Центры паломничеств
Паломничества

23 Августа 10Сергей Серюбин

Апсны - страна души

Сделать «чисто Православный» репортаж о поездке в Абхазию крайне тяжело. Сразу после пересечения пограничной речки Псоу политика грубо и безцеремонно ломает хрупкий религиозный настрой паломника. В далекие дошкольные годы моего советского детства наш автобус пролетал эту речушку, едва ее замечая, теперь же здесь - граница!

Ощущение такое, что все абхазы знают друг друга в лицо. Если у вашей машины местные номера, можете смело поприветствовать рукой любого абхаза - и будьте уверены, он вам тут же приветливо ответит тем же. И неважно, кем он будет - простым прохожим, водителем или постовым милиционером. Чувствуется, что эйфория победы двенадцатилетней давности, эйфория общеабхазского братства не улетучилась до сих пор.

Пантелеимоновский собор Ново-Афонского монастыря

Невозможно не заметить изрешеченные пулями стены домов в Сухуме, вырванные осколками клочья построек в поселках и городках побережья. Трудно не заметить выросшие внутри разрушенных многоэтажек высокие деревья, мемориальные таблички на стенах двухэтажных домов - фамилии, имена, отчества. Причем дата смерти почти всегда одна и та же - 1992-93 годы. В Новом Афоне даже обнаружил улицу в честь одного из Героев Абхазии - есть, оказывается, такое высокое звание.

У поселковых сельсоветов частенько можно увидеть застывшие на постаменте танки - грозное оружие минувшей войны. Но это отнюдь не классические «тридцатьчетверки», а вполне современные «Т-72». Думаю, их вполне можно применить вновь по прямому назначению.

В разговорах с местными жителями часто упоминается слово «война». Постоянно приходится мысленно себе напоминать, что речь идет не о Великой Отечественной, а о недавней, абхазо-грузинской войне. До сих пор не разминированы окраины Сухума, Коман, других населенных пунктов, заминированных грузинами перед штурмом этих городов подразделениями абхазов, местных армян, казаков и... батальоном Шамиля Басаева.

Симоно-Кананитский храм г. Новый Афон

Русские Православные, живущие здесь, сказали мне однажды: «Тут каждый человек на виду - за ним смотрят тысячи глаз. И поведение Православного человека, особенно русского, должно быть здесь абсолютно безупречным и абсолютно чистым!»

Не было бы счастья...

В жизни современной Абхазии, при всех ее скорбях послевоенного периода, есть и несомненные позитивные моменты. Как ни странно, они связаны с вынужденной изоляцией республики от «мировой цивилизации». В Абхазии, к ее счастью, не принимается большинство российских телеканалов и радиостанций. Практически недоступны интернет и спутниковое телевидение. Редко у кого можно увидеть сотовый телефон. Низкий уровень жизни не позволяет средней абхазской семье часто выбираться в «цивилизованные» страны, а значит, волей-неволей сохраняется приличный нравственный облик молодежи. Высоко почитание у молодежи стариков и вообще старших, еще здоровы семейные устои. Если в Абхазии вам встретится девушка с голым пупком - можете не сомневаться, это туристка из России. В ночное время республика залита электрическим светом - еще правительство президента Ардзинбы сознательно держало цену на электроэнергию на уровне советских времен. На редких билбордах в городах и на трассе можно увидеть лишь исключительно патриотические сюжеты, чаще всего: «Апсны - страна души!» (Апсны - древнее поэтическое название Абхазии). Не приходилось мне слышать и о проблемах наркомании, алкоголизма. Бросается в глаза обилие пасущихся кругом коров - они невозмутимо ходят по автотрассам, и автомобилисты всегда очень аккуратно их объезжают. Такое трепетное отношение к коровам мне доводилось видеть лишь много лет назад в Индии.

Икона св. Василиска

Грязно-серые тучи глобализации, видимо, застряли где-то в высоких Кавказских горах. Все церковные приходы и монастыри на территории республики - «безномерные». Эти счастливые люди даже понятия не имеют о такой штуке, как цифровая идентификация человека. Несмотря на то что восемьдесят процентов населения уже давно имеют новенькие российские паспорта, старый добрый советский паспорт имеет здесь абсолютно свободное и равное употребление. По улицам абхазских городов совершенно спокойно ходят в облачении настоящие Православные батюшки. Их здесь немало. Монахи Ново-Афонского монастыря ни о каких медицинских страховых сертификатах и пенсионных карточках с пожизненными номерами даже не слыхали.

Однако похоже, что этот «плацдарм нравственности и антиглобализма» доживает свои последние годы - по просьбе новых абхазских властей Правительства Москвы и Краснодарского края начали активные строительные работы по прокладке суперавтотрассы вдоль побережья от Адлера до Сухума. Цивилизация наступает.

Святая земля

Эта древняя земля намного раньше России и даже Грузии просветилась светом Христовой Истины. В 53 году сюда пришли Апостолы от двенадцати Андрей Первозванный и Симон Кананит. Первый спустя некоторое время отправился дальше по побережью - в сторону современного Новороссийска, а далее в Крым. Апостол же Симон остался в Абхазии, проповедовал Христианство среди абхазов-язычников и спустя два года был убит. По одним данным, обезглавлен римскими легионерами в Анакопии (Новом Афоне), по другим - побит камнями абхазами-язычниками. Его святые мощи и поныне здесь, под спудом - строго над ними расположен сейчас алтарь Симоно-Кананитского храма города Новый Афон (см. фото).

Не очень далеко от Сухума, в горах, расположен древний город Команы. Вблизи него есть гора, на вершине которой состоялось третье славное обретение честной главы пророка Иоанна Предтечи. На ней же есть пещера, в которой в 407 году отошел ко Господу гонимый властями вселенский учитель Святитель Иоанн Златоуст. Там же находится и место убиения святого мученика Василиска (+ около 308 г.), племянника святого мученика Феодора Тирона (+ 306 г.). Интересно, что место убиения св. Василиска находится буквально на водах бурного горного источника. До сих пор камни этой речки обильно покрыты несмываемой кровью святого. Когда я был в Сухуме, мне очень хотелось посетить это святое место. Однако обильные многодневные дожди сделали мою поездку невозможной. По ходу движения необходимо преодолеть быструю горную реку, через которую был натянут на тросах мост. Этим летом группа российских туристов-«экстремалов», побродив по здешним красивейшим горным местам, обильно, еще со времен войны заминированным грузинами, решила рядом с мостом, «на природе», культурно провести пикник. После этого слегка нетрезвые туристы благополучно отбыли в Сочи. Но налетевшие вскоре мощные дожди настолько подняли уровень воды, что река легко сорвала тросовый мост и навсегда унесла его от этих мест. И что интересно - трос у моста оборвался одновременно с двух берегов! Господь словно закрыл для внешних посещение этих святых мест. Проехать на тот берег сейчас можно лишь вброд, на машине. Но где этот брод искать?! Этого я не знал, да и провожатых в Команы у меня не нашлось. «Ладно, значит, так надо», - подумал я.

Но Господь судил иначе. Уже в Сочи, перед отъездом в Симбирск, одна местная Православная женщина внезапно сделала мне подарок - камень с кровью св. мученика Василиска и большую стопочку иконок святого. Еще до обрыва моста она со своим приходом побывала в тех местах и сподобилась сама, в потоках ручья, где принял мученическую смерть святой, обрести эту святыню. Спаси ее Господи!

могила схиархимандрита Серафима (Романцова) в Сухуми.

Не очень далеко от Сухума, в поселке Илори, что в сторону Очамчиры, стоит древний храм св. Георгия Победоносца (XI век). В 1732-33 гг. святой Георгий, явившись в стане абхазского военачальника Манучара Чачба, вдохновил воинов и вместе с ними вступил в сражение с войсками турецкого паши и имеретинского царя Александра. Символы этой победы - два маленьких кинжала, взятых св. Георгием и наутро найденных на его иконе в храме. Эти реликвии до конца XIX века находились при храме.

«Сибирь» Византийской империи

Сюда были сосланы воины-мученики Орентий и шесть его братьев (IV в.), двое из них - Орентий и Лонгин - погребены в Питиунте (ныне - Пицунде), один - в Зиганисе (с. Гудава). Абхазская земля также приняла в себя святые останки св. Стефана, преподобного Максима Исповедника (+ 662 г.), св. Анастасия (VII в.), блаженного Анастасия (+ 662 г.). В Сухуме погребен воин-мученик Орест (IV-V в.). Мученик Евстафий Апсильский (+ 740 г.) - правитель Апсилии, был пленен арабами и убит в Харране, где впоследствии от его мощей происходили чудеса и исцеления. Он первый абхаз, святость которого признана всей Восточной Церковью.

В абхазских соборах еще до XVII в. хранилось много святынь: один из гвоздей Креста Господня, часть Тернового Венца (хранились в Бедийском храме), частица Креста Господня, большая часть мощей первомученика и архидиакона Стефана, частицы мощей Святителей Николая Мирликийского и Амвросия Медиоланского.

Несколько слов о величайшей святыне Православной Абхазии - Анакопийской иконе Божией Матери (ныне утраченной). В 30-е годы VIII века, при нашествии арабов во главе с Мурваном-ибн-Мухаммадом, была осаждена столица Абхазии Анакопия (ныне - г. Новый Афон). В ночь перед сражением этот образ чудесно явился абхазам, и за ночь от кровяной холеры погибли 35 тысяч арабов. Так под Анакопией было остановлено продвижение мусульман на Кавказ. Другая святыня Абхазии - Пицундская икона Божией Матери (две из них сегодня в Тбилиси, одна - в болгарском Бачковском монастыре).

В III-V века Христианство окончательно укрепилось в Абхазии. А в начале VI века стало государственной религией и держалось в качестве таковой более тысячи лет.

Абхазское царство

В начале VIII века возникает самостоятельная Абхазская Церковь. Чуть позже - Абхазское Православное Царство. Предстоятель Церкви совершал чин помазания Царя на царство, соответствующий византийскому обычаю. Своего первого Патриарха (католикоса) Абхазская Церковь получила в лице абхаза по имени Иоанн. Это событие состоялось на Соборе Антиохийской Церкви. А в 820 году каноническая зависимость от Антиохии прекратилась совершенно. Что касается Константинопольской Церкви, то она окончательно признала независимость Абхазской Церкви лишь в 1390 году.

Духовным центром самостоятельной Абхазской Церкви вновь стала Пицунда. Территория Абхазского Католикосата охватывала всю Абхазию и Западную Грузию.

Абхазские цари много усилий приложили для Христианского просвещения и других горских народов, своих соседей - алан (осетин) и адыгов. Среди строителей Христианских храмов Киева в XI веке были и абхазские мастера.

Лишь в X веке начался длительный исторический процесс утраты канонической самостоятельности Абхазской Церкви и ее плавного подчинения Грузии.

Во второй половине XVI века кафедра абхазских католикосов была перенесена из Пицунды в Гелатский монастырь в Западной Грузии. С этого момента католикосы будут именоваться «Абхазскими и Имеретинскими», а с XVII века - «Имеретинскими и Абхазскими». Наверное, этот момент является еще одним знаковым событием, закрепившим фактическое каноническое господство Грузии над Абхазской Церковью. Перенос кафедры из Абхазии стал логическим развитием того положения, которое сложилось с 1390 года, когда на абхазской кафедре не было почти ни одного этнического абхаза. А в условиях непрерывных междоусобиц Абхазии и Мингрелии оставаться в Абхазии им было просто небезопасно. К тому же народной любви к архиереям-мингрелам не было, службы шли на грузинском языке, а в чаяния абхазов грузинское духовенство не особенно вникало. Поскольку в Абхазии де-факто не оказалось законного архиерея, то некому стало рукополагать новых священников из абхазов и целые приходы постепенно остались без должного духовного окормления.

В это время стало поднимать голову язычество. После смерти священников-абхазов духовное окормление бывшей паствы отцов вынуждены были осуществлять их дети - обыкновенные миряне, «самозваные священники». Влияние этих новоявленных «жрецов от Православия» привело к появлению жутких симбиозов псевдоправославия с язычеством, Христианские храмы превратились в языческие «святилища».

Такова была цена пренебрежения «национальным фактором» при подборе кандидатов на рукоположение в священство.
Через год после падения Константинополя, в 1454 году, турецкий флот захватил Себастополис (Сухум). Начинается процесс упадка Христианства в Абхазии и одновременное проникновение ислама. Однако существенно позиции ислама усилятся лишь в начале XIX века. Часть населения Абхазии, не желая терять Православную веру, ушла с прибрежных районов в Россию, за Кавказский хребет. Их знают у нас под названием абазин.

Под влиянием исламской Турции Абхазия пережила небывалый культурный упадок. На протяжении XVI-XVIII веков в ней не создано ни одного архитектурного памятника, который по своей художественной значимости встал бы в один ряд с памятниками Христианского периода.

В составе Российской Империи

В 1810 году произошло вхождение Абхазии в состав Российской Империи. А в 1851 году в Абхазии была учреждена самостоятельная епископская кафедра, состоящая в ведении Святейшего Синода Русской Церкви через посредство Грузинского Экзархата. Последний учрежден в 1811 году, после упразднения Грузинской Автокефальной Церкви. Границы Абхазской епископии простирались тогда от Ингура до Анапы. В 1935 году кафедра насчитывала 125 приходов: 61 абхазский, 36 русских, 16 греческих, 4 мингрело-грузинских, 8 смешанных.

1875 год - начато строительство Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря. Храм на три тысячи человек, братии 500 человек.

1880 год - теми же афонскими монахами основан и Свято-Успенский мужской монастырь в Драндах, братии - 300 человек.

1898 год - основан Василиско-Златоустовский женский монастырь в Команах, сестер - 300 человек.

1902 год - основан Успенский женский монастырь в Москве.

Все эти, вновь построенные Россией, четыре монастыря вели просветительскую работу среди местного абхазского населения. К началу XX века в Абхазии работали сто церковных школ. И как результат этих энергичных усилий Императорской России - появление вскоре в Абхазии целого поколения образованного абхазского духовенства. А в 1907 году начались постоянные Богослужения на абхазском языке.

Все Епископы епархии, кроме одного, были русскими. Местное абхазское население относилось к ним с величайшим почтением. Можно напомнить, что с 1905 по 1906 год Архиереем Сухумской кафедры был будущий священномученик Серафим (Чичагов). Его преемником стал Епископ Кирион (Садзгелашвили). При нем шел активный процесс огрузинивания абхазов. В абхазские приходы назначались лишь священники-грузины, с которыми на исповеди абхазы обязаны были общаться только... через переводчика!

Автокефалия Грузинской Церкви

12 марта 1917 года вновь при фактическом согласии Временного Правительства России была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви, включающая в себя и приходы на территории Абхазии. Первым католикосом был избран вышеупомянутый бывший Епископ Сухумский Кирион. В 1918 году в Абхазии высадились грузинские войска, и церковный вопрос был «решен» в пользу Грузии. В 1931 году Абхазия была включена в состав Грузии на правах автономии. В 1943 году молитвенно-каноническое общение двух Церквей - Русской и Грузинской - было возобновлено.

Известный современный абхазский автор Димитрий Дбар пишет: «Уж не такой же ли «арифметический расчет» делается сегодня в Грузинской Патриархии: пусть, мол, абхазы перейдут в ислам или становятся жертвами тоталитарных сект, таких как «Свидетели Иеговы», чьи ряды в Абхазии пополняются ежедневно, но зато Грузия сохранит свою территориальную целостность. Но ведь само по себе единство не есть абсолютное благо. Вопрос в том, во имя чего это единство. И если стремление к единству, целостности Грузии осуществляется ради национального самолюбия и гордости, ради мнимого земного блага грузинского народа и основано на несчастии абхазов, то, я думаю, такое единство основано на грехе и преступлении и не может быть благим».

Абхазская Голгофа

Период богоборческих репрессий уравнял всех - расстреляны или сосланы в лагеря были и Православные абхазы, и Православные грузины. А священников-абхазов к концу 30-х годов прошлого века не осталось вообще ни одного. Отряды карателей врывались во все монашеские общины, разбросанные по кавказским хребтам, и жестоко расправлялись с Православными. В горном поселке Псху чекисты просто сбрасывали верующих с высокой скалы.

А вот что произошло в годы большевистских репрессий у берегов Нового Афона. Озверевшие богоборцы собрали на баржу большое количество священников, монахов и верующих мирян, задраили люки, отбуксировали баржу в море и недалеко от берега расстреляли ее из пулеметов. Баржа быстро легла на дно, соделавшись для сотен новых Севастийских мучеников стальной ракой-саркофагом.

Прошли десятилетия, и когда аквалангисты обнаружили у берегов Нового Афона эту баржу, они, переборов страх, заглянули в трюм. То, что открылось, потрясло их - на дне трюма в полном облачении стояли сотни священников, абсолютно не тронутые ни тлением, ни морскими рыбами! К ногам каждого из них были привязаны тяжелые камни. Поистине, дивен Бог во святых Своих! Известный кавказский отшельник, иеросхимонах Рафаил (Берестов), указывая с берега на это место, уже давно говорит приезжающим к нему паломникам: «Нашлось бы у кого немного денег, подняли бы эту баржу и всех тех, кто там находится, всех их можно было бы прославлять в лике святых новомучеников Российских!»

В тяжелые для верующих годы горы Абхазии стали убежищем для монахов со всего СССР. Небольшие монашеские общинки в Цебельде, Азанте, Амткеле, Двуречии, Псху стали подлинными духовными центрами для всех Православных людей Советского Союза. Многие из тех, кто тайно посещал эти общины для получения духовного наставления, впоследствии стали известными иерархами Русской Церкви, настоятелями монастырей, священнослужителями, профессорами духовных академий.

Схиархимандрит Серафим (Романцов, 1885-1976) свой иноческий путь начал насельником знаменитой Глинской пустыни. Затем подвизался в древнем Драндском монастыре Сухумской епархии. В 1926 году стал иеросхимонахом Серафимом. После закрытия обители жил с отшельниками в горах Абхазии. Около десяти лет сидел за веру в ГУЛАГе. С 1947 по 1961 годы - духовник вновь открывшейся Глинской пустыни. После ее разгона вновь появился на абхазской земле - духовник кафедрального собора в Сухуми. Отпевал его нынешний грузинский Патриарх Илия II, в то время - Митрополит Сухумский и Абхазский. Погребен батюшка на Михайловском кладбище в Сухуме (см. фото).

Монахам-пустынникам власти даже в относительно спокойные брежневские годы покоя не давали. Старожилы хорошо помнят, как в 1984 году газета «Советская Абхазия» публиковала примерно такие сообщения: «В горах нашей республики под видом монашествующих скрываются опасные уголовные преступники. Всем членам КПСС, ВЛКСМ, пионерам, а также охотникам и туристам, кому станет известно об их местонахождении, просьба сообщать в компетентные органы». И сообщали. И выявляли. С собаками, с вертолетами, «с оружием и дрекольми». Убогие хижины пустынников разорялись, а их самих сажали в тюрьмы «за тунеядство». Среди местных верующих ходят разговоры, что некоторых отшельников ретивые грузинские гэбисты расстреливали в их домиках прямо с вертолета.

После битвы

После окончания абхазо-грузинской войны 1992-1993 гг. в республике остались всего четыре священника: священник Виссарион Аплиаа из Гудаут, протоиерей Петр Самсонов из Лыхны, священник Павел Харченко из Гагр, игумен Виталий (Голубь) из Сухума. По их желанию отец Виссарион был избран настоятелем Сухумского кафедрального собора и представителем Сухумо-Абхазской епархии во взаимоотношениях с государством и Русской Церковью. А в 1998 году создан Епархиальный совет, на котором приняли Устав Епархии и избрали управляющего советом. Им стал иерей Виссарион Аплиаа.

В послевоенный период открыты несколько храмов и два мужских монастыря: в 1994 году - Новоафонский, а в 2001 году - Команский. С 2002 года работает Новоафонское духовное училище. Возобновлено Богослужение на абхазском языке.
«Эта земля святая - здесь кровь пролилась, здесь сейчас все омыто людской кровью!» - говорили мне в Абхазии местные Православные. И сейчас эти благодатные горы напоминают медоносный улей - так много в них отшельников, пустынников - исихастов и просто благочестивых, ревностных мирян, пожелавших «более слушать Бога, нежели человеков».

Однако для окормления семейных мирян-абхазов катастрофически не хватает священников: люди живут не крещенные, не венчанные, умирают не отпетые. Воспользовавшись отсутствием должного пастырского окормления, в Абхазию буквально хлынул поток западных проповедников. Особенно в этом преуспели иеговисты. Не встречая достойного отпора, играя на чувствах неискушенных в религии людей, к тому же претерпевших в годы войны многие скорби, они расхищают паству Христову буквально на глазах.

В Сухуме встретились мне две русские пожилые женщины из Казани. Как выяснилось, «катакомбницы». Живут здесь уже давно, пережили недавнюю войну. Имеют в Абхазии несколько небольших подворий-скитов. Существуют исключительно на подаяние.

Черноморский Афон

С затаенной духовной радостью ждал я встречи с Новоафонским Симоно-Кананитским мужским монастырем.

Ново-Афонский монастырь

Когда в XIX веке у Русской Церкви появились сомнения в дальнейших перспективах нашего Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, то тогда соизволением Русского Императора-Самодержца в 1875 году был заложен и в кратчайшие сроки построен этот монастырь-красавец на Юге России. Это было место, куда в случае исхода с Афона могла бы быстро переехать братия русского монастыря. На всю Православную Россию стало известным имя ктитора и первого настоятеля монастыря Архимандрита Иерона. К слову, именно он призвал к себе однажды на беседу никому доселе не известного семинариста из Тифлиса Иосифа Джугашвили. Встреча эта круто изменила жизненный путь юноши, и в семинарию после этого молодой Иосиф уже не вернулся, а отправился в Петербург. Может быть, не случайно одна из трех кавказских дач И.В.Сталина была затем, спустя десятилетия, расположена буквально в двух шагах от святых стен бывшего Симоно-Кананитского монастыря?

На закладку Пантелеимонова собора монастыря в 1888 году лично приехала вся Императорская Семья во главе с Государем Александром III Александровичем, включая будущего святого Царя Николая II. Всего через два года гигантский собор был построен.
...И вот я с огромной радостью вбегаю от моря к монастырю вверх по широкой каменистой дорожке-брусчатке, выложенной, наверное, еще в позапрошлом веке русскими монахами.

Раннее солнечное утро. Тишина и покой необыкновенные. Кругом роскошные пальмы и свечи-кипарисы - субтропики! Прекрасные ярко-серебристые шлемы монастырских храмов одинаково хорошо видны за многие километры как с побережья, так и с моря.

Война промыслительно прошла мимо монастыря. Новый Афон относится к Гудаутскому району Абхазии, а в Гудауте была в то время опорная база русских десантников-миротворцев (стоит она и поныне). Поэтому грузинские военные благоразумно обходили этот район стороной.

Огромное двух-трехэтажное каре братских келий вокруг величественного Пантелеимонова собора, оказывается, процентов на 70-80 заселено сейчас местными жителями - абхазами. Не знаю даже, Православные ли они.

Властями Абхазии монастырь уже передан местному Православному духовенству. Но численность насельников пока слишком мала, чтобы говорить о каких-то серьезных успехах в восстановлении обители. Однако литургическая жизнь налажена, а на территории монастыря уже несколько лет действует духовное училище. Иеромонахов двое, есть еще один монах и несколько трудников.

Роспись внутри монастыря

Выживают они, видимо, за счет небольшой книготорговли и налаженных связей с абхазо-российскими турфирмами, которые ежедневно нескончаемыми караванами везут и везут разношерстную любознательную российскую публику из Сочи. Это крупный бизнес, помогающий существовать значительной части населения Абхазии. Поэтому я и не удивлялся, когда видел огромный монастырский двор и гигантский храм заполненными толпами туристок всех возрастов с голыми пупками и в шортах.

Внутренняя роспись собора поражает. Прекрасные, с позолотой, фрески отражают практически все сюжеты Священного Писания. Фрески заполняют абсолютно все пространство храма. Во время Литургии я был приятно удивлен: при поминании Архиереев я услышал и имя Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия.

Монахи оказали мне гостеприимство - накормили в трапезной Духовного училища, выделили одноместную келью, подробно рассказали о распорядке дня. Ничего не мешало мне остаться здесь на несколько дней. Пожилой монах Геронтий, маленький, энергичный абхаз, проводивший со мной этот «инструктаж», оказался очень интересным собеседником. Фронтовик, прошедший грузинскую войну от начала до конца, он с теплотой вспоминал о братской помощи казаков его народу. Но когда он начинал говорить о «специфической русской болезни» - пьянстве, его глаза грустнели: «Знаешь, сколько ваших погибло на моих глазах из-за этой пьянки?! Совершенно бездарно. Пьяному-то и «море по колено»! А ведь как жаль их».

Подарок Апостола Симона Кананита

Подробно расспросив отца Геронтия о маршруте, я отправился искать пещеру Апостола Симона Кананита и Иверскую гору. За прошедшие пару дней накопилась приличная усталость, поэтому, направляясь к пещере, я прошел вдоль горной речки почти равнодушно. Была полная уверенность, что в таком духовно «пустом» состоянии ни о какой встрече со святыней не может быть и речи. В пещере, где два года пребывал в молитвенных трудах Апостол Симон, я обнаружил что-то вроде стихийно созданной часовенки. Мозаичные иконы Спасителя, Апостола Симона Кананита, Преподобного Серафима. Кругом подтеки воска от свечей, лампадки, подсвечники, два стола со множеством записок с именами. И самое ценное для меня - Акафист Апостолу Симону. Собрался с силами и заставил себя прочитать этот Акафист. Вспомнилось евангельское - «Царство Божие с усилием берется...». К концу чтения почувствовал, что усталость отступила. Полегчало. Вышел из этой благодатной пещеры заметно преображенным. С удивлением заметил, что за целый час, что я был в пещере, меня не побезпокоил ни один человек. Но сейчас я увидел, как снизу к пещере поднимаются сразу несколько групп русских туристов в шортах.

вход в пещеру Апостола Симона Кананита

Не спеша спустился к истоку горной речки, где, по преданию, был убит Апостол Симон. В том месте, где ручей вытекает из горной расщелины, камни на его дне до сих пор покрыты алой кровью Апостола. Многочисленные паломники давно уже разобрали мелкие камни и сейчас там остались лишь огромные массивные подводные валуны. Кто-то пытался счистить с них кровь стеклышком. Попробовал и я, а то, что удалось соскоблить, завернул в два чистых листочка какого-то ароматного растения. Довольный и этим, спускаюсь ниже по речке к месту, где находится камень, на котором чудесным образом отпечатана правая стопа Апостола. По преданию, он сотворил это чудо, когда местные жители не поверили, что он - ученик Христа.

Рядом - источник Апостола Симона. Я пошел вниз по дорожке мимо стремительной горной речки. У одного из водопадов увидал моего старого знакомого - сторожа-абхаза. Приветливо улыбнувшись ему, поблагодарил за помощь. «Ну что, камень с кровью нашел?» - спросил он меня. Я с горечью ответил, что, наверное, это уже невозможно ни для кого. Видимо, что-то в моей ситуации сторожа тронуло, и он, эмоционально махнув рукой, полез в ледяную воду. Пошарив под камнями, достал большого размера камень, на треть покрытый алой Апостольской кровью!

- На, бери! Это я весной его здесь нашел и запрятал. Когда с гор снег сходит, течение становится очень бурным и оно как бы пропахивает песчаное дно реки. Тогда-то и выносит на берег эти камни, которые, может, уже столетия как в песок ушли.
- Я Вам что-то должен за него?
- Ничего, бери!
- Как Вас зовут, я Вас поминать буду о здравии.
- Виктор я. Спрячь его только, а то при выходе смотрят, чтобы эти камни паломники не растаскивали...

Опта наших дней

Так кто же он - священник Виссарион Аплиаа, фактический предстоятель официально несуществующей Абхазской Православной Церкви? Человек-легенда. Герой войны. Священник, перед которым нет закрытых дверей на его родине. Абхаз, видящий залогом благополучия своего народа теснейший союз с великой Россией и Русской Церковью. Покаявшийся разбойник. Человек, поднявший авторитет Православия в этом регионе. Батюшка, от общения с которым в восторге и абхазские военные, и российские генералы...
Я не застал его в Гудауте. Найдя его дом, я услышал от матушки, что отец Виссарион срочно вылетел в Москву. Поэтому ограничусь лишь рассказами о нем.

Монахи Оптиной пустыни поведали мне однажды древнюю историю возникновения их обители. Был тогда в козельских лесах некий предводитель разбойников. Звали его Опта. Много злодеяний творила его банда на дорогах, наводя ужас на жителей и путешественников. Но что-то случилось в душе разбойника - он внезапно «отошел от греха и сотворил добро»: покаялся, все награбленные ценности направил на создание монашеской обители в здешних лесах и сам постригся в монахи этого монастыря. Тридцать лет возжигаемая им свеча тут же гасла, и ничего не помогало. Но Опта усердно молил Господа о прощении. И вот наступил день, когда свеча осталась гореть и не гасла. Опта понял, что Милостивый Господь изгладил его былые прегрешения...
История эта в чем-то напоминает сложный жизненный путь отца Виссариона. Была в его жизни схожая горькая страница. Но однажды и он воспрял от греха и обратил свое сердце ко Творцу. Дальнейшее мы знаем - освобождение из мест заключения, приход в Церковь, священство, война.

В пещере

При штурме Сухума отец Виссарион совершил настоящий воинский подвиг. Перед въездом в город наступавшим войскам необходимо было преодолеть узкое, но глубокое ущелье. Через ущелье был сделан узкий автомобильный мост. Однако шквальный огонь с грузинской стороны не оставлял ни малейшей надежды преодолеть эту горловину. И тут помочь войскам вызвался отец Виссарион. Помолившись, он взял в руки икону, поднял этот образ над собой и с молитвой, один, пошел по мосту! От такой «атаки» священника, идущего по мосту с иконой, в полном облачении, противники словно оцепенели (ведь и они были Православные люди!..). А вслед за батюшкой лавиной на грузин уже хлынули абхазо-русские войска. Через несколько часов Сухум был взят.

Прощание с Абхазией

Выйдя на большую дорогу возле Гудаута, ловлю попутку.

Вскоре у поста ГАИ притормозила «Волга», и ее водитель, пожилой абхаз, согласился безплатно подвезти меня до Гагр. Было около полуночи, и, наверное, чтобы не заснуть за рулем, водитель был очень разговорчив.

- Знаешь, у нас в Абхазии 80 процентов жителей уже имеют российские паспорта. А еще нам пенсии начали платить из России, по одной тысяче в месяц. Конечно, это не так много, но поддержка для нас очень чувствительная.
- А почему в состав России не входите?
- Да мы-то хотим...
- Воевали?
- Да, от начала до конца. Знаешь, на начало войны у нас не было абсолютно ничего - мы шли на грузинские танки с голыми руками - и побеждали! Ты не представляешь, как эти «ратники» умеют бегать. Бежали, бросая на пути все, вплоть до касок и бронежилетов...
- А добровольцев из России много было?
- Много. Казакам мы очень благодарны, воевали ваши ребята исключительно отважно! Только ужасно жалко, что многие из них из-за водки погибли совершенно безсмысленно. И еще. В России у многих сложилось мнение, что война в Абхазии была выиграна нами исключительно благодаря помощи России, казаков и иных добровольцев. Не хочу преуменьшать их заслуги, но решающий вклад в победу внесли сами абхазы!

Камень, обагренный кровью Апостола...

...Да, трудно писать о Православии в Абхазии и не затрагивать при этом политику.

Незаметно, в черноте ночи, мы с моим попутчиком подъехали к Гаграм. Слегка поторговавшись с таксистами в центре города, я снова оказался в дороге и вскоре, в полном одиночестве, проходил громадную таможню на реке Псоу.

Так глубокой южной ночью и завершилось мое паломничество на святую, многострадальную землю Абхазии. Ночной Сочи встретил меня залитыми светом скоростными дорогами, пошлейшей рекламой и безконечной чередой казино, ночных клубов и игровых автоматов.

Жизнь била ключом...

Источник:   http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=36&article=10101

Места:
Новоафонский монастырь
Храм св.ап. Симона Кананита в г. Новый Афон
Храм св. Василиска
Святой источник св. Василиска
Храм св. Иоанна Златоуста в пос. Команы


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии