21 Июля 10Владимир Мельник, г. Москва
Обитель на Яузе
Хорошо в Москве летом. Уже нежная северная зелень ласкает повсюду глаз, очистились и прибрались тротуары и красивые старинные здания. А церкви! Сквозь яркую зеленую листву на синем небесном фоне сияют золотом уходящие ввысь кресты. Много их. Едешь на трамвае - и вот мелькнул незнакомый храм в Лефортове. Уже заслоняют его высокую колокольню современные типовые многоэтажки, но он снова и снова выныривает в пространстве. На взгорке несколько сурово высятся белые стены Новоспасского монастыря. Каким он стал в последние годы нарядным! На сторожевых башнях - простой тес придает еще простоты и суровости картине. Проехать еще немного - и рядом уже Покровский. Маленький Кремль. Стены из красного кирпича. Вспоминается, что на образах Святая блаженная Матронушка Московская так и стоит на фоне этого почти лубочного "малого Кремля". Здесь, в Покровском женском монастыре, почивают ее святые мощи.
Несколько трамвайных остановок еще - и забелели стены Спасо-Андрониковского. Не монастырь - картинка! В версте от монастыря часовенка в честь расставания двух святых - Преподобного Сергия и Святителя Алексия, который и задумал поставить монастырь этот на красивом взгорке на реке Яузе. Здесь воздух московский как-то особенно прозрачен. Теперь место это, хотя и много чего переименовали в матушке-Москве, называется Андроньевской площадью.
Монастырь основан около 1360 года, причем по обету Святителя Алексия, Митрополита Московского. Возвращаясь из Царьграда в 1856 году, Святитель испытал на море страшную бурю, грозившую потопить корабль и всех бывших на нем. Видя большую опасность, Митрополит Алексий обратился с горячею молитвою к Богу об избавлении от опасности и дал обет устроить монастырь в честь святого или праздника того дня, в который корабль благополучно пристанет к берегу. Господь услышал молитву и спас всех от верной гибели. Святитель ступил на твердую землю 16 августа по старому стилю, почему и решил построить монастырь в честь Нерукотворного Спаса. Велик Божий Промысл о человеках и народах! Именно образ Нерукотворного Спаса Митрополит вез с собою на корабле из Царьграда!
Об этом образе - особый разговор. В советские богоборческие времена он пропал. И вот радостная и необычная весть: весной 2004 года его случайно обрели в запасниках Государственного исторического музея. Священники храма Спаса Нерукотворного и научные сотрудники боятся верить, что это тот самый образ, - сейчас он находится на экспертизе. Однако настоятель храма Спаса Нерукотворного протоиерей Вячеслав Савиных, сам великолепный иконописец, выпустивший книгу "Изображения Божией Матери и святых Православной церкви", уверен: икона та самая. Именно ее привез некогда Святитель Алексий из Царьграда!
Но вернемся к строительству монастыря. Прошло несколько лет, а между тем монастырь все не строился: важные дела отнимали у Митрополита все его время. Святитель Алексий неустанно заботился о своей пастве - ставил Епископов, устраивал общежительные монастыри, налаживал отношения с ордынскими ханами.
Не раз святому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал, чтобы Святитель прибыл к нему и исцелил ослепшую ханшу Тайдулу. "Прошение и дело превышает меру сил моих, - сказал святой Алексий, - но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, - не презрит Он молитвы веры". И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась. Возвратившись из Орды, святой Алексий по прошествии некоторого времени принужден был снова отправиться в Орду. Хан Джанибек умер, а на его престол вступил жестокий и кровожадный сын его Бердибек. Убив своих двенадцать братьев, он хотел идти с войском на Русскую землю. По просьбе Великого князя Иоанна святой Алексий отправился в Орду и кроткой, разумной беседой укротил ярость жестокого хана. Кроме того, в 1357 году он вынужден был совершить еще и непредвиденное далекое путешествие в Киев.
А дело со строительством монастыря все откладывалось. Но про обет свой Митрополит Алексий помнил. И вот он обратился к своему духовному другу, Преподобному Сергию Радонежскому. Тот избрал для основания нового монастыря инока Андроника, родом из Ростова. Андроник десять лет находился в послушании у Преподобного Сергия. Он воспринял от святого старца такой навык в иноческой жизни, что сам Преподобный удивлялся его подвигам и молил Бога, чтобы Он даровал его юному ученику духовную крепость. Святитель Алексий предоставил много средств для основания монастыря, а Андроник со всем пылом взялся за строительство обители. Вскоре была воздвигнута прекрасная церковь, освященная Митрополитом в честь пречистого Нерукотворенного образа Спасителя. Преподобный Андроник, поставленный игуменом новой обители, со смирением и усердием нес настоятельские труды.
И Преподобный Сергий не оставил любимого ученика без духовной поддержки. Через некоторое время после основания монастыря он навестил его и благословил: "Господи, призри с Неба и виждь, и посети место сие, которое Ты благоизволил создать во славу святого Твоего Имени". Монастырское предание сохранило память и о другом посещении Преподобного Сергия в 1365 году, когда он после продолжительной беседы с игуменом Андроником пошел в Нижний Новгород.
Заезжал в Спасо-Андроников монастырь перед Куликовской битвой и благоверный князь Димитрий Донской (1380), а после победы здесь было встречено русское войско. Здесь же были отпеты и похоронены погибшие Православные воины. Теперь, как ни печально, под колесами трамвая на протяжении целого километра сотрясаются в земле святые косточки русского воинства. Вот как отбивалась в годы тотального атеизма память о Святой Руси. Сейчас люди, едущие в трамвае, просто не подозревают обо всем этом.
После кончины преподобного Андроника игуменом монастыря стал ученик преподобных Сергия и Андроника - преподобный Савва. Оба игумена похоронены в одной раке. Их мощи покоились под спудом.
В годины испытаний обитель подвергалась разорению со стороны татар, поляков и французов. Соборный храм во имя Нерукотворного Спаса, построенный в начале XV века, был расписан иноками того же монастыря Андреем Рублевым и Даниилом Черным: оба погребены в монастыре. Святая жизнь и деятельность преподобного Андрея Рублева - жемчужина монастыря. Святой Иосиф Волоцкий свидетельствует, что преподобный Андрей и его духовный сотаинник Даниил Черный вели необыкновенно высокую монашескую жизнь: "Иконописцы Даниил и ученик его Андрей... толику добродетель имуще и толико потщение о постничестве и иноческом жительстве", что Божественныя благодати сподобились, "яко никогдаже о земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и Божественному свету, чувственное же око "всегда возводили к образам Владыки Христа и Пречистыя Его Матери и всех святых". Это был подлинно исихастский опыт созерцания Горнего. Все иконы, написанные Андреем Рублевым, были чудотворными. Он не только расписал главный храм монастыря. Кисти Рублева принадлежали многие иконы иконостаса (к сожалению, они не сохранились).
Храм Спаса Нерукотворного - не единственный в монастыре. Есть еще построенный в XVII веке при трапезной монастыря трехъярусный храм Архангела Михаила. Он строился по заказу царицы Евдокии Феодоровны (урожденной Лопухиной) - первой жены царя Петра I. Храм этот был мне интересен не менее, чем церковь Спаса Нерукотворного. Дело в том, что в третьем ярусе его расположился престол Святителя Алексия.
Мне повезло. Люди в музее работают очень душевные, верующие; и даже один из трех батюшек, служащих ныне в храме Спаса Нерукотворного, - выходец из младших научных сотрудников этого странного музея. Одна сотрудница помогла мне попасть в бывший храм, расположенный так высоко, что с его "крылечка", где мне довелось постоять и даже пофотографировать, видно пол-Москвы. Но какое запустение внутри! Не верится, что это небольшое помещение, наполненное чинно выстроенными в ряды стульями, было некогда храмом. Лишь тяжелая кулиса напоминает об этом, так как на ней под самым куполом укреплен огромный образ Спаса Нерукотворного, взирающего ныне на научные конференции, собираемые музеем. Эта кулиса отделяет бывший алтарь от остальной части храма. Сотрудница музея, между прочим, относится к этому необычному "конференц-залу" как к храму:
- Вы пройдите в алтарь, Вы мужчина, - а мне нельзя.
В алтаре храма Святителя Алексия было, увы, пусто. Лишь пожарная лестница вела по стене вверх. И так хотелось поверить, что скоро, очень скоро сам Митрополит Алексий, один из величайших русских святых, наш незримый покровитель, будет присутствовать и благословлять здесь священников, приносящих безкровную жертву на Божественной Литургии.
В 1924 г. храм Архангела Михаила был закрыт, с тех пор в нем Богослужения так и не возобновлялись. Ныне в храме размещаются экспозиционные помещения Музея древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева. Решается вопрос о совместном использовании хотя бы Знаменского придела храма Русской Православной Церковью и музеем.
Создалась странная ситуация: приходящие сюда люди разделились на тех, кто хочет посмотреть выставку, и на тех, которые идут молиться перед прекрасными - и находящимися, как ни говори, а в плену - иконами. Это действительно огромная проблема. Музей имени преподобного Андрея Рублева насчитывает свыше 10 тысяч икон-экспонатов. И каких икон! В 1991 году Музей Рублева внесен в список особо ценных объектов культурного наследия России.
Монастырь своей легкостью, широким пространством на живописнейшем взгорке, белоснежными стенами, прекрасными, легкими, как будто взлетающими в невесомости, храмами, производит неизгладимое впечатление на каждого, кто сюда приходит. Заходишь за ворота монастыря - и сразу становится совершенно спокойно, как будто переселяешься в иное, далекое уже время. Нет в этом времени ни суеты московской, ни проблемы глобализма со всеми вытекающими последствиями, ни рекламы... Как будто Сам Начальник Тишины распростер Свою руку над этим местом.
Главное впечатление от храма: какая-то особая, кажется, из далекого XIV века дошедшая до нас через века, - тишина, благоговейность. Давно мы не были на такой службе. Храм производит удивительное впечатление, несмотря на то, что стены его не расписаны. Перед глазами голый серый камень. Это напомнило храмы в Феодосии XIV века. Стены эти были расписаны самим Андреем Рублевым. А теперь они голые. На стенах, впрочем, видны образа современной, и очень хорошей, работы. Писал их настоятель храма протоиерей Вячеслав. Потом, в разговоре с работницей храма, мы узнали, что был сильный пожар при Наполеоне, даже кровля храма обрушилась. Французы устроили в храме конюшню. Были еще разрушения. Так пропадала со временем рублевская роспись. Потом были попытки доискаться до самого древнего слоя. Видно невооруженным глазом, что встречается разная кладка. Кладка с насечками - древняя. В некоторых местах стены иссечены зазубринами: это попытки дойти до нижних слоев. Это старый камень. А иногда попадаются небольшие новейшие вставки.
В храме служат три священника. С одним из них, иереем Анатолием Копалкиным, мы поговорили после службы:
- Как идет восстановление монастыря?
- Иконостас в 1990 г. был быстро построен. Иконы, которые вы видите, написаны тщанием прихожан. Некоторые были пожертвованы. Некоторые же дал музей на длительное хранение.
- А икона святых преподобных Андроника и Саввы, кажется, имеет свою легенду?
- Да, это чудная икона. Она к нам пришла в 1997 г. В 20-30-е гг. люди, любившие наш Спасо-Андрониковский монастырь, выпускали о нем рукописный журнал, хотя сам монастырь уже был закрыт: в нем располагались общежития завода "Серп и молот". Сейчас экземпляры этого журнала находятся в архивах Свято-Даниловского монастыря. Ксерокопия одного из этих журналов попала в руки настоятеля нашего храма протоиерея Вячеслава. Он принес в храм эту ксерокопию, читали ее многие. И вот одна внимательная прихожанка разобрала надпись под изображением иконы преподобных Андроника и Саввы. Там было написано, что икона из нашего храма была перенесена в храм святого апостола Филиппа на Арбате. Это дало надежду найти икону. Храм этот ведь не закрывался. Мы все вместе пошли в этот храм в надежде обрести утраченную драгоценность нашего храма. В иконохранилище, устроенном на колокольне в храме св. апостола Филиппа, мы и нашли нашу икону. Она была туда перенесена в 20-е годы священником Сергием Дубровиным. Потом, кстати сказать, этот священник принял монашество и стал архимандритом Андроником. Это был один из любимых учеников последнего настоятеля Спасо-Андроникова монастыря, Архиепископа Владимира Соколовского.
- А почему отец Сергий перенес икону именно в тот храм?
- Он стал там сам служить, и ему хотелось сохранить святыню при себе. Мы написали письмо Святейшему Патриарху, и он с радостью благословил вернуть икону на ее законное место. Теперь она снова в монастыре, украшает иконостас нашего храма.
- Вы упомянули, что в монастыре в советское время было общежитие завода "Серп и молот".
- Да, и не только. Прежде всего здесь была буквально мерзость запустения. В 30-е годы профессор Некрасов обследовал наш монастырь - и уже тогда с грустью констатировал, что многие постройки нуждаются в сносе, так как восстановить их практически невозможно. Все монастырские иконы были либо расхищены, либо проданы. Сотрудница музея Наталья Николаевна Чугреева, просматривая иконы Государственного исторического музея в Новодевичьем монастыре, нашла там икону, которая по своим размерам, по своим иконографическим подробностям напоминает нашу главную святыню: икону Спаса Нерукотворного, привезенную из Царьграда Святителем Алексием. Уже несколько лет она находится на экспертизе, ее очищают. Пока что на иконостасе находится точная копия этой иконы, сделанная по дореволюционной фотографии.
- Известно, что святой преподобный Андроник ископал около монастыря колодезь. Жив ли сейчас этот колодезь?
- До 20-х годов он точно существовал. Вода в колодезе была такая хорошая, живительная, что даже Императрица Елизавета приезжала к этому источнику. Особенно вода помогала во время чумы, моров. После революции его пытались уничтожить. Место это очень трудно теперь найти по карте, теперь это заброшенный пустырь на берегу Яузы. Собственно говоря, это зады завода "Кристалл". Пока мы это место не можем отвоевать у завода, но в скором времени, надеемся, все встанет на свои места.
- А какие отношения складываются с Рублевским музеем? Каковы перспективы возвращения храма и всего Спасо-Андрониковского монастыря к полноценной монастырской жизни? Сколько времени еще продлится сосуществование на монастырском дворе храма и музея?
- У нас со многими сотрудниками музея очень теплые отношения. Они ходят в храм, причащаются, соборуются, приводят знакомых, близких. Но отношения официальные с музеем, конечно, натянутые. Храм ведь взят в аренду у музея!
- И это на своей монастырской земле!
- Да, в том и печаль. Вот, например, в 1995 году мы хотели расписать купол и паруса. Очень интересный реставратор Николай Васильевич Гусев, ныне покойный, приходил в наш храм. Однако музейная комиссия и комиссия Министерства культуры запретили что бы то ни было расписывать. Мы тут не полные хозяева, живем по договору.
- А росписи преподобного Андрея Рублева все же местами остались в храме?
- Да, да! Остались! Вы знаете, что произошло? В алтаре очень толстые стены. И там было три окошечка алтарных, причем два окошечка были заложены камнем, - может быть, в XIX веке, а может, и раньше. Их даже не видно было в стенах. А в 50-е - начале 60-х годов при реставрации храма стали простукивать стены, проверять - и нашли эти заложенные окна. Их открыли - и там оказались фрески начала XV века, фрески преподобного Андрея!
- Так что музей тоже оказался полезен? А как проходила реставрация, очистка территории?
- В 1947 году было принято постановление правительства об учреждении Музея имени Андрея Рублева. Началась большая работа по очистке территории. Здесь ведь были сараи, клетушки, разный хлам, жило столько людей! В прошлом году приходили старики, которые тут жили в 40-е годы. Они показывали: тут был сарайчик, тут качели, тут площадка, тут мы бегали, играли. В храме святого Архангела Михаила было общежитие! Он был весь поделен на жилые клетушки фанерными перегородками. "Здесь, - говорили старички, - жила тетя Лена, здесь дядя Василий, здесь мы жили..." Представляете? Я когда задумался об этом, меня, честно сказать, озноб прошиб.
И до сих пор еще натыкаемся на мусор, кирпичи, трубы вперемешку с костями кладбищенскими (ведь тут было кладбище с XIV века). Старики, приходившие сюда, со стыдом и раскаянием плакали: "Что мы здесь на святом месте творили!" - На месте нынешних красивых газонов было кладбище?
- Именно так! Это было обширное кладбище. Не было восточной стены, кладбище уходило на восток далеко: там, где сейчас шашлычная, дом культуры завода, тир, - под ними кладбище. И под трамвайными путями на Волочаевской улице... Есть фотографии, рисунки этого кладбища. Здесь было похоронено много известных людей, в частности, мученик Евграф (Молчанов), который построил несколько храмов в Москве, например, храм Святой Троицы на Грязях. Но на самые святые места враг и посягает.
- Правда ли, что здесь похоронены участники Куликовской битвы?
- Да, - может быть, и не все, но очень многие. Часть их была похоронена еще на Куликовом поле, часть в Симоновом монастыре, там, где покоятся Пересвет и Ослябя.
- А большой у вас сложился приход?
- У нас очень маленький храм, но постоянных прихожан все-таки человек 100-150. В большие праздники стоять негде. Еще под нашим патронажем с 1992 года до недавней поры был Авраамиев монастырь в Ростове Великом. Мы его и восстанавливали. Теперь он действует в рамках Ярославской епархии.
Но самое главное - это, конечно, раскопки, которые ведутся в алтаре храма. Об этом мог сказать только настоятель храма, протоиерей Вячеслав Савиных.
Протоиерей Вячеслав - уроженец Вятки, закончил Нижегородское художественное училище, отслужил в армии, год работал учителем рисования. Закончил Московский полиграфический институт. А потом Бог привел в церковь. Раньше служил в Свято-Даниловском монастыре.
- Отец Вячеслав, не настало ли время возрождения монастыря? Возвращения на это святое место всей полноты церковной жизни?
- Видимо, еще не настало. Администрация музея, правда, не стоит насмерть: если бы дали им другое место, они бы туда перешли.
- Давно ли идут раскопки в алтаре?
- Раскопки идут давно, многие археологи здесь были, но систематических работ не велось. Мы подозревали, что раскопки могут что-то обнаружить. Но вообще-то мы искали место древнего престола.
- А как относится к раскопкам музей?
- Они не запрещают, но как-то не заинтересованы во всем этом и все время собираются засыпать наши раскопки. Я бы и хотел поскорее закончить, но у нас мало возможностей это ускорить.
- Вы ведете раскопки своими силами?
- В последнее время - да, мы привлекаем интересных людей, которые, как говорится, сами заинтересованы как ученые.
Например, археологи Панова, Никитин и другие специалисты высокой квалификации.
- Какие находки?
- Предметы XIV века, мощи. Нашли параман, монашеский ремень...
- Отец Вячеслав, как Вы думаете, с чего надо начинать возрождение монастыря?
- С молитвы. Ведь всегда монастырь начинался с подвижника и молитвы.
- А каковы официальные отношения с музеем и юридический статус храма?
- С музеем у нас подписано соглашение о совместном пользовании храмом. Конечно, было бы хорошо, если бы нам передали храм полностью.
- У вас в храме поют Знаменным распевом.
- Это наша гордость. Постепенно это распространяется от нас по всей России. Приезжают из многих мест, даже из Новосибирска.
- Передадут Спасо-Андрониковский монастырь Церкви?
- Конечно, передадут. Собственно, один такой не переданный монастырь в Москве и остался. Передадут. И как будет хорошо! Здесь ведь был преподобный Андрей Рублев! Здесь можно бы было сделать центр иконописи! Есть предложения о создании мастерской миниатюр. А монастырь должен быть действующим.
Источник: http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=36&article=6846
Места:
Спасо-Андрониковский монастырь в г. Москва
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии