25 Апреля 11Сергей Чесноков
На великопостной службе у схиархимандридта Иоанникия в Чихачах Ивановской области
Великий Пост - время паломничества и сугубой молитвы. Куда же в наши дни едут Великим Постом русские люди, как и сто лет назад, жадные до подвига духовного, до покаяния и молитвы?
Как очевидцу рассказать хочется о чуть ли не ежедневном паломничестве в Свято-Никольский скит Верхнеландеховского района Ивановской области на службу к схиархимандриту Иоанникию, которого многочисленные паломники почитают за старца.
Рассказать хочется потому, что давно уже не было в моей жизни таких ярких впечатлений, свидетельствующих о том, что Святая Русь еще жива, и народ наш победить никому не удастся...
Церковь Николая Чудотворца, при которой ныне по благословению Ивановского архиепископа Амвросия (Щурова), возрождается православный скит, стоит на возвышении правого (северного) берега р.Ингер, в стороне от жилой застройки. Церковь возведена в 1813 г. на средства прихожан. Ее кирпичные стены побелены по кладке. В 1856 г. трапезная была расширена, а в 1858-61 гг. полностью перестроена. В последней четверти XIX в. к ней пристроили колокольню. К юго-западу от храма расположено одноэтажное кирпичное здание церковноприходской школы, выстроенное в 1886 г.
Место здесь намоленное, сказочное, да и сам отец Иоанникий, - румяный, статный, с большой окладистой седой бородой, очень похож на Деда Мороза - как будто из сказки, служит в этом храме уже около 20 лет.
По своему происхождению старец из казачьего рода героя Отечественной войны 1812 года атамана Платова, старинный портрет которого висит в келье старца наряду с большими портретами Царя Николая II и Царицы Александры.
Удалось найти интересное свидетельство о недавнем посещении старца воронежскими казаками, которые вручили схиархимандриту Иоанникию, как родовому казаку, златоустовскую шашку, чтоб чаще в своих молитвах вспоминал казаков.
В другой раз отец Иоанникий благословил казаков, возрождающих традиции «Русского боя», на поездку на соревнования во Всемирную Академию Самбо (г.Кстово Нижегородской области): "Он был очень болен, сидел на стуле в черных одеждах и еле говорил. Но только увидел нас в казачьей форме с казачатами, - ожил. Принял тепло, любовался формой и несколько раз просил то повернуться, то надеть папаху. Попросил: «Всегда приезжайте ко мне в форме». И несколько раз повторил: «Берегите Родину». Мы попросили у него благословения на участие в соревнованиях, а он вдруг нахмурился: «Вам это надо?» У меня все похолодело. Но старец вдруг вспомнил, как сам в молодости бился на кулачках с мастером спорта по боксу. «Крепко мне, - говорит, - от него досталось: вертится волчком, а я его не могу „выцелить". Он бьет, а я - нет. Но уж зато когда „выцелил", то ноги только и мелькнули!» Старец хохотал так заразительно, что и мы, не могли удержаться. А когда успокоились, благословил и сказал, что машина у нас заведется, домчимся быстро и без приключений. Мы попрощались и ушли, пожелав старцу выздоравливать".
Возрождаемый Свято-Никольский монастырь основан учениками преподобного Тихона Лухского в годы русской Смуты XVII в. недалеко от села Князьково. Белая церковь с кладбищем, несколько строений, в храме круглосуточно горит свет, и молитва не прекращается ни днем, ни ночью - сутки напролет люди, сменяя друг друга, читают Евангелие, Псалтырь, акафисты. А каждую ночь, по традиции, вокруг храма совершается Крестный ход с иконой Казанской Божией Матери. Храм - здание в весьма крепком состоянии. Иконостас составлен из многочисленных икон разного времени письма, в основном темных, старинных.
Всенощная в соединении с Литургией служится необычно быстро за два-три часа. Батюшка быстро перемещается по храму, открывая и закрывая ворота, кадя, непрерывно скороговоркой по памяти читая тексты. Вместо хора зачастую включаются чтецы, отчего богослужение, несмотря на отсутствие сокращений, проводится очень динамично. Общая исповедь-отчитка, на которую отец Иоанникий выходит с копием (используемым во время Литургии на Проскомидии), давая обычное наставление: читать каждый день по заповеди преподобного Серафима Саровского «150 Богородиц» - молитв «Богородице Дево, радуйся».
Причащаются за литургией все присутствующие, причем на стене висит объявление, которое обычно читается при подходе к причастию одним из послушников, что по неведению приезжим разрешается подходить к Чаше даже если накануне ели скоромное. Если же человек об обычаях монастыря знает, то он подпадает осуждению.
Раньше Литургия начиналась около 12 часов ночи, сейчас она чаще всего до 12 ночи уже заканчивается.
Эти особые порядки чихачевского монастырского богослужения вызывают многочисленные осуждения и укоры со стороны многих священнослужителей из других епархий, желающих «подвести этот монастырь под свой устав». Многие священники даже запрещают своим чадам ездить в Чихачево, или как их еще иначе называют - «Чихачи». Однако складывается такое ощущение, что эти запреты, если и сказываются на отношении народа к ивановскому старцу то только в том смысле, что авторитет его растет изо дня в день все более и более, а слава о прозорливости распространяется по всей России.
Если в прошлом году Великим Постом хорошо знающие ситуацию посетители ездить в Чихачево не отваживались по причине многочисленного наплыва народа из Нижнего Ногворода, Иваново и Москвы, то в этом году ситуация стала еще более сложная. Несмотря на то, что отец Иоанникий не благословляет приезжать без предварительного согласования, известность о Чихачах такова, что, например, в Чистую Субботу народу на службу приехало в два раза более, чем мог вместить храм.
В результате люди стояли несколько часов на десятиградусном морозе, но все исповедовались, причастились, и даже пособоровались (соборовали прямо на улице). Настроение, несмотря на Великий Пост, было какое-то особенно радостное, даже новогоднее - поздняя зима, хрустящий пушистый снег, кладбище, выглядящее как-то очень радостно на фоне то и дело прибывающих к храму все новых и новых паломников... Все это создавало ощущение настоящего торжества Православия.
Подумалось - где еще, в какой стране, люди поедут за тридевять земель ради того, чтобы померзнуть при входе в храм на морозе? Где еще осталась такая патриархальная простота человеческих отношений, ведь приехали-то все... «к батюшке».
После службы все желающие (кто не торопится) по обычаю приглашаются на монастырскую трапезу, характерное описание которой заимствуем из уже упоминавшегося рассказа о посещении старца воронежскими казаками:
«В шесть (сейчас около 2-3 часов - С.Ч.) утра гостей позвали на завтрак в трапезную. Ребятам все было интересно, все в диковинку: и кто где сидит, и почему читают акафисты во время еды. После борща матушка в те же чашки наложила гречневой каши, а потом туда же - и компот. Таков порядок. Не съесть нельзя. Да и времени на размышления нет: матушка „скомандовала" - на молитву, и - марш из-за стола»
Источник: http://prarussia.mirtesen.ru/blog/43120926786
Места:
Свято-Никольский скит в с. Чихачево
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Это старая статья, 2005 года. Помню, читала ее на "РЛ".
http://rusk.ru/st.php?idar=103075&page=1#form
Из обсуждения вычитала, что у о. Иоанникия в храме не возжигаются свечи. И что почему-то запрещено прикасаться руками к церковной ограде.
Вот, Семен, как все интересно бывает! А Вы говорите - окунания и сухарики.
И все-таки даже в этом случае я бы не стала делать выводов... Бог с ними со всеми!
Но лично мне - что-то неохота в Чихачево.
Возможно, бессмысленные запреты - обычный пиар. Ну, или как в сектах - чтобы запутать человека, лишить его критического восприятия и т.д.
Вообще, я не сторонник выкладывания такого рода статей ...
Но мало ли, может, кому это и будет интересно. Хотя бы для того, чтобы обсудить здесь :)
Нет-нет, хорошо, что статья выложена! Ее обсуждение на "РЛ" продолжается до сих пор. А путешествия в Чихачево набирают силу по многим городам и весям.
В статье многое смущает. Мягко говоря.
Но с другой стороны - к пустому колодцу люди не ходят.
С третьей стороны - лет десять-двенадцать назад так же был обвинен в младостарчестве игумен Борис (Храмцов). К нему, молодому иеромонаху, тоже ехали отовсюду. В частности, на общее соборование в Черниговский скит. Тогда это было в диковинку, многие роптали, в т. ч. священноначалие. Что же в результате? Общее храмовое соборование теперь распространилось по всей стране. Могила игумена Бориса особо чтится насельниками Троице-Сергиевой Лавры: они возвели над ней часовню и читают там Неусыпаемую Псалтирь. Почившего о. Бориса называют "Белый Ангел"...
А от чего же о. Борис умер таким молодым ? Сердце, наверное ?
Кажется, это был скоротечный рак.
Память о нем свято хранится в тех обителях, которые он восстановил: Гефсиманский скит, Варницкий монастырь, монастырь Сошествия Креста в Антушкове, храмы в Иванове. Окрестные жители тех мест тоже помнят о. Бориса. В Никитском монастыре Переславля-Залесского говорят: он ушел - полстраны осиротело. А в свое время про него тоже писались подобные статьи. Поэтому выносить оценок про Чихачево не рискую.
Хотя... Нововведения в богослужении в Чихачеве не могут не потрясать. И не ужасать.
По благословению схиархимандрита о.Иоанникия, мы благотворительный Фонд помощи детским домам 'Спас Нерукотворный' совершаем паломнические поездки в 'Свято-Никольский' скит с.Чихачёво, Ивановской обл. (к старцу на отчитку).
Там читается неусыпный псалтирь, не прекращается ни на минуту. Общая исповедь (как практиковал св.Иоанн Кронштадский), проходит причастие, а для женщин особая молитва читается (за аборты), крестный ход каждодневный вокруг храма. После службы общение с батюшкой.
Многочисленные факты исцеления были отмечены людьми ( от наркомании, винопития, раковые больные и многое другое).
Более подробную информацию Вы можете получить и записаться на поездку по тел.(831)278 08 12, сот.89049213314, 89601883235, выезд из г.Нижнего Новгорода. ссылка на Фонд http://fondspassneru.ucoz.ru/, ссылка на почтовый ящик: elafvi@mail.ru
http://fondspassneru.ucoz.ru/index/video/0-9 видео с о.Иоанникием св.Никольский Скит в с.Чихачёво.(интерьвью)
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии