Центры паломничеств
Паломничества

13 Октября 10Киса-Мария

Мое паломничество в Дивеево

Мое паломничество в Дивеево, 2004 год.

Валун святого Серафима

Когда я, обвешенная сумками и пакетами, прибыла к месту отправления, там уже весело урчал потрепанный «Икарус», возле автобуса стояла большая куча людей. Я думала, что в паломничества ездят только богомольные старушки, оказалось - нет, в группе, состоящей из 40 человек было довольно много молодежи, даже несколько детей. Две девчонки, смеясь, бегали вокруг «Икаруса» с видеокамерой, трое парней торопливо докуривали свои сигареты, бабки суетливо запихивали в салон авоськи - казалось, будто собравшиеся едут не в монастырь молиться и постится, а куда-нибудь на курорт. Наконец, автобус тронулся, и мое паломничество началось.

Паломники, особенно старушки, оказались весьма прикольными людьми. В длительных автобусных переездах сами понимаете, не обходиться без санитарных остановок. На одной из них я пробиралась к кустам, когда вдруг из них, кряхтя и поправляя длинную юбку, вылезла одна из наших бабулек. Вылезала она, крестясь и бормоча себе под нос: «Спасибо тебе Господи - пописала, пукнула»....
В Дивеево мы приехали около 7 утра. Проведенные в не самом комфортабельном «Икарусе» 12 часов ( от Самары до Дивеева 850 километров), это не в Ташлу смотаться - из автобуса мы выползали враскорячку на негнущихся ногах.

Так как до утренней службы оставалось еще много времени, нам устроили небольшую экскурсию по монастырю: показали, где находятся туалеты, трапезная, паломнический центр. Потом нас привели на канавку Божьей матери. Канавка - это довольно глубокая траншея, шириной метра полтора и длинной около километра, очень святое место - ее выкопали сестры монастыря по велению самого святого Серафима Саровского. По краю канавки идет огражденная перильцами дорожка. Если пройти по этой дорожке, ровно 150 раз прочитав молитву «Богородица, Дева, радуйся!», то на человека снизойдет благодать. Это все нам рассказали старшие нашей группы - Ольга и Маша. В начале канавки притулился небольшой валун, Ольга объяснила, что это осколок камня, на котором молился сам святой Серафим. Наши паломники, перед тем как зайти на канавку, припадали к святыне, крестились и истово лобызали его. Возле камня образовалась даже небольшая очередь. И тут к нам подошел крепкого телосложения мужик с бородой.

Что это вы делаете? - угрожающе вопросил нас бородач.

Поклоняемся осколку камня, на котором молился святой Серафим! - недоумевающе ответили наши. Мужик заржал.
Да это просто валун! У нас на территории много таких привезли, вон они на клумбах лежат! Приехали, сами не знают, что делают!
Мужик ушел. Наши паломники в растерянности стояли возле злополучного камня.

Изыди Сатана! - вдруг воскликнула одна из бабулек и припала губами к валуну, - Ходют тут всякие, народ смущают...

Процесс лобызания камня продолжился как ни в чем не бывало.

Потом мы пошли в собор, где уже вовсю шла утренняя служба. Я поставила свечки за здоровье родных, заказала обедни и тихонько присела в углу на скамеечку.

В 11 часов служба закончилась, и мы пошли обедать в монастырскую трапезную. Там нам выдали обед - суп, кашу и ледяной жидкий чай. Паломники уписывали нехитрую еду с завидным аппетитом. Мало того, что к обеду люди, почти сутки ничего не евшие, элементарно проголодались, так еще считается, что если мирской человек поест монастырской пищи, то на него сойдет благодать.

Мы съездили на святые источники, побродили по селу, а потом пошли на вечернюю службу. День прошел суетливо, члены нашей группы постоянно терялись, и большую часть времени мы просто искали и ждали друг друга.

Ночевка под образами и бунт на корабле

После ужина Ольга сообщила нам две весьма неприятные новости. Во-первых, паломников в Дивеево приехало очень много и места в гостинице нам не досталось. Поэтому ночевать все время нашего пребывания здесь мы будем в храме. Во-вторых, до него мы будем идти пешком, потому что автобус уже там. Среди паломников поднялся глухой ропот возмущения. Но делать было нечего и мы пошли.

Холод стоял просто жуткий. Дело в том, что в Нижегородской области разница дневных и ночных температур огромна. Как бы не было жарко днем, ночью вы будете умирать от холода. Мы, не знавшие об этом обстоятельстве, были одеты весьма легко. К тому же идти пришлось почти четыре километра.

Знала бы я, что так будет, ни за что бы не поехала! - клацая зубами, сообщила я женщине, резво бегущей рядом со мной. Мы так замерзли, что далеко оторвались от остальных.

Страдания, перенесенные нами на этом свете, с лихвой зачтутся нам на том, - меланхолично ответила мне она.

Не сбавляя шаг, я под юбкой пощупала свои ноги. Они были температуры мороженой говядины. Страдать на этом свете мне совсем не хотелось, и к храму я прибежала со скоростью олимпийского спринтера. В автобусе я быстро переоделось в теплое и вышла на улицу. Потихоньку подтягивались наши. Молодым эти 4 километра по морозу дались относительно легко, а вот старушки приковыляли к автобусу задыхаясь, и хватаясь за сердце. Народ начал штурмовать двери храма, где нам был обещан ночлег. На шум вышел молоденький поп и сообщил, что сейчас в храме расстилают для нас матрасы. Через некоторое время нас пустили внутрь. На полу церкви были разложены... туристические пенки!

Это оказалось последней каплей. Наши старушки закатили истерику:

Да мало того, что нам пришлось через все село сюда идти, мы чуть не умерли, так еще тут нас положили, как собак, на полу, а обещали гостиницу, завтра же едем назад в Самару, это все вы виноваты!!

Весь гнев пал на наших организаторов, Ольгу и Машу. Девушки только растерянно жались к стенке. Дело кончилось тем, что большая часть паломников покорно пошли устраиваться в храме, а остальные, в знак протеста отправились ночевать в автобус. Я, завернувшись в одеяло (которое чудом захватила с собой, у других и того не было) пыталась согреться на тонкой пенке. Из -под двери ужасно дуло, и я смирилась с тем, что завтра встану с воспаленьем легких. Ольга начала читать отходную молитву, а так как мне досталось место под иконой святых новомучеников Романовых, я заснула под скорбными взглядами членов расстрелянной царской семьи.

Проснулась я от довольно громкого бормотанья. Наши богомольцы уже встали и вовсю читали утренние молитвы. Я посмотрела на часы - 3 утра. Тело после экстремальной ночевки жутко ломило.

Наши ушли в монастырь на причастие, а я пошла в автобус. Там стоял арктический холод, но находившиеся в салоне бунтовщики приняли меня радостно, как перебежавшую из стана штрейкбрехеров на их сторону. Бунтовщики не пошли на причастие, а стали жарко обсуждать, какие организаторы козлы, как здесь плохо, и как уехать отсюда сегодня же. Я даже в одеяле стучала зубами от холода. Через пару часов мы с бунтовщиками решили все-таки пойти в монастырь на утреннюю службу.

Но, видно, Господь сжалился, наблюдая наши страдания. Во время обеда Ольга сообщила, что сегодня уезжают паломники из Пензы, и в гостинице освободилось для нас место.

Мы пошли в гостиницу. Номер нам достался в подвале. В комнате стояло 25 двухъярусных кроватей, застеленных темно-синим бельем. Подвальное помещение - простыни были влажноватыми на ощупь, к тому же паломники из Пензы освободили помещение только что, и белье, естественно, никто менять не собирался. При мысли о том, что на этих простынях прошлую ночь спала какая-то бабка, неизвестно чем больная, мне сделалось дурновато, но ненадолго, потому что я вспомнила нашу ночевку на полу в церкви. Ну и что, что спала, главное - у нас появился свой угол и настоящие кровати!

Благодать в туалете

В самом же монастыре, утром ли, днем ли, вечером, в выходной, не выходной все время тусовалась толпа народу. Нищих и калек православная церковь (в отличие от других конфессий) уважает и привечает, поэтому в Дивеево и шагу нельзя пройти, чтобы какой-нибудь убогий не попросил у тебя милостыню. Кстати, серьезную конкуренцию калекам и пенсионерам здесь составляют разного рода служители культа. Я как-то стояла на утренней службе, как вдруг меня коснулась чья-то рука и потусторонний голос произнес: «Дай денег!» Я вздрогнула и обернулась. На скамеечке сидел мужчина в монашеской рясе и, протягивал руку, гипнотически глядя на меня. Я, словно завороженная, полезла в сумку, достала купюры и опустила в его ладонь. Потом, уже на улице подумала, а почему это я ему так много дала? Подобных «монахов» в Дивеево - пруд пруди. Однажды мы сидели в автобусе, когда к нам зашел старик в черном одеянии - весь из себя бородатый и с крестами на груди. Старец пытался впарить нам книги об истории Дивеевского монастыря, судя по его словам, написанные им лично. Цена у изданий кусалась, но старец потом кинул последний аргумент - книги, оказывается, чудотворные, излечивают любую болезнь, если приложить их к больному месту!

В Дивеево оседает много странников. Причем «странников» не от слова «странствовать», а от слова «странный». Дивеево - это просто Кунсткамера стремных личностей. И многие из них пишут историю монастыря. Например, Володя Пивоваров, осевший в Дивеево 8 лет назад вместе с дочкой, психически нездоровой девочкой азиатского вида. Хоть Володя и работает над летописью монастыря, в храмы его не пускают, и активно гонят, если он начинает заговаривать с прохожими.

Сами же обитательницы Дивеевского монастыря живут насыщенной и интересной жизнью. Постоянно к ним приезжают делегации, экскурсии, гости, здесь есть даже специальная гостевая трапезная. Сестры весело смеясь, общаются со своими гостями, снимая радостные моменты встречи на фото и видеокамеры, а когда приходит время расставаться, не очень-то переживают. Ведь всегда с друзьями и родственниками можно пообщаться по телефону! Сестры ходят по монастырю с мобильниками, словно приклеенными к их ушам, болтают без передышки.

К тому же я ни разу за свое пребывание в монастыре не видела работающую монашку. Они или прогуливались по монастырским дорожкам, уцепившись «подручки», или сидели, болтая, на лавочках в саду. Всю работу в монастыре делают паломники. Это называется послушаниями. Готовят на кухне, убирают территорию, приводят в порядок соборы после службы, моют туалеты. Нам сказали, что от послушаний нельзя отказываться, это большая честь. В первый же день двух наших паломниц, маму с дочкой при мне завернули на кухню мыть посуду. Однажды и меня пожилая тетка в черном уже схватила за руку со словами «Пойдем, дочь моя, чистить картошку во славу Божью!», но я истошно заорала «НЕТ!!!», вырвалась и убежала от нее как черт от ладана. Кстати, сами паломники эти «послушания» исполняют с радостью, они говорят, что во время этой работы на них сходит благодать. И монастырю польза, и паломникам приятно! К тому же, помимо морального удовлетворения, монастырские служки стимулируют паломников на работу еще и разными привилегиями. Например, одна из привилегий «послушникам» - ходить в туалет без очереди. Помню, в субботу народу в монастырь приехала целая толпа, и в туалеты были жуткие очереди. Так одна шустрая тетка агитировала паломниц на работу прямо возле кабинок, соблазняя их правом внеочередного посещения отхожего места. Те женщины, которым больше всего не терпелось, быстро соглашались, торопливо бежали в кабинки, после чего довольная тетка уводила их на кухню. Что ж, льготы надо отрабатывать!

Бизнес по-Дивеевски

Когда я впервые увидела Дивеевский монастырь, то была жутко разочарована. Я-то думала, что он расположен в уединенном месте, что высокие крепостные стены закрывают его от мирской суеты...

Действительность оказалась прямо противоположной моим наивным ожиданиям. Монастырь располагался в самом центре большого села, слева он граничил с помпезным сельским рестораном, справа - с универмагом, а по центру - с районной администрацией, во дворе которой стоял трехметровых гипсовый Ленин и хмуро обозревал монастырские золотые купола. В этом же здании находился сельский ЗАГС и молодожены с гостями после официальной церемонии плавно переходили в ресторан. В субботу я стояла около монастырских ворот, и слушала транслируемые через монастырские динамики благостные звуки вечерней службы. Но их перебивал шум и грохот, доносившийся из ресторана, где гуляла очередная свадьба. «Ну что ж ты страшная такая, ты такая страшная!», - дурным голосом орал магнитофонный Ляпис Трубецкой. «Все взялись за руки, хоровод, хоровод!», - вторил ему визгливый голос тамады.

Дивеевский монастырь напоминает огромный торговый комплекс. Одних ларьков, торгующих сувенирами и различной церковной утварью я насчитала на территории больше 30 штук. Причем возле каждого ларька толпилась куча народу, горевшая желанием расстаться со своими кровными. «Дайте мне Спасителя за 40 рублей! А мне Серафима за 180! А мне греческих благовоний 15 пузырьков!» - посетители монастыря, особенно паломники из других городов там находятся в хронической покупательской горячке. Я сама лично спустила на сувениры в первый же день около тысячи рублей, почти всю свою наличность. Но я отоварилась еще по-скромненькому - другие паломники из нашей группы оставили в Дивеево по 5-10 тысяч. Притом, что я узнала, что в праздники одна только трапезная кормит в день до 5 тысяч паломников. А сколько их не питается в трапезной, предпочитая, как и я, есть в кафе или самостоятельно готовить? Представляете, какая бешеная у монастыря прибыль? Причем, сами понимаете, что что в монастыре и слыхом не слыхивали ни о каких кассовых аппаратах. К тому же РПЦ не платит налоги.

Все паломники заказывают там платные молебны, обедни и псалтыри за здравие или упокой родственников. Считается, что в Дивеево они самые действенные. Одна женщина из нашей группы заказала одних молебнов на 2 тысячи рублей. Причем здешние церковники оказались талантливыми бизнесменами. В пятницу, например, псалтырь на год стоил в ларьках 150 рублей за одно имя. В субботу был большой праздник - Успение богородицы, ожидался большой наплыв паломников. И у наших богомольцев, торкнувшихся с утра в ларьки, глаза вылезли на лоб от изумления. Ценники аккуратно поменялись, тот же псалтырь стоил уже 250 рублей за имя.

Самым ходовым товаром в Дивеево были иконы святого Серафима и масло от его святых мощей. Масло считается целебным, нужно лишь помазать им больное место и тут же выздоровеешь. Это масло продавалось в пузырьках по 20 и 100 миллилитров. Как я уже сказала, торговых точек в монастыре 30 штук, масло раскупали как горячие пирожки. Подсчитав, я пришла к выводу, что при таких объемах продаж святой Серафим функционирует как небольшой маслозавод! Воистину, очень прибыльные мощи!

А еще в церковных лавках там продаются кружки с ликами святых. Покупают их тоже охотно, несмотря на кусачие цены. Кружка с Богородицей стоит 180 рублей, с Христом подороже - 200 рублей, а самые дорогие кружки со святым Серафимом - 250 рублей.

В Дивеево есть свое ноу-хау - торговля сухариками. По преданию, святой Серафим резал хлеб, сушил его в печке и раздавал пастве. Теперь сухарики упаковывают в маленькие целлофановые мешочки по 20 грамм и продают паломникам за 15 рублей пачку. Считается, что если поесть этих сухариков, то на тебя сойдет благодать. Конечно, в монастырь приезжают люди, охочие до относительно недорогой благодати, поэтому сухарики быстро раскупают. Правда, справедливости ради, нужно заметить, что сухарики верующие могут получить и бесплатно. Правда, выстояв солидную очередь, немного и, конечно, без фирменной упаковки.

Между обедом и ужином в трапезной проходит довольно много времени, поэтому в перерыве между ними проголодавшимся предлагается монастырская выпечка. Между прочим очень вкусные булочки, правда стоят они по червонцу штука, цена хорошего батона. Причем в Нижегородской области цены на хлеб значительно ниже, чем в Самаре.

А еще по всей территории монастыря развешаны ящички для пожертвований. Возле раки с мощами - «Для пожертвований на украшение раки», возле канавки - «На обустройство святой канавки», в трапезной - на трапезную, в соборах - на соборы, на улицах - на украшение территории, даже в туалете висел ящичек - «Для пожертвований на обустройство туалета»!

На всей территории висят огромные стенды, предупреждающие паломников, что фото и видеосъемка на территории монастыря возможна лишь с разрешения. Разрешение можно было приобрести в церковных лавочках всего за 50 рублей. Также плакаты предупреждали, что несанкционированные экскурсии категорически запрещены. Как-то мы шли с нашей группой по монастырю, и Ольга рассказывала нам по пути немного об истории монастыря. Тут же возник мускулистый бородатый мужчина, на груди которого болтался бейджик «Служба охраны монастыря» и угрожающе сказал:

Вы откуда? Что это за экскурсия? Не видите что ли предупреждения, что неблагословленные экскурсии запрещены! У нас есть свой экскурсовод, благословленный архиепископом!

И сколько же стоит этот ваш благословленный экскурсовод? - поинтересовалась я у бородача. Он окинул нас хищным взором. В его глазах, как в денежном автомате, защелкали купюры.

1000 рублей с группы.

Что за сребролюбие! - начала возмущаться я, - этак вы скоро за вход деньги будете брать!

Бородач от гнева стал наливаться багровой краской, но меня уже оттеснили наши паломники, торопясь предотвратить разгоравшийся скандал.

Вообще служба охраны Дивеевского монастыря покруче, чем у какого-нибудь банка. По всей территории расхаживают крепкого телосложения парни с рациями в руках. От обычных секьюрити их отличают только окладистые бороды и православные кресты. Охранники строго следят за порядком и за тем, чтобы никто не снимал на камеры и не щелкал фотоаппаратами, не заплативши в церковную кассу. В общем, Дивеевский монастырь - это весьма «крутое» и доходное предприятие!

Из Дивеево я привезла кучу сувениров, две фотопленки, бронхит (все-таки сказалась ночевка на церковном полу!) и вагон впечатлений, которые останутся со мной на всю жизнь. Несмотря на религиозную коммерциализацию, у меня остались только хорошие ощущения. Все-таки святое место не испортить ничем наносным, оно духовно само по себе и этого не отнять никому. А настоящая вера и духовность выше всего мирского - экзальтированности, гордыни, духа стяжательства. И так будет всегда. Я нарочно не стала рассказывать о впечатляющих монастырских службах, о ритуале погребения Божьей Матери, в котором я участвовала, о крестном ходе вокруг монастырской территории, о церковных таинствах... Все то, ради чего и приезжают в Дивеево толпы паломников, описать невозможно, ибо происходит это в душах людей. Даже я, не слишком верующая, испытывала настоящий трепет во время монастырских церковных ритуалов. На самом деле паломники приезжают оттуда немного другими, потому что на целых пять дней они вырываются из мирской суеты, из монотонного конвейера «ковбойских будней», окунаясь в иной мир, где есть время для молитв, созерцания и духовного очищения. Пусть даже и подается все это в современной «рыночной» упаковке. Хотя что есть эта упаковка? Бумага, шелуха... Суета сует.

Источник:   http://kisa-marija.moskva.com/blog/22398394.html

Места:
Серафимо-Дивеевский монастырь


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

  • Разместил admin13 Октября 10

    Довольно неоднозначное описание паломничества, но тем не менее, я его тоже решил разместить на сайте для полноты информации.
    А что скажут на это представители паломнических служб ? Такое вообще часто случается? когда человек едет в паломничество, рассчитывает на одно, а получает вот такой вот сервис ?

  • Разместил palomnik2 09 Ноября 10

    "Ритуал погребения Божией Матери" - жесть!!!

  • Разместил admin10 Ноября 10

    А что это за "ритуал" такой ? Что она имела в виду ?

  • Разместил palomnik2 10 Ноября 10

    Чин погребения Плащаницы Божией Матери. В Русской Церкви совершается вечером 29 августа.

  • Разместил Sampalomnik10 Ноября 10

    Шикарная статья!

  • Разместил admin11 Ноября 10

    Ну да. Я эту статью еще давно обнаружил в Интернете, только вот думал, стоит ли её размещать на сайте :)

  • Разместил Sampalomnik12 Ноября 10

    Очень даже стоит! Очень адекватная и хорошая статья!!!

  • Разместил Lisa05 Февраля 12

    Как у вас руки,извините,не отсохли писать подобное?
    Мне интересна вообще цель поездки в подобное место.Если Вы далеки от этого,и Ваша вера на столько мала,сидите дома.
    Всем присутствующим советую прочесть кроме этой статьи,вот эту:
    http://www.liveinternet.ru/users/gali50na/post171924729/

    (P.S. Я сама была в паломнической поездке в Дивеево в 2008 году,в июне.И поездка оставила мне массу приятных впечатлений,хотя было так же не легко,я сама из Украины.И наша поездка,включая Дивеево,длилась неделю)

  • Разместил Sampalomnik08 Февраля 12

    Простите, Ваш комментарий кому адресован? И прошу Вас обойтись без эксперссии. Вы же не кулаками "свою веру" в своих близких вбиваете! Вот и здесь к мнению и взгляду не совпадающему с Вашим нужно относится спокойно и не через розовые очки! Статья очень интересная. И если Вы достигли совершенства в вере и полного смирения и невидения нечистот вокруг, можно только порадоваться за Вас! А то что проблема существует - это уж поверьте многолетнему опыту работы и в паломнической сфере к сожалению есть! И нужно стараться её искоренять. Но не такими выражениями, какие Вы тут позволили себе, как христианка писать!

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии