08 Февраля 12Sampalomnik
Греция. Салоники. Часть 1.
В начале августа мы с нашей прекрасной и дружной группой в 15 человек совершили паломничество к святыням Православной Греции. Проделали мы длинный и очень увлекательный путь. Самому старшему нашему паломнику было аж 84! года, но Иван Осипович с честью выдержал весь путь! Отдельно хотелось бы рассказать о нашей Александре Георгиевне, которой в этом году исполнится 80! лет. И которая за последний год совершила подряд три паломничества (два на Святую землю и последнее в Грецию и Италию). Эти два наших "патриарха" стали для нашей группы настоящим примером для подражания. Духовный и жизненный опыт подстёгивал нас -молодых к более внимательному отношению к друг другу, терпению, молитве. В автобусе царила настоящая семейная атмосфера! Несмотря на длинные переезды, усталость, жару нас переполняла радость от соприкосновения с Великими Святынями Христианства! Милостью Божией мы везде всё успевали, молились и причащались на литургиях у мощей святителя Спиридона Тримифунтского, святителя Николая Чудотворца и нашего соотечественника святого праведного Иоанна Русского! Пели акафисты, молитвы. Успевали даже купаться в морях и лакомиться их дарами - кальмарами, креветками рыбкой на углях! И всё это за 7 дней!
Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт о нашем паломничестве!
Часть первая. Салоники.
Салоники - это крупный культурный центр. Здесь находятся университет имени Аристотеля, славящийся своей богатейшей библиотекой, Государственный театр Северной Греции, первая греческая консерватория. Жизнь города насыщена разнообразными культурными мероприятиями в течение всего года: выставки в музее современного искусства Македонии, Национальной картинной галерее, Культурном центре Национального банка; выступления Национального государственного оркестра; представления в Государственном театре Северной Греции; праздники летом в открытом театре; песенные и кинофестивали; концерты камерной музыки. В 1997 г. Салоники был объявлен культурной столицей Европы. Здесь проходили концерты классической музыки, оперные и балетные спектакли с участием ведущих греческих и зарубежных артистов. Вот уже в течение 75 лет каждый сентябрь в городском выставочном комплексе проводится международная ярмарка HELEXPO, в которой принимают участие сотни греческих и зарубежных фирм. А в первую неделю ноября Салоники принимает участников международной выставки туризма "Филоксения". Примерно в это же время в городе проходит кинофестиваль. В течение двух месяцев (октябрь-ноябрь) здесь проводится фестиваль "Димитрия" (в честь покровителя города Святого Димитрия).
Базилика является пятинефной, длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина — 33 метра. Это самая крупная церковь в Салониках. Храм имеет два входа, ведущих в притвор. По амвону центральный неф пересекает трансепт, обрамлённый колоннадой.
Алтарная часть увенчана конхой и имеется только в центральном нефе, заканчивающимся апсидой, не выступающей за периметр храма. Справа от главного алтаря расположен выступающий на восток придел святого Евфимия, пристроенный к базилике.
Фронтоны арок были украшены плитами из темно-голубого или зеленоватого мрамора, а в их внутренней части имелся геометрический орнамент со вставками из белого, чёрного и красного мрамора. В настоящее время украшения на колоннаде практически отсутствуют, их внешний вид известен только по рисункам, сделанным в начале XX века.
Мощи с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века, но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI — XII веками. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.
С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григорасом). В этот же период по причине исчезновения мощей из храма возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).
В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог.
Кровь святого
Культ крови великомученика возник уже в раннехристианский период (Димитрий Ростовский сообщает, что Лупп, раб святого Димитрия, «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес.При раскопках в алтаре под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Считается что под алтарём изначально была расположена гробница святого Димитрия в которой, по мнению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью. Сохранились мощевики XI—XII веков с кровью великомученика (в Великой Лавре на Афоне), с пропитанной кровью землёй (в Ватопедском монастыре на Афоне), а также с кровью и миром (энколпион XII—XIII века в Британском музее.
В ходе реставрации удалось сохранить некоторые мозаичные полотна VII-VIII веков (остальные погибли во время пожара и известны только по фотографиям) — едва ли не единственные, пережившие в Византии эпоху иконоборчества. Трудно сказать, почему иконоборцы решили пощадить эти изображения. В мозаиках заметна античная традиция, но лики уже аскетически строги, напоминая поздневизантийские иконы. Однако, при сравнении мозаик из базилики Святого Димитрия с константинопольскими памятниками того же периода, заметно обилие восточных типов, склонность к фронтальным построениям и более подчеркнутая линейность композиций. На всех мозаиках великомученик Димитрий имеет индивидуальные черты лица, что свидетельствует о различном времени их исполнения.
Считается, что часть мозаик (расположенные над аркадой) были своеобразным вотивом, выполненным по специальному заказу, что объясняется случайным характером композиций.
Монастырь святой Феодоры Солунской
Преподобная Феодора Солунская происходила от христианских родителей Антония и Хрисанфы, живших на острове Эгине. В совершенном возрасте святая Феодора вступила в брак. Вскоре у нее родилась дочь. При нашествии сарацин (823) молодые супруги переселились в город Солунь. Здесь преподобная Феодора посвятила свою дочь на служение Богу в монастыре, а после смерти своего мужа и сама приняла иночество в той же обители.
Трудами послушания, постом и молитвою она так угодила Богу, что получила дар чудотворения и совершала чудеса не только при жизни, но и по смерти (+ 892). Когда скончалась игумения монастыря, ее гроб хотели поставить рядом с гробом преподобной Феодоры. Тогда преподобная, словно живая, подвинулась вместе с гробом и уступила место своей начальнице, показывая пример смирения даже после смерти. От мощей ее истекало миро. Когда в 1430 году турки взяли Солунь, они раздробили святые мощи преподобной Феодоры на части.
Преподобный Давид Солунский подвизался в монастыре святых мучеников Феодора и Меркурия. Впоследствии, поселившись близ города Солуни (Фессалоники), он устроил себе шалаш под миндальным деревом и прожил в нем 70 лет, пребывая в постоянной молитве, соблюдая строгий пост, терпя зной и стужу. Преподобный Давид получил от Бога дар чудотворений, многих исцелил от болезней. Всем, приходившим к нему, святой подвижник давал душеполезные советы. Достигнув бесстрастия, он был как бы ангел во плоти, не терпя никакого вреда, мог брать в руки горящие угли для совершения каждения. Скончался преподобный около 540 года. Мощи его почивают сейчас в монастыре преп. Феодоры.
Источник: http://sampalomnik.ru/fotoreportaji/glavnaya/fotoreportaji/1.html
Организатор: Паломник (Самарская паломническая служба)
Места:
Монастырь св. преподобной Феодоры Солунской в г. Салоники
Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Я так понимаю, будет и вторая часть повествования ?
И третья и четвёртая и пятная.... вот временем бы только свободным обзавестись!
Ну отлично :)
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии