Центры паломничеств
Паломничества

19 Ноября 11Мелитина Анатольевна Ладинская

Отец Макарий

Отец Макарий был первым монахом, с которым я познакомилась. Было ему 27 лет, и он был единственным монахом во вновь открывшемся Юрьевом монастыре. Монастырь этот очень древний, но за годы безбожия был превращён в общежитие для художников, которое не ремонтировалось. Главный собор в честь Святого Георгия был туристическим объектом, но и он не ремонтировался. Отца Макария поселили в восточном корпусе, а помещение рядом освятили под храм в честь иконы Божией матери «Взыграние младенца». Отец Макарий закончил Ленинградскую семинарию и был назначен к служению в Новгород (тогда он ещё не назывался Великим). Было лето 1993 года, и окна его кельи выходили на пляж. Это нелёгкое испытание для молодого монаха. Был он монахом девственником, и это ему помогало бороться с искушениями. Помогали ему две матушки - баба Маша и баба Катя. Они по очереди приезжали к нему из Новгорода, убирали, готовили и иногда подпевали ему во время богослужения. Отец Макарий - очень музыкальный человек с красивым голосом. Ни одна из его помощниц музыкальными талантами не обладала, и часто раздражали отца Макария. Он сердился, а они показывали на кастрюлю, мол, можешь и голодным остаться.

Отец Макарий

Больше всего на свете отец Макарий любил церковную службу. Он служил два раза в день по монастырскому чину. Для него неважно было, есть ли кто-нибудь в храме или нет. Он служил Богу. Прихожан почти не было, и очень часто он служил в пустом храме. Как он радовался каждому, кто приходил в храм! Вскоре он подружился с художниками, которые населяли весь южный корпус, и они стали его не очень прилежными прихожанами. Времена были нелегкими, и монастыри были рады, когда им привозили немного муки или крупы, или бутылку растительного масла. Однажды случилось так, что у них на кухне было пусто. Отец Макарий стал молиться Божией Матери. День был будний, и прихожан не ждали. Вдруг приехал паломник и привёз им все необходимые продукты.

Человеком он был очень общительным и веселым, он просто светился радостью, и это очень привлекало к нему людей. А бабе Маше приходилось с палкой гонять влюбленных в него художниц. Говорю, он был, потому что сейчас это совсем другой человек.

Наша дружба с ним началась с первого знакомства. Он сразу стал называть мамой. Как позже я узнала, я была у него мамой №5. С тремя из его прежних мам мне довелось познакомиться.

История его жизни необычная. Он родился в Душанбе. Отец его таджик, а мать русская. Отец считался мусульманином, но, по сути, был никаким, как очень многие в те безбожные времена. Родился отец Макарий слабым ребёнком, страдал судорогами, и его русская бабушка крестила его в православной церкви, после чего он поправился. Рядом с ними жила многодетная семья русского священника. Рустам (так его звали в миру) или Александр в крещении рос с этими детьми в православии. Он окончил школу, отслужил в армии и приехал в Ленинград поступать в университет, но поступил вместо этого в семинарию. Его отец не принял этого, и когда в первые каникулы он приехал в Душанбе, его не пустили в дом. Учиться без поддержки из дома всегда нелегко, но мир не без добрых людей. Две женщины, Ольга Васильевна и Антонина Николаевна стали о нём заботиться, приглашали к себе, помогали и подкармливали.

Больше всего он любил церковное пение, пока другие сидели за книгами, старался пойти куда-нибудь, где служили акафист. Книги он не очень любил, но учился вполне успешно. Ещё в семинарии задумал стать монахом. Его друзья в это не верили - слишком весёлым и общительным был он по характеру. После окончания семинарии он был направлен в Новгород в храм Апостола Филиппа. В Новгороде он стал священником и монахом. За его любовь к воде ему дали шуточное прозвище «гидропоп». Вскоре его назначили служить в Юрьев монастырь.

После первой поездки паломники очень полюбили отца Макария. Люди потянулись в монастырь. Я вспоминаю свою поездку к нему 4 ноября 1993 года. Я приехала к вечерней службе. Был ранний закат, и собор Святого Георгия казался перламутровым в отражении заходящего солнца. Я подошла к церкви, из окон шёл свет. Я тихонько открыла дверь и вошла в храм. Отец Макарий служит, баба Катя ему помогает. В храме никого кроме меня. Батюшка служит. В какой-то момент он на минутку оторвался и сказал: «Матушка Мелитина, это ты?» «Да, батюшка, это я». И он продолжил службу. На радости, что я приехала, он добавил к службе ещё акафист, и служба закончилась в половине двенадцатого. Ночевать мне было негде. Спасибо матушке Екатерине. Она забрала меня с собой в город. Рано утром я была снова в монастыре. На этот раз я была на службе не одна, утром из Ленинграда приехала еще одна паломница Надежда. Когда служба кончилась, батюшка подошел ко мне: «Ну, теперь покажи, что ты мне принесла?» Я не задолго до этого была в Голландии у дочки, и с ней побывала в Шеветонском монастыре в Бельгии. В подарок я привезла кассету с записью их хора. Батюшка очень обрадовался подарку, но магнитофона, чтобы послушать кассету у него не было. И мы втроем пошли в гости к художникам. Там мы хорошо посидели, но нам с Надеждой нужно было торопиться на последний автобус. А отец Макарий все смеётся: «Без моего благословения вы никуда не уедете». Благословил он нас только тогда, когда ему пришло время служить вечернюю службу. Он сказал: «По моему благословению вы хорошо доедете до дома».

Мы приехали на вокзал. Последняя электричка уже ушла. На автовокзале не было больше автобусов на Ленинград. Ночевать нам было негде. «Вот тебе и батюшкино благословение!» подумали мы. Вдруг подъехал автобус с надписью «ЧУДОВО». Мы на него сели и через полчаса были на станции московской железной дороги, еще через пятнадцать минут мы сидели в электричке, везущий нас домой. Добрались мы до дома быстрее, чем на прямом автобусе. Так нам помогло батюшкино благословение.

Зимой в монастыре открыли Крестовоздвиженскую церковь, в монастырь приехали четыре Пюхтицкие монахини. Они прошли школу Пюхтицкого монастыря и хорошо пели. Но Юрьев монастырь собирались возродить как мужской монастырь, и весной 1994 года монахини переехали в Варлаамо-Хутынский монастырь, который только начинал возрождаться. Отец Макарий переехал вместе с монахинями.

Варлаамо-Хутынский монастырь возглавила Пюхтицкая монахиня Алексия. Монастырь был в развалинах, везде требовался ремонт, да и кормить насельниц и паломников приходилось трудами своих рук. Отец Макарий был освобождён от всех бытовых трудностей и получил хорошую солнечную келью. За ним ухаживала матушка Мария (та самая баба Маша). Популярность его среди паломников росла. Он обладал удивительной способностью утешения. Одна паломница рассказала мне: «Я приехала к отцу Макарию с большим горем: мой муж, врач по специальности, лечился в наркологической больнице, я поделилась своим горем с отцом Макарием и успокоилась, домой я ехала с таким чувством, что всё это случилось не со мной». Люди потянулись в Варлаамо - Хутынский монастырь. И для каждого паломника находилось доброе слово и ведро воды из святого колодца на голову.

Время шло. Поток паломников всё увеличивался, и для всех было большой радостью побывать в Варлаамо-Хутынском монастыре и помолиться вместе с отцом Макарием. Был он всегда в радости. Всегда он шёл с паломниками на святую горку, которую преподобный Варлаам Хутынский наносил своей скуфьей, и к священному колодцу. Но постепенно у него стала накапливаться усталость. Он уже не так охотно стал встречаться с паломниками, хотя внешне старался держаться по-прежнему. Он стал часто болеть. Зная его очень общительный характер, его редко отпускали из монастыря. Он всегда радовался нашему приезду и печалился, когда мы уезжали. Поэтому его келейницам не нравилось, когда мы приезжали.

Однажды я обратилась к владыке Льву с просьбой отпустить отца Макария с нами в Оптину Пустынь. Владыка спросил меня: «Ты очень любишь отца Макария? ». Я ответила «Да». Тогда он сказал: «Я тоже очень люблю отца Макария и никуда его не отпущу с тобой».
Как-то раз поздней осенью мне сказали в монастыре, что отец Макарий болен. Я пошла к нему в келью, чтобы узнать, что случилось. Он лежал носом к стенке. Я спросила: «Что с тобой?». «Я болен». Я поняла, что у него депрессия и попросила игумению Алексию отпустить отца Макария на два дня в Петербург. Она сказала: «Ты что, Мелитина, его владыка и в Новгород редко отпускает, а ты хочешь в Петербург». Я переменила тему разговора и стала про себя молиться Варлааму Хутынскому. В конце разговора она мне говорит: «Пусть едет с вами, только чтобы во вторник вечером он был в монастыре». Я снова пришла в его келью и говорю: «Вставай, матушка разрешила тебе поехать с нами». Он вскочил, и все его болезни разом прошли. С нами поехала его келейница Мария. Они остановились у меня. Отец Макарий встретился со своей «мамой», которая помогала ему в годы учебы и со своими друзьями по семинарии. Паломники устроили ему праздничный обед. На следующий день нужно было уезжать; а он не хочет. Паломники проводили его до поезда.

Вскоре началась война в Таджикистане. Родители его вынуждены были бежать, за смешанный брак можно было потерять жизнь. Родители переселились в Оренбургскую область. Там им было очень плохо. Игумения Алексия пригласила их в монастырь. Отец Макарий со своей новой келейницей монахиней Евпраксией поехали за ними и привезли их в монастырь. Они напоминали мне два южных цветка, пересаженных в холодную северную землю. Всё им было трудно: и монастырские порядки, и другая еда, и совсем другие люди вокруг. Отцу Макарию было с ними нелегко. Помню, как отец Макарий кричал отцу: «Папа, сколько раз я тебе говорил, что нельзя в монастыре ходить в тюбитейке». Но постепенно отец привык и почувствовал красоту православной веры. Он принял православие и крестился. Но привыкнуть к северному климату не смог, стал болеть и скоро ушёл из жизни. К этому времени они жили на подворье монастыря в деревне.

Однажды я приехала в монастырь и отец Макарий говорит мне: «Моя мать позорит меня, она стала пить». Мне стало очень жаль эту женщину. Как же ей было тяжело одной на чужой стороне! К счастью её скоро забрал к себе брат отца Макария, который поселился где-то в Поволжье, и она уехала нянчить внука.

В эти годы отец Макарий был особенно популярен среди паломников. В монастырь приезжали паломники из Новгорода, из Петербурга и из многих городов России. Но постепенно его силы стали падать. Он стал болеть. Он уже не мог столько служить. К тому же паломники любили порадовать его подарками и гостинцами. А это совсем не полезно монаху. Он ещё пытался изображать прежнего отца Макария, но на самом деле это перестало быть искренним.

Исполнилось почти 18 лет с начала нашего знакомства. Я состарилась и редко бываю в паломнических поездках. В позапрошлом году я пришла к нему в келью. Там была игумения Алексия. Она, как всегда, очень приветливо приняла меня, отец Макарий тоже, как мне показалось, был рад моему приезду. У него появилась новая келейница Людмила. Она попыталась помешать нашей встрече, причем в присутствии игумении. Её поведение меня удивило. Никогда я раньше не видела, чтобы кто-то посмел так себя вести в присутствии игумении. Прошёл ещё год. На этот раз игумении в монастыре не было, и келейница просто меня к нему не пустила.

В марте 2011 года я узнала, что отец Макарий сломал правую руку и лежит в больнице в Петербурге недалеко от меня. Но придти к нему в больницу я не могла, было очень скользко, а у меня проблемы с ногами. Я передала ему письмо через хорошего знакомого, попросила позвонить. Но он так и не позвонил. Матушка Алексия сказала мне, что он полностью под влиянием келейницы. Вот какой грустный конец у этой истории.

Источник:   http://palomnik-spb.ucoz.ru/publ/poezdki/otec_makarij/2-1-0-31

Организатор: Паломник (паломническая служба)

Места:
Юрьев монастырь в г. Великий Новгород


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

  • Разместил palomnik2 21 Ноября 11

    Действительно, печально.
    Однако это не отзыв о паломничестве, а частное суждение о православном священнике, причём довольно-таки негативное.
    Рекомендую админу к удалению.

  • Разместил admin21 Ноября 11

    Лично я не совсем согласен с автором заметки, так как не считаю, что это уже так вот и конец истории.

  • Разместил admin21 Ноября 11

    Ну а насчет "негативного частного отзыва" - в принципе, сейчас все обо всех так могут отзываться, а о священниках - и похлеще.

  • Разместил Jrun21 Ноября 13

    Согласен с palomnik2. Напрасно вы тиражируете впечатления обиженной женщины о действительно замечательном человеке и священнике. Тем более, что впечатления эти весьма и весьма субъективные. О Макарий - удивительный молитвеник. Свидетельсвую, что несколько моих знакомых по его молитвам или полностью избавились, или получили значительное облегчение от своих недугов, по преимуществу духовных. Кроме этого думаю, что выставлять подробности частной жизни известного человка, тем более монаха - плохой тон.

  • Разместил nika-palomnik21 Декабря 17

    Дорогая Мелитина Анатольевна! Очень жалко всегда, когда многолетняя дружба обрывается. На самом деле батюшка не устал и не стал другим, наоборот он возрастает в Духе, несет на себе огромный груз наших грехов, и поэтому конечно и болеет и меньше может общаться с паломниками вне храма. Но дело в том, что главное его общение с нами, его духовными чадами, происходит на исповеди и особенное духовное общение во время Божественной Литургии. Мы очень любим его, получаем от него огромную помощь в наших духовных трудах. Спасибо Вам за поддержку, которую Вы оказали ему в начале его пути, за любовь к нему. Не расстраивайтесь, пожалуйста, приезжайте на его службы, это поистине Чудо Божье. Он ТАКОЙ МОЛИТВЕННИК, какого редко встретишь. Я понимаю, как нам по человечески обидно, когда многолетняя дружба проходит, но монахи живут в другом измерении, тем более такой человек как отец Макарий, он ведь вообще юродивый, настоящий БОЖИЙ ЧЕЛОВЕК. Господь знает ваши труды и молитвы за него и все Вам воздаст. Приезжайте. Всего доброго, раба Божья Пелагея

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии