал нам историю монастыря и новую историю Греции.
Вот как написал об этом бывшем русском ските Константинос Фаридос в книге "Святая Гора Афон" (1999 г.):
"На расстоянии 500 м северо-западнее Кариеса расположен русский скит св. Андрея, который подчиняется монастырю Ватопед. Скит находится на территории этого монастыря, на холмистой местности. Соборный храм скита выполнен в византийском и готическом стиле и имеет следующие размеры 60 м - длина, 33 - ширина и 29 - высота. Перед пропилеями храма находится колокольня с куполом, на котором, как и на куполах собора имеются позолоченные кресты с подвешенными к ним золотыми шарами. Храм был основан в 1867 г. с щедрой помощью российских царей.
В 1958г при пожаре был уничтожено западное крыло. В огне сгорело 20 000 томов книг. В ските находится чудотворная икона Божией Матери «Тон оливоменон парамитья». В период с 1863-1879 здесь были исцелены многие немые и парализованные. Скит по площади превосходит многие монастыри и его величественность не умаляют обветшавшие здания, которые сегодня ремонтируются и восстанавливаются Ватопедом.
Справа у входа в соборный храм на большой мраморной плите изложена история его основания:
"Сей величественный храм заложен собственноручно Его Императорским Высочеством, Великим Князем Алексеем Александровичем 16 июня 1867 года, в память чудесного спасения Августейшего Родителя его, Благочестивейшаго Господаря Императора Александра II, от злодейского покушения на священную жизнь Его Величества в Париже 25 Мая 1866 года.
Начало постройки последовало 4-го апреля 1881 года при Игумене Архимандрите Феодорите: в его настоятельство фундамент храма доведён с основания до уровня земли.
Дальнейшая работа начата 3 мая 1893 г. при Настоятеле Архимандрите Иосифе и закончена с Божиею помощию при нем же с постановкою иконостаса 1 июля 1889 года.
Торжественное освящение храма сего совершилось 16 Июня 1900 года в настоятельство того же о. Архимандрита Иосифа с братиею во Христе Иисусе.
Освящал бывший Константинопольский святейший Вселенский Патриарх Иоаким.".
Здесь пребывает лобная часть святой главы апостола Андрея. В четыре часа утра колокол разбудил на утреннюю службу за которой последовала служба Божественной Литургии, по окончании обед, и мы с Валерой отправились через Карею в монастырь Иверон. Идти было легко, так как дорога шла по тенистому лесу и под гору. Пройдя около двух часов пришли к часовне, где по преданию Божия Матерь дала денег паломнику, которого не накормили в монастыре, и он купил на эти деньги себе хлеба. У входа сфотографировались и зашли внутрь монастырского двора. Народу было очень много и все время паломники прибывали. В архиндарике мне дали комнату, для священнослужителей а Валере одеяло и свободное расположение на ночлег. Нас покормили обедом и вскоре состоялся крестный ход с чудотворной иконой «Иверская» из часовни в главный храм монастыря. Приехали из Греции два епископа, которые служили праздничную службу. Икону украсили цветами и поставили с права от царских врат. В семь часов греческого времени началась служба всенощного бдения.
Святой Иверский монастырь основан в конце X столетия св. Иоанном Иверским (т.е. Грузинским) чуть позже монастырей Великая Лавра и Ватопед. Св. Иоанн был спостником св. Афанасия Афонского. Основанный им монастырь привлек и других подвижников с его родины.
Военные трофеи и пожертвования от императора сделали возможным увеличить бывший монастырь св. Климента - так возник Иверский монастырь. Св. Иоанн и его сын св. Евфимий - также основатель монастыря и позже его игумен - одни из самых чтимых грузинских святых.
В ранний период развития к монастырю были присоединены монастыри: св. Леонтия в Салониках, св. Иоанна Колова в Иериссосе, св. Саввы в Халдосе. В XIV в. обители значительный ущерб нанесли каталонские пираты. Но монастырь возродился, приняв щедрую помощь от правящей династии Палеологов, а также государей Сербии и Грузии. В трудные времена XVI в. грузинские государи оказывали монастырю помощь и этим спасали его от экономических трудностей.
Иверский монастырь - дом иконы покровительницы Святой Горы Пресвятой Богородицы Иверской - Вратарницы (Портаитиссы). В 1651 г. копия этой иконы была послана в Москву по просьбе государя Алексея Михайловича Романова (отца Петра Великого). Чудеса от иконы Пресвятой Богородицы помогли в свое время собрать необходимые средства на то, чтобы монастырь св. Николая в Москве (ул. Никольская) был передан Иверскому монастырю.
Иверский монастырь дважды подвергался пожару - в 1740 и 1845 гг. Пожар, уничтоживший Иверон дотла, случился в 1865 года.
Во времена Греческого восстания за независимость от турецкого ига монастырь отдал свои сокровища, чтобы поддержать народную борьбу. В то время в обители жил Патриарх Константинопольский Григорий V, национальный герой и мученик. Последний грузинский монах умер здесь в 1955 г. Иверон держит 3-е место в иерархии афонских монастырей, став общежитийным (киновийным) в 1990 года.
Собор монастыря освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Его основная часть построена в конце X в., реконструирована в начале XI в. и восстановлена в 1513 г. Среди сокровищ монастыря - "лимонное дерево" - серебряный семисвечник за святым престолом и дверь между притвором и папертью, сделанная из черного дерева и отделанная серебром. Это также, и так называемый, "далматик" (одеяние) императора Иоанна Цимисхия, епископские одежды Патриарха Дионисия IV, Евангелие, подаренное российским императором Петром Великим, священные сосуды, одеяния и вышивки, а также мощи 150 святых.
Библиотека Иверона содержит более чем 2000 рукописей и 15 литургических свитков, более 20 000 книг. Монастырь, воспитавший множество святых и богословов, имеет скит Иоанна Крестителя, 37 келий, 16 храмов в своих пределах и 10 - вне. Сегодня в Иверском монастыре насчитывается около 30 монахов.
Всенощное бдение в монастырях Афона совершается редко - на престольные и некоторые двунадесятые праздники, но служба эта достойна особого внимания, т.к. совершается всю ночь и заканчивается в 6 часов утра. За ним следует служба Божественной Литургии, которая заканчивается в 8 часов утра. Во время службы на литии и полиелее зажигаются свечи на паникадилах и хоросе (в храмах Афона нет электрического света) и все это раскручивается и раскачивается. Кроме того во время литии все молящиеся выходят из храма и принимают угощения: кофе, чай, соки и др. На Божественной Литургии мы с Валерием причастились Святых Христовых Тайн и отправились на праздничную трапезу. Разговелись вареным яйцом и рыбой - закончился Успенский пост. Когда шли к маршрутке начался ливень с грозой, который немного намочил нас, но подойдя к остановке мы укрылись под глубокой аркой от дождя. Вскоре сели на автобус и поехали в Карею. Из Кареи сели на маршрутку и поехали в порт Дафнии, оттуда на пароме Агион Анна до монастыря Григориаду, заплатив за всю дорогу от Иверона до Григориаду 8 евро на человека. Монастырь Григориаду считается одним из самых красивых монастырей на Святой Горе, находясь на скале-полуострове вдающимся в море. Здесь мы встретили отца Виктора с сыном, с которым расстались еще в скиту Андрея Первозванного.
Святой монастырь Григориад находится на побережье полуострова, и сюда можно попасть на судне из Дафни, Афонской пристани. Обитель основана в XIV столетии отшельником Григорием. Монастырь - современник Дионисиата и Пантократора. Об основателе Григориада почти ничего неизвестно, кроме того что он был учеником Григория Синаита. Пожары 1500 и 1762 гг., уничтожившие архив монастыря, несомненно, являются основной причиной недостатка информации. Однако, кроме пожаров, монастырь неоднократно становился жертвой пиратов и их мании все разрушать. Обитель восстанавливалась с помощью православных государей, среди которых - Иоанн Стефан Великий, господарь Молдавии. Он сыграл основную роль в возрождении обители и поэтому по праву считается вторым его основателем.
Григориад восстанавливался от разрушений и пожара 1762 г. под руководством игумена Иоакима. Его трудами становится возможным не только новое возрождение монастыря, но и освобождение пленных, захваченных пиратами. После деревянный иконостас собора установлен в это же время. Новая паперть была построена в 1840 г.; храм вмч. Георгия - в 1851 г. Собор освящен во имя свт. Николая.
Монастырь обладает 279-ю рукописями, из которых 11 писаны на пергаменте, и, кроме того, имеет приблизительно 6000 печатных книг. Среди сокровищ монастыря - частица Животворящего Креста, мощи святых, священные сосуды и одеяния. Григориад имеет 7 храмов на своей территории и 6 храмов - вне ее. В подчинении монастыря - три кафизмы и шесть келий (на Афоне - это места проживания монахов вне территории монастыря). Келия - маленькая пустынь: дом с одним - двумя монахами и маленьким храмом в этом же помещении. Проживающие в келий сами заботятся об обеспечении себя пищей и бытовыми удобствами. Кафизма, в отличие от келий, находится на полном обеспечении монастыря.
С 1574 г. монастырь находится на 17-м месте в иерархии Афонских монастырей.
29.08. 06 Помолившись мы приложились к святыням монастыря и попрощавшись с отцом Виктором и Серафимом, отправились в скит к пещере, где подвизался Григорий Палама в ущелье исихастов, на полпути к монастырю Симона Петра. Скит принадлежит этому греческому монастырю, который находится высоко над уровнем моря. Этот скит имеет три келии построенные русским схиигуменом Венедиктом, он живет здесь с монахом Григорием, тоже русским. Я знаком с отцом Венедиктом еще с прошлого посещения Афона в 2004 году. В этот раз мы остались ночевать в скиту по благословению старца. Отец Венедикт благословил нас идти в монастырь Симона Петра на вечернюю службу и после нее вернуться в скит, а утром послужить вместе с ним Литургию на праздник Федоровской иконы Божией Матери. Мы с Валерой пошли в монастырь и через 40 минут крутого подъема в гору зашли в монастырь.
Святой монастырь Симона Петра, или Симона Петра (скала Симона), без сомнения, - самая смелая архитектурная композиция на Святой Горе. Он прочно стоит на высоте 330 метров на вершине скалистой горной цепи. Монастырь основан прп. Симоном около 1257 г. после того, как ему было видение. Вся эта постройка, как и жизнь по принципам святости, убеждает нас в том, что это достижимо лишь по Божией благодати. В 1363 г. монастырь был полностью перестроен благодаря щедрому пожертвованию сербского государя Иоанна, почитаемого в связи с этим в качестве второго основателя монастыря. В III Типиконе Симона Петра занимал 23-е место среди тогдашних монастырей Афона, в современной иерархии он держит 13-е место.
К сожалению, среди дат, являющихся хронологическими указателями жизни монастыря, есть и зловещие даты бедствия от пожарищ. В 1570 г. в результате пожара исчезли бесценные документы, в частности и о византийском периоде его жизни.
В 1622 г. случился другой пожар, повредивший собрание монастырских летописей. Симона Петра, бывший по уставу общежитийным, становится в XVII столетии своекоштным. Хотя он и никогда не разорялся пиратами, невыносимые налоги турок привели к тому, что монахи оставили обитель.
Героическими усилиями иеромонаха Иоасафа Митиленского Асимопетра (так монастырь назывался в период турецкого гнета) обитель вновь ожила в конце XVIII столетия. XIX в. увидел возведение многоэтажного корпуса на южной стороне монастыря. В 1891 г. другой пожар уничтожил старые постройки и монастырские сокровища.
В настоящем столетии монастырь испытал период восстановления и расцвета, особенно после освобождения Святой Горы от турок и под просвещенным руководством настоятелей Неофита, Иоанникия и Иеронима Однако в 50-х годах, а также в 1963 г., когда Афон праздновал свое тысячелетие, перспективы у монастыря были довольно мрачными. Тем не менее в 70-е годы наступило время постепенного возрождения и оживления монашеской жизни. В 1973 г. новое братство состояло из 20 монахов.
Когда-то монастырь имел большое количество подворий с фермами на плодородных землях. Самое старое из них - Петриотико в Ситонии. Сегодня подворья монастыря находятся в Фессалониках, Афинах, Халкидики, во Франции и в Румынии.
Симон Петр из-за своего ограниченного пространства - не тот монастырь, где можно видеть отдельно стоящие, ясно выраженные здания. Собор освящен в честь Рождества Христова, построен около 1600 г. Нынешнюю форму он обрел после восстановления от пожара 1891 г. Монастырь имеет 4 храма на своей территории и 8 - вне ее.
Монастырский архив содержит множество документов греческого, турецкого, румынского происхождения вместе с прочими записями, а также певческие манускрипты, к которым необходимо прибавить и множество печатных книг. Однако весь материал - уже поствизантийского происхождения.
Ризница содержит драгоценные произведения искусства, состоящие из икон, одеяний, серебряных изделий, антиминсов, гравюр и клейм. Но самое большое достояние монастыря - десница Марии Магдалины, сохраняющаяся нетленной уже 2000 лет. Монастырь населяют сегодня 50 образованных активных монахов.
Подкрепившись в архиндарике и записавшись в книге паломника пошли на вечернюю службу и на повечерии приложились к мощам святых угодников Божиих находившихся в этом монастыре. Не было только мощей Марии Магдалины, которые отправили в Россию. Затем ужин и мы возвращаемся в скит Григория Паламы. Здесь нас ждал монах Григорий, который разместил нас на втором этаже. Мы вышли на балкон и долго сидя в кресле любовались пейзажем на синее море и прекрасные облака в розовом свете заходящего солнца. Попив чаю, помолившись мы легли спать.
30. 08. 06. Встали в 4-30 и пошли в домовой храм, в котором отец Венедикт уже служил проскомидию. Вычитав входные молитвы, облачившись и выбрав из служебных просфор частицы, мы с батюшкой отслужили Божественную Литургию. Пел один монах Григорий, а молился и причащался один прихожанин Валерий. Тем не менее старец прочитал интересную проповедь о Федоровской иконе Божией Матери. После службы обед и духовная беседа с монахом Григорием за чаем. Около полудня выходим из скита и идем обратно на пристань монастыря Григориаду. Здесь сели на паром и отправились на Агион Орос в скит Катунаки. Поднялись метров на триста очень легко и приложившись к мощам Иосифа катунакского пошли по направлению скита Святой Анны. По дороге зашли в келию одного греческого монаха, который угостил нас орехами, инжиром, финиками. Отведав лакомства и поблагодарив гостеприимных хозяев, мы пошли дальше. Через час мы были в скиту Святой Анны, где зашли в храм и сразу приложились к мощам (стопа) праведной Анны и другим святыням скита, в частности к чудотворной иконе праведной Анны. Поужинав, спустились в келию к Папуионанносу и взяли благословение у старца.
31.08.06. Утром, помолившись, пошли пешком в Неа Скит, где помолились в келии Иосифа катунакского. Здесь мы лишний раз убедились в том, что Пресвятая Богородица управляет и помогает всем паломникам. Проголодавшись, я высказал мысль, что неплохо бы подкрепиться и тут мы встретили двух молодых парней из города Ларисы, поприветствовав нас они сразу предложили нам виноград, который был очень кстати. Дождавшись парома мы вместе с парнями отправились в монастырь Дионисиад. Традиционный архиндарик и угощения. Разместившись в келии с Валерой и немного отдохнув пошли на вечернюю службу, после службы, по традиции приложились к святыням монастыря. Надо сказать, что в каждом монастыре очень много мировых святынь, так например, в монастыре Ватопед хранится голова Иоанна Златоуста с десным ухом, которое очень хорошо сохранилось, в монастыре Агион Павла хранятся дары волхвов, которые они принесли Христу младенцу, это золотые пластины трапециевидной формы с разнообразными узорами ладан и смирна. В монастыре Дионисиад находится чудотворная икона Божией Матери «Акафистная», написанная евангелистом Лукой.
Монастырь Дионисиад, или "Неа Петра" (Новая скала), стоит на узкой и крутой скале на высоте 80 метров над уровнем моря, между монастырями Григориад и Святого Павла. Основателем монастыря был преподобный Дионисий из селения Корисос около Касторьи. Дионисий с большим трудом смог собрать средства для основания обители во второй половине XIV в. Его усилия были щедро поддержаны Алексием III Комнином, императором Трапезундской империи, вдохновленным на это митрополитом города Феодосием - братом Дионисия. Впоследствии обитель щедро поддерживали императоры династии Палеологов и многие господари Молдо-Валахии.
Патриарх Антоний IV официально даровал монастырю именование Патриаршего в 1389 г., и таким образом он начал самостоятельную жизнь. С обителью связана жизнь свт. Нифонта, патриарха Константинопольского, принявшего монашество здесь в середине XV в. и после многих превратностей возвратившегося сюда, где и преставился. В 1539 г. пожар, возможно, самый разрушительный за всю историю монастыря, превратил в пепел большую часть его строений, которые, однако, были скоро отстроены и расширены. В XVI и XVIII вв. обитель из-за экономических трудностей стала своекоштной, но в XIX в. окончательно вернулась к общежительному уставу.
Собор монастыря, освященный в честь Рождества Иоанна Предтечи, был возведен одновременно с обителью, но разрушен пожаром в 1534 г. Новый храм был возведен после 1540 г. Его фрески, относящиеся к Критской школе, датируются 1546 г. Особого внимания заслуживают позолоченный иконостас и фрески на тему Апокалипсиса - это самое древнее полное изображение Апокалипсиса в православном мире.
В Дионисиаде находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная как Акафистная. Обители подчинено значительное число келлий. В монастыре 8 храмов и еще 6 - за его стенами; ему также принадлежит подворье Моноксилиту, перешедшее от Лавры в середине XVII в.
Дионисиад занимает 5-е место в иерархии афонских монастырей. Среди его святынь - множество святых мощей, наиболее важными из которых являются десница Иоанна Предтечи и мощи свт. Нифонта. Внимания заслуживают резное распятие слоновой кости X в., священные сосуды и облачения.
Библиотека содержит 1100 рукописей, некоторые из них украшены миниатюрами, и более чем 15 000 книг, включая бесценные инкунабулы. В нынешнем столетии из монастыря вышло много известных отшельников и богословов; сегодня братия насчитывает около 50 монахов.
01.09.06. Помолившись утром на утренней и Божественной Литургии, пообедав, пошли на пристань, чтобы отправиться в Дафни. Прибыв в Дафни, сели на автобус и приехав в Карею пересели на маршрутку и отправились в монастырь Филофей
Святой монастырь Филофей стоит среди каштановых деревьев на плато северо-восточной стороны полуострова, около развалин древнего храма Асклепия. Был основан прп. Филофеем, современником св. Афанасия Афонского, в конце X века.
Среди византийских императоров, делавших пожертвования монастырю, Никифор Вотанит в XI в., Андроник II и Андроник III, Иоанн V - как наиболее выдающиеся в конце XIII - начале XIV в. Сербский государь Стефан Душан (1346 г.) обеспечивал монастырь работниками.
В течение первых лет турецкого ига, в начале XVI в., игумен Дионисий, известный как прп. Дионисий Олимпийский, изменил статус монастыря со своекоштного на общежитийный. Однако реакция части монахов (болгарского происхождения) на это была такова, что они покинули монастырь. В середине XVII в. российский государь Алексей Михайлович дал разрешение филофейс-ким монахам каждые семь лет собирать милостыню на территории России. Молдо-валахский господарь Григорий Гика был также одним из наиболее известных благотворителей монастыря.
Разрушительный пожар 1871 г. оставил невредимым новый собор, построенный в 1746 г. на основании старой церкви, но вызвал столь большие экономические проблемы, что в 1900 г. Священный Кинот взял монастырь под свою опеку.
Что касается других монастырских построек, нужно отметить водосвятную чашу прекрасного белого мрамора и реставрированную трапезную XVI столетия. Филофей имеет 6 храмов на своей территории и 3 - вне ее. Из имеющихся у него 12-ти келлий половина ныне необитаема.
Среди святынь, хранимых в монастырской ризнице, - десница Иоанна Златоуста, частица Животворящего Креста Господня, мощи святых, облачения и священные сосуды. Библиотека содержит 250 рукописей, два литургических свитка и около 2500 книг (500 из которых - на русском и на румынском). Монастырь освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и с 1574 г. занимает 12-е место среди афонских монастырей. Начиная с 1973 г. - общежитийный.
В настоящее время обитель насчитывает приблизительно 60 монахов. Побыв на богослужении и осмотрев красивые окрестности монастыря, отправились отдыхать.
02.09.06. Утром встали в 4-30 и пошли на службу. По окончании Литургии подкрепившись пошли пешком в монастырь Каракал, до которого два километра пути.
Святой монастырь Каракал расположен на склоне между монастырями Великая Лавра и Иверским. Можно сказать с наибольшей вероятностью, что основал обитель монах по имени Каракал в начале XI в. Факт, что монастырь упомянут в документах прота (председателя Афонского кинота) Никифора за 1018 г., но отсутствует во втором Афонском Типиконе - указание на его тревожную историю.
В XIII в. после пиратских набегов и латинского давления Каракал полностью опустел. Он был возрожден к жизни императорами Андроником II Палеологом, Иоанном V и патриархом Константинопольским Афанасием. Число монахов увеличилось по сравнению с прежним, и монастырь был полностью восстановлен. Однако он вновь подвергся нападению пиратов.
В XVI в. с помощью валахского господаря Петра Иоанна, принявшего в конце жизни монашество в этом монастыре, и с разрешения султана Сулеймана, монастырь был восстановлен. С XVII столетия Каракалу принадлежит монастырь свт. Николая.
В период второй застройки монастыря были восстановлены старые здания, достроены новые, а восстановление основной части стало необходимым лишь после большого пожара 1875 г. Из его построек больше всех заслуживает внимание Петрова башня, сооруженная в XVI столетии - самая большая из всех башен на Святой Горе.
Каракал сыграл значительную роль в борьбе греков против турецкого ига.
Монастырь занимает одиннадцатое место среди монастырей Афона. Имеет 5 храмов на своей территории, 2 - вне ее, а также 18 келлий. Его собор построен в XVI в. с пристройками более позднего времени и освящен во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла. Трапезная - постройка 1875 г., но на ее месте раньше стояла гораздо более древняя. Среди сокровищ монастыря - облачения и литургические сосуды, глава апостола Варфоломея и частица Животворящего Креста. Библиотека содержит 279 рукописей и 2500 печатных книг. В монастыре проживает около 30 монахов. Расположившись в келии и осмотрев достопримечательности помолившись вечером и приложившись к святыням.
03.09.06.Утром на Божественной Литургии приняли причастие, покушали и поехали в Карею, оттуда на автобусе доехали до монастыря Ксиропотам, и по дороге пошли в Свято-Пантелеимонов монастырь, где были уже через пол часа.
Монастырь святого вмч. Пантелеимона расположен на берегу моря между Ксенофонтовым монастырем и пристанью Дафни. Обитель известна также как Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, Киновия Каллимахов, или Руссик.
На своем нынешнем месте у моря обитель появилась после 1765 г. До того она находилась в другом месте, дальше от побережья - теперь там расположен, так называемый, «старый», «нагорный Руссик», или «монастырь Фессалоникийца», основанный в начале XI в. Именно тогда на Святую Гору пришли первые русские монахи; первоначально они обосновались в монастыре Ксилургу. Довольно быстро он заполнялся выходцами из Руси, так что вскоре здесь стало тесно. Поэтому Священный Кинот по просьбе игумена Лаврентия передал монахам опустевший к тому времени монастырь Фессалоникийца; обитель же Ксилургу была преобразована в скит и остается им по настоящее время.
Источников об истории Руссика до XIII в. почти не сохранилось из-за пожара, полностью разрушившего весь монастырь вместе с архивами и библиотекой. Однако известно, что император Андроник II Палеолог своим хрисовулом утвердил имущественные права обители; позднее о ней заботились также многие сербские крали, поддерживавшие монастырь щедрыми подаяниями и даровавшие ему ряд подворий.
Во времена монгольского ига на Руси в большинстве насельники Руссика были греками; подпись игумена на всех документах той эпохи стоит по-гречески. Однако после 1497 г. начинается массовый приток русских иноков на Святую Гору.
В 3-м Уставе (1394 г.) Пантелеймонов монастырь значится пятым в порядке иерархии афонских обителей. Однако после краткого периода расцвета монастырь беднеет и попадает в долги. Тогда он и лишается ряда своих владений. К середине XVIII в. врата Руссика закрылись. Как пишет Григорович-Барский, при первом своем посещении Святой Горы он застал в монастыре всего четырех монахов - двух русских и двух болгар, а во второй раз - никого... Так монастырь вновь попал в руки греков. Греческая братия решила переселиться поближе к морю, где в 1667 г епископ Иериссонский Христофор выстроил небольшой храм, освященный в честь Вознесения Господня. Там и был построен, с помощью правителей балканских и придунайских княжеств, нынешний Пантелеймонов монастырь.
Особо щедрые пожертвования сделали в первой четверти прошлого века господарь Молдо-Валахии Скарлат Каллимах (именно на его средства был возведен соборный храм). В 1806 г. Патриарх Каллиник V своим указом утвердил в монастыре общежительный устав.
В годы Греческого восстания Руссик, как и большинство афонских обителей, вновь пришел в запустение; начались длительные тяжбы с Ксенофонтовым монастырем по вопросу о границах, Монастырь находился в бедственном положении, когда в 1840 г в нем вновь стали появляться русские насельники. Вскоре они, как и прежде, составляли большинство братии. В 1875 г впервые после долгих лет - был избран русский игумен, и Руссик стал действительно русским монастырем. К концу прошлого века только в Пантелеимоновом монастыре жило более 1000 монахов (справедливости ради следует сказать, что среди них были и греки, и южные славяне); множество русских жило и в других монастырях, скитах и келлиях Святой Горы...
Архитектурный ансамбль монастыря с его многочисленными многоэтажными постройками и высокими куполами храмов производит впечатление небольшого города. Однако сильный пожар 1968 г. нанес ощутимый ущерб обители.
Соборный храм монастыря, как гласит надпись над входом в притвор, был построен в 1812-1821 гг. По своему общему плану он схож с соборами других святогорских обителей. Стены его сложены из прямоугольных шлифованных каменных плит; на восьми куполах водружены кресты, причем на главном - традиционный для России - восьмиконечный. Храмовые росписи также сделаны в прошлом веке. Богато украшенный иконостас выполнен русскими мастерами. Согласно правилу, принятому в 1875 г., службы в этом храме совершаются на двух языках - греческом и славянском.
Напротив входа в собор находится трапезная, построенная в 1890 г и расписанная в 1897 г; она может вместить до 800 человек. Над трапезной возвышается колокольня, где находится множество русских колоколов, знаменитых по всему Афону, а напротив колокольни, слева от входа, - водосвятная чаша.
В Руссике, помимо соборного, есть и другие храмы. К собору пристроен придел Успения Богородицы (богослужения здесь совершаются по-гречески); к западу от библиотеки расположен храм свт. Митрофана Воронежского (здесь, как и в других храмах, служат по-славянски). В северной части монастыря расположены храмы, а также храмы-параклисы: в честь Вознесения Господня, прп. Сергия, вмч. Димитрия, Архангела Михаила, прп. Герасима, свв. Константина и Елены, равноапп. кнн. Владимира и Ольги, а также храм Покрова с приделом святого благоверного князя Александра Невского, богато украшенный иконами в золотых ризах и позолоченным иконостасом. К сожалению, после разрушительного пожара из восьми храмов, находившихся в южной части монастыря, сохранилось лишь два: прп. Саввы и свт. Николая.
За стенами обители расположены два храма: Святителей Московских на кладбище и Преображения Господня в гостинице. Монастырю принадлежат 5 келлий: прп. Евфимия, свв. Космы и Дамиана, Живоносного Источника, первомч. Стефана и вмч. Георгия (две последних расположены в Карее; в келлии вмч. Георгия находится представительство монастыря при Киноте).
Кроме этого, Руссику принадлежит подворье Хромица (или Хромитисса) недалеко от Урануполя - там живут несколько русских монахов, скит Ксилургу или, как его называют на Афоне, «Богородица», неподалеку от монастыря Пантократор, пустынный скит «Новая Фиваида» на юго-западе Святой Горы и Старый Руссик.
В обители хранятся мощи многих святых: глава св. вмч. Пантелеимона, которую в 1996 году привозили в Москву для поклонения (так было и в июле-августе 2000 года, когда честная глава побывала на Украине, в Санкт-Петербурге и в некоторых Московских и подмосковных монастырях и храмах, а перед отъездом на Афон - в Храме Христа Спасителя - А.В.), частицы Честного Креста, а также множество икон, облачений, крестов и т. д. В храме Покрова находятся Святая Чаша искусной работы и Евангелие в богатом окладе - дары великого князя Константина Николаевича, посетившего обитель в 1845 г.
Богата библиотека монастыря, расположенная в отдельном двухэтажном здании. Она содержит около 1320 греческих и 600 славянских рукописей. Особо стоит отметить богато украшенные миниатюрами Евангелие и 16 Слов свт. Григория Богослова. Кроме того, в библиотеке есть более 20 000 печатных греческих, славянских и русских книг.
Сейчас Пантелеймонов монастырь занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей; братия насчитывает более 50 монахов, почти все они из России.
После долгого ожидания нас разместили в келии и мы искупавшись пошли в монастырь. Помолились на вечерней службе, покушали и пошли на берег моря. Это был последний вечер на Афоне. Жалко было расставаться со Святой Землей - Уделом Божией Матери. Вечером, находясь на балконе смотрели на море, по которому проплывали прогулочные корабли с туристками на борту, и слышно было, как экскурсовод рассказывал историю монастыря. Все ближе к берегу Афона подходят корабли с женщинами на борту. И по пророчествам в последние времена женщины придут на Агион Орос (Святую Гору), и тогда благодать отойдет от тех святых мест. В настоящее время Европарламент обсуждает вопрос о нарушении прав человека в Греции. Греки держатся и 102 глава конституции Греции охраняет этот удел Божией Матери от посягательств безбожного Европарламента.
04.09.06. Пришло время и нам отправляться обратно в Россию из русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Поговорив с иеромонахом Макарием - духовником монастыря, мы с Валерой спустились на пристань, подождали паром и отправились в город Уранополис. Так закончилось наше десятидневное путешествие по Афону.
Слава Богу за все те благодеяния, которое он дает нам грешникам!
Источник: http://veshenskiy-prihod.narod.ru/Novosti/Afon.htm
Места:
Афон
Иверский монастырь на Афоне
Монастырь Григориат на Афоне
Монастырь Симонопетра на Афоне
Скит Святой Анны на Афоне
Монастырь Дионисиат на Афоне
Монастырь Филофей на Афоне
Монастырь Каракал на Афоне
Пантелеимонов монастырь на Афоне
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Очень интересно! Спасибо!
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии