Паломничества
30 Марта 11Администратор
Спастись и в разум истины прийти (рассказ о Свято-Благовещенской Никандровой пустыни)
Свято-Благовещенская
Никандрова пустынь - самый загадочный монастырь Псковщины. Находится в
20 верстах от Порхова и в 63 от Пскова. Возник через несколько лет
после смерти преподобного Никандра, который прославил эти места своими
духовными подвигами.
Родился
будущий пустынножитель в селе Виделебье на реке Черехе, примерно в 35
верстах от Пскова, а наречен был Никоном. Было это в 1507 году. За 150
лет до этого здесь же появился на свет Елеазар, в последствии знаменитый
Евфросин, основатель Елеазарова монастыря. В ранней юности
Никон познакомился с местами, где жили отшельниками Евфросин и Савва
Крыпецкий. Восхищался духовной силой святых угодников, их самоотречением
во имя любви к Богу и людям. После смерти отца и принятия монашества
братом Арсением, Никон уговаривает мать раздать имущество и уйти в
монастырь. Сам же решил жить по примеру глубоко почитаемого им
преподобного Евфросина.
Кто-то
сказал Никону, что между Псковом и Порховом есть место на реке Демянке,
удаленное от селений, лесом, мхами и болотами закрытое от людей. Он
уходит туда, строит хижину, живет в ней в труде и молитве, а,
окончательно убедившись в своем выборе, идет в Псков, чтобы постричься в
монашество. Произошло это в обители Саввы Крыпецкого, после чего инок
по имени Никандр жил там какое-то время. По молитвам и благочестию он
получил от Бога дар помогать людям. Но, не желая принимать ни славы
мирской, ни благодарности, опять удалился в свою пустынь, где пробыл
безвыходно 15 лет. Он с великим смирением претерпевал все испытания,
посланные Богом, проявляя долготерпение, милосердие и кротость. Но
оказалось, что от мирских страстей, зависти и жадности не скрыться.
Однажды убогую хижину отшельника посетили разбойники, и, не найдя ничего
для себя ценного, жестоко избили Никандра. Унесли с собой святые иконы и
книги. Преподобный стал молить Господа о прощении людей, пораженных
грехами корысти и жестокосердия. Разбойники трое суток не могли выйти из
леса, после чего двое раскаявшихся пришли к Никандру и просили простить
их, а двое других погибли.
После
случившегося, преподобный второй раз приходит в Крыпецкой монастырь,
где ведет жизнь кроткую и смиренную, стараясь, чем может, служить
ближним. Однако чрезмерная суровость к себе, не нашла понимания у
насельников монастыря. Заметив, что тяготит собою других, Никандр
поселяется на островке в четырех верстах от обители. Окрестные жители
часто шли к нему за советом и помощью. Это вызвало ревность и зависть
братии, и преподобный вынужден был вернуться на реку Демянку.
Наделенный
даром прозорливости и чудотворения, святой, не щадя себя, всю жизнь
помогал обращающимся к нему. За 8 лет до кончины он возложил на себя
великую схиму. Перед смертью предсказал, что над гробом его будет
воздвигнута церковь Благовещения, а Псков и Порхов будут осаждены
литовскими и польскими войсками. Умер Никандр в сентябре 1581 года.
Через
три года на место кончины преподобного прибыл мирянин, который позже
постригся в монахи под именем Исаия. Еще через несколько лет, уже в чине
иеромонаха, он, по благословению архиепископа Новгородского Александра,
начал в пустыни строительство церкви во имя Благовещения при гробе
преподобного.
Тайны Никандровой пустыни
В
середине XVII века, по благословению митрополита Никона (в последствии
Патриарха), дворянин Яков Матвеевич Муравьев строит в обители церковь во
имя преподобного Никандра. А чуть позже церковь Александра Свирского и
Святой Троицы. Благосостояние монастыря быстро растет. В 1665 году его
разграбили поляки. Однако обитель очень скоро восстанавливается, а в
1673 году горит вместе со всем церковным и братским имуществом. Игумен
Илларион был вынужден даже обратиться к царю Алексею Михайловичу с
просьбой о помощи. Монастырю было пожаловано много земель, нашлись и
благодетели, с помощью которых поправилось состояние обители. Построили
каменные церкви, появились новые иконы, книги и многое другое.
Слава
о чудотворениях от мощей преподобного Никандра привлекала в обитель все
больше паломников. Это побудило братию монастыря обратиться к патриарху
с просьбой об «открытии и освидетельствовании святых мощей и
удостоверении бывших от них чудес». В 1687 году комиссия, созданная по
указанию Патриарха, освидетельствовала мощи и нашла их нетленными. После
обретения мощей преподобного, пустынь стала называться Никандровой.
Расцвет
пустыни приходится на конец XVIII – начало XIX веков благодаря усердию
архимандрита Геннадия и милостям императора Павла I. Тогдашняя знать не
могла не поддержать царя. Помогает обители князь Лопухин, крупные
пожертвования делает граф Шереметьев, жалует великая княгиня Александра
Иосифовна и сама государыня императрица.
Только
на раку преподобного, ризы на иконах и два подсвечника ушло 12 пудов 20
фунтов серебра, 18 фунтов золота, различных камней и стразов 16 255
штук. Всего серебра в монастыре было, как утверждают историки, более 20
пудов.
Монастырь
имел ценнейшую библиотеку – более 1000 книг духовного и светского
содержания, не считая богослужебных. Имелись рукописные книги.
Но «благоденственное
и тихое житие» закончилось с приходом к власти в России лютых
богоборцев и христоненавистников. Во время развязанной ими гражданской
войны рака преподобного Никандра и его многоцелебные мощи безследно
исчезли. А в 1928 году прекратил своё существование и сам монастырь,
разрушенный до основания и полностью превращённый в руины.
«Преподобный отче Никандре, моли Бога о нас!»
Сколько
раз за четырехсотлетнюю свою историю Никандрова пустынь слышала эти
слова! С незапамятных времен сюда идут те, чье сердце исполнилось
смертельной тоски, кто хочет учиться великому беззлобию и ангельскому
смирению, кто решил достичь духовной высоты.
Особо
почитаются верующими находящиеся здесь святые источники. Даже в годы
полной разрухи паломники приезжали сюда со всех концов нашей необъятной
страны. Поразительно то, что многие не чувствуют расстояния, когда идут в
обитель. Есть здесь местечко – называется Каменная гора. Люди оттуда
приходят пешком. По карте 18 километров, а все почему-то говорят о
десяти.
Всего
источников пять. На въезде, справа, находится глазной источник иконы
Казанской Божией Матери. Воду из него не пьют, берут для лечения глаз.
В
километре от монастыря - радоновый источник преподобного Александра
Свирского. Воду из него тоже не пьют, в ней купаются. Отец Марк, в чье
послушание входит обязанность помогать паломникам на источниках, ответит
на все возникающие вопросы, расскажет, как правильно себя вести. Надо
помнить, что святыни не терпят суеты. Пришел на святой источник, просишь
о помощи, значит и вести себя надо с благоговением. Следует подойти к
иконам Александра Свирского и преподобного Никандра. Прочитать хотя бы
тропарь. Зажечь свечу. Есть деньги – заплати, нет – так возьми и
поставь. А потом уже купайся.
Удивление
паломников обычно вызывают источники святых апостолов Петра и Павла,
которые находятся в двух метрах друг от друга, но даже уровень воды в
них разный, к тому же, один замерзает зимой, а другой нет.
Центральный
источник называют по имени святого преподобного Никандра. По древнему
монастырскому преданию, этот колодец был ископан руками самого
преподобного. Паломники всегда увозят воду с этого источника с собой.
Отец
Марк поведал, как приезжал мужчина из Армении, страдающий тяжелой
формой аллергии. Не мог жить без медикаментов. В июле прошлого года
купался в источнике, через несколько дней болезнь отступила.
Запомнилась
женщина-москвичка, страдающая длительное время рожистым воспалением
ноги. В какие лечебные учреждения только не обращалась, все было
бесполезно. После нескольких купаний она исцелилась.
Много случаев, когда бездетные пары после купания и молитв, получали Божие благословение иметь детей.
Запомнились мама и дочь лет 12-14 из Дедовичей. У девочки был рак крови. После молитв и купаний ребенок стал поправляться.
Многие после купания отмечают уменьшение болей в суставах.
Только идти нужно с верой и открытой душой, простив всех, кто причинил тебе боль, и настроившись на добро.
На пути возрождения
В
2001 году духовенством Псковской епархии во главе с архиепископом
Псковским и Великолукским Евсевием, представителями общественности и
власти был впервые за последнее столетие поставлен вопрос о значении
Никандровой пустыни для русской культуры и возрождения духовности.
Решение было однозначным – восстанавливать.
По
благословению Владыки, первым строителем в XXI веке пришел в пустынь
монах Гавриил. На помощь ему, по мере своих возможностей, стали
приезжать самые разные люди: военные, журналисты, дорожники, паломники
со всей России. Расчищали территорию, облагораживали святые источники,
строили. Практически за год была восстановлена и освящена деревянная
церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
В
2002 году из Псково-Печерского монастыря был переведен в Никандрову
пустынь игумен Спиридон (Иващенко). Уже при нем строится в память о
святых Царственных мучениках, чей крестный путь начался с Псковской
земли, еще один храм. Храм совсем простой. Но пережитое чувство, когда
ясным морозным утром поднимешься на Божественную литургию, слышишь
великолепное пение мужского хора, когда стоишь окруженный ни с чем не
сравнимыми запахами свежевыструганного дерева и меда от восковых свечей,
а через небольшие оконца в храм спускаются солнечные лучики, ты не
забудешь никогда. Наверное, это и есть ни с чем не сравнимая Божия
благодать.
Совсем
недавно в пустыни закончено строительство храма Благовещения Пресвятой
Богородицы. Это пока единственное каменное строение. Первая служба
архиерейским чином состоялась в этом возрождённом соборе в день памяти
прпеподобного Никандра в 2010 году.
Говоря
об иконах монастыря, следует отметить, что наиболее почитаемая
верующими икона преподобного Никандра из старой Никандровой пустыни. С
ней раньше ходили на крестные ходы из монастыря в Порхов. Есть еще
маленькая икона Никандра с частичкой мощей преподобного. Ее в Англии
купил некий меценат и подарил отцу Николаю Гурьянову. С острова Талабск
икона «пришла» в Порхов, а позже её передали восстанавливающемуся
монастырю. Келейная икона Знамения Пресвятой Богородицы старца Валентина
Мардасова после его смерти тоже была передана в Никандрову пустынь.
Здесь же находится икона великомученика и целителя Пантелеймона с
частичкою его святых мощей.
К
особо почитаемым относится чудотворная икона Божией Матери «Взыскание
погибших». Перед ней молятся о душах тех, кто склонен к употреблению
наркотиков, алкоголя, к правонарушениям, то есть о всех, кто живет не по
заповедям Божьим.
Никандрова
пустынь – один из немногих в России монастырей, в чье социальное
служение входит реабилитация наркозависимых. Многие из них, пожив в
монастыре и уехав домой, через несколько месяцев возвращаются, не найдя
себя в миру. Искренность, возможность жить по правде, быть естественным и
при этом нужным кому-то, как оказалось, стоят гораздо дороже минутной
эйфории. И люди это понимают и чувствуют сердцем.
Братии
монастыря предстоит очень многое сделать, но главное, похоже,
свершилось – восстановилась та неповторимая атмосфера Никандровой
пустыни, которая была здесь по молитвам святого изначально, ведь именно
она давала людям силы совершать невозможное.
Все,
кто приезжают в обитель, отмечают необыкновенную чистоту и искренность в
отношении братии к паломникам. Как бы ни был занят, настоятель
монастыря никогда и никому не отказал в духовной помощи или беседе.
Неповторимая зимняя сказка, тишина и благодать этого места надолго оставляют в душе неизгладимое впечатление.
Автор заметки - Татьяна Кухальская
Источник: http://pskov-palomnik.ru/index.php?com=pages&page=218
Организатор: Паломнический Центр Псковской Епархии "Вертоград"
Места:
Никандрова Святоблаговещенская пустынь
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии