Центры паломничеств

Паломничества

10 Июля 10Любовь Макарова

Путевые осколки

Курск - типичный провинциальный городок. Главная улица - Ленина. Параллельно ей - Радищева. Кстати, на ней расположены здания университета: старое - классическое, с колоннами, фронтоном и прочими атрибутами, усадебное и тихое; и новое, с виду еще не достроенное вполне, не такое помпезное, как ГЗ МГУ, а уютное, под стать старому. Симпатичный небольшой университет.

Курск - город древний (1032). Столь же древни попытки сравнять его с землей. Читая в путеводителях отрывки из древних летописей, после третьего упоминания перестаешь удивляться фразе «это случилось во время набега крымских татар»; такой непременный антураж любого древнекурского события. По крайней мере дважды это, т. е. сравнивание с землей, им удалось: в XIII в. Курск разорил Батый, и место это превратилось в лес с дикими зверями и изредка забредающими рыльскими охотниками. В 1597 г. Курск из мрака небытия и мерзости запустения вызвал последний Рюрикович, царь Федор Иоаннович, заботясь об укреплении южнорусских рубежей.

В Великую Отечественную Курск попал в руки фашистов. Поскольку этому предшествовала более чем месячная осада и последовала знаменитая битва на Курской дуге, странно, что тут вообще что-то уцелело. Километрах в 20 от Курска около м. Свобода (дореволюционная Куренная) есть блиндаж маршала Рокоссовского - командный пункт того времени.

Осталось - Знаменский собор, остаток Знаменского мужского монастыря; рядом постройки женского монастыря. Но только постройки: находятся в них какие-то советские, простите - государственные учреждения. Говорят, оба монастыря соединяет подземный ход, выкопанный монахинями. Католический собор - узкий, в готическом стиле из темно-красного, такого фабричного кирпича. Кусочек улочки, на которой он расположен, почему-то вызывает ассоциации с Кенигсбергом... Хотя я никогда там не была. Видимо, это что-то художественное. Вообще я насчитала по карте 11 церквей. Плюс баптистская «Благодать» и старообрядческий храм.

В Курске тоже есть Красная площадь. На ней - ядрено-розовое здание местного Совета (или Думы?), неизменный гипсовый Ленин и - клуб Night flight на углу наискосок. Прямо такая же вывеска, как на Тверской. Правда, кроме вывески, ничего уже нет и, видимо, давно - пыльные окна и заколоченные двери.

Читаю список достопримечательностей на карте города: угол Ленина и Саровского... стоп. Кого? Так непривычно видеть эту фамилию (титул? прозвище? Саровский - это же тот, кто из Сарова) без имени прп. Серафим. Курск - часть «красного пояса»; ветер переименования, а точнее, возвращения старых названий его не затронул. Поэтому здесь парадоксально сходятся ул. Ленина и ул. Серафима Саровского. Здесь, на углу стоит Воскресенско-Ильинская церковь, на месте крещения Преподобного. Розовый, типичный для XVIII в. храм отражается в огромной зеркальной стене промышленного банка. Вот так отрезки исторического пути смыкаются в кольцо... Кстати, в храме удивительные росписи нестеровской школы.

Когда мне случилось поехать в Курск, предложили поехать днем раньше. «Да что я там буду делать?» - удивилась я. Мягкий голос на том конце провода с легкой укоризной произнес: «Тут Коренная пустынь рядом, монастырь. Фирменный поезд из Москвы приезжает в Курск в 6:30 утра». Фирменные поезда у нас отражают фольклорно-географическую гордость местности. Так что догадайтесь сами, как называется Курский.

Мужская Рождествобогородичная Коренная пустыньМужская Рождествобогородичная Коренная пустынь находится в том самом м. Свобода, в 20 км от Курска. Полчаса на маршрутке, полтора на автобусе. Можно еще по железной дороге до одноименной станции. Монастырь маленький, по описанию старинной рукописи 53 трехаршинных сажени на 18 (113 на 38 м). Стоит он на высоком берегу реки Тускори в конце улицы... Коммунистической. Конец, впрочем, логичный.

История этого места началась (в 1295 г.) почти ровно за 300 лет до основания самого монастыря, когда рыльский охотник нашел в глухом лесу (в рукописи он назван «Чермным Коренным») на корнях вяза икону Богоматери «Знамение». Отсюда и ее «прозвище» - Коренная, т. е. бывшая «при корени». На месте обретения иконы тут же забил источник. Здесь сейчас стоит церковь Живоносный Источник. Пока она восстановлена только снаружи и на треть внутри. А до революции она выглядела очень благолепно, с красиво выложенным колодезем в центре, в котором и бил тот древний святой источник. Конечно, источник есть и сейчас - ниже храма, на открытом воздухе. Рядом две деревянные купальни. На стене объявление: «Братья и сестры! Просьба купаться только в сорочках!»

Нашедшие икону благочестивые охотники построили для нее деревянную часовню прямо на месте обретения. Но их менее понятливые земляки все время пытались увезти икону в Рыльск. Даже построили в городе храм Рождества Богородицы ради нее. Но икона всякий раз чудесным образом возвращалась в свою часовню в лесу.

Икона Божией Матери «Знамение» - очень известный и древний иконографический тип. Он представляет собой изображение Богородицы с молитвенно поднятыми вверх руками. На Ее груди на фоне щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец, Спас-Эммануил. Икона символически отображает зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы; а это чудо, по пророчеству прор. Исайи, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия. Об этом же чуде возвещали и другие ветхозаветные пророки. Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» отличается от других образов этого типа клеймами с изображениями тех самых девяти пророков, что предсказали воплощение Спасителя от Девы, и Господа Саваофа с исходящим из Его недр Св. Духом в верхней части иконы. Деревянный оклад с этими клеймами был добавлен к иконе по повелению царя Федора Иоанновича в 1597 г., когда известный уже многими чудотворениями образ был перенесен временно для поклонения в Москву. В описи Курского Знаменского монастыря за 1667 г. есть и пространное описание сребро-позлащенного оклада, жемчуга, драгоценных камней и дорогой пелены к иконе, вышитой собственноручно царицей Ириной Федоровной, от которого становится немного жутко.

После того, как царь Федор Иоаннович с патриархом Иовом поклонились чудесной иконе и она была возвращена на свое место, и был воздвигнут, на месте прежней часовни, монастырь (в 1597 г.) иждивением царя и воздвигнута церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Именно в этой реставрирующейся церкви сейчас проводятся службы.

Перед входом в монастырь, через дорогу справа мы заметили странную художественную композицию (отлитую из металла): какие-то пеньки с сидящими на них крупными птицами. (Стоящие перед пеньками склоненые человеческие фигуры я как-то поначалу и не заметила.) «Это что, гигантские курские соловьи?» - невольно воскликнула я, глядя на сего младшего брата нашего Церетели (памятуя, что Курская земля - родина знаменитых певчих птиц). Мне подсказали, что это памятник обретению Курской иконы Божией Матери «Знамение»... Неловко, конечно, но что ж поделать, если таково было непосредственное впечатление?..

Кстати, умыкнуть икону пытались не только рыльские жители: в Смутное время Самозванец приказал привести икону сначала в Путивль, а потом в Москву. А в 1611-м пустынь разорили татары... Но к 1617 г. монастырь вновь был отстроен. С тех пор появилась традиция хранить икону в самом Курске, в Курском Знаменском монастыре, а летом устраивать крестные ходы до Коренной пустыни, оставляя там образ на поклонение на некоторое время. К XVII в. почитание Коренной Божией Матери было широко распространено по всей Руси.

В пустыни стоит памятник прп. Серафиму Саровскому. Сначала я недоумевала: почему? Ведь Преподобный здесь не был. Потом я поняла, что не только его рождение, но и чудесное исцеление от иконы «Знамение» - после падения со строящейся колокольни, когда он чудом остался жив и болел, т. е. сами истоки его горячей веры и будущей подвижнической жизни, - берут начало здесь, в Курске. Но есть и его особая духовная связь с пустынью: в XVIII в. общежительная жизнь в монастыре обустраивалась по образу Саровской.

Прославленные иконы, как известные люди: они путешествуют, подвергаются покушениям, эмигрируют... Судьба Курской Коренной подобна судьбам тысяч наших предков за гранью революции: в 1919 г. перед угрозой наступления красных она покинула свой родной город и отступала все дальше и дальше на юг, пока наконец в 1920-м на пароходе «Святой Николай» не отплыла через Константинополь в Салоники, а оттуда - в древний сербский город Ниш. Правда, в сентябре 20-го по просьбе генерала Врангеля икона посетила удерживаемый белогвардейской армией Крым для ободрения воинов. С остатками этой армии она навсегда покинула родину в конце октября 1920 г. и вернулась в Югославию.

Курская икона Божией Матери «Знамение» все это тяжелое, особенно предвоенное и военное, время была радостью, надеждой и упованием всей Русской Зарубежной Церкви. Она спасала их во время бомбежек Белграда, исцеляла и поддерживала в послепобедной Германии (с 1944 г.), пока, наконец, не перехала вместе с Синодом и большинством наших соотечественников в США (1951 г.). Там князья Белосельские-Белозерские пожертвовали для ее обители свое имение близ г. Магопака (40 миль от Нью-Йорка), которое стало Новой Коренной пустынью, ставропигиальным синодальным иноческим подворьем. Там по установившемуся еще в России обычаю икона пребывает летом, а остальное время она находится вместе с Синодом в Нью-Йорке, в церкви, названной Знаменской - в память Знаменского собора в Курске. В старой же пустыни, равно как и в Курском Знаменском соборе находятся древние списки образа, XVII в. - они появились благодаря обычаю переносить икону из пустыни в собор и наоборот. Копия Курской Коренной Божией Матери «Знамение» есть и в Троицком белгородском монастыре.

Источник:   http://www.taday.ru/text/77698.html

Места:
Знаменский мужской монастырь в г. Курск
Воскресенско-Ильинский Храм в г. Курск
Коренная Рождество-Богородичная мужская пустынь


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии