Центры паломничеств
Паломничества

01 Октября 12Протоиерей Геннадий Беловолов

Журчание Благой Вести. Назарет

Продолжение. Предыдущая часть здесь.

Вчера вечером вернулись из Святой Земли, полные благодатных впечатлений. В дороге трудно делать записи в блоге, не во всех гостиницах есть интернет, а самое главное здесь критически не хватает времени, его просто жалко тратить на подробные записи. Теперь остается пост фактум рассказать все по порядку. Буду в течение нескольких дней выставлять посты, еще раз совершая мысленно паломничество по святым местам и осмысляя все бывшее с нами.

Итак, из Каны Галилейской мы довольно быстро приехали в Назарет, который расположен неподалеку.

Назарет - третий по значимости священный город Святой Земли после Иерусалима и Вифлеема. Этот город дал одно из имен Господа Иисуса Христа - Назарянин. Но не только Христу, но и нам христианам. Мы даже не подозреваем, что иудеи и мусульмане нас называют - «а-ноцри», то есть «назореи». Это было первое название последователей Христа, а «христиане» возникло позже в Антиохии, после вознесения Христа.

Здесь, как и в других местах Святой Земли существует параллелизм святых мест: на одном месте, как правило, сосуществуют храмы православных и католиков. В Назарете разделить святыню между церквями помогло древнее предание о том, что Благовещения было на самом деле два. Первое произошло у колодца, куда Мария отправилась за водой и где она впервые услышала глас Архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою!» Это Начальное Благовещение запечатлено в православной иконографии и называется «Благовещение у колодца». Когда Богородица вернулась с водой в дом, ей зримо явился Архангел Гавриил и сказал те же слова приветствия, сообщив ей весть о том, что она избрана стать Матерью Бога. На месте первого Благовещения стоит православный храм Архангела Гавриила, внутри которого находится тот самый колодец. На месте дома Божией Матери - католический собор монастыря францисканцев.

Первым мы естественно посетили наш православный храм. Наш путевод Роман сообщил, что это единственный храм Иерусалимской патриархии, в котором служат арабские священники и на арабском языке.

Назарет в настоящее время является самым христианским городом Святой Земли, в нем христиан около трети жителей, и это единственный город в Израиле, где воскресенье является официальным выходным днем. Кстати, православные арабы предпочитают называть себя не арабами, а «румеями», то есть они считают себя наследниками «ромеев».

Храм внешне выглядит скромно, сложен из простого камня, без архитектурных излишеств. Но тем самым он напоминает древний дом, в котором жила Пресвятая Богородица. Чтобы войти в храм нужно не подниматься по ступеням, а спуститься, - это, как правило, бывает признаком древности храма, но в этом храме это спуск как будто напоминает еще и о смирении Пречистой Богородицы (похожий спуск мы увидим также в Вифлееме в храме Рождества Христова при входе в вертеп Рождества).

Почти все иконы в храме имеют надписание по-арабски, некоторые ниже надписаны и по-гречески, но их иконография легко позволяет узнать Иоанна Предтечу, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца. Здесь понимаешь универсальный язык православной иконографии. Впрочем, над входом в грот источника можно увидеть фреску, под которой слова Архангела «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», написаны на многих языках мира, среди них приятно было увидеть и наш стройный церковно-славянкий шрифт. Однако, первая надпись все равно сделана по-арабски.

Колодец находиться в «левом приделе», к нему нужно спуститься еще глубже. Собственно колодец на самом деле является истчоником. Непосредственно над ним устроен каменный престол, видимо, прежде здесь служили Литургию. Над ним помещена большая икона Благовещения академического письма, как оказалось, это дар Вел.Кн. Сергия Александровича и Вел.Кн. Елизаветы Федоровны. Справа сохранилась каменная лестница к воде, по которой сюда спускалась Пречистая. Сейчас она закрыта застекленным окном, - подняться по ней можно только взором.

У этого источника охватывает удивительная радость. Хотелось ее выразить в молитве. Я решил не только послужить молебен, но и пропеть Акафист Божией Матери, тем более, что известный Акафист Богоматери «Взбранной Воеводе» как раз и посвящен Благовещению Богородицы. Акафист читали на одном дыхании, казалось, пропели за считанные минуты. Так вдохновенно мы давно не молились. Особенно умиляло «музыкальное сопровождение» - журчание источника. Трогала мысль о том, что этот источник журчит точно также как и две тысячи лет назад при Деве Марии. Стало быть, само благовещение совершилось под пение этого источника. Это журчание воды мне запомнилось больше всего в этом святом месте.

Повторяющиеся «радуйся» Акафиста на этом месте казались эхом того самого первого «радуйся», произнесенного Архангелом Гавриилом. Здесь понимаешь, что начинает наша вера - со слова «радуйся». С трепетом стоишь у этого источника, бьющий до сих пор, ведь он является внешним образом источника веры. Хочется из него напиться и набрать из него воды. Сделать это совершенно просто, достаточно только открыть кран, выходящий у стены слева.

Надо сказать, что в храме никого не было, кроме «свечника» (свечница м.р.), который нам всем подарил наклейки с иконой Благовещения на наши бутылки со святой водой, чтобы мы не перепутали эту воду ни с какой другой.

Источник:   http://otets-gennadiy.livejournal.com/87686.html

Места:
Базилика Благовещения в г. Назарет
Православная греческая церковь Архангела Гавриила и Святого источника


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии