Центры паломничеств
Паломничества

10 Августа 10Елена Мещерякова

Святыни Эллады

Хочу рассказать об удивительной поездке по святыням Эллады, в которой я побывала в октябре этого года. Милость Божья ко мне, грешной, велика - и я оказалась в числе счастливчиков в паломнической группе из сорока одного человека.

5 октября мы вылетели из Москвы в Афины. В нашей группе были три священнослужителя, три регента и две монахини. В Афинах нас встретил директор этого тура в Греции г-н Христос. Галина Кудякова, экскурсовод нашей группы, сказала, что схиигумен Илий, духовник Оптиной пустыни, отозвался о нем как о человеке с чистым сердцем. Сколько терпения, такта и внимания он проявлял к нам во время поездки!

паломница прикладывается к Кресту Апостола Андрея Первозванного

Маршрут наш был рассчитан на тринадцать дней, мы посетили сорок монастырей, пять островов и, в общей сложности, проехали пять тысяч километров. Конечно, нелегко: с автобуса на паром, вечером гостиница, размещение, чемоданы, а утром опять в путь. Но никакая усталость не сравнится с тем, с чем нам удалось соприкоснуться. Греция, или Эллада, как они говорят сами, удивительная страна. Здесь Церковь неотделима от государства, в школе преподают Закон Божий, дети посещают храмы; здесь можно ничего не бояться - все очень спокойно, почти нет преступности, воровства, насилия. Когда есть вера в Бога, то и люди совершенно другие.

Но вернемся к поездке. Из аэропорта мы сразу проследовали в порт Пирей и оттуда - в Неа-Макри, здесь расположен монастырь св. Ефрема Неа-Макринского. Этот святой новомученик был замучен турками, девять месяцев его держали привязанным к дереву и издевались над ним. Крепкий, сильный (ростом под два метра), он терпел побои, оскорбления, но не предал Христа. Наконец истязатели поняли, что не смогут его сломить, и тогда они повесили его на дереве вверх ногами и избили так, что не осталось ни одной не сломанной косточки, отбили все, и он истек кровью. Вскоре на этом месте забил источник со святой водой. Мы приложились к его святым мощам, помолились и отправились дальше.

На следующий день мы были на острове Патмос, куда был сослан Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Здесь ему было Откровение - скала рассеклась, и оттуда был Глас Божий и возвещен Апокалипсис, или, как еще говорят, Пятое Евангелие. Мы прикладывались и к расщелине, и к выемке в стене, где, по преданию, была голова Иоанна Богослова (после того как он упал, когда услышал Глас Божий). Невозможно передать, какие чувства охватывают от осознания того, где находишься! Много людей посещают этот остров - и сердца не остаются холодными.

Затем мы приехали в женский монастырь, к Живоносному источнику. И здесь я тоже испытала потрясение - при входе в монастырь на стене изображена фреска: Божья Матерь со Спасителем. Монахини рассказывают, что в 1956 году фреска покрылась сизой дымкой и исчезла, а через три часа вновь появилась, но уже с несколько измененным изображением. Вскоре пришло письмо из Америки - пишет девушка, которая была смертельно больна, но получила исцеление (к ней явилась Божья Матерь и сказала, откуда Она - из Греции, из монастыря «Живоносный источник»). Вот какое явное чудо, которое запечатлелось на фреске. Сердце замирает от увиденного.

икона мощей Святителя Спиридона Тримифунтского, на изображении святой открывает глаза во время молебна

Далее мы побывали на острове Эгина - родине святого Нектария Эгинского. Сначала мы заехали в монастырь св. Екатерины, там приложились к ее пальчику. Здесь же находится чудотворный образ мощей святителя Спиридона Тримифунтского (на иконе изображен не сам святой, а уже его мощи!). Когда батюшки читали акафист этому святому, на иконе были закрыты глаза, но в конце молебна глаза были приоткрыты. И это происходит всегда после молебна - святой смотрит на нас! Я это видела сама, и не только я, а вся группа. Благодарю Тебя, Господи, за великую милость ко мне, грешной. Вот его ножки, которые столько потрудились Богу и людям. На них красивые бархатные сапожки (раз в год его переодевают - и они оказываются всегда стоптаны!). Прикладываюсь к рукам и к лицу (оно под стеклом); лицо темное, и наш гид говорит, что его закоптили множеством свеч. В дни празднования святого его раку ставят вертикально и с почестями несут.

Здесь все ухожено, приятно для глаз, все дышит любовью. Служим молебен и прикладываемся к главе святого. Я не могу сдержать слез... Затем молебен возле раки святого возле дерева - там, где он сам определил место своего упокоения. Покупаем иконочки, собираем листочки со святых мест, затем спускаемся в собор; здесь проходят торжественные Богослужения в дни памяти святого. В храме находятся иконы наших русских великих святых - Преподобного Серафима и Преподобного Сергия.

Святой Николай Ларисский

Приезжаем к Акрополю, поднимаемся в гору - храм Димитрия Бомбардира, как его здесь называют. В давние времена турки хотели расстрелять Христиан, выходящих из храма после Литургии, и уже зарядили пушки, но у них ничего не вышло - св. Димитрий не позволил это сделать. Ядра разорвались в пушках.

Мы отправляемся на остров Андрос. На пароме батюшки нас исповедают, походные условия - прямо на корме, греки с пониманием к нам относятся. 9 октября, праздник св. Апостола Иоанна Богослова и день Ангела моего горячо любимого самарского батюшки Иоанна Букоткина (+ 2000 г.). Мы направляемся в монастырь св. Николая Чудотворца. Этот монастырь находится высоко в горах. Здесь всего три монаха. Небольшой уютный дворик, в полу двора вставлены стеклянные окошечки, внизу живут монахи, они намеренно так сделали, чтобы люди попирали их ногами - для смирения. Мы входим в притвор, здесь на стене фреска Божией Матери, под глазами у нее черные круги. Она плачет перед тем, когда в мире должно произойти что-то трагическое. Хранитель Монреальской чудотворной Иверской иконы Божией Матери Иосиф Муньос был здесь за день до своей мученической кончины, он был дружен с настоятелем монастыря, и икона накануне плакала. Прикладываемся, входим в храм; встаю с правой стороны, идет служба. К позолоченной раке подходит монах, открывает мощи святого Николая Ларисского. Он, новомученик, был прославленным полководцем, ушел в монастырь служить Богу. Ему было открыто, что скоро придут мучители, он укреплял братию, и никто из них не предал Господа. Его пронзили кольями, приколов к дереву. С тех пор дерево в день его памяти источает кровь, и эта кровь имеет особую благодать помогать в исцелении раковых больных. В 2002 году дерево не кровоточило, так как темные дельцы решили заработать на святыне деньги, и Господь отнял это чудо. Кровь монахи выдавали буквально по каплям. Но в этом году чудо возобновилось. Видимо, торговцы святыней покаялись, и Господь простил и их, и нас, грешных.

паломница Елена на фоне Мышиного острова (здесь хранится Влахернская икона Божией Матери)

После Причастия мы прикладывались к частице мощей святого Николая и к иконе Божией Матери «Корень Иессеев». Эта икона мироточит двадцать лет, миро не стекает, а находится в твердом состоянии с обратной стороны иконы, где-то в полсантиметра толщиной. И когда берут какую-то его часть, оно восстанавливается. Я приобрела платочек, который лежал на этой иконе, - от него исходит неземное благоухание. Наш экскурсовод Галина рассказывала, что некоему Христианину было видение о том, как появляется миро. Господь посылает к иконе Ангела с кувшином, и он льет миро на икону невидимым образом.

Потом мы спускались в пещеру, туда, где подвизались восемьсот лет назад первые монахи. Мы прикладывались к цепям на стене, и от цепей пахло... миром! Как Господь прославляет своих угодников! Благодарю Господа, батюшку Иоанна и матушку Марию Букоткиных - по их молитвам я побывала на таком святом месте.

Утром 10 октября мы на острове Эвбея, в храме святого Иоанна Русского. Служится Литургия. Наши батюшки сослужат греческим священникам. Наверное, радостно св. Иоанну, что приехали соотечественники. Много приезжает греков, поклоняются нашему святому; очень его любят греки - по его молитвам происходит много чудес! Служба заканчивается. Греческий священник произносит приветственное слово. Благословляет нас. Выносит всем крестики и ремень святого, мы прикладываемся к нему. Я подхожу в последний раз к раке, в это время подходит служительница храма и приносит букет цветов к мощам святого. Я прошу у нее цветок от изголовья, и она разрешает взять (когда в редакции «Благовеста» дала лепесток от цветка сотруднику Александру Евстигнееву, он вдруг почувствовал на своей ладони необычное сильное тепло от лепестка - как от печки!..).

И вот мы опять в пути, следуем в храм святого Давида Эвбейского, это высоко в горах, по серпантину. Очень много он совершил чудес и при жизни, и после; средства на строительство монастыря он собирал и в России, и отправил их по воде, поместив в дерево. И когда дерево приплыло в эти места, то оно далось в руки только святому Давиду. Нас угостили кофе, печеньем и лукумом. Надо сказать, в Греции не принято кормить паломников, как это делается в русских монастырях. Везде свои традиции. После угощения мы отправились через всю Грецию в Салоники. По пути посетили пещерный храм св. Параскевы Римской, в Темпи. На иконе в руках она держит... глаза (особая благодать исцеления от глазных болезней).

Утром отправляемся в храм святого Димитрия Солунского. Спускаемся вниз, туда, где был заточен святой, здесь он был замучен. Это римские бани, здесь находится большая ванна, миро от мощей святого истекало рекой, и ванна переполнялась. Батюшки служат молебен, и мы поднимаемся наверх, прикладываемся к мощам. Здесь, в Салониках, особенно чтут святого, даже соблюдают многодневный пост в честь его страданий и празднуют этот день, как Пасху. Святой Димитрий, моли Бога о нас! Затем идем в храм святой преподобной Феодоры Послушливой (так прозвали ее в народе за особое смирение). Она приняла постриг, а ее дочь стала игуменией. Когда дочь стали хоронить рядом с матерью, св. Феодора подвинулась вместе с гробом, уступая место игумении. Галина рассказала о чудесном исцелении паломника, у которого был ДЦП, он посетил много святых мест, был в Иерусалиме, на горе Синай, поднимался вверх с больными ногами и все время ждал исцеления. И вот, когда он смирился со своей участью, Господь послал ему исцеление в Греции, у мощей св. Феодоры Послушливой. Об этом писали в газетах и передавали по телевидению, - такое произошло чудо на глазах у многих людей.

Далее едем в Суроти, в монастырь св. Иоанна Богослова. Здесь жил и подвизался современный благодатный старец Паисий Святогорец (его книги издаются у нас в России). Отслужили панихиду на могилке, каждый просил его о чем-то своем. Получили от монастыря фото старца Паисия и отправились дальше.

Монастырь св. Анастасии Узорешительницы у подножия горы. Входим в храм, слева - большая икона, ее глава и часть стопы. Прикладываемся. Молебен с акафистом. Затем - высоко в горы, по серпантину, в монастырь. Здесь икона Панагия Сумела, по преданию, этот образ святой Апостол Лука написал с Божией Матери и всегда носил его на себе. Этой иконе две тысячи лет. Здесь также находится крест, полностью сделанный из Животворящего Креста Господня, и Библия, ее написал в 400 году абсолютно безграмотный монах под диктовку Самой Божией Матери (после того как сгорел монастырь).

И - опять в путь... Каламбака. Метеоры. Монастырь святого Стефана. Монахи во время последней войны прятали здесь партизан, и за это оккупанты жестоко с ними обращались. Лики святых на фресках расстреляны, видны следы от выстрелов, а турки вообще выкалывали святым глаза и рот, они считали, что так святой не принесет им «вреда». На фресках изображены страдания и пытки мучеников, они безчеловечны. Какую же надо иметь веру, любовь и надежду, чтобы выносить это!

Глава св. Андрея Первозванного

13 октября, мы идем к мощам святой царицы Феодоры - она боролась с иконоборчеством и была причислена к лику святых. Затем - в монастырь в Палеокастрице, где находится икона Богородицы, написанная шестьсот лет назад на бычьей коже, а также Образ Богородицы, который независимо от того, где ты стоишь, смотрит на тебя. Затем храм Влахернской иконы Божией Матери на Мышином острове.

Мы прибываем в город Патры. Погода нам благоволит. Заходим в храм Андрея Первозванного. Акафист, молебен возле его святой главы и креста, на котором он был распят. Храм очень красивый. Далее - в монастырь Панасия Малеви. Литургия начинается в 5. 30 утра; захожу в придел, кланяюсь чудотворной иконе Успения Божией Матери, она мироточит сорок лет. Настолько спокойно и тепло на сердце, словно у мамочки...

Начинается Литургия. Греческий батюшка в белом облачении, на котором вышиты голубые кресты, две монахини поют и читают. Очень торжественная служба. «Верую» и «Отче наш» во время службы читает юная девочка, и все вслух повторяют, а не поют, как у нас, слова молитвы. Приехало много греков-паломников. Эта икона чудотворная (было замечено, что она имеет особую благодать помогать бездетным родителям). Семейные пары молятся, просят, и у них появляются долгожданные дети, через год они приезжают сюда их крестить. Здесь очень благодатно и умиротворенно. Сама Матерь Божия в образе высокой красивой монахини является многим монахиням и паломникам.

Последний день нашего пребывания в Элладе. Посещаем монастырь святого Иоанна Предтечи, служим молебен. Прикладываемся к мощам святого великомученика и целителя Пантелеимона. Здесь же находится кусочек манны Небесной. Затем - монастырь святого Патапия Фивейского; здесь получают исцеления люди, страдающие порчей. Батюшки служат молебен возле иконы Божией Матери «Утешение». Кланяемся святыням, служим молебен и акафист.

Галина рассказала о чуде, которое произошло в монастыре Никитон. На праздник Преображения приезжает много людей к иконе Благовещения; садятся по трое человек, их накрывают покрывалом, читают молитвы, икона поднимается над ними на расстоянии десяти сантиметров и бьет по голове того, кто из них болен - и человек получает исцеление. С обратной стороны на иконе большая трещина.

Вот такие дивные чудеса!

Кафедральный собор св. апостола Андрея Первозванного в г. Патры
Монстырь св. пророка Иоанна Предтечи в г. Лутраки
Монастырь св. преподобного Патапия Фивского в г. Лутраки

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.