Центры паломничеств
Паломничества

28 Января 11Денис Н.

Рассказ о паломнической поездке в Сирию

Неделю назад вернулся из ближневосточной поездки. Посетил во второй раз Сирию и впервые Иорданию. В Иордании до Петры доехать не получилось из-за финансовых затруднений, к сожалению, но зато удалось побывать в Джераше (библейская Гераса, входившая в Десятиградие), на горе Нево (или по другому прочтению Небо), откуда боговидец пропрок Моисей осмотрел Землю Обетованную, покупаться в Мёртвом Море, а самое главное -- посетить место крещения Спасителя.

В последний вечер в Аммане я пошёл прогуляться до автовокзала (на другой день возвращался в Дамаск). Там я набрёл на церковь Иерусалимского Патриархата. Шла служба. По окончании её народ не сразу разошёлся, и во дворе, а точнее, на крыше магазина, находящегося ниже (дома в Аммане "насыпаны" друг на друга) все собрались пить кофе. Замечательный обычай!

В Сирии же присутствовал 4 раза на литургии (в том числе и на Вознесение) и причащался. Причащаются все без исповеди, конечно. И причащается почти весь храм. Познакомился с двумя священниками-арабами.

Патриарх Игнатий IV служит редко. Возраст. Тяжело. Но в воскресные дни поёт на клиросе и обязательно говорит проповеди в конце литургии. Служат, в основном, по-арабски.

В воскресные дни и праздники, насколько я понял, перед литургией совершается утреня, но часы не читают. Как мне объяснил абуна Матта (отец Матфей по-русски), часы принято читать дома. Еще необычны у антиохийцев просфоры. Во-первых они односоставны. Представляют собой лепёшки диаметром около 15-20 см с печатью по середине. Но самое интересное это то, что они сладкие и ароматные. Вначале думал, что это корица, но оказалось что-то другое. Если правильно понял -- розовая вода. Думаю, что в тесто кладётся ещё и оливковое масло.

Причащаясь, люди не складывают крестообразно руки, а берут руками свободный конец плата у паномаря и держат его сами. Сами же и уста утирают. Лжицу облизывать не дают, но причастие выливают в рот. Поэтому для удобства ручка лжицы более загнута, чем у нас. После причастия запивки нет, а только кусок антидора.

Как наверное догадались, на службе все сидят, вставая в определённые моменты. Малый и великий входы совершается из северных дверей в царские врата через весь храм, а не по солее, как у нас. При этом впереди несётся крест, икона украшенная цветами, свечи, и над Евангелием рипиды. Эту процессию сопровождают дети, которые всё это и несут. Они облачены в стихари и орари по-иподиаконски. Ещё необычно для нас -- это то, что в их числе есть девочки. Они тоже в стихарях и орарях.

В этот раз снова посетил православные монастыри Сейднаи и Маалюлы. В Сейднае (это такой небольшой городок с преимущественно христианским населением) был в монастырях Рождества Богородицы и вмч. Георгия.

История первого такова. В 547 г. император Юстиниан во время войны с персами проходил через Сирию. В один из жарких дней император лично отправился искать воду, но вдалеке увидел газель. Он стал её преследовать, но неожиданно она превратилась в женщину. Она ему сказала: Юстиниан! Ты не убьёшь меня, а построишь мне монастырь". Император исполнил повеление, и первой игуменьей монастыря стала его сестра. Она попросила одного из паломнтков, идущих в Иерусалим, принести икону Божией Матери и дала ему для этого денег. Тот преобрёл икону, написанную ев. Лукой. На обратном пути паломники много раз избавлялись чудесным образом от опасностей, и купивший икону понял, что это связано со святыней. Он решил икону оставить себе и вернул монастырю деньги, сказав что не смог найти требуемое. Переночевав в монастыре, он решил идти дальше, но неведомая сила не пускала его за порог. Догадавшись, почему это произошло, он раскаялся и вернул икону. С тех пор святыны хранится в монастыре. Там есть небольшая часовенка, тёмная, напоминающая пещеру. Немногие удостаиваются чести видеть эту икону. Она закрыта в серебрянном ковчеге, а на стенах при входе висят списки.

В часовне висят металлические изображения частей тела -- рук, ног и пр. Наверное, они сделаны из серебра. Это дар от исцелённых людей. Также там можно увидеть оставленные костыли и и свечи в рост исцелённых. Интересен случай, произошедший в 1985 г. У одной мусульманской женщины родился мальчик с волосатым лицом. Ребёнка бедная женщина никому не показывала. Но её соседка-христианка знала об этом и посоветовала ей помолиться в этом монастыре. Надо сказать, что Божию матерь почитают также и мусульмане, разумеется, они говорят о Ней не как о Богородице, а как о Матери Исы (Иисуса). Многие мусульмане посещают этот монастырь. Но эта женщина не решилась туда отправиться, а стала молиться дома. Однажды к ней в дом зашла Женщина в монашеском облачении и сказала, что молитвы её услышаны, и ребёнок здоров. Несчастная мать спросила Её, чем она может отблагодарить, и Та ей велела принести елей для лампады. Мать посмотрела на ребёнка, и он оказался исцлён от уродства, а Монахиня изчезла. Тогда мать поняла, что это была Богородица. Она взяла банку масла и отправилась в монастырь. Достигнув монастыря, она стала подниматься по лестнице. Утомившись, поставила масло на ступень. Несколько капель пролилось на плиту, и женщина стала вытирать её руками. На этом месте появилось яркое свечение, и возникло очертание иконы Богородицы.

Образ Богородицы

Теперь это место обнесено небольшой оградкой. К ней паломники привызывают ленточки и прикладывают руку к этому пятну. Ещё есть в часовне справа от Сейднайской иконы русская икона Божией Матери. Эта икона перед бедствиями плачет кровавыми слезами. Последний раз это было в 1967 году накануне арабо-израильской войны.

Источник:   http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=32252

Места:
Сайданайский монастырь
Монастырь св. Феклы в пос. Маалюля
Монастырь Святых Сергия и Бахуса в пос. Маалюля


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии