09 Ноября 10Иван Роса
Афонский дневник
Солнце было в зените. Его палящие лучи, казалось, физически заливали жаром цитрусовый сад, расположенный на стенах-террассах монастыря св. Пантелеимона, уступами спускающихся к морю. Тому самому, теплому, шелковистому, лазурному Эгейскому морю, в котором всего сутки назад я так неудачно искупался. Еще только неделю назад я стоял в Знаменском соборе г. Тюмени перед иконой святого Пантелеимона и просил быть у него, здесь. Неожиданно мой духовник благословил меня поехать на Афон. И вот, я прилетел сюда, в Уранополис, из промозглой Сибири, и, ожидая парома на Афон, решил искупаться и наступил на морского ежа.
Боль в ноге, казалось, усиливалась с каждым часом.
Послышался звук гудка, к монастырской пристани приближался паром, курсирующий между Уранополисом и Дафнии - главной пристанью Афона.
Что же я здесь делаю? Неужели я ехал сюда, чтобы только выполнить монастырское послушание, - полоть сорняки в саду? Неужели надо было лететь, ехать, плыть сюда, за тридевять земель, чтобы ковыряться в земле, пропалывать эти бесконечные сорняки у корней деревьев и виноградной лозы, плодов которой мне и не попробовать?! Что в России это было негде сделать?!
Болит спина, болят руки, отвыкшие от грубой физической работы, отнимается нога. Из под рук у меня влетают южные, маленькие, цепкие сорняки. Некоторые колючие, а у иных корни как веревка. Сорняки, безразличные к моим страданиям. Я вспомнил, как встав утром в гостинице, не мог сделать и шага из-за пронзительной боли в пятке, и боль эта, нарастая, охватывала всю ногу.
Я привстал и посмотрел на паром, - он ждать не будет... Как он близко... Сейчас он развернется и отчалит в Уранополис, в цивилизацию, к понятной жизни, к каким-нибудь лекарствам... Бежать, бежать отсюда! От духоты и жары, от ноющей боли во всем теле, от несгибающихся уже пальцев, прямо сейчас, паром ждать не будет!
Наваждение какое-то! Отсюда эти помыслы? Я же на Афоне! В месте, куда так стремилась душа моя, на Афоне, подплывая к которому, пережил удивительное чувство, сравнимое с радостью возвращения домой. Словно после долгой разлуки, где все мило, где все радует: любая мелочь, любой цветок, любой камешек. Афон, землю котрого я готов целовать, как и многие...
Радость моя, о чем ты? Паром идет своим ходом, а я - своим. Прямо к целебному источнику Божией Матери у основания братского корпуса. Какая же вкусная вода! Мимо проходит невысокий монах средних лет в пыльной серой рясе, несет корзину свежесорванных помидоров и огурцов. Вдруг останавливается, подходит ко мне и молча дает мне в руки несколько овощей, потом еще и еще, улыбается и идет дальше. А я готов разрыдаться и не знаю почему, Бог знает... Вечером в архондарике отец Владимир, врач монастыря, вынимая множество застрявших в моей пятке игл морского ежа, говорит: - Я думаю, что это послушание, - работа в саду, - самое замечательное, радостное и полезное. С одной стороны, Эдем ведь был именно садом, и душа человеческая, несмотря на падение и изгнание Адама и Евы, даже в обычном, земном саду отдыхает и радуется, и хочет туда вернуться. С другой стороны, в саду можно много приобрести мудрости духовной. Пропалываешь сорняки и примечай: те, у которых стебель, да листья большие, да на виду, легко заметны, вырвать их нетрудно. А те, у которых побеги маленькие, листья да колючки еле-еле видны, имеют такой длинный и цепкий корень, что весь измучишься, пока вырвешь его. Замечал ведь, когда работал в саду сегодня. Вот и со страстями да помыслами также бывает, смотри и запоминай. Иной грех на виду и вырвать его легко, а иной еле голову высунул, а вот у него-то в душе самые длинные корни.
Источник: http://www.russned.ru/palomnichestvo/ivan-rosa-afonskii-dnevnik
Места:
Афон
Пантелеимонов монастырь на Афоне
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии