Центры паломничеств
Паломничества

08 Апреля 11Сергей

Вслед за звездой Апостола.

Святый апостол Иаков, моли Христа Бога
спастися душам нашим.
 
Чудесное обретение мощей.
 
В 818 году от рождества Христова епископ Теодомиро объявил, что недалеко от галисийского местечка Ирия Флавия (теперь Падрон) на западном побережье Пиренейского полуострова, найдена могила Апостола Иакова Зеведеева, на испанском языке - Сантьяго.
Известие обретения святых мощей привлекло тысячи верующих в Сантьяго-де-Компостела, так впоследствии был назван город Апостола. Нескончаемый людской поток, потекший к святому месту, послужил соединению небольших разрозненных христианских королевств и княжеств европейского континента, объединяя их любовью к Господу и сглаживая их отношения в острых  политических моментах. 
Чудесное явление мощей Святого Иакова Старшего произошло в сложное для христиан время. Начавшийся в 711 году захват Иберии арабами за 100 лет почти полностью завершился. На Пиренейском полуострове независимыми от мусульман остались только северные территории, которыми тогда управляли вестготы.  Предводитель христиан вестготов князь Пелайо (Пелагий)  часто уединялся в горах, в пещере. В посте и молитве проводя строгую, отшельническую жизнь, он достиг духовных высот, заслужив уважение и почитание соплеменников. Он то и сообщил епископу Теодомиро из  портового городка Ирия Флавия  на атлантическом побережье  об одном необычном явлении, происшедшем с ним.  В роще де Либредон Пелайо видел  таинственное сияние: яркий свет от множества звезд, словно указующий на нечто значительное, находящееся там и скрытое до сего времени. Епископ прибыл на это место, большую поляну у рощи, впоследствии называемое «поле звезды» (на латыни Campus stella,  со временем название изменилось до Compostela) о котором говорил Пелайо. Это поле у рощи было античным римским кладбищем, и там, в месте, где по указанию христианского подвижника был явлен таинственный свет, епископ Теодомиро увидел гробницу с большой мраморной плитой. Изучив ее внимательно, он смог прочесть надпись, сообщающую «четырем ветрам», что здесь покоятся честные останки Святого Иакова Старшего.
Церковное Предание, традиционно передаваемое из уст в уста учениками апостолов и их последователями,  подтверждает, что апостол Иаков Зеведеев проповедовал Евангелие в Испании. Таков был жребий, выпавший Апостолу после Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы. Святой Иаков (Сантьяго) посеял в Испании слово Божье, затем оставил Пиренейский полуостров и вернулся в Палестину, где впоследствии был обезглавлен предположительно в промежуток от 40 до 44 года по приказу Ирода Агриппы, внука Ирода Великого в Иерусалиме. Предание нам сообщает, что затем и тело, и глава Апостола  со Святой Земли прибыли морским путем  в тот самый порт, еще в античные времена названный римлянами Ирия Флавия, на западном побережье Пиренейского полуострова. Его ученики привязали лодку  с останками Святого к большому вертикальному камню, бывшему ранее языческим алтарем. Камень этот назывался «педрон». Возможно от него,  впоследствии, расположенный неподалеку городок и получил   свое теперешнее название Падрон. Этот камень и теперь могут увидеть паломники. Ученики  погребли честные останки Апостола в каменном саркофаге. Впоследствии  несколько веков место погребения Сантьяго оказалось сокрытым от мира.
 Получив весть о нахождении гробницы Апостола от епископа Теодомиро, король Альфонсо II эль Касто, имеющий двор в Овьедо, столице небольшого королевства  Астурии на севере Пиренейского полуострова прибыл со своей семьей и свитой на  место, где было явлены мощи Апостола, для его прославления и почитания. Вскоре там был воздвигнут первый храм над гробницей Сантьяго. С тех пор всему христианскому миру стало известно, что гробница Апостола находится в Компостела, неподалеку от небольшого  самого западного на континенте мыса Финистерре, что в переводе с испанского означает Конец земли.  В ту эпоху, еще до открытия Америки и других континентов это место действительно считалось географическим западным концом мира, куда можно попасть из любых других точек земли, следуя звездам Млечного Пути.
 
                                                 
Начало паломничества в город Апостола.
 
Обретение мощей Святого Иакова Зеведеева содействовало не только укреплению  королевства Астурии, но также имело большое значение для культурного, политического и религиозного сообщения во всем христианском мире. Страны, через которые проходили пилигримы к святым мощам, через короткое время были вдоль и поперек пронизаны сетью различных дорог. Созданная инфраструктура, включающая в себя как новые, так и античные римские пути послужила концу разобщенности всего Старого Континента, что впоследствии привело к расцвету в эпоху Высокого Средневековья.
Паломнический путь в Компостела к мощам Апостола Сантьяго способствовал культурному и экономическому процветанию глухого уголка на побережье Испании. Распространение знаний, развитие искусств обеспечивалось потоком верующих, притекающих в Сантьяго-де-Компостела из разных мест, таких как Памплона, Нахера, Бургос, Эстелья и Леон, и служило процветанию галисийского города.
Во множестве городков на этом пути  организовались еженедельные рынки, в городах покрупнее, таких как Миранда-де Эбро, Саагун и Каррион - ежегодные ярмарки. К XII веку паломничество в Сантьяго-де - Компостела и  Финистерре уже достигло европейских размеров. Иностранные паломники, следующие по Пути Святого Иакова, содействовали развитию ремесел: кузнечного, башмачного, портновского, ювелирного. Возникали храмы и монастыри, возле них строились приюты и гостиницы, постоялые дворы и таверны. Везде продавались сувениры из раковин морского гребешка (венерки), одного из символов Апостола, символические наконечники копий, посохи и калавасы - легкие сосуды для воды, сделанные из тыквы.
Большие потоки пилигримов, ранее направлявшихся в Рим и на Святую Землю, теперь прибывали лавиной и в галисийские земли. В 1095 году начался первый Крестовый поход, и паломничество в Иерусалим стало привилегией рыцарей-монахов. Рим,  ранее бывший центром политического и религиозного могущества терял свою силу, и паломничество туда для многих уже не было столь заманчивым.
В Компостела христиане видели новую точку притяжения, где соединялись все их духовные чаяния. Общее желание верующих уподобить свою жизнь святым апостолам и Христу приводило их на этот крестный Путь до самого Края земли. После посещения великолепного кафедрального собора и поклонения мощам Апостола, паломники следовали к Финистерре для созерцания этого чудесного места, где заканчивается все привычное, все земное и где кривая линия горизонта над морем и звездный Млечный Путь символизируют начало чего-то большего, чем этот мир, Царствие Божие, небесную родину всех христиан.
 
                                                              
Святой Иаков и реконкиста.
 

      Историк Менендес Пидаль пишет, что постоянные набеги мусульман под предводительством халифа Альмансора в Х веке, их контроль над большей частью полуострова и непрекращающиеся опустошительные нашествия также послужили для укрепления духовного значения Пути для христиан. Разорение сарацинами Сантьяго-де-Компостела переполнили чашу терпения христианского мира и подвигли его к защите от воинственного ислама под небесным покровительством Святого Иакова. Сильный и порывистый характер Апостола, его ревность ко служению Господу отвечали исторической необходимости, укрепляя дух воинов христовых на борьбу за правую веру. После нескольких побед над мусульманами испанцы стали называть Апостола - Святой Иаков Победитель мавров.
Но кем был этот человек, Святой Иаков Старший? Новый Завет говорит нам, что это простой рыбак из Галилеи. Он был сыном Зеведея и Саломеи, дочери Иосифа Обручника, старшим и единственным братом Иоанна Богослова, любимого ученика Христа. Оба брата были призваны Иисусом во время рыбной ловли на Генисаретском озере вместе с другими двумя братьями, Симоном и Андреем. Итак, эти четверо сформировали ядро учеников Христа. За порывистый нрав Иисус назвал братьев Зеведеевых – Воанергес, Сыны Громовы.
Святой Иаков Зеведеев был одним из близких учеников Христа. Он видел чудо Преображения Господа, был рядом во время воскрешения дочери Иаира, вместе с братом Иоанном и Петром был в Гефсиманском саду во время Моления Господа о Чаше. После Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы, через некоторое время ученики Христа разошлись в разные земли с проповедью Евангелия. Им был дан дар говорить на разных языках, исцелять больных, изгонять бесов. Слово их имело такую силу, что тысячи человек после проповеди принимали крещение. Апостол Иаков был направлен Святым Духом  проповедовать Евангелие  на Иберийский полуостров, пересек его весь и прибыл в Галисию, отдаленную западную провинцию, дойдя до мыса Финистерре, до самого Конца земли. Из Предания следует, что Апостолу дважды являлась Богородица в испанских землях. Интересно, что эти явления произошли при ее жизни, в то время, когда она пребывала в Иерусалиме, проживая в доме с младшим братом Святого Иакова  Иоанном Богословом. Первый раз это произошло в местечке Муксия в Галисии. Матерь Божия  явилась Апостолу  на лодке. Сейчас эта лодка, заключенная в камень находится в специально построенном для этого храме. Второй раз - в Сарагосе, на берегу реки Эбро.  Это случилось 2 января 40 года. Тогда Богородица повелела Святому Иакову возвести храм в том месте, где сейчас находится прекрасная базилика Нуэстра Сеньора дель Пилар, в наше время самый почитаемый храм Матери Божией в Испании. Свидетельством чудесной встречи Апостола и Богородицы служит колонна (« пилар» на испанском), находящаяся в основании алтаря этой базилики. Надпись у колонны гласит: « Здесь прославь и приложись к колонне, явленной Пресвятой Девой».  Эту колонну Богородица дала как символ утверждения здесь на земле иберов христианской веры и как знак своего постоянного предстательства за всех верующих.  Теперь к ней притекают толпы  христиан из множества стран для почтения Матери Божией, укрепления веры и своих сил.
 
 
Спустя некоторое время после этих явлений Святой Иаков вернулся в Иерусалим, где  первым из Апостолов принял смерть от руки Ирода. Существует предание, что однажды, уже погребенное в галисийских землях, тело Апостола на глазах его учеников вспарило над землей, устремившись по направлению к солнцу, но затем мягко опустилось на место, где потом воздвигли его гробницу. Согласно записи в Манускрипте Сан Марциал де Лиможес от 900 года, три последователя Святого Иакова: Торкуато, Тесифонте и Атанасио купили у сеньоры Лупы эту землю и заботливо устроили там гробницу Апостола.
Есть еще более древний документ, датируемый около 650 года и называемый Бревиариум Апостолорум, где упоминается о том, что Святой Иаков проповедовал Евангелие в Испании и что его гробница находится в галисийской земле. Бревиариум Апостолорум попал к священнику Беато де Лиебана, который в своей работе «Комментарии к Апокалипсису» около 776 года, написал о проповеди Святого Иакова в Испании. Собственно Беато де Лиебана написал обращение к арагонскому королю Маурегато, в котором Апостол назван небесным покровителем Испании и просил помощи короля для Астурийского королевства, которому угрожали полчища неверных. А через сорок лет  после выхода «Комментариев к Апокалипсису», Пелайо наблюдал на поляне рощи де Либредон таинственный и необычный звездный свет.
Открытие мощей Апостола все верующие христиане Испании восприняли как знак милосердия Божия, явленный с небес, для защиты от угрозы исламских завоевателей. Пелайо, видевший звездный свет, указующий на могилу Сантьяго, впоследствии одержал важную победу над воинами ислама. Она известна как битва при Ковадонга. Даже арабский источник с удивлением пишет, что небольшая горстка воинов, скрывающаяся в горах, не имеющая никакой пищи, кроме дикого меда, сумела нанести сокрушительное поражение во много раз превосходящей армии сарацин. Таково было первое чудо, явленное заступничеством небесного покровителя Испании верным Христу вестготским воинам. Именно эта битва считается началом Реконкисты, священной войны христиан Иберийского полуострова. Интересно, что примерно в этот же период времени, в 792 году на востоке, в горах Монсеррат близ Барселоны, живущим там отшельникам явилась икона Божией Матери, именуемая Испанская. На ней Богородица изображена сидящей на троне, на коленях ее Предвечный младенец Христос. К сожалению, икона исчезла в Х I веке вскоре после отделения римо - католиков от вселенской православной церкви.
Вскоре после первых побед над маврами, над гробницей Апостола, раскрытой Теодомиро, построили первую базилику, которая по приказанию короля Альфонсо III была перестроена в IX веке. Но она простояла недолго. В августе 997 году этот храм был разрушен войсками халифа Альмансора. По записям магрибского историка XIV века Ибн Идари этот халиф разрушил до основания город Сантьяго-де - Компостела, но из уважения к ученику Христа, почитаемого мусульманами как пророка, гробницу не тронул и даже оставил жизнь одному старому монаху, который был хранителем могилы Апостола. Эти события также описаны у историка Ахмада ибн Мухаммада аль Магари в XVII веке. В одном из этих документов также отмечено, что колокол из храма Святого Иакова перевезен в Кордову, где его переплавили в лампады для мечети.
Но христиане продолжали священную войну. Одним из символов Апостола Иакова был наконечник копья. В борьбе против владычества мусульман воины Христовы, украшали свою одежду и знамена этим знаком. Сын Грома помог укрепить мощь Астурии, единственного королевства на полуострове, имеющего твердую физическую и духовную границу с исламом, способствовал в будущем успехам Реконкисты. До окончательной победы христиан было еще далеко, мавры продолжали вторжение на территории Западной Европы, представляя огромную опасность для еще слабо сформированных тогда государств франков и германцев. В то время в Западной Европе на историческую арену выдвигается новый исторический деятель - франкский король  Карл Мартелл, впоследствии названный Великим.* Можно сказать, что это был воистину помазанник Божий. Несколько раз ему были явлены мистические видения. Однажды в тонком сне Карлу Великому явился Апостол Иаков и сказал: «Путь звезд, который ты видел в небе, означает, что от этих земель до Галисии тебе нужно идти с великой армией воевать с вероломными языческими народами, освободить мой Путь и мою землю, придти в мою базилику к моему саркофагу. Потом, после тебя, пойдут туда паломники через все эти земли, прося о прощении грехов, обращая все свои помыслы и добрые дела во славу Господа».
* Карл Мартелл Великий (742-814) – основатель династии Каролингов, за 46 лет правления участвовал более чем в 50 сражениях. Через три века после падения в 476 году Римской Империи основал мощное христианское государство в  разрозненной Западной Европе. Первый начал войну с арабами, которые завоевали вестготское королевство на пиренейском полуострове и угрожали вторжением на землю франков. Его битвы с мусульманами послужили созданию эпических поэм в 11 веке - Песне о Роланде, написанной франками о гибели графа и паладина Роланда во главе арьергарда в Ронсевалльском ущелье во время похода на Сарагосу и Песне о Сиде, уже испанских авторов. Карл Великий создал Испанскую Марку, прообраз будущего могущественного испанского христианского королевства, пограничный форпост Франкской империи от арабов. Владения Испанской Марки простирались от Пиренеев на севере до реки Эбро, впоследствии это государство стало Барселонским графством. В 800 году Карл Великий был коронован папой Львом IV как римский император, впоследствии этот титул басилевса признала и могущественная Византия.

                                                             Паломнический Путь во времени.
 
       Известно, что великий италийский поэт Данте Алигьери написал труд, именуемый «Новая жизнь», где выступил, как апологет паломничества в Галисию.
На столетие раньше Данте, оставившего нам свою «Новую жизнь», уже был написан первый в истории туристический путеводитель, включающий даже карту. Назывался он Либер Санкти Якоби и окончательно сформировался к середине XII века. Затем был уже написан Кодекс Каликстино, где в первой главе Книги IV сего Кодекса записан девиз паломничества к Святому Иакову, где описывается интересное видение императора Карла Великого (742-814): «И затем вижу в небе путь из звезд, который начинается у берегов Фризии, протягивается через Германию и Италию, между Галлией и Аквитанией, проходит прямо через Гасконь, страну Басков, Наварру и Испанию до Галисии, где в неизвестном месте находится скрытое тело Святого Иакова».
Для развития паломничества к гробнице Апостола в первой половине XII века много сделал архиепископ Сантьяго- де - Компостела Диего Хельмирез. Его хорошие отношения с Орденом де Клуни, близкие контакты с Римом и королем Альфонсом VII способствовали бурному строительству храмов, а также приютов и гостиниц для паломников. Благодаря его стараниям в 1122 году над гробницей Святого Апостола, над руинами старой, разрушенной мусульманами церкви выросла новая базилика в романском стиле. Папа Каликст II дал базилике достоинство архиепископальной, а король Альфонс VII разрешил городу чеканить собственные монеты.
По повелению архиепископа Хельмиреза город приступил к постройке своей морской флотилии.
Окончательная победа христиан над маврами, носителями ислама, в Испании произошла не скоро. На долгие годы мощи Апостола опять оказались сокрытыми, но Святой Иаков не переставал покровительствовать малому стаду верных. Только когда в ХV веке во главе государства стали католические короли Фердинанд и Изабелла, окрепшая Испания смогла одержать цепь блистательных побед.  Усилиями Реконкисты исламские захватчики были выдворены с полуострова и вера Христова, наконец, восторжествовала, установилась долгожданная христианская монархия. Надо было вернуть людям святыни. В XVII веке архитектор Хосе Вердуго начал раскопки в главной капелле базилики с целью обретения честных останков Апостола. Но тщетно. Там не оказалось ни следа от них. Потом выяснилось, что сто лет назад архиепископ Хуан Санклементе получил предостережение о возможном нападении на город английского пирата и охотника за древностями Дрейка. Опасаясь возможного разграбления и поругания святыни, Санклементе скрыл мощи апостола за главным алтарем.
В 1878 году кардинал Мигель Пайа Рико разрешил начать раскопки под руководством археологов Антонио Лопеса Феррера и Хосе Мария Лавина. После нескольких неудачных попыток вскоре был обнаружен мавзолей с тремя нишами. Но в них опять не было никаких следов человеческих останков. Но остатки римской мозаики, найденные в одной из них, привели археологов к мысли, что надо копать под главным алтарем, под абсидой которого и нашли гробницу с костями, принадлежавшими 3 разным людям разного времени погребения и один из которых был обезглавлен.
В ноябре 1884 года папа Лев VIII продиктовал буллу «Господь Всемогущий», в которой объявил всему христианскому миру о втором обретении мощей Апостола Иакова, а также останков епископа Теодомиро, того самого, который первым нашел могилу Апостола в роще де Либредон по указанию Пелайо. В булле Лев VIII говорил о несомненной принадлежности двух честных останков Апостолу и епископу, о прекращении всех расследований по этому поводу ввиду полного и окончательного подтверждения достоверности с этого момента и на все времена.
Тем не менее это не помешало в 1900 году некоему Луи Дючесне во французском журнале «Анналес дю Миди» писать, что кости, найденные в этой гробнице могут принадлежать магу Присцилиано, практикующему ритуал друидов и обезглавленному в 385 году за колдовство. Автор, далекий от знания христианской истории приводил в статье свои доводы. Все эти сомнения были рассеяны профессором Хуаном Хосе Цебриан Бланко. Он напомнил, что археологические раскопки, произведенные на месте захоронения, раскрыли римские мозаики, украшавшие гробницу Апостола, и они датируются II веком, в то время как колдун Присцилиан был казнен только в IV веке.
С той поры людской поток к мощам Святого Иакова не прекращается, увеличиваясь, год от года. Путь Апостола сейчас такой же живой, как и несколько веков назад. Начиная с 1950 года, в Компостела вновь стали прибывать верующие из Франции. В 1985 году прибыло 2500 паломников со всей Европы, а в 2009 году галисийская столица приняла уже 120 000 пилигримов из разных концов мира! Несомненно, что в 2010 юбилейном году, названном годом Святого Иакова эта цифра будет превышена.
Пилигримы преодолевают Путь пешком, верхом на лошадях, на велосипедах, на спинах ослов, на старых мотоциклах и даже тракторах. Идут туда и с севера и с юга, и с запада и с востока, из самых разных мест Испании, по самым разным дорогам. Если спросить у испанца-католика, где же все-таки начинается настоящий Путь Святого Иакова, то он ответит, что твой Путь начинается, там, где ты стоишь.
             
 
14 декабря 2010 года.      
                                      
                                                                                   
Марина Ходакова, прихожанка православной  общины во имя Святого                                                        Георгия Победоносца в Валенсии, Испания.     

Источник:   http://ortodoxia.es/index.php?option=com_content&view=article&id=227%3Achudesnoe&catid=37%3Atvorchestvo&Itemid=58&lang=ru

Места:
Кафедральный собор в г. Сантьяго-де-Компостела

Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии