Центры паломничеств
Паломничества

13 Мая 12Евгения Рогова

Зимой в Финляндии

В Финляндию я поехала зимой. Когда время подошло ехать, прогноз погоды был совсем неутешительный: у нас-то ниже 20 опустилась температура, а там, в глубине Финляндии обещали под 30 градусов. Я немного струхнула, даже захотела, чтобы поездку отменили. Вот очередное проявление моего маловерия! А Господь милостивый: не оставляет своих без помощи и поддержки! Тем более - паломников, отправившихся на богомолье в святое место.

О православии вообще в Финляндии здесь, в этих набросках, я не берусь рассказывать. Скажу только, что сами финны считают, что православие к ним пришло от карелов, ну а карелы просвещены были уже русскими. А о православных монастырях, которые мы посетили (их 2 - Спасо-Преображенский Ново-Валаамский мужскойи Свято-Троицкий Линтульский женский),немного расскажу. История их появления такова:

Когда в 1918 г. Финляндия отделилась от России, остров Валаам и находившийся там Спасо-Преображенский монастырь оказались по ту сторону границы. Во время русско-финской войны 1939-1940 гг., за несколько часов до прихода советских войск, 200 монахов и послушников погрузили большую часть всего имущества на сани и отправились спасаться вглубь Финляндии. Существует версия, что Маннергейм выделил грузовики для отправки монастырских ценностей. Переправлялись по льду. Благо из-за суровых морозов в том году лед на Ладоге был очень крепкий. Монахи купили в глубине Финляндии усадьбуПапинниеми, в которой, объединив 2 сарая, устроили церковь и продолжили монашескую жизнь. К валаамской братии вскоре прибавились монахи из Рождества-Богородичного монастыря с о. Коневец и совсем немногочисленная братия из Трифоно-Печенгскогомонастыря с Кольского полуострова. В 15 км от мужского монастыря поселились монахини из Линтульского монастыря, территория которого тоже отошла после Зимней войны к Советскому Союзу, что означало неминуемое и скорое разорение и закрытие обители. Тем временем Ладожские острова Валаам и Коневецперешли к России, но уже опустевшие.

Но вот наступили другие времена. С конца 80-х - начала90-х годовна территории развалившегося Советского Союза стала возрождаться Церковь, православие, а значит и монашеская жизнь. Постепенно восстанавливались монастыри и на Ладоге: Валаамский Спасо-Преображенский и КоневскийРождество-Богородичный. Но без своих главных святынь. Конечно, есть в обоих монастырях замечательные копии этих икон Божией Матери (Валаамской и Коневской), но все же...Безусловно, кто побывал в этих монастырях, не мог не пожелать, чтобы все святыни вернулись к нам, на Родину. Но поскольку эта проблема, скорее всего, неразрешимая, то православный народ предпринимает паломничество к ладожским святыням в Финляндию. Вот и я отправилась туда.

Поехали мы рано утром, в половине седьмого, на автобусе марки «Мерседес». С водителем и экскурсоводом нас было 16 человек.Про автобус не случайно пишу, дело в том, что в сильные морозы такие автобусы не приспособлены для поездок по междугородним и междугородным трассам. Печка работала, но температура в салоне была не просто минусовая, а почти как на улице. Водитель перед тем, как мы поехали, предупредил, что на трассе будет холоднее всего (из-за скорости и встречного ветра), но,как выяснится потом, он и сам не ожидал, что будет настолько холодно в автобусе - ноги замерзли и у него. В салоне имелось одно одеяло, но досталось оно, естественно, одному человеку - первому, кто попросил. Все ехали в шубах-дубленках-куртках-шапках, никто ничего не снимал, но все равно мерзли. Хуже всего у всех было с ногами - ониоказались у всех самыми незащищенными. Окна были покрыты толстым слоем инея.Никто не пытался даже дырочку в стекле расчистить - бесполезно. Мы были даже лишены возможности смотреть в окно, любоваться зимней дорогой. Водитель же постоянно скребком расчищал свое лобовое стекло - фактически держал руль одной рукой. Я была в шубе, в меховой шапке, но, конечно, мерзла все равно. Ноги мои - самое слабое место всегда, во что бы я ни была обута.

Кто-то все же дремал, я же почти беспрестанно читала Иисусову молитву, надежду возложила на Господа. Что там на кого-то роптать - ведь никто силой не гнал меня в эту поездку; сама все куда-то рвусь: бросаю дом; мать, старую и больную; кошек; сын из-за моих поездок перестраивает свои планы. Наверное, Господь меня таким образом вразумляет, чтобы я остановилась, посвящала бы свое внерабочее время только дому и храму. Вот с такими мыслями и с молитвой я и ехала всю дорогу до границы. Слава Богу, что у водителя такой замечательный характер оказался: он мог и успокоить, и отвлечь, и развеять уныние, к тому же он окажется (но это уже потом) великолепным и щедрым гидом по финским магазинам (да-да, в этой поездке были магазины!), да и не только по магазинам. Он великолепный знаток Финляндии, ее достопримечательностей, ее населения; с ним ездят даже гиды, когда прокладывают новые маршруты. Но имя у такого интересного водителя отнюдь не православное - Рашид! А внешность совершенно славянская - крупный, рослый, голубоглазый. Но не только имя неправославное было у нашего водителя. Он не заходил с нами ни в один храм! Даже когда мы будем обедать в трапезной при храме, Рашида с нами не будет. И дело, видимо, не в том, что «в дороге он не ест и не пьет» - это слова самого водителя, а в его вероисповедании. Хотя в православии он ориентируется очень неплохо. Но, тем не менее, если бы с нами был другой водитель в этой поездке, думаю, мороз и холод в автобусе запомнились бы нам иначе.

До границы мы ехали около 3-х часов, зато на самой границе практически не задержались. Желающих путешествовать в такие морозы почти не оказалось. Было еще только 2 автобуса, но больших, один из них впереди нас, другой - за нами. Но перед финскими пограничниками мы обогнали и первый. Итут мы немного ожили, даже начали отогреваться. Когда поехали снова, Рашид сказал, что теперь у нас начнутся только положительные эмоции. Но он об этом и раньше говорил, что, мол, надо потерпеть до границы. А еще через 20-30 минут мы были уже в Иматре. Красота, конечно! Но чтобы ее увидеть, надо было из автобуса выйти. Снегу много, он белый-белый, ели высоченные, разлапистые, такие дремучие! Остановились ненадолго впотрясающе красивом месте - карьер и водопад на Вуоксе. Правда, слушать и стоять на морозе (а здесь было минус 27) было некомфортно, но наш экскурсовод Ксения и сама замерзла не меньше нашего, поэтому надолго мы тут не задержались. Кое-как негнущимися пальцами я все же смогла сделать несколько снимков.Сели в автобус и поехали дальше. Проехали совсем немного и остановились возле огромного ...магазина, т.е. супермаркета. Вообще-то я впервые была в поездке, где паломничество сочеталось с самым настоящим «шопингом». И мне было интересно и смешно наблюдать не только за другими паломниками, но и в себе открывать некоторые неожиданные стороны православной женщины.

В программе поездки было заявлено время на магазины в третий (последний) день, и то часа 2-3. Но поскольку мы совершенно не стояли на границе, у нас появилось как бы лишнее время, т.к. в храме, где нас должны были встретить и накормить, так рано не ждали - мы приехали в 8 часов утра (финское время от нашего отстает на 2 часа). Программу меняли на ходу. Изменения и предложения вносил Рашид, видимо, все же с Ксенией советуясь, ну а мы, конечно не возражали. Поэтому и приехали мы в магазин. Наш народ спросил у водителя, что покупать у финнов. Рашид охотно дал рекомендации, причем все и пошли покупать именно то, что он порекомендовал. И где что находится, всем показал. И какие именно продукты лучше и выгоднее покупать - тоже объявил. Кофе, икру, масло, сыр, 5-литровые банки с оливковым маслом - все это наши паломники купили по рекомендации Рашида. Это понятно. Но ведь почти все купили и палки! Да, палки, которые похожи на лыжные, но на деле же эти палки используются для так называемой «скандинавской ходьбы». Это для сердечников, для тех, у кого проблемы с позвоночником, и, по словам водителя, здорово помогает. Сказал, что и сам пользуется ими,не обращая внимания ни на какие усмешки и косые взгляды соседей. Рашид в магазине научил, как подбирать размер палок, а потом, в монастыре уже, в один из вечеров он покажет, как ими правильно пользоваться. Всего, что связано с этими палками, я не видела, т.к. была одной из тех немногих паломников, кто не прельстился ими. Мне приходилось видеть у нас в городе очень пожилых людей с такими палками, но, если честно, я думала, что это одинокие старики, боясь скользкой дороги, выходят из дому с обломанными лыжными палками. А вообще, первое, что я сделала в магазине, нашла отдел, где продают термо-носки. И вот они-то и стали моей первой и самой лучшей покупкой! Потом я нашла нашу группу, которая почти полным составом ходила за своим поводырем Рашидом. И тоже купила икру-масло-сыр, но не купила 5-литровой банки с оливковым маслом. Я и на это-то потратила 2/3 той суммы, которая у меня была с собой. Что интересно: бегая по финскому магазину, мы не только отогрелись, но вскоре вспарились, женщины порасстегивали свои шубы, поснимали шапки и платки. Все раскраснелись и расслабились и...повеселели! Правда, мне жаркотак и не стало, но я по-настоящему отогрелась в магазине. Я заметила, что здесь, в Иматре, почти одни русские покупатели, финнов в магазине было очень мало. А отличаемся мы друг от друга весьма. Наши женщины все в шубах и дубленках, но за всю поездку я не увидела ни одной финки, одетой в меха. У них все в куртках, в пуховиках. А еще большое отличие в том, что наши женщины гораздо интереснее, симпатичнее внешне. Финки же не красивы и даже как-то похожи друг на друга. Мужчины же у них бывают разные, встречаются даже очень интересные и симпатичные лица, но бывают и типично финские; зато все они в основном рослые, крупные.

После магазина мы поехали в храм святителя Николая Чудотворца. Как сказала Ксения, теперь там для нас уже все приготовили и ждали нас. Храм, вернее, храмовый комплекс, расположен на окраине города. Нас встретил местный священник, отец Тимо (по-нашему - Тимофей). Он, с небольшим акцентом, но неплохо говорит по-русски. Немного рассказал нам и о храме, и вообще о православии в Финляндии. Храм очень небольшой, но по-домашнему чистый и уютный.Очень удивило, что в центре, на аналое лежала икона Сретения Господня. Это 4-го февраля. Но оказывается, все просто и непросто одновременно. Когда финны отделились и образовали самостоятельное государство, православие в Финляндии перешло в юрисдикцию Вселенского патриархата (сейчас его возглавляет блаженнейший Варфоломей). И церковный календарь у них по этой причине устроен по новому стилю, к большому нашему сожалению. Так вот, Сретение Господне у них уже было 2 февраля. В Финляндии понятие «приход» несколько отличается от нашего. Здесь приход состоит из церкви в г.Иматра и церкви в г. Лаппенранту, а окормляют этот разбросанный приход 2 священника. При здешнем храме есть очень приличная трапезная, библиотека, воскресная школа, хор, действует социальная служба. Но работники социальной сферы получают зарплату от государства. Приходы небогатые, ведь в Финляндии православные христиане составляют только 1% населения, тогда как лютеране - 80% населения. Тем не менее, все организовано очень четко, продуманно, аккуратно. В трапезной постоянно работает русская женщина Надежда, она-то все и готовит, и убирает, и закупает. Но ей все время помогает кто-нибудь из социальных работников. В наш приезд это была тоже русская женщина, регент хора, но, как ни странно, далекая от церковной жизни. Ее сюда направили на стажировку как социального работника (это регент хора!). А на ней не только платка нет на голове (мы-то в трапезной тоже не все голову покрываем), но нет даже креста на шее.

После гостеприимного храма святителя и Чудотворца Николая мы поехали дальше. Теперь уже можно было ехать в Ново-Валаамский монастырь, но почему-то мы заехали еще в местечко (не знаю, город это или деревня), называемое Савонлинна. Там был еще один большой магазин - «Призма», где мы провели часа полтора. Но теперь было уже не так интересно, так как мы были уже и отогретые, и сытые, да и с покупками.

Но вот все снова собрались в автобусе, и теперь мы должны были уже без остановок ехать до Хейнавеси, где неподалеку и располагается Ново-Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Ехали мы еще часа 3,5. Дорога пошла уже не широкая и прямая трасса, а, как выразился наш водитель, кондовая финская. Слава Богу, движение по ней двустороннее, но все равно из-за подступающего близко к дороге дремучемулесу впечатление было такое, что, случись встречная машина - не разминуться бы нам с ней. Возможно, так казалось из глубины салона, когда я пыталась хоть немного посмотреть через проход в водительское окно. То и дело подъем и спуск, потом опять подъем - спуск. Похоже на Валдайскую дорогу. Только здесь короче подъемы и чаще спуски. Один раз мы все же остановились. Оказывается, нас на паромедолжны были переправить через озеро. Я не упомянула еще ни разу, что Финляндия - страна озер, и не тысячи озер, а сотен тысяч озер. В народе говорят, что на 20 финнов приходится одно озеро. И поездка эта входит в цикл поездок под названием «Кружево озер Нового Валаама». Так вот, одно озеро оказалось у нас на пути. Другие озера справа-слева, а это на пути! Дороги в объезд нет, почему-то выгодней держать бесплатный паром. Вот когда на него въехал наш автобус, мы все вышли, чтобы сфотографировать озеро и его берега. Вид, конечно, открылся нашим взорам потрясающе красивый! Озеро со всех сторон окружено дремучим лесом, ели высоты необыкновенной, и все укрыты толстым слоем снега первозданной белизны. И как было жаль, что всю дорогу мы ехали почти вслепую, т.е. никаких видов из окна ни у кого не было, только если заглянешь в водительское. Мороз всю дорогу только то и делал, что крепчал (прошу прощения за вольное цитирование классика). А это озеро не замерзает как раз потому, что по нему постоянно ходит паром. Переправа длилась недолго - минут 10-15.

Точно уже не вспомню, но после переправы мы ехали еще часа полтора. К монастырю же подъехали совершенно незаметно. Никаких крепостных стен, никаких ворот, не то, что Святых, - самых обыкновенных и простых не было, как не было и никакого ограждения вообще. Уже начало смеркаться,хотя пока еще было достаточно хорошо видно. Я схватилась за фотоаппарат, кое-как сделала пару снимков храма. Мороз был такой жгучий! Как вскоре узнаем, было в тот вечер минус 30. Первым делом все пошли к дежурному администратору за ключами, а потом уже почти бегом (от холода) в гостиницу - заселяться. В том корпусе, где нас поселили, все номера двухместные. Я поселилась вместе с милой москвичкой Надеждой (с нами в группе было четыре женщины из Москвы). Вещи положили, я надела свои новые термо-носки , и мы отправились на ужин, где нас ждал шведский стол. Закончу здесь с бытовой стороной поездки, чтобы потом уже не отвлекаться на быт, поскольку поездка-то все же была паломническая! Трапезная очень просторная, много столов, покрытых чистыми скатертями и расставленными на них возженными лампадками. На стенах очень много икон. Все они с Валаама - так сказала наша экскурсовод. Но состояние икон замечательное! По центру трапезной несколько столов, на которых выставлены всяческие яства. И из них можно брать все, что тебе нравится - это и есть шведский стол! И как же это здорово! Но беда-то в том, что нравится все (так привлекательно и вкусно все выглядит) и хочется попробовать все, а воздержаться очень трудно - поста нет, причащаться завтра не собиралась, да и оплачено все заранее! Вот уж где искушение! Я думала, что только мне трудно воздержаться, я и вообще впервые за границей, а со шведским столом встречалась до этого лишь один раз (в командировке в Москве). Но смотрю - не я одна оказалась жертвой этого шведского стола! Кусок хлеба с маргарином - хочется! Булочка аппетитная - хочется! А дальше пошло горячее! И не одно что-то, а на выбор 3-4 блюда, которые все хочется попробовать! А еще дальше молоко, кефир, а еще и десерт есть! Так будет и назавтра два раза, и в понедельник два раза! Дома я столько никогда не ем! Короче говоря, я пришла к выводу - шведский стол для человека из России - зло! И даже для православного, который, в принципе, дома соблюдает посты.

И уже потом мы пошли на службу. После сытного шведского стола! Ведь была суббота, а по местному времени было как раз 18 часов - начало всенощной.

Храм во имя Преображения Господня сравнительно новый, построен и освящен в 1977 г., в нем в основном и совершаются богослужения, тогда как старая церковь, которую монахи устроили из двух соединенных вместе сараев, действует только летом.

Когда мы вошли в храм, всенощная уже началась. В храме было немноголюдно, и хотя народ потом еще будет прибывать, но все равно храм так и будет полупустой. Я и несколько наших женщин так и остались стоять недалеко от входа. Сразу бросилось в глаза большое количество икон, иконы, конечно же, все валаамские, намоленные. Подали записки. Кое-кто из наших встал в очередь на исповедь. Принимал же исповедь батюшка, который очень хорошо говорит по-русски (у него отец, известный финский писатель - выходец из России, и оба они были духовными чадами схиигумена Иоанна, известного всему православному народу по «Письмам валаамского старца»). Таинство исповеди совершалось в церкви преподобных Сергия и Германа, в которую вела дверь слева от свечной лавочки. Я думала, что это придел, а оказалось - церковь. В ней находится замечательный образ Божией Матери «Знамение» Новгородская, самая древняя икона, из вывезенных с Валаама.На исповедь заходили по одному, таким образом получалось, что в храме все время находятся двое: только священник, принимающий исповедь, и исповедник - обстановка, максимально располагающая к покаянию.

Я попыталась настроиться на богослужение.В храме царил полумрак. Служба шла на финском языке. Очень поразил меня голос чтеца. Необыкновенно красивого тембра бас, очень низкий, спокойный и размеренный, он, казалось, создан был только для того, чтобы читать в храме богослужебные тексты. Он так гармонично сочетался со всей умиротворенной обстановкой и убранством храма, замечательно наполняя собой все его пространство, и, казалось, был важной составляющей его частью, создавая непередаваемый молитвенный настрой. Все было естественно и понятно; хотелось слушать и молиться, молиться и слушать. И вдруг до меня дошло, что там, впереди, по обеим сторонам от иконостаса, находятся ведь те главные святыни, ради которых и едет сюда из России православный народ. Но такони скромно и естественно там расположились! Нет никакой суеты и ажиотажа рядом с этими иконами, поэтому и не сразу о них вспоминаешь. Я не смогла вот так вот сразу решиться к ним подойти - мало ли, какие здесь традиции и порядки, вдруг во время службы не полагается здесь к иконам прикладываться? Но потом заметила, что кое-кто из наших подходят смело, ставят свечи и прикладываются. Но я все равно еще повременила, собираясь с духом, чтобы подойти к этим дивным святыням. Когда все же подошла, замерла в благоговейном восхищении перед такими вдруг ставшими родными и доступными образами. И, как всегда в подобных случаях, на глаза навернулись слезы.

Слева от солеи - так называемая, Валаамская сторона, т.к. здесь находится Валаамская икона Божией Матери и образ преподобных Сергия и Германа. А справа от солеи - Коневская сторона, т.к. расположены здесь иконы КоневскойБожией Матери (самый древний образ в монастыре) и образ преподобного Арсения Коневского, основателя монастыря на о. Коневец, который и привез с Афона вот эту самую икону. А вообще все стены храма увешаны иконами, что вывезены из старого Валаамского монастыря. Над центральной частью храма свисает массивное, но вместе с тем очень изящное бронзовое паникадило. А вот иконостас здесь новый, его сделали специально для этого храма. Тот же иконостас, который вывезен в 1940 году и находился в Трапезной церкви Старого Валаама, остался в Старой церкви.

Меж тем всенощная служба шла своим чередом. Поскольку уже шли приготовительные недели к Великому посту, перед чтением Евангелия пели «На реках Вавилонских...», а после Евангелия и «Воскресение Христово видевше...», и «Покаяния отверзи ми двери...», но это все пелось на финском языке! Узнавала все только по порядку богослужения и по напевам. Пыталась петь «Воскресение Христово видевше» вместе со всеми, но по-русски. Это оказалось трудно - я сбилась. Тогда я просто проговорила эту Воскресную песнь про себя, стараясь изо всех сил не слушать окружающих. Я не сказала еще об одном интересном факте. Здешний монастырский хор состоит из... одного человека. Это кантор. Он из белого духовенства. Мы будем присутствовать на 4-х службах, и во время всех этих богослужений будет петь он один. Зато в воскресенье, во время Божественной литургии, все присутствующие в храме будут петь хором не только Символ веры и «Отче наш», но и «Херувимскую», а когда вынесут Чашу, то все вместе будут произносить молитвы перед Святым Причастием.Но я забежала вперед. После елеопомазания храм опустел. Финны почти все ушли, осталось лишь несколько человек, ну и мы, паломники (и тоже не все из группы). Вообще-то здесь прихода как такового нет. Но монастырь является центром православной духовной и культурной жизни в Финляндии. На территории монастыря постоянно действует Валаамский Народный университет, который предлагает самый широкий спектр курсов (и по тематике и по продолжительности) для всех, кто интересуется православием. Иные курсы длятся всего несколько дней. Зато обучающиеся на курсах финны проживают в монастыре весь период обучения, и они должны непременно принимать участие в богослужениях. Это я так подробно рассказала, чтобы было понятно, кто присутствует на богослужениях в монастыре. Практически случайных людей здесь не бывает. Но и, как я уже упомянула, постоянного прихода тоже нет.

Когда закончилась служба, по нашему времени было уже около 11 часов вечера. Вышли из храма, и попали в сказку под названием «Зима». Ночное небо усыпано звездами, кругом лес, укутанный снегом. Все постройки на территории монастыря (за исключением нового храма) деревянные и невысокие, а под снегом кажутся совсем маленькими домиками. Ни одной живой души вокруг! Тишина необыкновенная,умиротворенность и покой разлиты в воздухе! Но наслаждались мы этой зимней сказкой только пока шли из храма в свою гостиницу. Жгучий мороз не давал возможности хотя бы немного постоять и подышать зимним воздухом. А если учесть, чтосегодняшний день у всех нас начался в 4-5 часов утра, а потом еще ехали долго, мерзли - короче говоря, подустали, поэтому пора было и отдыхать. Моя соседка Надежда, хотя и собиралась завтра причащаться, но решила прочитать все, что полагается ко Святому Причастию, утром, благо, наше утро начинается позднее финского на 2 часа, поэтому встать заблаговременно будет легко.

В гостинице было достаточно тепло. Но мы все же достали из шкафа по второму (шерстяному) одеялу.Ночью нам было уютно, хотя и, действительно, не жарко.

Утром в воскресенье мы встали рано, как привыкли по своему времени, поэтому до начала Божественной литургии, которая начинается здесь в воскресные дни в 9 часов, было еще время. Соседка осталась в гостинице готовиться к Причастию. Я жепошла в храм, надеясь, что он уже открыт. Рассвело еще не совсем. На территории монастыря никого не было видно. Морозный воздух буквально обжигал лицо. Шапку и рукавицы оставила, чтобы не мешали во время службы, а руки спрятала в рукава шубы. Но чтобы войти в храм, пришлось их вынуть и взяться за металлическую дверь голыми руками. Ощущение было такое, точно я обожгла руки кипятком! Как потом выяснится, температура в 7 часов утра была минус 35 градусов, потом, в 9 утра «потеплело» до -33 градусов.

Когда я вошла в храм, в нем никого не было! Такое удивительное чувство охватило меня! Радость и благоговение, благодарность Богу, что подарил мне такую редкую возможность побыть в храме наедине с Ним и Его святынями. Я начала обходить все иконы, молясь и прикладываясь к ним с душевным трепетом. Вскоре появился тот самый монах, который читал накануне за всенощной и чей голос так мне понравился. Он начал тоже обходить иконы, но с другой целью. У него послушание -ответственный за храм.Конечно, он тоже молился перед иконами. Но он еще и возжигал перед ними лампады. Я же, приложившись ко всем доступным образам, собралась уходить. И тут мне пришло в голову, что пока нет службы, можно сфотографировать Валаамскую и Коневскую иконы Божией Матери. Я подошла к монаху и попыталась изложить свою просьбу. Объяснялись мы почти на пальцах.Он по-русски не понимает, я не знаю финского языка. Тогда я достала фотоаппарат, показала на иконы, для лучшего понимания еще и 2 пальца показала. Отец Тимофей (я потом узнаю его имя) мне ответил что-то по-фински, но суть я поняла - можно, если без вспышки. Но поскольку я не могу легко и быстро справляться с фотоаппаратом, я поблагодарила монаха и не без сожаления вышла из храма.

На улице уже можно было кое-кого увидеть. Сначала мне повстречалась семейная пара из нашей группы. Они, оказывается, просто гуляют по территории монастыря, любуются природой. Показали заячьи следы, которых здесь, на территории монастыря, оказалось очень много. И беличьих следов немало, их даже видно на крышах тех домов, над которыми нависают еловые лапы. Кстати, эта же семейная пара вечером наткнется на следы волка, но уже за пределами обители. Зверь, судя по следам, подойдет близко к крайнему домику, но дальше следов не будет, т.е. на монастырскую территорию он не зайдет - уйдет назад. Вечером и я с двумя женщинами прогуляюсь до озера, к которому от наших домиков ведет дивная еловая аллея. Такой красоты, мне кажется, я еще не видела! Да и где мне, городскому жителю, не имеющему ни машины, ни дачи любоваться зимними пейзажами!

Но я забежала вперед. На завтрак нас приглашали с 8 часов, поэтому мы пошли еще в трапезную, где нас ждал опять шведский стол. Ох уж этот шведский стол!И уже потом все пошли на Божественную литургию. Да-да, после шведского стола! Хорошо так позавтракав, точнее сказать - наевшись досыта с утра пораньше! В некоторое оправдание хочу сказать, что у нас было предусмотрено двухразовое питание.

За Божественной литургией молилось уже гораздо больше народу, чем было накануне на всенощной. Практически все финны, присутствовавшие здесь в воскресенье, причастились. Но исповеди утром не было, значит, они все вечером приходили только на исповедь, а на всенощной не оставались. Как я уже упоминала, за литургией пел хор из одного кантора, но чтец был тот же, что накануне и с которым я успела до начала службы немного пообщаться. Дьякона нет либо вообще, либо отсутствует временно (нам сказали, что часть братии в оставшиеся 2 недели до Великого поста совершают паломничества).Изредкаектиньи и возгласы после них звучали на церковно-славянском языке. Такая практика здесь водится именно из-за русских паломников. Служба прошла на одном дыхании. Я порадовалась очень за наших, которые причастились в этот день вместе с финнами. Ксения, наша руководительница, поскольку на следующий день была именинницей, тоже причащалась. Ведь завтра, 6-го февраля, мы уже не попадали на литургию.

По окончании службы архимандрит Сергий свою воскресную проповедь начал с обращения к нам, паломникам. По-русски он не говорит, его слова переводил тот русскоговорящий священник, который накануне принимал исповедь. Отец Сергий прежде всего поблагодарил нас за посещение их святой обители, за наш интерес, расположение к братьям во Христе - финнам. Потом он очень верно описал состояние, которое испытывают обычно паломники из России, прибывшие сюда, в этот отдаленный монастырь. Не знаю, как другие, ноя действительно чувствовала и радость, и удивление от того, что нашла здесь, в глубине Финляндии, этой лютеранской преимущественно стране, очаг православной веры! Увидела, что распятого Христа исповедуют не только на греческом, латинском, русском, украинском языках, но и на финском тоже! Потом мы подходили к архимандриту Сергию, прикладывались к кресту, который он держал в руках, и получали его пастырское благословение.

В 12 часов дня для нас началась экскурсия по монастырю. Проводил ее очень приятный пожилой финн по имени Маркус. Говорил он, естественно, на финском языке, а переводить должна была Ксения. Но неожиданно для всех быть переводчиком вызвался один из наших мужчин - Сергий. Не менее пожилой, чем Маркус, причем, оказалось, что у него финский - не единственный иностранный язык, которым он прекрасно владеет. Сначала мы прошли в Культурный центр, где в небольшом кинозале сначала посмотрели фильм о монастыре, потом Маркус и Сергий немного рассказали о возникновении православия на территории Финляндии. Затем мы в том же Культурном центре посетили библиотеку (к большому сожалению, в те фонды, где хранятся вывезенные со Старого Валаама древние книги, доступ имеют только избранные, в основном - ученые-богословы), осмотрели 2 зала, в которых выставлена небольшая часть валаамских ценностей. Основные же ценности находятся в Музее Православия в финском городе Куопио. Но музей этот уже не один год закрыт на ремонт, поэтому в нашу программу посещение его и не входило, но раньше обязательно его посещали все паломники. Но даже то, что находится в Ново-Валаамском монастыре, очень впечатляет. Портреты, картины, облачения, подарки, церковная утварь. Очень интересно было видеть бриллиантовый наперсный крест, который игумену Валаамского монастыря Иннокентию подарил русский Государь. А в наше время настоятель монастыря архимандрит Сергий раз в год надевает этот крест на престольный праздник обители - Преображение Господне.

Поскольку было очень морозно, по территории монастыря мы много не ходили. Из Культурного центра быстренько дошли до Старой церкви. В ней все богослужения совершались вплоть до 1977 года, но и до сих пор здесь иногда служат, но только в летнее время года. Храм не отапливается, и, когда мы зашли в эту церковь, впечатление было такое, что мы так и остались на улице. Но чувство благоговения невольно заставило забыть даже о холоде. Ведь именно здесь началась молитвенная жизнь последних валаамских монахов, здесь находились и вывезенные святыни (теперь на их месте висят копии), прямо против входа находится дверь, ведущая в монашескую келью. Войти сейчас в нее нельзя - проход перекрыт, но все можно рассмотреть, стоя у входа. Железная кровать, аналой, книги, иконы, облачение схимника (это ведь просто экспозиция) - все очень скромно, аскетично, даже сурово.

А потом мы снова прошли в ныне действующий храм Преображения Господня. Храм имеет колокольню, и я чуть не забыла сказать, что перед всеми службами (за 15 минут до начала) раздается звон 14 колоколов, которые тоже были вывезены со Старого Валаама. Маркус с помощью Сергия рассказал о храме, обо всех иконах, о сегодняшней жизни обители и братии. В 1950-60-е годы, после того как граница намертво захлопнулась, в Новом Валааме царила апокалипсическая атмосфера: монахи умирали, а притока новых сил не было. Имущество дарили музеям и другим приходам, что-то продавали, чтобы выжить. В 1983 году умер последний русский монах, и монастырь стал финским, но с русскими традициями. Братия - сегодня всего 8 человек, все финны - теперь молится о «госпоже нашей Финляндии».

Святыни русских обителей: чудотворные иконы Коневской и Валаамской Божией Матери, редкие книги и старинные иконы Валаамского монастыря, предметы церковного обихода - все теперь принадлежит Финляндии и находится в Ново-Валаамском монастыре, православном музее в Куопио и других приходах. У Маркуса все это прозвучало как естественное, само собою подразумевающееся положение дел. Он, конечно, не знал, не понимал да и вряд ли мог понять, каково нам все это слушать и видеть. Ведь все ценности, святыни - все наше, русское, и не здесь бы должно все это находиться! Как сказала одна наша паломница: «Чего бы стоило все финское православие без этих наших святынь!» Спасибо, конечно, финнам, что сохранили, сберегли бесценные сокровища Русской Православной Церкви! Вот только им бы вернуться домой! Но теперь это уже международная политика.

Так прошли 2 часа экскурсии. Мы поблагодарили своего финского гида, а спустя некоторое время отправились на своем автобусе в Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь. Об этом монастыре я скажу только несколько слов. Он и был основан на территории Финляндии, на Карельском перешейке, в местечке Линтула (птички - в переводе). Но после Зимней войны все близлежащие земли отошли Советскому Союзу, поэтому сестры монастыря покинули свою обитель, но они думали, что покидают ее ненадолго, поэтому не взяли с собой почти ничего, т.е. ценности и святыни оставили дома. Но вернуться им туда больше не пришлось, монастырь вскоре был разрушен новой властью, там появился поселок «Огоньки». А сестры ушли вглубь Финляндии и после некоторых скитаний приобрели небольшой участок земли в 15 км от того места, где обосновалась братия Валаамского монастыря. Сейчас все сестры, послушницы и трудницы (их тоже около 10) - финки, и вот уже в течениенескольких лет игуменьей монастыря является тоже финка, матушка Маргарита. Это первая финская игуменья.

Место, где расположился Линтульский монастырь тоже очень живописное. В период навигации между двумя обителями курсирует монастырский кораблик «Сергий», т.е. оба монастыря имеют на озере пристани. Конечно, очень захотелось приехать сюда еще и летом. Но это уж как Бог даст!

Я опять возвращаюсь к женскому монастырю. Меня поразил монастырский комплекс своим необычным видом. Нет ни привычного каре, ни крепости, ни отдельно стоящего храма.Зато много стекла и бетона. Я бы сказала, что это очень современная архитектура, но прозвучало в чьем-то рассказе, что в нынешнем виде монастырь был отстроен еще в конце 60-х годов. Храм очень светлый, что не очень характерно вообще-то для православного храма. Много цветов и вообще зелени - это как раз в духе всех женских монастырей. Но еще одна деталь - в храме стояло несколько рядов стульев.Для чего или для кого? А встретила нас монахиня Ксения, худенькая такая, очень приветливая, говорит по-русски хорошо, очень правильно, только медленно. После каждой фразы пауза, в течение которой она каждому смотрит в лицо, как будто ждет от нас вопросов или хочет увидеть по нашим выражениям - понятно ли и хорошо ли она говорит. А говорила, как я уже, отметила, монахиня Ксения очень даже хорошо. Основной доход этот монастырь получает от продажи свечей собственного производства, причем их свечи поступают во все православные приходы Финляндии. Свечи изготавливают из пчелиного воска, они очень ароматные. И только Ново-Валаамский монастырь сам себя обеспечивает свечами. А еще сестры имеют магазинчик, где продаются сувениры и рукоделие - все выполнено руками насельниц этой обители. Сама же сестра Ксения - специалист по языкам, она переводит богослужебные книги и творения святых отцов, богословскую литературу с греческого на финский, а что-то и наоборот. Кто-то из наших паломников поздравил ее с завтрашними именинами. Она очень вежливо ответила, что ее именины были 2 недели назад (ну, забыл наш человек, что финны - новостильники, зато мы все никогда не забываем, что у нас-то завтра празднуется святая Ксения Петербургская!).

Мы недолго были в этом монастыре, не больше часа, напоследок зашли и в магазинчик, скорее даже, церковнуюлавочку. Тоже все очень красиво, мило и со вкусом! Но очень дорого.

И поехали мы в ValamonLuostari, т.е. в Валаамский монастырь, где нас ждал обед, но и не только. Перед отъездом в Линтулу Ксения сказала, что после обеда будет еще и торт, который она заказала для нас по случаю своих именин!
Только обедали мы не в общем большом зале, а в так называемом Императорском кабинете, рассчитанном на 20 мест. Действительно, на стенах висели портреты русских Государей, говорят, что и кое-что из интерьеров кабинета сохранилось с дореволюционного времени. Мы поздравили Ксению, пропели ей «Многая лета». Торт был очень вкусный!Поскольку в качестве подарка своему экскурсоводу мы вручили бутылку монастырского вина, думаю, стоит немного рассказать об этом не совсем обычном для монастырей занятии. Да, Ново-Валаамский монастырь занимается виноделием! Но не все монахи. А лишь один, секрет же своего производства он никому не раскрывает. Монастырь владеет землей, лесом. Ежегодно собирают много ягод, в основном смородину. До недавнего времени все это делалось вручную: нанимали до 40 работников для сбора урожая. Но сейчас купили какую-то хитроумную и страшно дорогую машину, которая за один день все ягодные плантации обрабатывает. Аведь есть еще и плодовые деревья. Кстати, ягодные плантации находятся за тем гостевым домом, в котором мы жили. Летом, говорят, если выглянуть пораньше из окна, среди ягодных кустов можно увидеть множество зайцев, да еще и разных возрастов.

Так вот, из своих ягод, т.е. из монастырских, и делается вино. Недалеко от нас находился как раз еще один дом для гостей, а в торце его - винокуренный завод. Вино разливается потом в очень изящные бутылки, попробовать его можно в кафе-ресторане «Трапеза», ну а если понравится (нам понравилось всем), то в сувенирном магазине «Туохус» есть даже винный отдел, в котором и продается монастырское вино. Судя по винной карте, вино производится пяти видов. Хочу заметить, что оно действительно очень приятное и легкое - всего около 11 градусов.

Вечером почти вся наша группа была в храме на вечерней службе. Как я догадалась по некоторым моментам, служили вечерню с чтением Акафиста Иисусу Сладчайшему. Кроме нас в храме было человека три. Полюбившегося мне чтеца уже не было. Но все равно было очень хорошо. А после службы многие наши паломники пошли еще и в сауну.

Утро следующего дня мы тоже встретили в храме. По будням в 6 часов утра начинается начается Утреня. Сначала нас было двое, потом четверо, а там и все подтянулись. У нас в группе был мальчик 8 лет. Но до чего золотой ребенок! Никаких капризов, никакого нытья! Было ли ему холодно в автобусе, не хотелось ему рано вставать - никто не слышал от мальчика никакого ропота! Снисхождения к себе совершенно не просил. Надо было видеть, как он с сосредоточенным видом ходит по храму в громко шуршащем комбинезоне от одного подсвечника к другому, задувая свечки, а потом еще и убирая и относя их в отведенное для огарков место! В одной руке он все время держал молитвослов, причем не детский, а полноценный, взрослый. Я даже у ребенка спросила: «Это твой молитвослов?» - «Да, мой, мне его мама подарила». Я продолжила: «И ты по нему готовишься к причастию?» - «Да, по нему», - ответил мне Володя (так звали мальчика) с самым невозмутимым видом.И я поверила, что он действительно читает полностью Последованиеко Святому Причастию по взрослому молитвослову! Архимандрит Сергий тоже обратил внимание на Володю и, когда мы все в понедельник после утренней службы подошли к нему попрощаться, он спросил у ребенка (правда, с помощью нашего переводчика), как его зовут, в какой храм они с мамой ходят, погладил по голове, благословил.

Потом мы собрали вещи, освободили свои комнаты, позавтракали и в районе 10 часов выехали из Ново-Валаамского монастыря. Но отъехали мы сначала недалеко, а только до монастырского кладбища. Вот уж где святое место! Вся валаамская братия здесь ныне упокоилась! Конечно, и сестры Линтульского монастыря тоже здесь погребены. Было очень много снега везде, а на кладбище же он почти не тронут. К могилам не пробраться. Но кое-куда все же проложены узкие тропки. Всех интересовало прежде всего, где же могила схиигуменаИоанна (Алексеева), автора «Писем валаамского старца». Конечно, мы всем поклонились, обо всех вознесли мысленно свои молитвы, но вот и дошли до могилы приснопамятного схиигумена Иоанна. Она у самой ограды кладбища. Конечно, и могила его несколько отличается от остальных (как-то посолиднее выглядит), и сразу же за оградой стоит часовенка в честь Иоанна Предтечи (небесного покровителя о.Иоанна). Эту часовню поставили карелы - благодарные духовные чада схиигумена Иоанна. Здесь мы уже, хоть и не очень стройно и дружно (как тут в очередной раз не вспомнить добрым словом любимого среди православных экскурсовода С!), но пропели «Со святыми упокой...» и «Вечную память».

Ну вот, хотя мы еще будем долго ехать до границы, потом еще часа 3 после границы до Петербурга, останавливаться будем еще не один раз, но с точки зрения православного паломника интересного уже не будет. Правда, Рашид завезет нас в местечко Керимяки (в правильном написании названия не уверена), которое интересно тем, что здесь находится самая крупная деревянная церковь в Европе. Но церковь...лютеранская. А получилось все так крупно потому, что в то время, когда жители этого местечка захотели построить у себя церковь, весь мир переходил в измерениях из системы CГС на систему СИ. Так уж получилось, что заказчики и исполнители друг друга не поняли. Конечно, я все упрощаю, история на самом деле наверняка была более драматичная и интересная, но это все уже совсем другая история. Еще перед границей традиционно было посещение рыбного магазина, да еще с ухой! А на границе в понедельник никого не было, домой же мы приехали (на Лиговский проспект) в 8 часов вечера. На углу Греческого и 2-й Советской меня ждал сын.

Слава Богу за все!

Источник:   http://palomnik.com.ru/page321/

Организатор: Паломническое Общество "Ноев ковчег-Паломник"

Места:
Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь
Новый Валаам


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии