Центры паломничеств
Паломничества

05 Февраля 12Священник Александр (Мурылев)

Между степью и небом – Дергачи

При въезде в город - мусульманское кладбище. Полумесяцы и ограды выкрашены серебряной краской. Есть даже большой мазар из серого цемента. Все очень ухожено и аккуратно - хоть, по исламским воззрениям, кладбище - место не священное, а, напротив - нечистое, обиталище злых шайтанов.

Паломничество в Дергачи

А на месте старинного православного кладбища в центре поселка - скверик и базар. В одной части скверика - ночное кафе с танцами и музыкой. В другой - неизящная статуя Ленина. На постаменте - свежевыкрашенная пятиконечная звезда. Коммунистический идол, чувствуется, имеет поклонников.

На базаре слышна по преимуществу тюркская речь - татарская и казахская. Прямо на земле сидят женщины в пестрых платьях и в больших белых платках на головах. Вдоль ряда автомобилей снуют крепкие подтянутые мужчины. Потомки половцев, они ставят машины возле церковной ограды - словно коней привязывают.

Церковь в честь Архистратига Божия Михаила уцелела. В 1917 или 1918 году сломали одну из четырех башенок, окружающих главный купол. Долгие годы здесь хранили пшеницу. На полу, выложенном разноцветными плитками, видны две борозды - след гусеничных тракторов.

В войну храм пытались разобрать на кирпичи. Не вышло: кирпич крошился чуть ли не в пыль. Говорят, известку замешивали с сырыми яйцами. В старину это была очень популярная технология. Известка, действительно, намертво соединяет между собой камни. Так строили и Свято-Троицкий собор в Саратове. Правда, храм в Дергачах выстроен позже - в 1904 году, вероятно, если принять во внимание изобилие здешних мест водяными птицами. Почти во всякой луже - плавают утки с утятами. На лужайке гуляют гуси. Сильные и слегка диковатые птицы. Раньше, рассказывают, их было больше, но массовый алкоголизм делает свое дело... Основное славянское население - старушки и пьяницы. Все прочие уезжают в города покрупнее.

Дергачи застроены по преимуществу глиняными домиками. Конструкция весьма гигиеничная: прохладно в зной и тепло в стужу - если, конечно, натопить печь. (Газ добывают из земли сравнительно недалеко от поселка. Однако многие жители топят печи по старинке - сухой травой или навозом.) Глина же, хоть и гигиеничный, но недолговечный материал. Недалеко от церкви - последний разрушающийся дом, выстроенный в начале XX века. Штукатуренный детсад напоминает фешенебельные особняки саратовских "королей муки и сарпинки" - Бореля, Шмидтов, Рейнека. Но под фасадом - глина, перемешанная с рубленой соломой.

Церковь - единственное, что уцелело от дореволюционных лет. Когда бульдозеры раскатывали кладбища, некоторые надгробья отнесли к церковной стене. Здесь они сохранились до нашего времени. Белый и черный мрамор с могил николаевских купцов в глиняном городке выглядит диковинно. Одно надгробье - с могилы священника: известняковый аналой, а на нем - крест и раскрытое Евангелие. Время уже почти истребило буквы - но пока еще можно разобрать строки Евангелия от Луки: "Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы".

На клиросе поют пожилые женщины. Они приходят в церковный хор, излишне хлебнув труда и вдоволь насытившись бремен. "У нас регента нет - Сама Матушка - Владычица наставляет", - говорят певчие. На клиросе, действительно, висит образ Божией Матери. Певицы молятся ей перед службой - просят руководить пением. Поют весьма трогательно. Церковные песнопения звучат в несколько фольклорном варианте: с высоким "дишкантом" и множеством подголосков. Музыкальная ткань получается богато орнаментированной, но первоисточник без труда узнаваем. И - очень живое чувство Бытия Божия при строгости осмысления исполнения.

Иконы - тоже в простом и чистосердечном старинном народном духе. Иные вм есто золотых риз убраны блестящей фольгой от конфет. Прихожане относятся к этим самодельным ризам весьма трепетно, заставляя вспомнить Евангельскую вдовицу с ее малой лептой.

Есть в храме и редкая вещь: здесь хранится антиминс (особым образом освещенный плат с частицами Святых мощей, на котором совершается Таинство Евхаристии), надписанный святым Ермогеном, Епископом Саратовским и Царицынским в 1911 году. Священномученик Ермоген дал этот антиминс для храма в честь Преподобного Сергия Радонежского в Вольском уезде. Епископ Варфоломей (Пендеревский) передал его в Михаило-Архангельскую церковь в Дергачах в 1963 году, в возобновленный приход. В Поволжье таких реликвий почти не встретишь.

Долгое время Дергачи наряду с Пугачевом были самым дальним заволжским приходом Саратовской епархии. В конце 1980-х начале 90-х годов появились общины в Новоузенске, Перелюбе, Озинках, Александровом Гае. Дергачи имели репутацию не только дальнего, но и трудного прихода. Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевский) когда-то записал в дневник: "В Пугачеве жители - чапаевцы". Не только - в Пугачеве... Все обстоятельства способствовали тому, чтоб храм в Дергачах был разрушен - как во всех соседних поселках. Но - он остался. И сегодня - это живой приход со своими собственными традициями, про который можно было бы сказать словами Писания: "Свет во тьме светит, и тьма не объяла его".

Источник:   http://eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3943&Itemid=90

Места:
Храм Архистратига Михаила в пос. Дергачи

Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии