Центры паломничеств
Паломничества

02 Ноября 12Протоиерей Геннадий Беловолов

Главная святыня Самарии

Продолжение. Предыдущая часть здесь.

За три дня мы успели привыкнуть к Галилее и полюбить ее. Есть в ней какое-то удивительное и неотразимое обаяние, так что становиться понятно, почему Господь избрал ее для Своего земного бытия. Теперь то слово, которым было уничижительным именем Спасителя - Галилеянин, для нас наполнилось совершенно иным смыслом.

С грустью мы прощались с Галилеей, уезжая из Тверии в Самарию. Я обратил внимание на созвучие этих топонимов с нашими русскими названиями, невольно возникает игра слов: уезжаем из Твери в Самару.

Самария - это средняя область Святой Земли, включающая в себя пространство между Галилейским озером и Мертвым морем, долину реки Иордан и Самарийские горы. Нашей целью было посетить Сихем и Севастию. В Сихеме находится тот самый колодец Иакова, у которого Спаситель беседовал с самарянкой, а в Севастии - дворец Ирода с гробницей Иоанна Крестителя.

Вначале наш путь пролегал по Иорданской долине вдоль реки Иордан, по которой проходит граница Израиля с Иорданией. Пейзаж за окном включал в себя сразу два государства. Проезжали город Бейт-Шеан. С удивлением и одновременно удовлетворением узнали, что к основанию этого города имеют отношения наши древние предки.

Дело в том, что в древности этот город назывался Скифополь. Так его назвал Александр Македонский в честь своей гвардии, которую расквартировал на этом месте. Ее костяк составляли могучие скифы - так греки называли иранские и славянские племена Северного Причерноморья. Как тут не вспомнить Блока: «нас - тьмы, и тьмы, и тьмы». Так что еще за три века до РХ здесь скифы «держали щит меж двух враждебных рас».

Вскоре после Бейт-Шеана мы свернули направо и стали подниматься в горы. Пейзаж изменился. После цивилизованного Кинерета мы как будто попали в другое время. Пустынные склоны гор, на которых изредка стояли черные шатры бедуинов кочевников. Перед нами открывались живые иллюстрации к библейской истории. Легко было представить в таких же шатрах, пришедшего некогда в эту обетованную землю Авраама.

Вскоре мы пересекли границы Палестинской автономии, на которой стоял блок пост израильской армии. Нас проверили зашедшие солдаты. Один из них с типично русским лицом и русыми волосами спросил по-русски: «Все паломники? Посторонних нет?» Поверив нам на слово, паспортов не стали проверять. Удивившись, что делает русский парень в израильской армии, мы спросили, откуда он. Оказалось, что с Украины. «Так Вы - русский?» - спросили наши паломники. Солдатик оглядился, убедился, что его напарник покинул автобус и ответил: «Вообще-то, русский. Но здесь я - еврей», изобразив на последних словах досадную мину. «А как звать?» - «Дима...» Мы пожелали ему удачи. Приятно было увидеть своего парня в самом сердце Израиля.

Сихем и Самария - чисто арабский город, здесь действует палестинская администрация. Евреям он закрыт для посещения. Для евреев даже поездка сюда настоящий экстрим. Ездят на бронированных экскурсионных автобусах только в сопровождении военного конвоя. В арабских поселках и городах их могут забросать камнями.

Евреи тут не живут. Вернее сказать, для обозначения израильского присутствия на окраине города поселились в укреплении несколько семей, их охраняют военные.

Мы проехали Сихем, который арабы называют Наблус, а евреи Шхем. Здесь в Израиле приходится, как правило, запоминать три названия каждого населенного пункта и употреблять в зависимости от контекста.

Севастия находится в 10 км от Сихема (Наблуса,Шхема).

Это в древности был главный город Самарии. Здесь была столица разделенного Израильского царства. При Александре Македонском город стал центром эллинистической культуры. А название Севастия он получил при Ироде Великом, который назвал его так в честь римского императора Августа (севастос - это один из титулов императора, значит «почтенный, священный»).

На холме сохранились остатки некогда величественного римского города... Колоннада базилики, центральная площадь, дворец.

Но для нас главное, что здесь были погребены честные мощи Иоанна Предтечи. Есть местное предание, что на этом месте находился дворец Ирода Антипы и темница, в которой Иоанн Предтеча претерпел мученическую смерть. Хотя общепризнанной является версия, что Иоанн Предтеча был заключен в другой крепости Ирода Антипы - Махерон (ныне - терриория Иордании). И ученики Предтечи, спасая его тело от поругания, погребли его в Севастии рядом с могилами пророков Елисея и Авдия. В любом случае первое погребение Иоанна Предтечи было именно здесь, поэтому еще в византийскую эпоху на месте погребения (или темницы) была построена церковь во имя Иоанна Предтечи, а крестоносцы основали монастырь.

Сейчас это место пустынное, по крайне мере, вечером никого не было. Приехав на автобусную площадку, мы почувствовали себя группой десантников, заброшенных в тыл: полное отсутствие туристической инфрастуктуры, паломников. При подъеме к храму неожиданно встретили группу итальянских паломников с падре в белой сутане. Они, обрадовавшись, стали нас приветствовать, с падре мы также раскланялись как старые знакомые.

Храм частично сохранился и доныне. Мы послужили молебен на месте алтаря. Наши молитвы услышали местные арабы, которые тут же неизвестно откуда появились и разложили свечи и керамические иконки Иоанна Предтечи местного производства для продажи. Гробница Иоанна Предтеча расположена на территории древнего храма, слева от алтаря, в нее ведет крутой спуск, погребальная камера соответствует размеру гроба, внутри арабы предварительно зажгли для нас свечи. Мы с пением тропаря и величания спустились во гроб Предтечи, поклонились святому месту, приложившись к образу св.Иоанна Предтечи.

Надо сказать, что молились мы с особым чувством - ведь наш Леушинский монастырь посвящен Иоанну Предтече. И с этого места началась его земная слава, началось почитание его мощей. Здесь их нетленными обрел св.апостол Лука и перенес в Антиохию. Впоследствии десная рука Крестителя была принесена мальтийским орденом в Россию в дар императору Павлу и находилась в ней до 1917 года.

Когда мы поднялись на вершину горы к развалинам древнего дворца, солнце уже склонялось к горизонту, который представлял панораму живописных гор. Мы прощались с еще одним уходящим днем на Святой Земле. Удивительно, что уже не первый раз в нашем паломничестве на закате мы оказывались на вершине горы и могли любоваться всей красотой заходящего солнца.

На стоянке автобуса у входа археологический парк нас пригласил в свой сувенирный магазинчик хозяин Хафез, он угостил всех кофе и конфетами. Заметно, что он был рад посетителям, - сюда доезжают немногие. Мне он позволил выбрать любое резное изделие из дерева в подарок. Я выбрал самый большой крест с растительным орнаментом - Крест процветший.

К сожалению, к колодцу Иакова мы не попали. Он находится при православном греческом храме, в этот вечерний час он был уже закрыт. Настоятель куда-то уехал. Мы помолись Фотинии Самаряныне, уроженке этого града, с которой Господь беседовал у этого колодца.

Ночлег у нас по программе в этот день должен быть в Вифлееме, куда мы и выехали уже в полной темноте.


Источник:   http://otets-gennadiy.livejournal.com/91707.html

Места:
Могила Иосифа в Сихеме
Гробница Иоанна Предтечи
Колодец Иакова в с. Севастия


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии