28 Сентября 11Николай Майоров
Дивеевский удел
Есть на земле обители освященные святостью места, на котором они построены. Таковы Александро-Свирский монастырь, освященный явлением Святой Живоначальной Троицы, соборы и монастыри Святой Земли, таков и Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, четвертый земной Удел Пресвятой Богородицы, один из центров мирового Православия, духовный оплот, из которого словно кровеносные сосуды расходятся незримые потоки той святости, заключенной в стены и соборы, что объединяет православных в едином порыве, в желании приобщиться к благодати сего места.
Для многих паломников путь в Дивеево начинается из города Арзамаса. Поезд, неспешно прибывающий на станцию, позволяет осмотреть панораму города, увидеть большую часть его храмов и соборов. Спустившись на перрон, взглянув на здание вокзала начала XX века, прочувствовав неизменность и постоянство здешних мест, ощущаешь необъяснимое чувство остановившегося времени, словно его течение здесь стало более медленным и вязким, кажется, что вот-вот из-за поворота вывернет паровоз, а из зала ожидания выйдут люди, одетые в одежды далеких времен, когда был построен вокзал.
Город поражает количеством церквей, которые находятся здесь практически на каждом шагу. Некоторые из них маленькие, уютные, заключившие в себя молитвы многих поколений прихожан, встречающие колокольным звоном и провожающие легким ароматом ладана и воска. Есть и огромные, величественные соборы, такие как Воскресенский кафедральный собор,построенный в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года, напоминающий своей архитектурой соборы Петербурга, Парижа, Хельсинки.
Расположенный в землях Нижегородской области, укрытый от невзгод в долине, Дивеевский монастырь предстает перед глазами не сразу, скрывая царский блеск имперского величия за простотой деревенских улиц, золото куполов и слепящую белизну стен за крыши, и печные трубы изб. Монастырь предстает перед взором паломника ослепительным и великолепным, огромным и в тоже время невесомым, словно многотонные стены пронизаны воздухом. На территории монастыря растут фруктовые сады, наполняя все вокруг, в дни обильного цветения, густым цветочным ароматом, а затем и вкусом сочных, наливающихся спелостью плодов, цветники отдают паломникам пестроту своих узоров и соцветий, а всепроникающая аккуратность и опрятность успокаивает и настраивает на мысли о вечном.
Храмы Дивеевского монастыря поражают своей красотой и величием, в тоже время, сохраняя простоту, присущую всему вокруг. Белокаменный Преображенский собор кажется идеальным выражением природной чистоты, словно он высечен самой природой изо льда - устремленные в небо купола, словно волнорезы, словно величественная рать, выстроенная боевым расчетом, готовая отразить любой удар невидимого врага.
Троицкий собор, не уступающий размерами Преображенскому, более спокоен и умиротворен, он словно отражение доброты и родительского попечения покоящегося здесь Святого Преподобного Серафима Саровского всея Руси Чудотворца. Пройти в храм, дабы поклониться его святым мощам, можно только если отстоять огромную очередь, которая никогда не уменьшается.
Жизнь отца Серафима потрясает своей мощью и чистотой, духовные подвиги столпничества, смирение и всеобъемлещаяя любовь позволили ему стяжать способность исцелять души приходящих к нему, сила его молитвы и по сей день оберегает и помогает молящимся ему верующим.
Находясь рядом с мощами, кажется, что Преподобный Серафим всегда пребывает рядом с ними, незримо для всех, осеняя приходящих к нему крестным знамением. Однако после революции, после падения царской власти враги христианства проникли и в эту обитель, мощи преподобного были вывезены, чтобы выставляться в музее атеизма в Ленинграде, но как оказалось, подобное действие, как и все на земле, руководимое незримой рукой имело тайный смысл.
Когда представляешь себе далекие 20-е годы, как закрывали монастырь, мощи погрузили в машины и вывезли, как тогда думали навсегда, перед глазами предстает седовласый старец, выходящий из обители, разгоняя мрак вокруг, поклонившись оскверненным храмам, держа в руках посох, немного прихрамывая, но не останавливаясь, направился на север, туда куда повезли его святые мощи. Встречавшимся ему людям, принимавшим его за странника, он говорил, что идет в город на Неве, воссоединиться с войском православным, люди провожали старца долгим взглядом и скорее недоумением, о каком православном войске могла идти речь.
Но уже через несколько лет, шквал огня и ужаса обрушился на Ленинград, кольцо блокады перерезало, словно бритвой, артерии питавшие город, но сонм святых уже стоял незримой преградой на пути полчищ антихриста, отражая удар за ударом, спасая град Святого Петра от разрушения. Уже после распада СССР мощи были обретены второй раз, великий воин Православия - Святой Преподобный Серафим Саровский, вернулся в родную обитель, чтобы каждый день принимать тысячи паломников со всего света, ищущих помощи, заступничества и наставления.
Стоя в очереди нет чувства скованности или враждебности, никто не толкается, благоговейно дожидаясь своего череда. Ожидая, думаешь, чего просить у отца Серафима, помощи, заступления или наставления на путь исправления? Думая об этом, не замечаешь, как подходит твоя очередь и уже нужно прикладываться к святым мощам. Восприяв частицу благодати, тихо и смиренно отходишь в сторону, унося в себе ту силу, которая уже никогда не оставит, всегда будет рядом, помогать в делах, утешать в печалях и если понадобится, нести на руках в дни самых тяжелых испытаний.
Выйдя из храма, еще раз оглядев обитель, залитую полуденным солнцем, отправляешься ко входу на Канавку Пресвятой Богородицы, Канавку, отмеченную самой Царицей Небесной, освященную ее стопами, которую Она отметила как свой четвертый удел на земле, Канавку обозначающую границу того места которое не одолеет никто и никогда. Канавка проходит по территории монастыря, опоясывая его кольцом, в то время как вдоль нее вымощена тропинка, по которой идут, нескончаемым потоком паломники, непрестанно творя Богородичное правило.
По словам самого Преподобного Серафима Саровского, тот, кто пройдет по Канавке и прочитает при этом 150 раз Богородичное правило, тот получит благодать не только Дивеева, но Иерусалима, Афона и других святых мест. Действительно, находясь в Дивеево, испытываешь чувства, схожие с чувствами, пережитыми в других местах, здесь вдруг, в дуновении свежего ветра, почувствуется соленый привкус морского воздуха Петербурга или в деревьях и частоколе штакетника заборов, промелькнет до боли знакомая крыша или калитка.
Чувствуешь, как что-то в тебе изменилось, пройдя по Канавке, понимаешь, будто что-то осталось в этих местах, став уже не твоим, а частью чего-то общего, нерушимого и вечного. Святость места чувствуется во всем, в дуновении ветра, щебетании птиц и легком запахе цветов. Земля с Канавки, освященная самой Богородицей, бережно собирается прихожанами и паломниками, становясь для них малой святыней, они везут ее в родные края, протягивая тем самым крохотные капилляры, по которым святость места сего, проникает и в их дома.
День уже клонится к вечеру, а еще так много мест нужно обойти. Неподалеку от обители располагаются знаменитые дивеевские святые источники, словно материализовавшаяся святость, изливается из недр земли вода, неся в себе память о живших здесь преподобных святых, осеняемая Самой Богородицей, вода словно драгоценный дар, заключена в деревянные, срубовые часовни-купели. Ледяная в одних источниках, сводящая все мышцы, словно выдавливая всю нечистоту из сухожилий и органов, останавливающая сердце на доли секунды, словно давая ему дополнительный отдых, так важный для здорового его функционирования, в других источниках, вода может быть ласковой и нежной, бархатистой, словно вода в чистой реке. Омывшись в источниках, освободив тело и душу, воспринимаешь всю святость места, всю ту необъятную силу, которой окружена обитель, понимаешь, что теперь в твоей душе выстроена, по крупицам, взятых от каждого святого места монастыря, малая обитель, которая всегда будет с тобой.
Возвращаясь вечером из монастыря к гостинице, по деревенским улочкам, проходя мимо озера, в котором отражение монастыря не искажено волнами, кажется, словно монастырь парит в воздухе, невесомый и легкий. Дойдя до гостиного двора, еще раз оглядываешься, думая, что обитель, уже скрыта ночным полумраком, настолько же глубоко удивление и восхищение, лишающее дара речи, видя монастырь во всей его красе, подсвеченным тысячами огней, возникающего, словно из небытия, величественный, красивый, потрясающий воображение. Чувство переполняющее душу сменяется мыслями о том, что именно здесь, в маленькой деревне и есть истинная столица, православная, чистая, благословенная Самой Богородицей. Это место нерушимо и вечно, незыблемо, поскольку его оберегают своим светом дивеевские святые и Богородица.
И быть может только лишь ветер, подернет мелкой рябью отражение в воде, изгибов и переплетений величественного стана прекрасной обители, сокрытой от глаз в лесах Нижегородской земли, за фасады деревенских домов и неуверенную рябь старого озера.
Источник: http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=36&article=14435
Места:
Серафимо-Дивеевский монастырь
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии