Центры паломничеств
Паломничества

05 Мая 12Евгения Рогова

Письма об Украине (часть 2)

Окончание. Начало здесь.

Продолжим. Впечатления от Почаевской Лавры самые сильные, не до конца сформулировавшиеся в конкретные мысли. Ведь именно здесь я и почувствовала себя впервые не паломницей, а праздной туристкой. Хотя туристов, как таковых, здесь, в Почаеве, нет. Зато есть паломники, каких нет в России. По крайней мере, такое заключение сделала после моего рассказа женщина, 100 лет воцерковленная и поездившая очень много за свою жизнь (а она на 2 года моложе моей мамы). Но все по порядку. Приехали поздно, поужинали в трапезной. Трапезная не единственная. Та, в которой мы ели, похожа на столовую или кафе со столиками, где самообслуживание и ассортимент довольно разнообразный. Каждый рассчитывался сам за себя, но и ел, как хотел. Тут же была стойка, где обслуживались трудники, они питались бесплатно - это естественно. Братской трапезной мы не видели, в этом монастыре оно и понятно, но не видели мы и другой трапезной - той, где питаются настоящие паломники, странники, калики-перехожие. Да, представьте себе, именно здесь, в Почаевской Лавре, я узнала, что они существуют и в наше время, что этот анахронизм, знакомый нам только по классической литературе, в основном русской и древнерусской, здесь же, в Западной Украине , не уничтожен, не сгинул под большевистским режимом, и верой таких людей, возможно, и держится православие.

Я оделась, как капуста, все футболки, блузки, невесомый шарфик, но сверху дождевик был. Пошли мы посмотреть Лавру, чтобы знать, куда завтра чуть свет бежать. Кстати, в гостиницу в 22.00 прекращается вход и выход. Про монастырь и говорить нечего. Вот мы и отправились побыстрее. Уже знали, что мощи Иова Почаевского в пещерном храме, а он открывается и служба ранняя начинается в 6 утра. Монастырь небольшой, с Киево-Печерской лаврой не сравнить, с Оптиной по размеру можно сравнить. 2 больших собора - Успенский, главный, и еще Троицкий. Последний построен архитектором Щусевым, тем самым, который постоит потом мавзолей (не правда ли, разносторонний человек?!). То есть, Троицкий храм молодой, но очень удачно стилизован под русскую (Псковско-Новгородскую) старину, ну а Успенский-то униатами строился, соответственно и выглядит. Итак, в тот вечер было все уже закрыто, служба закончилась, шли посмотреть где что и вообще подышать Лаврой, даже под дождем промокнуть , но в Лавре Почаевской!. Вход в пещерный храм оказался открыт, в небольшом коридорчике сидел толстый мужчина на стуле, и шла лестница вниз, в пещерный храм. Он и сказал нам, что храм сейчас закрыт, но мы видим и свет внизу, и вроде даже голоса доносятся снизу. А мужчина и говорит:

-Там люди ночуют.
-Где - там?
-В храме, в коридоре
-Какие люди? Почему там?
-Ну, кто не может платить, им разрешают ночевать в храме на полу.
-А можно посмотреть?
-Идите.

Стали спускаться по лестнице, начался потом коридор, стены которого были расписаны фигурами русских святых , начиная с самых первых. Так здорово! Идешь по пещерному коридору и с тобой рядом все святые. Росписи выполнены не как иконы, а святые в полный рост изображены, как будто это портреты их, и сгруппированы они несколько произвольно. Навстречу нам попались наши же 2 или 3 женщины и с таким ошеломленным видом говорят нам :

"Не ходите туда, там люди!". Но мы с Татьяной (моей спутнице 25 лет) решили дойти до конца и посмотреть сами. Вошли в дверь открытую и влево пошел как бы очень широкий коридор, в полусумраке заметны все же были иконы по стенам, вправо - стоял шкаф,но не обычный, а как в старых монастырях стойки, где пишут и подают записки и даже щели в них для пожертвований проделаны. Но необычность была еще и в том, что передняя стенка либо отсутствовала в тот момент, либо была полностью открыта, а на полках лежали сложенные одеяла и что-то еще для спанья, не белье, конечно. Так вот влево этот широкий просторный коридор уходил очень далеко, метров на 60, вдали что-то вроде аналоя помещалось, а что там иконостас и царские врата и в голову не пришло, да и сумрак же был в "помещении" (что мы в храме - было невдомек) . А на полу, на каких-то подстилках, прямо в одежде, в обуви вдоль стен лежали люди, рядом при них же помещался весь их нехитрый скарб. Люди спали, дремали - отдыхали, и мы поняли, что мешаем им отдыхать, и поспешили уйти. Все, что описала, я, скорее, не увидела, а запечатлела в своем сознании, а потом уже вспомнила. Когда мы на следующий день были в этом храме, долго не могли осознать, что увиденное ночью все было именно здесь. Таня не могла поверить очень долго, что люди спали тут. Она говорит, а где шкаф с одеялами? Я показала, хотя одеял уже и не видно, все закрыто. Позже мы по отдельным крупицам кое-что прояснили для себя. Каждый человек имеет возможность ночевать в храме не более 7 ночей, днем этих людей почти не видно, они скромно и незаметно держатся, хотя среди них есть дети. Один мальчик лет 5-6 обратил мое внимание на себя в первый вечер - он открывал всем дверь гостиницы. На следующий день, когда я его за тем же занятием застала раза 2, я с ним пошутила:"У тебя послушание такое - дверь всем помогать открывать?" К сожалению, его ответ был мне не очень понятен. Речь западных украинцев совершенно иностранная! В ней намешано много диалектов, причем они-то нас понимают, даже дети, а мы со своим великим русским языком не знаем ничего, а кто учит иностранный, старается все английский, да французский и т.д. А потом обижаемся, что нас не любят в бывших наших республиках! Про этих странников еще узнали, что они ходят и за границу. И вообще это их образ жизни! Они не знают техники, боятся фотоаппаратов, мобильников, но не кликушествуют, а так тихонечко, неназойливо высказывают свое мнение, суть которого - все это от Антихриста и к нему ведет. Да и на проповедях в Лавре говорят, как я поняла о нем немало, сама немного слышала (еще меньше поняла).

Мы жили в келье 10-местной, а нас было в группе 9 женщин. Десятой была местная (из Ивано-Франковской обл.) девушка, которая немного нам рассказала о том, что говорят на проповедях здешние батюшки. Мы ее тоже понимали плохо, но она старалась. Здесь, наверное , уместно сказать о гостинице побольше. Огромная. Удобства общие, на этаже. Но это ладно.

За стойкой дежурного небольшой холл-молельня (с иконами, с подсвечниками, с молитвословами). Кто-то из наших женщин один раз вечером закрыл дверь на ключ, когда все легли спать, не заметив, что нет Александры. Ее стук потом разбудил всех нас, но спросили ее утром - куда она уходила. Ответ своей простотой и очевидностью поразил, наверное, не только меня. "Читать правило". Ни один из нас этого не делал. Мы же уставшие! Мы же в дороге! Я, например, прочитывала вечернее и утреннее правило лежа в кровати - наизусть. Помолиться, пусть покороче, но стоя, не хватало духу. Иногда сон обрывал мои "истовые" молитвы, но к причастию, правда, прочитала все, что полагается.

Про гостиницу написала еще не все. При нас паломники и проживающие в ней были все украинцы. По гостинице женщины ходят только в платках, даже в душ, даже в туалет, тем более в трапезную. А мы не очень к этому привыкли. Стали делать нам замечания, а иногда под суровыми взглядами, брошенными встречными хохлушками на непокрытые головы, - и без замечаний возвращаешься бегом за платком. А еще кое у кого вместо халатиков - штанишки, ну, как в поезде обычно одевают. Так вот, штанишки без замечаний сменили на дорожные, хотя и не совсем чистые юбки . Народу во все дни нашего там пребывания было огромное количество. Ну, во-первых, Троица, Духов день, все эти дни выходные, а еще, как выяснилось в третий день, день нашего отъезда, был выпуск в семинарии , и поэтому на такой праздник собрались и родители, и братья-сестры, и невесты-жены.

Но об этом потом. В первый день кто-то из наших сразу в шестом часу ушел к местным святыням, большинство действовало по плану нашего Симеона . Но все равно до экскурсии, которую для нас замечательно провел славный семинарист Миша, мы все же и пофотографировали Лавру (а она в Духов день была в тумане, но снимки получились интересные - понравились даже моему строгому критику - сыну), и побывали на акафисте перед Почаевской иконой Божией Матери, которую каждое утро в седьмом часу опускают для того, чтобы верующие могли к ней прикладываться. А постоянное ее место - очень высоко над Царскими вратами. Пока читался акафист толпа ждала с нетерпением возможности приложиться к иконе, а когда закончили читать, начался штурм - иначе не скажешь. Я бывала у святынь, которые и к нам привозили, и сама ездила к святыням, но такого не видела. А люди, ездившие и в Грецию, и на Святую землю, сказали, что там тоже не видели ничего подобного. Некоторые объясняют такое почитание тем, что это хохлы. Не знаю. Веруют они крепко, да. Но интересно еще то, что в этой обители самый большой праздник - не Пасха, не Рождество, не Успение (Лавра-то Успенская!). Только 5 августа, в день празднования Почаевской иконы Б.М. совершается Божественная литургия под открытым небом при огромном количестве народа, сонме духовенства и архиереев, а в прошлом году и наш Кирилл был на этом празднике. Ну, короче говоря, несмотря на немалые трудности, приложиться удалось всем желающим. Господь сподобил. Потом поздним утром, во время экскурсии, еще приложились, уже в более спокойной обстановке, и на следующий день тоже прикладывались . А вот к стопочке Богородицы, к ее следу, который Царица небесная оставила на камне и в котором собирается по капельке водичка (ее дают каждому приложившемуся немножко глотнуть) как-то меньше очередь, наверное потому что к ней всегда доступ есть, ее никуда не убирают, не поднимают, не закрывают, слава Богу. И еще чудотворный образ и очень почитаемый (все эти три святыни в Успенском соборе) - это увеличенный список Почаевской иконы Б.М. , только с изображением внизу еще и стопочки . Великие чудеса совершались и от этой иконы.

Пересказывать экскурсию не буду. Вот пришли мы в Пещерный храм. Вообще-то там 2 пещерных храма, но один закрыт на реставрационные работы, доступа туда нет. С трудом и не сразу, как я уже говорила, узнали мы место вчерашнего нашего позднего посещения. Посреди храма с левой стороны есть ответвление - там покоятся мощи прп. Иова и с не очень давних времен мощи прп.Амфилохия, преставившегося в 1971г. С трепетом приложились к мощам, а потом еще иеромонах каждому на голову на мгновение одевает шапку, по типу скуфьи, кажется, это Иова, но не уверена, т.к. в очень хорошем состоянии она. Вот, мощи слева находятся, очередь к ним на поклонение тоже по левой стороне выстраивается, а справа в этой пещере есть лаз, узкий и довольно высоко от пола находящийся. Там пещерка совсем темная, где прп. Иов на сугубую молитву затворялся. Желающие могут туда пролезть. Запускают по 8 человек, первый должен быть мужчина, и вообще не единственный он должен быть. Провожающий так и говорит - если проблемы - зовите, обращайтесь к мужчинам. А проблема там одна - застрять можно. Надо быть юрким, ловким, гибким, чтобы пролезть в эту пещерку. Из нас, из 12 человек, дерзнули 4. Я не из их числа. Смотрела-смотрела ...- и сделала вывод, что это не по мне. Но чувство сожаления осталось.

В Троицкий собор мы только заглядывали. В понедельник в нем совершалась поздняя Божественная литургия, и было неудобно во время нее быть экскурсантом, наш мальчик туда и не повел нас. Там есть две иконы очень старого письма, вроде 17 века, но к ним трудно подобраться, т.к. только с солеи можно подойти. Справа - образ Спасителя, слева - Божией Матери. И очень темным показался мне этот храм, но во время службы, когда мы ненадолго заглянули туда, весь этот богомольный люд был тут. Многие из них даже сидели прямо на полу храма, тем более нам было неудобно проходить мимо них туда и обратно. Но какой там молитвенный дух! Воздух пропитан насквозь этим духом. Такое редко встречается. Мне кажется, я только в детстве, когда меня бабушка Нюра брала с собой в Воскресенский храм на городском кладбище, подобное ощущала. Тогда и у нас были истинно верующие люди, простой богомольный народ, какой я встретила в Украине. В Петербурге же такой молитвенный дух всего храма можно только в Никольском соборе да и в Лавре, пожалуй, ощутить, но все же теперь уже не так. Возможно, это все мои фантазии.

В тот день мы поехали еще в монастырь-скит св. праведной Анны. Он особо примечателен святым источником с купальней. Не зацепило. Народу много, купаются, смеются, плавают (там, по типу бассейна купальня устроена).Я не купалась, Симеон и молодой мужчина из группы - вот все, кто отважился окунаться. Было 17 градусов, ну я не знаю, как еще объяснить нежелание купаться. Потом мы поехали еще на Божью гору. Поднялись метров на 70, там храм, причем действующий, и на полпути к нему - пещера, непростая, а место чьих-то молитвенных подвигов.

Вечером того же дня в Успенском храме Почаевской лавры совершалась всенощная накануне дня Прославления св.прав.Иоанна Кронштадтского (это новый праздник, всего лишь 2-й год совершается празднование этого события, как 6 июня - день прославления Ксении Блаженной). Всенощная - архиерейская, служили 2 владыки: местный - архиепископ Почаевский Владимир, наместник Лавры, викарий Украинской епархии и архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий. Пело 2 хора - на клиросе перед алтарем - братский хор, а наверху, на хорах, расположенных над входом, - хор семинарии. И эта молодежь такая голосистая! Хохлы же вообще очень хорошо поют, как правило, все. Служба долгая, монастырская, но никакой усталости, никаких порывов уйти, никаких недомоганий! Прекрасно отдавала себе отчет в том, что такое богослужение вряд ли мне еще доведется увидеть и услышать! Сергий, старший по хиротонии и по должности, поэтому он обходил храм, он читал Евангелие, он и мазал на полиелее. И мазал он до конца! До последнего желающего помазаться у него! У нас в городе настоятели далеко не все сами помазывают, митрополит, когда служит, первых 10-20 человек помажет, а дальше кто-то другой, чаще настоятель того храма, где служит в данный момент владыка. А тут - я просто восхищалась его выносливостью и смирением. Мы-то переминаемся с ноги на ногу, переходим с места на место, а он стоит столько времени на одном месте! Братии только было человек не менее 60, семинаристов сколько - не счесть! Потом просто богомольцы пошли. До конца службы продолжалось помазывание - столько было желающих именно к Сергию подойти. У стопочки Богородицы батюшка тоже помазывал (мы-то, "умные", тут и помазались), а потом так хотелось к владыке Сергию подойти! Но!... Отсутствие терпения, смирения, суетность - вот они грехи-то,везде и всюду вылезут! Впервые я услышала крики бесноватой (по-моему, это женщина все же была). Знала, слышала, что в местах, где истинная монашеская жизнь, где Господь молитву слышит, т.е. в святом месте, и бывает подобное нередко, но самой не доводилось слышать. Мороз прошел по коже, жутко стало даже. Но не видела .

Но трогательно было до слез, когда оба хора и все духовенство пели тропарь Иоанну Кронштадтскому! Много батюшек исповедовали, т.е. очень доступны монахи, и народу было очень мало, ведь прошла Троица, Духов день, но - я не воспользовалась. Не могу сказать, что стремилась, хотя каяться всегда есть в чем. Впечатление от службы было, конечно редкостным по силе моего восхищения! Вот это был праздник! Только ради такой службы стоило съездить в паломничество!

Почаев административно входит в Кременецкий район Тернопольской обл. Так вот в Духов день мы еще побывали и в Кременце - это маленький уютный городок, зеленый и гористый, назыают его даже "Кременецкой Швейцарией". И там много храмов, но не все наши, зато наш монастырь женский есть и в нем тоже чудотворная икона Б.М. - "Кременецкая". Там трудно было снимать - горы по обеим сторонам дороги, не сразу, конечно ввысь уходят, есть и строения вдоль дороги, например, храмы, монастырь , в который мы заезжали. Очень живописное место, только почему-то 2-х белок в клетке держат.

Ну а во вторник мы с 5 ч.утра опять на ногах. Зашли опять в Успенский собор - к стопочке приложиться и к Почаевской иконе, а потом в пещерный храм - там служили литургию. Опять народу было очень много, постояли только до выноса чаши, т.к. нас ждал Симеон и автобус. Поехали мы на монастырское кладбище, а потом в Свято-Духовский Почаевский монастырь-скит. Кладбище поразило своей ухоженностью, аккуратностью, однотипностью могил и какой-то именно монашеской простотой, аскезой, в то же время особая строгость какая-то ощущалась. Здесь мы посетили место, где был похоронен прп. Амфилохий, при жизни его все знали как о.Иосифа. Теперь его мощи покоятся в пещерном храме рядом с прп. Иовом.

В скиту мы набрали водички из святого колодца со 105-метровой глубины, надо сказать, что в этот день с утра было солнечно и тепло, поэтому мы немного разделись, умылись, в иконной лавке подали записки, вот здесь у меня из записки, поданной на проскомидию, вычеркнули Ваню, слава Богу, оставили его в записке на Псалтирь.Было малолюдно в скиту - ведь их престольный праздник прошел накануне, в храме мы приложились к святыням, и Симеон, по благословению здешнего батюшки, каждому из нас по очереди одевал на шею металлические вериги в виде цепи с крестом. Это только часть тех вериг прп. Никиты, чьи мощи почивают в Переславле-Залесском, которые он носил на себе долгое время. Храмик маленький, деревянный, но очень строго все и как-то сдержанно.

А когда вернулись в Лавру, там вовсю готовилось очень торжественное мероприятие - мне еще утром, когда я заглянула в Троицкий собор, ребята-семинаристы, заносившие туда стулья, сказали, что сегодня выпуск в семинарии. Ну, а мы увидели, как женщины выстилали дорожку к храму (метров 50-60 в длину, шириной около метра) опять же аиром, цветами и жасмином. По ней в храм должна пройти торжественная процессия во главе с архиепископом Сергием. И хотя колокола звонили уже вовсю, и народ собрался, мы еще успели сходить в иконную лавку, выйти из монастыря за продуктами на дорогу, вынести из гостиницы вещи, отнести их в автобус - а это опять под гору и в гору, т.к. наш автобус стоял вне монастыря. И все время, пока занимались "житейскими попечениями", волновались - как бы не опоздать! Но не опоздали, а получилось даже так, что не в толпе, которая выросла раз в 100, а на дороге встретили мы эту процессию. Вся семинария (преподаватели, семинаристы), наверное и кое-кто из братии, а первым шел Сергий! Как хотелось заснять! Но было так неловко, ведь проходили буквально рядом, рукой дотянуться можно, а ты тут им в глаза со своим фотоаппаратом! Но какой-то мальчишечка вышел вперед меня и смело начал снимать. Смотрю, а преоосвященный Сергий благословляет! Ну тут и я навела свой фотоаппарат. А он и меня благословляет! Меня даже трепет какой-то охватил!

Короче говоря, вся торжественная процессия вошла в Троицкий храм, гости тоже за ними последовали, а мы - "Санкт-Петербург! На выезд!". Сто раз, если не больше за эту поездку вспоминали нашего Сергия Ф. Он первый входит во все храмы, дольше всех молится, знает наизусть и поет тропари всем святым и всем праздникам, уходит последним, т.е. не он нас ждет и подгоняет, а мы его ждем и иной раз поторапливаем. В случае с Симеоном все было далеко не так, но он сразу предупредил, что он только сопровождающий нашей группы и его задача - наше обеспечение, устройство скорее физическое, но не духовное.

По плану мы должны были находиться в Почаеве до 9 вечера. Я этому так радовалась! Но еще накануне вечером наш предприимчивый Симеон внес предложение съездить во Львов, погулять там и к 23 ч. приехать в Радивилов - это недалеко от Почаева железнодорожная станция, на которой мы должны были сесть в половине первого ночи на поезд до дома. Я была против Львова, т.к.не насытилась Почаевской Лаврой, но, к сожалению, меня поддержали только 2 женщины, а я не умею громко настаивать на своем, а двух других уговорили с помощью скидки (с нас за Львов взяли по 300 р.- это, конечно, ерунда, я не из-за денег не хотела ехать). Ведь у нас была паломническая поездка по святым местам православной Украины, а Львов - совсем не православный город. Там есть 2 православных храма (всего!), да и те на окраине города находятся, где наш путь не пролегал (не проезжал). Как-то перестраиваться сразу я не умею. В другое время я бы с удовольствием, с большим интересом побывала в этом городе.

Ну, что поделаешь, конечно, я и поехала, и погуляла 3 часа вместе со всеми по Львову. Красивый город, памятник архитектуры, в котором что ни здание, то и памятник. Но все обветшалое и обшарпанное. Киев, даже Чернигов, пожалуй , тоже, - не такие. Киев вообще богатый, сытый, наверное, как наша Москва. А во Львове даже стеклопакетов на окнах почти нет, не говоря уже о полностью отремонтированных и реставрированных зданиях. Но сколько храмов, соборов! И они, кстати, нуждаются хотя бы в косметическом ремонте. К большому сожалению, все храмы либо униатские, либо католические, там раскольников тоже нет, т.е. город неправославный. Поужинали зато очень хорошо. Симеон привез нас в ресторанчик "Пузата хата", где очень недорого, но вкусно и сытно кормят. А мы не ели почти весь день. От Почаева до Львова дорога недолгая. Туда ехали 2 часа, обратно 1,5. В Радивилов приехали, как и было обещано, в начале 12-го, в этом отношении, конечно, лучше, что мы не с 9 вечера торчали на вокзале. Хотя и вокзальчик такой чистый, уютный, типично европейский , но удобства на улице.

В заключение хочу все же сказать, что впечатление от Украины осталось очень хорошее. Дороги замечательные! Люди трудолюбивые! Продукты дешевые и вкусные - все свое, натуральное. У нас метро стоит 25 р., а в Киеве 7 р. (не гривен!) Западные украинцы ездят на заработки в Европу, их охотно берут и в Италии, и в Чехии, и в Болгарии, и в Швеции. Билет от Киева до Стокгольма стоит 800 р. Я сыну и еще кое-кому рассказала - не верят. На Святую землю или в Грецию отправиться - в 3 раза дешевле, чем от нас. И дело не в расстоянии. Все это из области политики, наверное, но мое сердце, глаза и кое-какой ум все-таки тоже что-то чувствуют и понимают. Понравилось мне в Украине, а уж что касается святых мест, - судите сами! Кстати, поехала - болели зубы, сидела последний месяц на обезболивающих таблетках. Накануне поездки уже не болели и до сих пор не болят. И вообще чувствовала себя хорошо во все время поездки, даже в поезде.

Источник:   http://palomnik.com.ru/page250/

Организатор: Паломническое Общество "Ноев ковчег-Паломник"

Места:
Киево-Печерская лавра
Почаевская лавра
Свято-Духов скит в г. Почаев
Свято-Богоявленский Кременецкий женский монастырь


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии