Центры паломничеств
Паломничества

11 Ноября 11Роман

Поездка к схиархимандриту Иоанникию в Чихачёво

Случайностей не бывает

В Чихачевскую обитель я попал неожиданно для себя. Случайностей не бывает - на все воля Божия! Знакомая женщина дала телефон старца Иоанникия моей жене с той целью, что бы я ему позвонил. Листочек с номером телефона я положил куда-то в шкаф.... Через 2-3 недели один знакомый алтарник из Кикнурского Благочиния повторил примерно ту же фразу: «Поезжай к старцу!» Сказал, как отрезал!

Глас народа - глас Божий

Долго я в руках мял листок бумаги с номером Чихачевского батюшки. Жена не выдержала и сказала: «Я сама позвоню!» Набирала номер трижды, на четвертый раз батюшка снял трубку.... Поговорила и засияла от счастья! Я воодушевленный примером моей второй половинки здесь же набрал заветный номер - занято. Опять занято. Я набирал номер телефона снова и снова, пока не услышал долгожданный, но неожиданно твердый, спокойный, приятный и не погодам молодой голос отца Иоанникия. «Бог тебя благословит! Как зовут?... Откуда звонишь?... Приезжай ... числа. Служба у нас начинается с 3х часов (по Московскому времени - прим. РЗ). Ангела Хранителя тебе в дорогу!» Как гром среди ясного неба! Как поеду? На чем? С кем?

Господь управил! Машину дал тесть. Попутчики нашлись сами. В Чихачево они ехали уже раз десятый, и всю дорогу мы с ними проговорили о батюшке Иоанникие.

Обитель

В монастырь мы приехали в половине девятого вечера. Приятно удивила отличная асфальтовая дорога, которая ведет от трассы к монастырю. Так же порадовала огромная заасфальтированная стоянка для транспорта. По нашем приезде на стоянке уже стояли несколько десятков автомобилей и три-четыре автобуса. География автомобильных регистрационных номеров была разнообразна: Москва и Московская область, Нижегородская, Кировская, Челябинская и Свердловская области, республика Башкортостан, Коми и Мари. И еще десяток номеров с незнакомыми мне регионами.

При входе на территорию монастыря огорчили таблички о запрещении фото и видеосъемки. Жаль. Но я сделал несколько снимков из-за ограды, а после приезда домой нашел несколько фотографий монастыря в Интернете.

Сразу набрали в бутылки святую воду (бочки со святой водой стоят в притворе). В 20.30 по монастырскому времени (от Московского времени минус 1 час) в трапезной начался ужин. Вечером паломников в монастыре было около пятисот человек, поэтому в трапезную заходили по очереди. Сначала мужчины (за стол справа), потом женщины (за стол слева). Ужин отличался простыми, но разнообразными блюдами: различные салаты, картофельное пюре, каши, супы. Вкусный чай с медом пьют из освободившихся тарелок. Кружки - только для святой воды, которая стоит на столах в литровых банках. Поужинали - соборная молитва о здравии схиархимандрита Иоанникия (это является нововведением в Чихачевской обители, которое братия ввела после недавней тяжелой болезни старца). После заходит в трапезную новая партия паломников.

Никольская церковь в селе Чихачево

Церковь построена на средства прихожан в 1813 г. и располагается за деревней в небольшой роще на кладбище. В 1856 г. у сооружения была расширена трапезная и добавлены два придела.

Церковь кирпичная, бесстолпная, совмещенная летняя и зимняя, одноапсидная одноглавая. Планировочная структура - четырехчастная осевая симметричная. Храм трехпрестольный: центральный - Никольский, левый - Григорьевский, правый - в честь Димитрия Солунского.

Перекрытие трапезной опирается на четыре арки. По ним идет широкий цилиндрический свод, располагающийся перпендикулярно относительно центральной оси церкви. Крайние нефы покрыты продольными цилиндрическими сводами, опирающимися на наружную стену. Сам храм покрыт высоким сомкнутым сводом, опирающимся на наружные стены.

Стены в интерьере покрыты штукатуркой, по которой нанесена масляная живопись. Снаружи они побелены по кирпичу. Кровля по деревянным стропилам, металлическая. Размер кирпича - 24х11х7 см.

Объемно-пространственная композиция церкви представляет собой две вертикали - колокольня и храм, объединенные горизонтально вытянутой трапезной. Дополнительные приделы придают вид большой устойчивости. Колокольня квадратная в плане, трехъярусная, заканчивающаяся шатриком с посаженной на барабан луковичной главкой. Рядом с церковью находится одноэтажный кирпичный дом священника с четырехскатной кровлей, покрытой железом.

Ужин закончился.

Все укладываются спать. Спят прямо в храме на полу, постилая привезенные с собой туристические коврики, пледы и одеяла. Кто приехал в первый раз, постилали на пол старую одежду, которая висит на внешней стене трапезной со стороны умывальников. В монастыре четко исполняют требования канонов Православной Церкви. В том числе: Мужчины одесную (справа), женщины ошуюю (слева); мужчины и мальчики к помазанию, причастию и ко кресту, а так же после службы под благословение к отцу Иоанникию подходят первыми, женщины и девочки - после; в трапезную, как уже говорилось выше, так же заходят сначала мужчины. Но это не дискриминация по половому признаку. Просто лишний раз напоминают женщинам, что, по слову блаженной Матроны Московской: «Жена за мужем должна быть, а не перед ним».

В общем, мужчины в храме на полу спят справа, женщины слева. Всю ночь читают неусыпаемую Псалтирь. Запись на чтение паломниками книги царя Давида производилась, видимо, накануне. Ведь некоторые паломники приехали до субботней службы за несколько дней. Почему до субботней? Каждую субботу любого поста батюшка проводит чин соборования. Поэтому и приглашает приезжать в обитель постом и именно в субботу.

Где-то минут за сорок до начала службы началось всеобщее оживление: приехали еще паломники, порядка семисот человек. Спавшие в храме начали вставать, убирать свою постель. Здесь же образовалась очередь в казну (или правильней сказать - регистратуру), что находится в храме справа. В казне можно подать заметки на проскомидию, молебен, панихиду, а так же заочную отчитку. Требы в монастыре не дешевые, на август 2011 года расценки были примерно такими: проскомидия 5 рублей имя, молебен (простой) - 100 рублей, отчитка - 10 рублей имя за один день (монахиня или послушница в регистратуре порекомендует заказать отчитку на 40 дней - непременно воспользуйтесь этим предложением, если у вас позволяют финансовые возможности). Иконы, книги и лампадное масло в храме не продают. Как и свечи. Ввиду великого множества молящегося люда (в небольшом сельском храме в тот день было около тысячи двухсот человек) подсвечников в церкви практически нет. Я их видел вечером, но перед службой их видимо убрали. Но каждый может подать на свечи в алтарь любую посильную сумму. А свечи на соборование раздают всем. И непосредственно перед соборованием. Но об этом позже.

Как батюшка прошел в храм, я не видел. Видимо тихо и незаметно. Монахиня начала читать псалмы из Утренней, а батюшка обходил храм с кадилом и громко восклицал: «С праздником!», на что собравшиеся хором отвечали: «Спаси вас Господи!». Перед отцом Иоанникием шел монах, и расчищал перед идущим священником путь. Того, кто стоял к образовавшемуся проходу поближе, батюшка благословлял, возлагая ладонь на голову со словами "исцели, Господи!". Служба началась.

Голос батюшки Иоанникия на службе я узнал не сразу. В отличие от своего обычного разговора, служебные возгласы и молитвы батюшка читает, как бы проглатывая слова. Его речь становится похожа на речь ветхозаветного гугнивого Моисея. И мне, немного разбирающемуся в Церковной Службе, понять, что читают в данный момент, было сложно. Но впечатление о службе и восприятие службы это не испортило. Утренняя прошла довольно быстро. После канона Святым (читается на Утренней во время помазания) начали читать Правило ко причастию (поэтому вычитывать Правило в монастыре с вечера не благословляют). К помазанию охранники пропускали сначала мужчин, потом женщин. Часть православных из храма вывели на улицу. Сделано это было для того, чтобы люди, стоявшие на улице, смогли подойти к помазанию. Плавно началась литургия с чтения Часов. В храме стало очень жарко и душно. Те, кто приехал не первый раз, привезли с собой раскладывающиеся стульчики. Кто-то стоял на коленях. Дети, в основном, спали на маминых руках, или на полу рядом со стеной. Вдруг раздался голос охранника: «Наклоните головы! Батюшка проводит общую исповедь!» Между словами молитвы стали слышны возгласы отца Иоанникия: «Назовите ваше имя». «Роман, Татьяна, Николая, Сергий, Ольга....» слышались хоровые ответы. Из-за многолюдства службу было слышно плохо, но она чувствовалась каждой клеткой, каждой молекулой. «Батюшка читает молитву о спасении душ убиенных во чреве детях. Женщины, делавшие аборт, и мужчины, побудившие своих женщин делать аборт, наклоните головы!» «Назовите свои имена». «Роман, Татьяна, Николая, Сергий, Ольга....» «Передайте за сугубую молитву об убиенных во чреве детях по 100 рублей в казну!» Здесь мы немного отвлечемся.

Началось причастие. Мужчины, а после и женщины, стали быстро подходить к Чаше. «Причащается раб Божий...» «Роман», - быстро произношу я, причащаюсь Святых Христовых Тайн, целую Чашу и быстро отхожу к столику, где раздают кусочки просфор и святую воду причастившимся.

Литургия заканчивается к 5 утра по местному времени. После Божественной литургии сразу Крестный ход вокруг церкви с иконой Казанской Божьей Матери, с пением тропаря, с воженными свечами...

После Крестного хода - раздают свечи, и начинается Соборование.
(Во все посты по субботам).
Монахиня читает поочередно семь Апостолов, батюшка - семь Евангелий. После каждого Евангелия слышен возглас священника: «Назовите свое имя!». «Роман, Татьяна, Николая, Сергий, Ольга....». Во время соборования я стоял на улице - в храм войти не смог. И вдруг посреди Соборования.... «Меня зовут....» раздался громкий звериный голос из притвора. Отрыжка, мат, и нечленораздельное рычание. Все люди, стоявшие вблизи рычащей женщины, начали креститься. Звуки беснования прекратились вместе с Соборованием. «Дайте дорогу!» Из храма вдоль стены вышел охранник, а вслед за ним схиархимандрит Иоанникий. Часть паломников поспешили в трапезную, а большинство - к домику старца. Батюшка поверх подрясника одел старый, поношенный пуловер, и вышел к паломникам.

Православные, приехавшие каждый со своим наболевшим, по одному подходили к батюшке и быстро излагая суть соей проблемы, получали духовное наставление и благословение от старца. Казалось бы, на одинаковые вопросы батюшка давал разные ответы. «Батюшка, внуку в садик бы пора...», - начинал вопрошать один мужчина. На этом батюшка его обрывал, говоря: «Нет. Справляйтесь собственными силами. В детский сад только в самом крайнем случае!». «Батюшка, внуку 7 лет. Отдать ли нам его в этом году в школу...», спрашивала женщина, приехавшая со мной. «У мальчика есть отец. Как он решит, так и будет». «А вот дочь моя в школе работает...» - «Пусть сменит работу на более высокооплачиваемую. Ей детей поднимать надо!» Когда очередь дошла до меня, я стоял и мямлил что-то нечленораздельное. Батюшка положил свою руку мне на голову и произнес: «И дай мне Господи то, что я сам попросить не умею!» И я уставший пошел в машину. Служба, в общей сложности, продолжалась более 5 часов.

А тем, кто все еще осуждает под благим предлогом «не сотвори себе кумира» и отца Иоанникия, и паломников, приезжающих в Чихачево, хочу процитировать слова самого отца Иоанникия: «Не меня искать надо, а Бога. Идите все в храм, молитесь, просите Господа о своём наболевшем. А ко мне потом подойдёте».

Источник:   http://101face.ru/2011/09/10/shiarhimandrit-ioannikiy-iz-derevni-chihachevo.html

Места:
Свято-Никольский скит в с. Чихачево


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии