31 Августа 10Эпп Андрей
Новозаветный Авраам
«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли» (Быт. 18, 1-2)...
Я не был в Хевроне. Я не видел Мамврийской дубравы, не прикасался к засохшему многовековому стволу - свидетелю небывалого в истории человечества события. Я не могу просто закрыть глаза и представить то место, где взору Авраама предстала сияющая во Славе Всесвятая Троица.
Но всё же... Всё же был и другой, «новозаветный Авраам», удостоившийся на земле небесного посещения Живоначальной Троицы. И хранится в нашей семье среди других святынь скромный холщовый мешочек с надписью: «Земля с места явления Святой Троицы святому преподобному Александру Свирскому».
Неужели на этот раз получится? Годом ранее мы уже намеревались посетить Александро-Свирский монастырь. Наши имена уже были внесены в список паломнической группы, назавтра было намечено отправление автобуса, но что-то не сложилось, и мы в последний момент вынуждены были отказаться от поездки. И вот прошел год.
Раннее утро, но на Московском проспекте, на маленьком пятачке, откуда обычно отправляются паломнические автобусы, уже многолюдно. Пробегаем вдоль выстроившихся друг за другом Мерседесов, МАНов и Вольво: Псков, Великий Новгород, Валдай, снова Псков... Нашего пока нет. Волнуемся, по времени должен быть. Замечаем группу людей, по глазам читаем - наши: тоже волнуются и тоже без автобуса. Знакомимся - точно наши, тоже к преподобному Александру. Спустя полчаса начинаем немного радоваться за организаторов поездки: как-никак имеют дело с православными, а значит, обойдется без скандалов и разборок. Посмиряемся.
Совсем скоро оказывается, что посмиряться придется немного дольше. К стройному ряду современных и комфортабельных детищ европейского автопрома подкатило маленькое зеленое «чудо». И, несмотря на большую трехконечную мерседесовскую звезду, красовавшуюся чуть ниже лобового стекла, всем стало абсолютно ясно, что где-то в менее приметном месте непременно найдется надпись «Made in China». Припарковавшись, водитель деловито покопался где-то в бардачке и извлек табличку с надписью «Александро-Свирский монастырь». Ехать как-то сразу перехотелось.
Кое-как рассевшись на приспособленные к стандартам страны-производителя сиденья (и почему только у китайцев такие короткие ноги?), поделившись между собой своими первыми впечатлениями и еще раз порадовавшись за организаторов, мы, наконец, отправляемся. В этот раз, похоже, всё-таки получится.
Да, пожалуй, с таким количеством больших и маленьких сложностей, нестыковок, досадных недоразумений не была сопряжена ни одна из наших предыдущих поездок. Но на самом деле нет здесь ничего удивительного. Не любят они его, не любят и боятся как никого другого, потому и строят всякие козни и препятствия. Я про тех, про врагов наших невидимых. Известна им спасительная сила молитвы преподобного Александра, и удерживают они всяческими способами людей, не пускают к святым мощам. Сейчас, правда, действовать они стали поизощренней - грубая сила и угрозы сменились хитростью: то делишки какие важные подбросят, то насморком наградят, то напомнят о встрече важной, прибыли сулящей, то вот автобусом китайским погрозят. Фрески Троицкого собораА в XVII веке все было несколько иначе, пооткровеннее было. В сказаниях о чудесах, бывших по обретении мощей преподобного Александра, среди прочих свидетельств есть рассказ вологодского живописца Петра Афанасьева: «Когда привели меня в обитель святого, и я намеревался, мысленно, сходить в отходную пустыню к мощам преподобного Александра, нечистые бесы наяву показывались мне, пугая меня своими различными страхованиями, и не давали мне идти к преподобному. У монастырских ворот стояло множество бесовских полков; они скрежетали зубами своими и страшно угрожали мне, крича с запрещением, чтобы я не шел к Угоднику. Я от такого страха находился без движения и едва не разлучился с душою. Когда же меня насильно тащили к преподобному, много тех окаянных эфиопов насело мне на плечи и давили меня, не давая идти; но когда с трудом дошел я до колодца Чудотворцева, где был животворящий крест Христов и на нем образ преподобного Александра поставлен, и там помолился, то сейчас же исчезли от меня нечистые духи».
Да, боятся они его, и всегда боялись. Тогда боялись живого, и сейчас боятся мощей его нетленных. И нападали на него, и избавиться пытались, и уничтожить, и забвению предать. Не получилось. Слава Богу, не получилось. И, Бог даст, не получится никогда. Потому что бессильны они, потому что, как стекло, - вдребезги все козни бесовские о Благодать Божию. Но сколько перенести пришлось, вытерпеть и выстрадать!
Именно отсюда, со Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря началась дьявольская компания 1919-1922 годов по вскрытию, «разоблачению» и ликвидации мощей по всей России. Силам тьмы была хорошо известна та преграда, которую нужно было в первую очередь снести. Большевики, взяв власть на Севере (в Петрозаводске, Олонце, Лодейном Поле) 5 января 1918 года, уже 6 января (!) были у мощей преподобного Александра Свирского. Но изъяты мощи были лишь с третьей попытки 20 декабря 1918 года. Судьба мощей святого Александра Свирского - это целая история, требующая отдельного повествования и вмещающая в себя и трагические страницы, окрашенные кровью замученных и расстрелянных монахов, и фальсификации, подлоги и обманы, и незримые героические усилия по негласному спасению святыни. На долгие десятилетия мощи были сокрыты от людского взора, и казалось, потеряны для нас навсегда.
Пришла в запустение и обитель преподобного. Следы запустения можно увидеть и сегодня, спустя более десяти лет с момента возрождения монашеской жизни в обители - слишком многое пришлось восстанавливать и возводить из руин. Мы неспешно подходим к Троицкой части монастыря. Первое, что бросается в глаза - облупленные стены двухэтажного строения по периметру, осыпавшаяся штукатурка, красная кирпичная кладка из-под нее со следами пережитых ветров, осадков и времени. Когда-то очень давно в этих корпусах были братские кельи. Потом, когда монашество было уничтожено, пустующее строение заняли пациенты психиатрической больницы. Была такая «старая добрая» советская традиция селить в осиротевших монастырях умалишенных. Сегодня здания и строения, возвращенные властями Церкви, либо отремонтированы, либо находятся на реставрации. В этих же корпусах до сих пор действует клиника.
Троицкий собор. Он как из сказки, такой... нереально настоящий. Мощный, и в то же время возвышенный, с метровой толщины стенами и низкими арками, но не давящий, а пробуждающий воспоминание о небе. Он и не может быть другим... В 1507 году келью великого подвижника во время ночной молитвы осиял невыразимый свет - и он увидел Трех Мужей, облаченных в светлые одежды, осиянных Небесной славой, у каждого из Них в руке был посох. Затрепетав, преподобный поклонился Им до земли и воскликнул: «Никогда не видел кого-либо в такой Славе, как Вас вижу». На что Они ему отвечали: «Дух Святой живет в тебе чистоты ради сердца твоего...» Преподобный Александр получил повеление построить церковь и основать обитель, а когда он спросил, во имя кого должна быть церковь, Господь ответил: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы... Я оставляю тебе мир и мир подам тебе». В истории Русской Православной Церкви это Божественное снисхождение Живоначальной Троицы известно как единственное.
Троицкий собор. Построенный по велению Святой Троицы, он и сегодня не оставлен Благодатью Божьей: фрески в соборе, по сравнению с тем временем, когда монастырь только возобновился, стали как бы сами по себе обновляться, приобретать более яркий, небесный свет. Интересно, что это обновление движется сверху вниз. И если вначале внизу вообще ничего не было видно, все изображения были как бы смазаны - то потом они стали проявляться все ярче и ярче.
Подобно фрескам Троицкого собора, возрождалась и сама обитель. Правда, здесь не обошлось без земных реставраторов - братии и трудников монастыря. Их усилиями практически полностью восстановлена Преображенская часть обители. Именно здесь, в этой части монастыря, произошло явление Святой Живоначальной Троицы, здесь же, в Преображенском храме, и покоятся вновь обретенные мощи святого преподобного Александра Свирского.
Мы волнуемся, и есть отчего. Перед нами рака с мощами. Теми самыми, чудотворными. Теми, от которых произошло великое множество чудес и исцелений, теми, которые впервые были обретены нетленными без малого пятьсот лет назад, теми, что были так ненавистны советским властям, выдержали поток слепой ярости и злобы дорвавшихся до власти безбожников, теми, что были потеряны, казалось, навсегда. И вот, они снова дома, снова там, где им надлежит быть. У раки преподобного батюшка что-то негромко говорит молодой паре, как нам позже стало известно, страдающей бесплодием. Слов не слышно, лишь глаза, светящиеся отеческой любовью глаза батюшки и глаза молодых, в них боль, затаенная, уже без слез, боль, с которой уже почти научились жить. Почти, потому что всё-таки здесь, потому что еще есть силы попытаться что-то изменить. Батюшка открывает раку, и через несколько мгновений те, кто стоит невдалеке чувствуют исходящее от нее тонкое благоухание. Пара прикладывается к нетленным мощам. У нас же, стоящих рядом, появляется робкая надежда - неужто и нам доведется приложиться к открытым мощам преподобного Александра? Но сразу после молодых священник опускает стеклянную крышку раки. Не в этот раз.
Вот понемногу тает очередь перед ракой со святыми мощами. Вот уже нет никого между нами и великой святыней. Еще два маленьких шага, и взору нашему предстает то, что объяснить никакими научными выкладками и доводами просто невозможно. На схимническом одеянии покоится живая, полностью сохранившая вид и объем, без малейших следов тления, открытая людскому взору рука преподобного Александра.
Инокиня Леонида (Сафонова), принимавшая участие в поиске мощей, в миру кандидат биологических наук, гистолог: «При обсуждении со специалистами (гистологами, патанатомами) выяснилось, что они оценивают это как неординарное явление. Можно сказать, что состояние плоти преподобного Александра - его святых мощей - находится вне известных закономерностей развития и дегенерации (распада) тканей человеческого организма, описанных в трудах ученых с мировым именем. Им было известно многое: различные пути гибели клеток и тканей человеческого организма, лизис, расщепление, аутолиз тканевых волокон, нарушение законов клеточной корреляции, возможности клеточной трансформации и т.п.; но то, что произошло с мощами преподобного Александра, не может быть описано обычными процессами на уровне клетки и ткани. Необходимо признать, что подобная степень сохранности просто уникальна даже по отношению к другим нетленным мощам, например святого Иоасафа Белгородского».
А нам и не надо никаких научных обоснований. К чему они, когда душа и так замирает пред лицем великого чуда Божьего, когда каждая частичка ее трепещет от тайны прикосновения к земному проявлению неземной славы Господней.
На выходе из храма вновь встречаем ту пару, для которой открывалась рака с мощами. И вновь глаза, но они другие. В них - надежда. И нам почему-то кажется, что всё у них будет хорошо, что не оставит их отеческая забота и молитвенная помощь преподобного Александра, как не оставляла она и многих-многих других, притекающих к нему с верой и надеждой без малого пятьсот лет.
Покидая святую обитель, еще раз бросаем прощальный взгляд на храмы и строения монастыря. Десятки лет простоял монастырь в ожидании чуда - чуда возвращения монашества в эти вековые стены. Ветшая с каждым днем, потихоньку разрушаясь, монастырь умирал, казалось безвозвратно. Но... Чудо произошло, в обитель вернулась братия, а вместе с ней вернулась жизнь. Было это в 1997-м году.
Несмотря на все заботы, последние сто лет Мамврийский дуб умирал. И вот, когда дерево окончательно засохло, когда по его умершему стволу перестал течь живительный сок, Господь как бы в утешение послал новое чудо - от корня засохшего великана пошел маленький росток. К великой радости - ствол этого ростка также расходится на три отдельных ствола, как бы являя собой непрекращающееся свидетельство о Святой Троице. Было это в том же 1997-м году.
Источник: http://bestblog.freeoda.com/?p=78
Места:
Александро-Свирский монастырь
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Теперь этих маленьких дубочков уже два!
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии