Центры паломничеств
Паломничества

13 Октября 10Иван Роса

Афонские заметки

1. Путешествие

«- Господь наш благ, Господь благ-преблаг!» - эти слова, которые часто повторял отец В., всплывают в моем сердце тот час, как только я вспоминаю свое пребывание в этом необыкновенном, чудном месте - святой горе Афон.

Мое знакомство с отцом В. состоялось в саду, который окружает его келью со всех сторон. В основном, традиционный для Греции сад состоял из оливковых деревьев, хотя я заметил также персики, сливы и яблоки, кроме того, в изобилии вился виноград, а перед домом цвели розы.

Высокий, около двух метров роста, в старом черном одеянии отец В., улыбаясь, смотрел, как я спускаюсь с тропинки, петляющей мимо крутых склонов, на одном из которых расположилась его келья. Я подошел, попросил благословение, затем он пригласил меня в дом. Мы прошли на веранду, нависающую над крутым склоном, так что, находясь на ней, создавалось впечатление парения в воздухе. По обычаю, существующему на Афоне, отец В. принес лукум, печенье и цветочный чай. В нетерпении я начал говорить ему, как славно, наверное, жить, монашествуя, получая всевозможные озарения и утешения. Дождавшись паузы в моем непрерывном многословии, он сказал: «Слушай, миленький, утешения мои простые, вот ты пришел, лукумчик скушаем, на закат полюбуемся и хорошо, и - Слава Богу! У меня здесь все очень просто, по-деревенски, ты не торопись, успокойся, ешь лукум, - вкусный».

В дальнейшем он больше вообще не обращал внимания на мои вопросы, пока я, наконец, сам не осознал, что они излишни, и по мере нашей беседы они естественным образом, все без исключения, прояснились.

Вообще, он как-то сказал, что современный человек так устроен, что ему все надо объяснить, потому и вера сильная редко встречается, вера не требует объяснения и не знает сомнений, а современный человек ждет доступного ему объяснения, которое удобно ляжет на его систему взглядов, его мировоззрение.

В первые полчаса нашего разговора он часто повторял: «Слава Богу, миленький, ты здесь». Его глаза прямо-таки излучали любовь, заботу и радость от нашей встречи, так что я был абсолютно расслаблен и очарован его речью, словами простыми, но настолько сильными и действенными, что мне хотелось кричать, подобно Архимеду: «Вот оно! Вот оно! Нашел!» Но потом как-то неуловимо тональность его речи переменилась. Сурово глядя в сторону от меня, отец В. с некоторым напряжением и как бы даже не мне сказал: «Ты знаешь, некоторые люди прочитали много книг, хороших, глубоких, написанных св.отцами, некоторые люди много молятся и даже получают откровения, эти люди такие романтичные, такие мечтательные, умные еще очень, верят, ищут, думают, - «Вот мы какие! Все у нас есть, вера какая сильная, познания глубокие, книг тонны перечитали», - и вот, мой миленький, у них уже целая «теория» появилась. Такие с восхищением говорят, - «Как в христианстве все замечательно устроено, вот как все работает!» - систему целую выстроят, уникальную, неповторимую и уже так трудно отделимую от их мировосприятия.

И все так романтично, философично, метафорично. Не только у новоначальных это бывает, что не дивно, конечно. Но в таком подходе есть большая опасность - создание, построение «своей» уникальной веры. Эта «теория» для человека - горе. Он может даже этого не осознавая, купаться в своей мечтательности и романтизме, переживать какие-то ощущения, услаждаться логикой своей уникальной, неповторимой и единственной системы, и начинает учить других. Учить других искренне, вполне веря в то, что думает и внушает другим, ожидая, а иногда и ощущая в себе уже и дары духовные... И бывает в очень, очень сложном положении вследствие этого. И, конечно, заблуждается все глубже, изощряясь все сильнее в конструировании новых и сложных элементов...

И чем интеллектуальнее, романтичнее, мечтательнее человек, тем сложнее ему осознать свое заблуждение.

Очень, очень трудно почувствовать ему в каком гибельном состоянии он находится. В его системе есть, конечно, какое-то место Церкви и св.Таинствам, нет там только простоты. А где нет простоты, там нет и упования на Господа, где нет упования, нет доверия, а где нет доверия, там и веры нет...

Человеку скучно в своей системе, несмотря на то, что она так фантастична, а порой и мистична, но это все искусственно выдуманное, и тогда тяжесть, тогда неудовлетворенность, скука...

Помолчав немного, отец В. сказал: «Христианину не может быть скучно, он в самом захватывающем путешествии. Он в мире с Богом, он в Божием домостроительстве, он с Тем, Кто единственный может наполнить его... А монахи - самые авантюрные путешественники, и необходимо иметь определенный, особый склад характера, смелый и сильный, чтобы с упованием на помощь Божию, решиться на это путешествие, в котором случаются изумительные события, необычайные вещи и приключения. Это удивительное путешествие, захватывающее, потрясающее - жизнь христианина, человека живущего со Христом в сердце... И поэтому, когда слышу, - вот скучно мне или нечего делать, или тяжело, все надоело, - трудно понять это. Жизнь наша в домостроении Божием - тайна неизглаголанная, велия, дивная-предивная; закрываются уста, немеют... Как можно говорить о скуке? Апостол пишет: «Радуйтесь! И еще: радуйтесь!»...

Отец В. остановился и, посмотрев на меня, предложил немного покушать. Мы прошли в довольно просторную комнату с двумя окнами, служащую кухней, где он принялся за приготовление еды. В помещении было несколько столов, на которых стояли разного объема бутыли с растительным маслом, а также висели на стенах несколько шкафов, в одном из которых были сложены чашки, тарелки и прочая кухонная утварь. На столе лежал свежий огурец, отец В. покрошил его в тарелочку, посыпал какой-то сухой травой и, полив маслом, подал мне это блюдо, чтобы я вынес это на веранду, куда вскоре вышел и сам, захватив несколько сухарей. Помолившись, мы принялись за еду. Отец В. кушал очень мало, я спросил его, где он берет такие вкусные огурцы, на что он мне ответил, что у него есть «огородчик», на котором растут зелень и огурцы, помидоры и перцы, и даже кабачки. После еды отец В. предложил разойтись по кельям, для того, чтобы подготовиться к вечернему богослужению.

2. Вызов

«Душа человеческая красива необычайно, у самого малограмотного и неразвитого человека душа прекрасна, чудна, удивительна. Это такая тайна Божия, пречудная, предивная! Поэтому и радость на небесах, ангелы Божии радуются, Христос Господь, Матерь Божия, святые, когда человек восстает из мертвых, потому что душа человеческая - это пречудный, предивный Дар Господень. А что мы делаем с этим Даром! Каждодневно, ежесекундно мы убиваем, уничтожаем, отдаем во власть греху душу свою, а грех душу мертвит, разрывает ее на части, разделяет и рассеивает. Поэтому нам бывает скучно друг с другом, ведь мы общаемся с мелкими кусочками друг друга, наши души расколоты, разделены грехом и разбросаны по многим местам, а душа в полноте - она великолепна, она неизмеримо глубока и прекрасна, и также неизглаголанно и глубоко общение душ полных, цельных», - Отец В. остановился, замолчал и задумчиво посмотрел на меня. Я сидел напротив него, ожидая продолжения; и вдруг на меня нахлынуло ощущение страшной, невыносимой тоски. Я на какое-то время вдруг увидел свою душу. Она лежала в странной позе, какую принимают тела вконец опустившихся пьяных бомжей, не заботящихся более о том, что на них смотрят, валяющихся в своих нечистотах. Она смердела ужасно, я видел какие-то дыры, отверстия, проходы, рваные раны в ней, словно пробитые чем-то или изгрызенные зверем. И она, душа моя, живая, кричала и плакала, и что-то во мне заплакало и закричало от этого ужасного вида так сильно, что я не мог ничего уже слышать, видеть и чувствовать, кроме сострадания и жалости, и ужаса от постепенного прозрения, что это же я - убийца медленный, изощренный, безжалостный...

Глядя на меня, отец В. поднялся и тихо сказал: «Хорошо, миленький, успокойся, отдохни, посиди здесь пока...» Потом он ушел в свою келью, оставив меня одного.

Я лежал на веранде, далеко выступающей над обрывом, уходящим в ложбину между гор. Вид был потрясающий: зелень разнообразных деревьев ковром спускалась к аквамариновому морю, соприкасающемуся с необъятным лазурным небом на горизонте. Виноградная лоза, сплетаясь с деревянным каркасом образовала навес, укрывающим веранду от палящих лучей. Глядя на грозди зреющего винограда, висящего над головой, насыщаясь его благоуханием, я постепенно пришел в себя; острота сильного переживания уходила, понемногу крепла надежда и вера в то, что Господь не оставит меня, спасет и исцелит и мою душу.

Потом, после ужина, состоящего из подслащенной розовым сиропом воды и печенья, отец В. мягко сказал: «Увидеть в каком состоянии мы находимся, увидеть насколько мы изранены и обезображены грехом, осознать это, человек не может без Божией помощи и веры. Можно получить чудо вразумления как Фома говорил, - пока не увижу, не уверую, но Господь сказал: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Вот еще почему нужна вера. Поверить, что мы в опьянении, в ужасном, уродливом и ненормальном состоянии, поверить, что есть лекарство, принять его опять же с верою и всецелым упованием на его несомненную полезность. Собрать душу в полноте - исцелить ее. Это невозможно без целителя - Христа. Нужно только довериться Ему, принимая с благодарением и терпением все, что Он преподает. Возможно, что и скорби, утеснения и искушения. Лекарства христианские горьки, иногда очень, очень горьки, и так мало людей, готовых принять их. Как-то хочется спастись с удовольствием и без скорбей.

Я спросил его о трезвении.

Батюшка сказал: «Когда говорят о трезвении, подразумевают, что было опьянение; трезвение и есть отрезвление от опьянения грехом, князем мира сего, и трезвение - это одно из лекарств, предлагаемых Церковью: участие в Таинствах, соблюдение заповедей, упование на Бога. Для того, чтобы приступить к исцелению нужна решимость, как говорил батюшка Серафим Саровский, решимость и вера, что Господь-сердцеведец благ и милостив, и даст тебе нужные для тебя лекарства и утешение, и силу противостоять греху, вызов князю мира сего, как для дуэли бросают перчатку, так и ты сделай. И вызовом твоим будет покаяние, исповедь, и, вследствие этого ненависть и презрение ко греху».

3. Верность

Мне очень понравились слова отца В. о жизни как путешествии, и следующим утром я попросил его еще рассказать об этом.

«- Начало путешествия, - сказал отец В., - начало исцеления, начало начал, - это искренность, честность перед Богом, собой и людьми. Простая человеческая честность и порядочность.

Честность помимо прочего и в том, чтобы сказать в себе: «Господи, умножь во мне веру и даруй мне дух мирен». Покой в Господе - упование на Него во всем. Чем полнее упование, доверие, тем спокойней душа, осознающая свою греховность, но в страхе и трепете, в открытости и искренности стоящая перед Богом, отдающая всю себя на волю Его и Его милость». Я слушал его и изумлялся, как он, не будучи русским, может открывать внутренний скрытый смысл слов, - «что есть путешествие, как не шествие по Пути, о котором Христос сказал: «Я есть Путь» (Ин.14, 6) и еще «...Возьми свой крест и гряди по Мне» (Мф. 16, 24). И есть ли что иное в жизни христианина кроме этого шествия ко Христу?

Может показаться, что есть много путей к Богу, но истинно приводит к Нему только путь Церкви православной. Православие имеет опыт исцеления души человеческой, этот путь не прост, но нам переданы четкие и полные наставления св. отцов, и их молитвами нам этот труд посилен. Другие же учения, как, например, католики когда-то отпали от Вселенской Апостольской Православной Церкви, этого опыта лишились и поэтому, не обладая этим сокровищем в полной мере, не имеют и достаточной поддержки в таком претрудном деле. Православная Церковь обладает всей полнотой Божественной Благодати, без помощи которой не может человек пробудиться, осознать падение свое.

Как только познает, почувствует человек в каком ужасном состоянии он находится, тогда день и ночь взывает он к Спасителю своему с плачем и сокрушением, и Господь не замедлит, подаст ему и утешение и надежду, и благодать и крепость в борьбе со грехом, и тут главное, миленький, - верность. Бывает, Господь приоткроет, покажет, что есть ради чего бороться, а потом иногда оставляет и смотрит, верен ли ты Ему. Сложное время, когда идет тебе искушение, а ты уже и думаешь, - ну согрешу немного, потом покаюсь ведь, и изменяешь Господу, предаешь Его, а дальше и больше того. Нет, миленький, крепись! Кто в малом не верен, не будет верен и в большом! (Лк. 16, 10).

Захочешь затвориться в храме сердца своего, помолиться хорошенько, а «дружок» твой старый тут как тут: «Что, - говорит, - делаешь? Поди, молиться задумал, брось ты эти глупости, пойдем, пойдем, нас уже ждут давно», - и зовет тебя на старое, картинки рисует заманчивые. «Давай, - говорит, - в последний раз, а потом уже, как хочешь».

И так напоет, что можешь соблазниться, падешь, и как горько будет потом, как безутешно будешь упрекать «дружка» своего, а он тебе со смехом ответит: «Ты ведь сам пошел, а я при чем здесь?» И приступает с еще большей настойчивостью».

Отец В. посмотрел на меня серьезно и очень твердо сказал: «Помни про решимость, батюшка Серафим для всех нас сказал: «Нужна решимость до конца быть верными Богу в уповании на Него». Гони «дружка» своего, не давай даже и слова сказать ему, гони в шею!»

4. Терпение

Вообще в келье у отца В. не было электричества, для приготовления горячей еды он пользовался керосиновым примусом, впрочем не часто, но для меня он решил приготовить чай.

- Я некоторое время жил с русским монахом, - сказал он, - батюшкой Рафаилом, этот отец с братией пришел на Афон с Кавказа, и они очень любили пить чай, особенно, конечно, зимой. На Афоне чай, как напиток, не очень распространен, а у русских, я знаю, - улыбаясь вспомнил отец В., - это давняя традиция. Батюшка Иоанн, бывало, с братией, сядут, выпьют по глоточку горячего чая, и вот, говорят, дальше жить можно, у них я выучил два основных русских чайных слова - кипяток и заварка».

Я сказал, что вообще предпочитаю другой способ, на что отец В. предложил мне самому заняться чаем, а сам решил приготовить какой-то особенный салат из консервированных кальмаров с лимонным соусом. В это время на кухню пожаловал гость - большой рыжий с темными полосками кот.

- Это кот о. Макария, его келья не так далеко отсюда, - заметил отец В., - ну, что, потерпи, - сказал он, обращаясь к коту, - сейчас мы покушаем, а после будет тебе хорошее угощение.

Мы прошли на веранду, где за завтраком продолжили вчерашний разговор, кот все это время был рядом, ожидая обещанного. Завтрак затянулся, было удивительно тихо, утренняя прохлада оседала росой на цветах и фруктовых деревьях, и те в благодарность дарили миру свое благоухание, наполняя воздух чудными ароматами. Время текло совершенно незаметно и, когда мы встали из-за стола, намереваясь отдать коту остатки кальмаров, кота уже не было.

- Вот видишь, - обращаясь ко мне, сказал отец В., - как бывает, ну подождал бы совсем немного, и получил бы царское просто угощение, нет ведь, убежал, и что мы для него приготовили, получит другой. Это, мой миленький, к нашему разговору о терпении.

Вообще, каждое, даже самое небольшое событие отец В. рассматривал, как случай к назиданию или объяснению взаимосвязи мира обыденного, материального с миром духовным. Надо сказать, что он обладал тонким и своеобразным чувством юмора, поэтому его сравнения запоминались мгновенно. Я рассказал ему довольно подробно о своих сложностях во взаимоотношении со своей женой, сопроводив свой рассказ советом одного духовника, который тот дал мне во время исповеди. Совет, в общем, был прост: начинать молиться, как только супруга начнет высказывать недовольство, и будет назревать очередная семейная неурядица. На это отец В., после некоторого молчания, с улыбкой заметил: «Слушай, здесь нужно поступать с рассуждением, вот представь, жена твоя в ярости, выговаривает тебе, как обычно: и зачем ты в Церковь ходишь, если лучше не становишься? А ты в это время начинаешь молиться. Этим ты еще больше ее можешь раздражать, так она возьмет, что под руку попадется, да по лбу тебе, и поделом!

Только не сразу это понять можно, конечно, ну вот смотри, - и с этими словами отец В. взял в руки и швырнул большую арбузную корку со своей веранды в деревья, росшие в низине, из которой доносились визги и хрюканье диких кабанов, коих множество живет в афонских лесах, - сейчас эта корка прилетит и треснет какого-нибудь кабанчика в лоб. И наверно, сначала он будет недоволен, но зато потом, когда поймет, что прилетело ему, будет доволен очень!

Так и у людей бывает, треснет их по лбу, не разберутся они, то гневаются, то печалятся, а как поймут, что это для них, то бывает и печаль в радость. Лишь бы не слишком поздно понять...»

Источник:   http://www.russned.ru/palomnichestvo/afonskie-zametki-1

Места:
Афон


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии