Центры паломничеств
Паломничества

15 Июля 12Протоиерей Сергий Гусельников

По дороге в Галилею

Утром мы выходим из любимого мною отеля «Olive tree» («Оливковое дерево») и не верим своим глазам: с хмурого серого неба моросит мелкий дождь. Температура - плюс девятнадцать. Три года назад я был в Иерусалиме тоже в конце апреля. Тогда ярко светило солнце, а шкала термометра приближалась к отметке плюс сорок. Есть с чем сравнивать. Нынешняя нежданная зима среди лета заставила жителей Святого Града одеться в тёплые куртки, плащи и свитера. Конечно, и наши паломники оделись потеплее, взяли с собой зонтики, но для нас это обычная весенняя погода. Поэтому мы чувствуем себя вполне комфортно.

Гора Фавор, место Преображения Господня. Три сени.

Гора Фавор, место Преображения Господня. Три сени.

А израильтяне радуются - Бог послал им чудо.

Дождь моросил до вечера. По улицам Иерусалима бежали ручьи. В какой-то момент среди туч появилась радуга - словно ободряющая улыбка Творца...

Кстати, в Иерусалиме случилось ещё одно необычное событие - по городу пустили первый трамвай. Современные, последней модели, элегантной обтекаемой формы серые вагоны медленно движутся по новым трамвайным путям. Правда, пока без пассажиров, так как недавно обученным вагоновожатым нужно сначала освоить непривычный для Святого Града вид транспорта. И пустые серые трамваи под серым дождливым небом курсируют по мокрым улицам Иерусалима.

Водитель Рауф везёт нас на улицу Никадимон, в новую часть Иерусалима, в квартал, называемый Катамоны.

В небольшой греческий монастырь святого Симеона Богоприимца попасть достаточно трудно, там служит всего один монах, и ворота он открывает по предварительной договорённости. Нынешнее здание монастыря возведено греками в конце девятнадцатого века. Здесь же находится летняя резиденция Иерусалимского Патриарха.

В маленьком храме полумрак. На стенах старые иконы. Среди них редкая икона Архангела Рафаила, покровителя врачевания (врач на иврите - «рофе»). Рядом с Архангелом изображён мальчик, видимо, исцелённый им.

Встаём лицом к алтарю и поём молитву «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром...». Над Царскими вратами двуглавый византийский орёл. Первый раз в жизни вижу катапетасму (завесу), закрывающую алтарь, с вышитой на ней иконой. Какая икона, думаю, понятно: Сретение Господне. На иконостасе удивительно красивый храмовый образ, выполненный золотым шитьём - праведный Симеон с Богомладенцем на руках.

По преданию святой Симеон Богоприимец был одним из семидесяти двух толковников, переводивших Священное Писание Ветхого Завета с еврейского языка на греческий по просьбе египетского царя Птоломея II Филадельфа. Когда Симеон дошёл до слов пророка Исайи «се, Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7, 14), предсказывающих рождение Спасителя, усомнился в правильности текста и хотел слово «Дева» заменить на слово «замужняя женщина». Но текст-то священный, слова заменять нельзя. А по смыслу не подходит: как может Дева родить Сына, если Она Дева? Раздумывая над этим трудным местом книги пророка Исайи, Симеон шёл по берегу Нила и решил положиться на волю Божью. Сняв с пальца кольцо и бросив его в воду, загадал: «если кольцо опять ко мне вернётся чудесным образом, то оставлю слово «Дева», если же не вернётся, то переведу «молодая женщина». Через какое-то время Симеон с друзьями-толковниками пошёл обедать в харчевню, где они заказали печёную рыбу. Когда рыбу разрезали, то в ней оказалось кольцо Симеона. Конечно, для него это было чудом. Он понял, что рождение Сына от Девы тоже будет чудесным и оставил слова пророка Исайи без изменений. Поражённый этим пророчеством, Симеон стал молить Бога, чтобы Он дал ему возможность дожить до рождения Мессии. Вернувшись в Иерусалим, праведный Симеон прожил ещё 270 лет и принял на свои руки Богомладенца Христа.

В общепринятой версии говорится по-другому. Праведному Симеону явился Ангел и сказал: за то, что он усомнился в пророчестве Исайи, не умрёт до тех пор, пока не увидит исполнения пророчества.

Святой Симеон Богоприимец по еврейскому обычаю был погребён в родовой гробнице, которая находилась рядом с домом в саду. Гробница эта сохранилась и сейчас располагается с левой стороны от алтаря. Но мощей святого в ней нет. В византийский период их перевезли в Константинополь, а крестоносцы оттуда увезли мощи в Хорватию, в город Задар, где они покоятся до сего дня. Фотографию нетленных мощей святого можно купить в монастырской лавочке. Там же продаются брелочки в виде рыбки с зажатым во рту кольцом. Сама же красивая история брошенного в реку кольца изображена на картинах, висящих сбоку от гробницы Симеона Богоприимца.

У боковой стены своеобразный мини-музей. За стеклом иконы, пробитые пулями. Говорит наш гид Александр:

- Во время арабо-израильской войны 1948 года в Катамоне стояла израильская часть. Военные в ожесточении стреляли по иконам. Вот видите металлический подсвечник и ложечку? С ними произошла необычная история. В 1982 году в монастырь пришёл старый еврей, бывший солдат. Оказывается, в сорок восьмом году он взял из монастыря этот подсвечник и ложечку. Что с ним произошло - неизвестно, но явно что-то необычное, потому что почти через сорок лет он пришёл сюда и вернул украденное. На листке, прикреплённом рядом с подсвечником и ложечкой, описывается эта история. Вот, посмотрите, написано на английском языке...

Из Яффы наш путь в Галилею пролегал через западную границу Самарии. По сравнению с другими израильскими дорогами, ровными и широкими, трасса здесь оказалась не очень хорошей, кое-где наш автобус даже подпрыгивал на неровностях.
- А почему здесь дорога хуже, чем везде? - спрашиваю Александра.

- Так ведь Самария, - улыбается наш экскурсовод. - Мне приходилось бывать у вас в Самарской области, там тоже дороги не очень. Самара, Самария - одного поля ягоды, поэтому и дороги одинаковые. Но будем надеяться, что всё же их отремонтируют. И у нас, и у вас.

В Самарии неблагоприятная политическая обстановка, связанная с арабо-израильским конфликтом, и это, видимо, отражается на экономической ситуации.

Наконец, шоссе становится привычно ровным и пролегает среди невысоких зелёных холмов. Мы подъезжаем к Изреельской долине.

- Посмотрите внимательно налево, - обращается к нам Александр. - Сейчас вы увидите впереди большой холм с каменными развалинами. Это не что иное, как остатки древнего города Меггидо. У Апостола Иоанна в Апокалипсисе он называется Армагеддон (см. Откр. 16,16). Когда-то это был крупный город, имевший важное политическое и экономическое значение.

За окнами автобуса проплывает невысокая гора с очертаниями разрушенных древних зданий наверху. Всё, что осталось от Армагеддона.

Город Меггидо, основанный в четвёртом тысячелетии до Рождества Христова, как свидетельствует Библия, был обустроен царём Соломоном - там находилась резиденция одного из его наместников. В начале второго тысячелетия до Рождества Христова он стал одним из центров египетского правления в Палестине.

При фараоне Тутмосе III (1504 - 1450 гг. до Рождества Христова) Меггидо присоединился к союзу царей Сирии, Анатолии и Месопотамии, которые восстали против египтян, но были ими разбиты в кровопролитной битве. Евреи полагают, что именно эта битва явилась прообразом великой битвы, описанной в Апокалипсисе. Но мы-то с вами понимаем, что это будет битва не только историческая, но и духовная. Во времена ассирий-ского царства город играл ещё важную политическую роль и оставался столицей местной провинции, но после завоевания Палестины персами он стал приходить в упадок, а при Александре Великом совсем утратил политическое и историческое значение.

Сразу за холмом, или горой Меггидо, разделяющей средиземноморское побережье Израиля и материковую зону, начинается Изреельская долина.

- Изреельская, или Ездрилонская долина - самая обширная, красивая и плодородная в Израиле, - Александр продолжает комментировать проплывающие мимо нас пейзажи. - То, что обширная и красивая - вы видите сами. Она расположена между горами Фавор и Хермон. Да, здесь много воды, и раньше она была болотистой. А еще здесь проходили различные битвы. Евреи здесь воевали, египтяне, сарацины, крестоносцы, французы, персы, турки, арабы. «На равнине Ездрилонской

Табга. Мозаичный символ Евангельского чуда умножения хлебов и рыб.

Табга. Мозаичный символ Евангельского чуда умножения хлебов и рыб.

располагались и тянулись шатры и палатки едва ли не всех завоевателей и всякого языка, сущего под небом; и как часто они видели свои знамёна орошёнными росой гор Фавора и Ермона!» - писал автор «Библейского словаря» профессор Н.Н.Глубоковский. Наполеон в Изреельской долине сражался с турками. Она полита кровью тысяч и тысяч людей. И все пытались её осушить. Крестоносцы пытались, турки... Но это удалось только израильтянам. Когда в 1948 году было образовано государство Израиль, это удалось - наконец осушили долину.

Вдоль обочины шоссе видны большие лужи. Для Палестины это такая же редкая картина, как снег в Африке. Видно, дожди здесь прошли проливные.

На другой день автобус наш катился по новой трассе со свежей разметкой, направляясь от подножия горы Фавор в Назарет. Серые тучи постепенно рассеялись, и голубой небосклон, осиянный лучами палестинского солнца, радовал наши взоры.

Слушая Александра, смотрим в окна автобуса. С правой стороны, у подножия тёмно-зелёного холма, виднеются словно игрушечные белые домики какого-то селения.

- Обратите внимание на это селение! Это не обычное селение, - Александр делает паузу. - Это Евангельский город Наин! Да, тот самый Наин, проходя мимо которого со Своими учениками Господь воскресил сына наинской вдовы.

Вот это да! Я поворачиваю голову в сторону Наина, пока не становится больно шее. Сколько раз мы читали в Евангелии про воскрешение сына наинской вдовы, а теперь видим сам этот город и едем по той местности, по которой две тысячи лет назад шёл Христос с Апостолами!

Однако, не успев осмыслить увиденное, мы снова слышим голос нашего гида:

- Дорога, по которой мы едем, сделана недавно, в этом году. Она проходит через евангельскую гору Свержения и выводит прямо к Назарету. В горе проделали тоннель, скоро мы к нему подъедем.

И правда, не проходит и пятнадцати минут, как перед нами появляется высокая гора с крутым каменистым обрывом.

- Вот с этой горы иудеи и хотели сбросить Спасителя, - говорит Александр.

Чем ближе подъезжаем мы к горе Свержения, тем страшнее и отвеснее она нам кажется.

- Да, не милосердными, однако, были те иудеи! - вырывается у Екатерины, когда наш автобус под отвесной скалой ныряет в тёмный тоннель.

- Да уж... - вздыхает Александр.

- В Назарете, между прочим, живут и русские люди, - продолжает он, чтобы отвлечь нас от печальных мыслей. - Одна семья приехала сюда из Петербурга. У них есть сын, он родился здесь, в Назарете. Когда ему было пять лет, родители повезли его к дедушке и бабушке в Петербург. Дело было летом, он гулял в парке и увидел на скамеечке старушку. Она шла после Литургии из храма, и ей стало плохо. Сидит старушка на скамеечке, за сердце держится. Мальчик подходит к ней и ласково говорит: «Ты, бабушка, не переживай, всё у тебя будет хорошо: и сердечко пройдёт, и здорова будешь!» Старушка смотрит: мальчик перед ней маленький стоит, белокурый, глаза голубые - чисто ангелочек. «Ты откуда, хороший мой, будешь?» - спрашивает удивлённая бабушка. «Из Назарета!» - отвечает с улыбкой мальчик. Старушка была церковная, хорошо знала, Какой Мальчик жил в Назарете. Она тут же сознание потеряла, пришлось «скорую» вызывать...

Пока Александр рассказывал эту удивительную историю, мы уже въехали в пределы Назарета...

Источник:   http://благовестсамара.рф/-public_page_11352

Организатор: Паломник (Самарская паломническая служба)

Места:
Храм Симеона Богоприимца в Катамонах
Гора Фавор
Табха - храм умножения хлебов и рыб


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

  • Разместил Sampalomnik15 Июля 12

    Организатор: Самарская служба "Паломник"

  • Разместил admin15 Июля 12

    Уточнил :)

  • Разместил Sampalomnik16 Июля 12

    Вот теперь, порядок! :))))

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии