Центры паломничеств
Паломничества

21 Марта 11Ирина Пунегова

Паломничество на Соловки

Почему именно на Соловки? Наверное, каждый даст свой ответ на этот вопрос. Возможно, разными были мотивы, но у Бога ничего 'просто так' не бывает. Потому неслучайно именно это время смогли выделить для поездки 23 паломника нашей группы. Желание поехать в святые места совпало с возможностями именно в это время.

Уже по возвращении задала я себе этот вопрос: 'Почему именно на Соловки?' Ведь мог быть Валаам, или Белоруссия, или Дивеево и Оптина (этим летом в разное время нам были предложены разные обители)?

Живём мы на Севере. И зачастую сетуем, что хорошо тем, кто на юге - и тепло, и растёт всё...

Чем же руководствовались в ХV веке три подвижника благочестия, когда шли они, а за ними и многие другие, в эти суровые, совсем не предназначенные для спокойной мирной жизни места?

Кажется, что Соловецкий монастырь стоит у границы человеческого мира. От материка, 'матерой земли', его отделяют почти 50 км Белого моря с частыми ветрами и штормами летом и зыбучим, подвижными льдинами зимой. И именно на этом, казалось бы, забытом Богом острове поселились два отшельника: преклонного возраста Савватий и молодой Герман, дабы в эту суровую землю, покрытую древними языческими капищами, принести свет и истинную веру православную. После смерти Савватия преподобный Герман вернулся на остров с монахом Зосимой, вокруг которого и складывалась монашеская община. И уже через несколько лет после кончины преподобного Зосимы со слов очевидцев было записано множество чудесных историй о том, как святые Зосима и Савватий являлись людям и спасали их от верной погибели в море, исцеляли от неизлечимых болезней, воскрешали мертвых. В лице преподобных Зосимы, Савватия и Германа жители Поморья получили своих небесных ходатаев перед Престолом Всевышняго.

Говорят, что соловецкие монахи не молитвой, а трудом спасались. Обычай этот повёлся от самих святителей. 'Телесное тружение - Господу служение, обители - слава и украшение, бесам же блудным - поношение,' - говаривали монахи и сами пример показывали. Смотришь на семиметровой толщины стены монастыря, сложенные из огромных валунов (некоторые до 13 тонн весом), на Муксоломскую дамбу (такую, говорят, и с современной техникой соорудить невозможно) и понимаешь, никакому человеку, без помощи Божьей, соделать такое не по силам. Трудились и молились.

Вот и сейчас в монастыре, может, и поменьше молятся, чем в других обителях - неугасимая Псалтирь не читается, акафисты и молебны служат только Соловецким святым. На сегодняшний день службы идут только в одном храме - Филипповом, но к концу лета, говорят, будут служить уже и в Преображенском. Хотя для нас и тех служб, что есть достаточно было: с шести утра утреннее правило, братский молебен, часы и литургия. А вечером с пяти часов и до девяти, а то и дольше служба. Но тем, кто живет в миру, часто невозможно видеть, какой же силой обладают люди, живущие в союзе с Богом, когда их молитва - не простое чтение утреннего и вечернего правила, а постоянный, непрерывный диалог с Творцом и Создателем. Молитва же в соединении с трудом просто творит чудеса. Невольно осознаёшь величие веры этих людей. И вера их - не пустое мечтание о горнем мире, не пассивное воздыхание, а именно созидание и преображение души, жизнь с Богом и во славу Его. Здесь, как нельзя острее, понимаешь: 'С Богом всё могу'. Ощущаешь на себе (наша группа несла послушания), как труд в соединении с молитвой очищает душу.

У Бориса Ширяева есть слова: 'Четыре века со всей Руси притекали трудники к стенам Соловецкой обители. Земные, отягченные злобой, грехом, изъязвленные, смрадные, покрытые гноем и струпьями в душах своих, сбрасывали они тяготу своих грехов, бремя земной юдоли у гробниц святителей соловецких, омывались покаянными слезами, и многие в жажде светлого преображения трудились во имя Божие, кто год, кто три, кто пять. Иные оставались тут навек и погребены на острове'.

Погребены на острове и совсем иные трудники - узники СЛОНа и СТОНа, среди которых немало новомученников и исповедников, прославленных сегодня Русской Православной Церковью. В те страшные годы истории нашей родины, по словам Патриарха Алексия Второго, имели место 'не только массовая гибель невинных людей, не только богоборчество и богоотступничество, но и высочайший, светлый, побеждающий смерть мученический подвиг, по своему величию сопоставимый только с мученичеством первых христиан'. Недаром Соловки называют 'Русской Голгофой'. Суровый климат, суровая история вызывают особое состояние души - непреодолимую потребность в покаянии. Покаянии, без которого невозможно преображение наших душ, несущих на себе тяжкое бремя грехов Страны Советов, душ людей, не знающих или забывших Бога, отступивших от Него и тщетно пытающихся построить рай на Земле. Они ещё долгое время будут давать о себе знать и развращёнными нравами, и жестокосердием, и возведением порока в добродетель.

И стоя на молитве перед мощами Соловецких преподобных, начинаешь сердцем ощущать, что вместе с тобой возносят молитву Богу и все Соловецкие святые, взывая: 'Господи, помилуй!'

Источник:   http://www.pravoslavnye.org/index.php/2010-09-21-18-49-45/2010-06-24-20-43-43/28-2010-06-24-20-37-16/78-2010-07-23-21-39-21

Места:
Соловецкий монастырь


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии