Центры паломничеств
Паломничества

26 Июля 12Неизвестный

На Афон с блаженным Павлом Таганрогским

Наш город издавна имел тесные связи с местами пребывания величайших христианских святынь. В Таганроге до 20-х годов XX-го века были десятки православных церквей (некоторые из которых восстановлены), а также Иерусалимский Греческий монастырь и Афонское подворье. Когда-то через наш порт на кораблях отправлялись паломники для посещения святых мест древнего Израиля и для поклонения чудотворным иконам и мощам святых угодников, находящихся в греческих монастырях.

Обычай посещения Афона вновь начинает постепенно возрождаться в нашем городе.

Вот и нам, - небольшой паломнической группе под духовным руководством настоятеля храма Святой Троицы в г.Таганроге протоиерея Тимофея Фетисова удалось приобщиться к замечательной традиции посещения настоящей школы молитвы и стяжания благодати всего православного мира - Афона.

У нас было всего семь дней и очень насыщенная программа. Ту духовную полноту, что мы получили, трудно передать словами, но, несомненно, осознание всего этого чуда сопричастности со зримым свидетельством проявления Божественной благодати Святого Духа, прикосновения к чудотворным иконам и мощам, ставшими настоящими сокровищами Православия, будет совершаться постепенно, может быть, на протяжении всей жизни.

В столице греческой Македонии Фессалониках мы посетили ранневизантийскую базилику покровителя города святого Димитрия Солунского, где находятся мощи этого святого мученика, пострадавшего за Христа в Римский период. Затем следовал переезд на полуостров Халкидики в г. Урануполи, название которого можно перевести с греческого языка как «небесный город». Здесь находится как-бы граница между небом и землей, потому что пограничный пункт отправления паломников в Агион Орос, на Афон. Здесь расположены полиция и таможня, здесь нужно получить диамонитирион - специальное разрешение для посещения Афона с подписью настоятелей 4-х монастырей, образующих Совет. Агион Орос занимает один из полуостровов вытянутого в Эгейское море на много километров трезубца Халкидики площадью около 385 кв.км., представляет собой своеобразную монашескую автономию, на территории которой по древнему уставу пребывание женщин категорически запрещено, и состоит из 20 монастырей, нескольких скитов и множества отдельных жилищ монахов-отшельников.

Все монахи носят черные длинные одежды, высокие клобуки с развевающимися покрывалами. Для паломников установлена строгая одежда, рубахи с длинными рукавами, несмотря на жаркое солнце; у многих из них в руках посохи из узловатых ветвей масличных деревьев. Почти все монастыри расположены по обеим сторонам Афонского «зубца», и поэтому они имеют свои гавани, где по пути следования останавливаются паромы, скоростные катера и даже морские такси, везущие паломников. Путь на Агион Орос исключительно морской.

Получив заветный документ, рано утром мы отправляемся в путь вдоль сказочно красивого афонского берега и выходим на пристани монастыря Дафни. Еще на корабле мы понимаем, что попали в международное содружество мужского братства, отправившегося для молитвы в самое сердце православной Греции. Каких только языков не услышишь на палубе и в кафе на крупнейшей афонской пристани Дафни! Здесь не только представители православных стран - Греции, России, Украины, Румынии, Сербии. Болгарии, но и англичане, немцы, итальянцы. Чтобы посетить большее количество монастырей, мы находим хозяина старого джипа и договариваемся с ним сразу на два дня. (Интересно то, что греки любят торговаться, но не берут оплату вперед - предпочитают сначала выполнить работу). Джип трогается, и начинается настоящая гонка по серпантину гор по каменистым пыльным дорогам под жарким средиземноморским солнцем.

Первый монастырь встречается через два часа пути. Это монашеская обитель Эсфигмену, т.е. «окруженная со всех сторон». Монастырь поражает своими 1000-летними крепостными стенами, ухоженными виноградниками, простотой и гостеприимством своих насельников. Нас сразу приглашают в особую комнату для гостей - архондарик, усаживают за стол и приносят поднос с небольшими стаканчиками узо - ароматной греческой настойки с «гликанисо» - анисом, обладающим лечебным и успокаивающим свойствами. Нас также угощают холодной горной водой, горячим кофе (сочетание таких противоположностей - чисто греческая традиция) и лукумом с миндалем. Пока мы рассматриваем портреты героев греческой освободительной от власти турок революции 1821 г., начавшейся под руководством церкви в праздник Благовещенья и старинные фотографии патриотов Эллады, к нам выходит ответственный за прием паломников и предлагает нам остаться на ночлег. Желание остаться именно здесь было очень сильно, но хотелось посетить и другие обители.

Монахи Эсфигмену просты, добры и одновременно мужественны. В их лицах сильно проявляется духовная сила и желание, если Богу будет угодно, пострадать за Христа. Главный лозунг монастыря - «Православие или смерть». Это незабываемо и вкладывает нам частицу веры в наши души.

В первый день нам удалось посетить еще сербский монастырьХиландар с его плодоносной древней лозой винограда, растущей прямо из храмовой стены, болгарский Зограф с нерукотворной иконой Георгия Победоносца и знаменитый Ватопед, в котором и останавливаемся на ночлег. Здесь же мы по-настоящему узнаем, что монастыри на Афоне - это сосредоточение молитвенной жизни и подвижничества: вечерняя служба -«Эсперинос» - длится три часа, затем все отправляются в трапезную, где под громкое чтение житий святых мы без лишних разговоров вкушаем соленые маслины, крупно нарезанный хлеб, фасоль-гигандес, (т.е. очень большую), огурцы, помидоры, яблоки и выпиваем из железных кружек сухое красное вино. Трапеза проходит в общем зале.

Монахи и паломники сидят за огромными мраморными столами по 10 человек, впереди восседает настоятель. Мы узнаем по телевизионным передачам знакомое лицо отца Ефрема. После ужина - еще один час молитвы до заката солнца. Монахи торжественно и благоговейно выносят на специальный столик в центр храма святыни для поклонения, которые имеются в каждом монастыре. С духовной радостью мы узнаем тот самый ларец с Честным поясом Пресвятой Богородицы, который несколько месяцев назад с представителями Ватопедского монастыря путешествовал по крупнейшим городам России и побывал в Ростове.

Не всем желающим удалось тогда прикоснуться к святыне из-за огромного стечения народа. Здесь же можно не спешить и поэтому мы трижды приложились к частице одеяния Пречистой Девы Марии. До наступления темноты есть немного времени, во время которого братия общается между собой, дает духовные наставления паломникам. Нам удается встретиться с игуменом знаменитого монастыря старцем Ефремом, сфотографироваться с ним и вручить ему записки для моления о здравии наших родных и близких, о стране нашей, жителях и главе нашего города. После нашей беседы с игуменом и его благословения, участник нашей паломнической группы, директор предприятия «Полимерпром», Г. А. Бородин передал игумену Ефрему прекрасную, искусно выполненную икону святого блаженного Павла Таганрогского как дар монастырю от жителей города. Теперь имя таганрогского старца будет известно и на далеком Афоне а его святая икона навеки будет пребывать в числе великих святынь монастыря!

Тем временем садится солнце.

Море окрашивается в пурпурный цвет. Пора на ночлег. Монашеский устав не предполагает долгого отдыха. Утреннее богослужение - Орфрос - начинается в Ватопеде в 4, а в некоторых монастырях в 3 часа утра. Еще глубокая ночь. Монахи бьют в деревянные длинные доски, которые называются «таландо», деревянными колотушками, чтобы разбудить братию и паломников на молитву. Деревянные звуки не резки и приятны для слуха. Церковь поначалу освящается только лампадами и горящими свечами, а затем лучами восходящего солнца. Когда встает солнце, становится легче - ведь долгая молитва это не простой труд. Приложившись к святым иконам, выходим к общей утренней трапезе. Кофе, маслины, хлеб, свежие фрукты. Выходим на каменистый дворик для ожидания нашего джипа. Водитель-грек немного опаздывает: пришлось чинить машину после вчерашнего трудного переезда.

Во второй день на Афоне мы посещаем Великую Лавру, откуда к нам на Киевскую Русь пришел первый монах - Антоний Печерский, а также Иверский монастырь с подлинной чудотворной Иверской иконой, приплывшей в монастырь по морским волнам, Андреевский, некогда русский, скит, Кутлумушский монастырь, и еще одно необыкновенное место - уединенное жилище прозорливого старца Гавриила, расположенное недалеко от этого монастыря.

Представьте себе уходящую под гору дорогу между старыми оливами и виноградниками. Дом отшельника осеняет своей кроной раскидистый дуб. Старец встречает нас в потерявшей от времени свой черный цвет рясе и босиком. Он ведет нас в домовую церковь и выносит лежащую на руках чудотворную икону, всю наполненную миром, выступающим из святого образа. Глубокие глаза отца Гавриила освещены внутренним неземным светом. Он возвещает нам «ирини» - «мир», дает свое благословение - «эвлогия» и наполняет нас духовной любовью. В благодарность оставляем ему икону святого Павла Таганрогского, пожертвования и просьбу помолиться о нас и наших близких. Третья икона святого блаженного Павла Таганрогского, взятая с нами с собой, остается в монастыре Кутлумуш, выбранном нами для вечерней молитвы и ночлега.

Наутро мы пешком отправляемся в монастырь Кариес, являющийся своеобразной столицей всей монашеской республики Афон. Здесь мы прикладываемся к чудотворному образу Пресвятой Богородицы, или, как ее именуют греки, Панагии, под названием «Аксион эстин» - «Достойно есть». Переполненный автобус нас везет отсюда на пристань Дафни, откуда уже следует паром к г.. Урануполи. Оставшийся день мы решаем провести таким образом, чтобы, совершив почти 500-километровое путешествие, посетить второй по значимости монашеский центр православия всей Эллады - удивительное место Метеоры. Метеоры находятся в самой равнинной области Греции - в Фессалии. В глубокой долине расположены высокие каменные столбы около 150 м. высотой, вышедшие в древнейшие времена из толщи земли в результате землетрясений и на взгляд обтесанные мощными водами Потопа.

В средние века здесь появились первые монахи, которые подобно альпинистам взобрались на эти голые скалы, и на веревках подняв землю и строительные материалы, построили на их вершинах крепости-монастыри. В эпоху расцвета здесь было 24 мужских и женских монастыря, а также множество пещер отшельников, подобных птичьим гнездам. В настоящее время совершается богослужение только в шести монастырях. Мы посетили обители Великих Метеор, святого Варлаама, и Святого Стефана (женский монастырь). Сколько великих святынь на Афоне и в Метеорах, и вообще в Греции осталось еще! Помолившись о продолжении наших путешествий, мы вернулись в Фессалоники, где нас ждал самолет греческой авиакомпании для перелета домой в Россию. Слава Богу за все!

 

Места:
Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
Афон
Монастырь Эсфигмен на Афоне
Монастырь Ватопед на Афоне
Великая Лавра на Афоне
Монастырь Кутлумуш на Афоне
Монастырь Каракал на Афоне
Монастырь Преображения Господня в Метеорах (Великая Метеора)
Монастырь Руссану в Метеорах
Монастырь св. Варлаама в Метеорах
Монастырь св. Николая в Метеорах
Монастырь св. Стефана в Метеорах
Монастырь Святой Троицы в Метеорах


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии