10 Ноября 12Протоиерей Геннадий Беловолов
От патриарха Феофила к патриарху Аврааму
Продолжение. Предыдущая часть здесь.
В этот день у нас получился удивительный сюжет. В один день - две встречи, с ветхозаветным патриархами Авраамом и новозаветным патриархом Феофилом. Из Иерусалима мы наконец-то проследовали по маршруту нашего паломничества в Хеврон - к дубу Мамврийскому.
Хеврон расположен на юг от Иерусалима километрах в 50-60-ти. Сейчас это - полностью арабский город. Евреев живет здесь всего лишь около 200 человек, да и то - под усиленной охраной армии. Хеврон можно назвать первой столицей Святой Земли, потому что именно здесь в древности и поселился Авраам. свв.Авраам, Исаак и Иаков Здесь же он нашел вечное упокоение, так же как и его потомки Исаак и Иаков.
Но именно это и делает Хеврон одной из самых горячих точек на Святой Земле в отношениях арабов и евреев. Это объясняется тем, что и те, и другие, считают Авраама отцом своего народа. Евреи называют его «Абрахам», а арабы - «Ибрагим». Выяснение отношений двух «братских» народов длится уже много веков и конца им в ближайшей исторической перспективе не предвидится. Авраам, Исаак и Иаков погребены в пещере Мехпела, которая сохранилась в виде древнего мавзолея. Внутри он разделен на две зоны - арабскую и еврейскую. Молитвы совершают по очереди, так, чтобы не встречаться и не пересекаться друг с другом. Периодически случаются столкновения. Лет 30 назад один еврей расстрелял из автомата на этом месте около 30 мусульман. Формально христианам туда доступ не запрещен, но реально попасть непросто. Нужно как минимум, чтобы ни евреи, ни мусульмане не совершали там в это время своих служений. К сожалению, нам не удалось попасть - в этот день днем совершали пятничную молитву мусульмане, а вечером начинался шабат, и к святыне приходили евреи. Когда в Мехпеле происходит «смена караула» от арабов к евреям, то предпринимаются повышенные меры безопасности, и не только внутрь не попасть, но как оказалось, даже близко подъехать невозможно: центр города был перекрыт для автотранспорта.
Мы направились к Мамврийскому дубу. Дубрава Мамвре, как прежде, так и сейчас, расположена на краю города. Сейчас она принадлежит Русской Церкви и имеет статус подворья Русской Духовной Миссии. Этот участок оказался русским благодаря трудам, а точнее сказать, настоящему подвигу архимандрита Антонина (Капустина), который приобрел его с помощью своего друга и духовного чада - турка Якуба Халиби, принявшего православие. В своем дневнике в день приобретения архим.Антонин записал: «Дуб Мамврийский стал русским». На этом месте он основал монастырь святых праотцев. Уникальное посвящение - думаю, что больше такого монастыря в православии нет.
При слове «участок» представляется небольшой клочок земли (например, «дачный участок»). Здесь же на самом деле речь идет об огромной территории, которую невозможно охватить одним взглядом. Она занимает вершину холма с прилегающими склонами. На вершине расположен главный и единственный храм святых праотцев.
Ниже - административный и келейный корпус. А еще ниже - собственно роща Мамвре с древнейшим дубом Авраама. С противоположной стороны холма раскопано древнее кладбище. Мы прежде всего направились в храм святых праотцев.
Это, кстати, единственный христианский храм во всем Хевроне, т.е. здесь больше нет никаких - ни католических, ни армянских. Красивый и строгий храм, построенный по классической русской композиции 19 века (колокольня и главный купол), виден со многих точек города. Здесь невольно охватывает радость о нашем русском присутствии в Святой Земле.Внутри храма нас встретил монах Авраам, который исполняет послушание в свечной давке. Храм - трехпрестольный. Южный придел освящен во имя Пресвятой Троицы в память явления Аврааму, а северный придел - во имя святителя Николая в память о Государе Николае Александровиче, при котором он строился (а освящен в 1925 году). Роспись большинства икон - в академическом стиле, что в святой Земле выглядит чуть ли не как нащ национальный стиль.
Стены выкрашены, судя по всему, недавно в довольно тяжелое сочетание цветов - грязнооранжевый и синий. Главной святыней храма является икона Троицы на Дубе Мамврийском. Наш путевод показал нам эту уникальную икону, сказав, что таких известно только две - в этом храме, а также в русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Каково же было его удивление, когда я сообщил ему, что такая же икона находится и у нас в храме на Леушинском подворье. Я кратко рассказал об истории этой иконы и о надписи на ней - о том, что она освящена настоятелем Русской Духовной Миссии архимандритом Александром на Гробе Господнем. Наш путевод в ответ только сказал: «Будем знать теперь, что таких икон известно три, и вы обладаете такой великой святыней».
Но вскоре настала очередь нам удивляться. В приделе Пресвятой Троицы были помещено около 10 различных икон Божией Матери: Владимирская, Федоровская, Семистрельная... Но первой, самой ближней к алтарю, была наша - Леушинская икона!
Все иконы были писанные, достаточно большого размера, располагались в один ряд, образуя «богородичный чин». Мы все собрались у иконы, не веря своим глазам. Встретить у Дуба Мамврийского наш образ мы никак не ожидали. Пропели ей тропарь, поклонились, приложились.
Мы терялись в догадках: как этот список мог оказаться в Святой Земле. С этим вопросом я обратился к монаху Аврааму, который сказал, что икона в храме находится давно, и что ее пожертвовали почитатели из Москвы. Каких-то подробностей он, к сожалению, не смог сказать.
Надо сказать, что мы с собой привезли список иконы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» в дар игумении Георгии - настоятельнице Горненского монастыря. И думали, что этот список станет первым на Святой Земле. В первый момент, когда я увидел здесь список нашей иконы, мелькнула мысль: «Мы первыми не стали». Но это отнюдь не огорчило, даже более. Нашей радости не было предела от встречи с Леушинской иконой у Мамврийского Дуба.
Исходя из храма, мы еще раз пропели тропарь Троице. В таком святом месте молитва захватывает, хочется возносить в ней сердце горе.
После храма наш путевод повел нас в дальний угол обширной территории и показал нам древнюю могилу, относящуюся примерно ко времени Христа. Это погребение представляло собой искусственную каменную пещеру с погребальными ложами. Ее уникальность состояла в том, что она сохранилась в первозданном виде, и глядя на нее, можно было представить, как был погребен Господь наш Иисус Христос. Тем более, что перед входом в эту пещеру сохранился даже камень для помазания тела усопшего, а входа - камень для запечатывания гроба.
Тут произошла забавная сцена. Наш путевод Роман решил проиллюстрировать Евангельскую историю. «Вот видите камень у двери гроба? Вот представьте себе - пришли жены мироносицы ко гробу, а он закрыт. Ну вот попробуйте его сдвинуть с места. Ну давайте, две три женщины...» Три наших прихожанки подошли к огромному камню, обступили его решительно схватились за края... Казалось, что камень им не по силам, и эксперимент Романа вполне удался. Но в этот самый момент на наших глазах произошло почти чудо. Камень вдруг отделился от стены и чуть не упал. Роман пораженный смотрел на наших Леушинских жен-мироносицам и смущенно произнес: «Да... Обычно, женщинам его сдвинуть не удавалось». Мы извинились перед Романом, что нарушили его экскурсионную находку. Но тем не менее, нам живо и ярко представились Евангельские страницы посещения женами-мироносицами Гробы господня. Потом некоторые спустились во гроб, пропев там «Христос воскресе». Этот гроб обнаружил архим.Антонин и специально оставил как образ Гроба Господня.
Напоследок нас ждала главная святыня - Дуб Мамврийский.
Даже чисто внешне дуб производит глубокое впечатление. Застывшие сухожилия ветвей высятся безжизненным силуэтом на фоне буйной зелени молодых деревьев. Некоторые ветви подпирают распорки. Весь он окружен высокой оградой. Стоя у него, думаешь, сколько же раз распускались листья на этих ветвях! Сколько лет и зим пережило это древо. Сколько людей к нему приходило за эти тысячелетия. Сколько он помнит, и мог бы рассказать. Но самое главное его воспоминание - это встреча Авраамом трех путников. Мысль о том, что именно здесь явилась Троица, и таким образом совершилось Троическое богоявление, которое потом повториться на Иордане, - обжигает. Дуб стоит сейчас безжизненный. Ни одного листика и ни одного желудя. Лет пять назад он перестал зеленеть. «Неужели Дуб совсем умер?» - спросили мы Романа. Как-то грустно становилось от этой мысли, что именно на нашем веку Мамврийский дуб умер. «Ветви не зеленеют. Но посмотрите у подножия - из земле пробилась поросль. Значит, корень жив», - утешил он нас.
Здесь произошла неожиданная встреча. Когда мы только подъехали на автобусе к вратам обители, к нам в салон зашел немолодой невысокий, но кряжистый араб, который громко нам - не сказал, а буквально закричал приветствие, вскинув правую руку вверх. Звали его Анвар. Он нам, собственно, и открыл врата обители.
И вот теперь он нас встретил вновь у Дуба. Анвар сам оказался местной достопримечательностью. Его дом расположен стена к стене с нашим монастырем, а его род живет тут испокон веку. И этот Дуб помнили его деды и прадеды. Для самого Анвара этот Дуб - часть его детства и часть его жизни. Он в буквальном смысле вырос под этим Дубом. Мне он подарил старинную послевоенную открытку с Дубом Мамврийским, у которого среди стада овечек стоял мальчик лет 10. Он показал своим морщинистым пальцев на него, а потом ткнул себя в грудь, сказав что-то по-арабски. Я все понял без перевода. Анвар является официальным сторожем Мамврийского Дуба и всей территории. И даже более того - его можно назвать земным ангелом-хранителем Дуба. Дело в том, что присутствие русского монастыря в Хевроне - цитадели ислама в Палестине - не вызывает восторга у его радикальных представителей. И во многом, присутствие здесь мусульманина шейха Анвара смягчает ситуацию. Сам Анвар заявляет своим единоверцам и согражданам, что дескать, «земля эта - моя, а я сдаю ее русским». Только в качестве арендатором тут могут терпеть русских.
Анвар действительно является шейхом, т.е. главой целого рода. Хотя он меньше всего соответствовал классическому представлению о шейхе. Вид у него был прямо-таки мужицкий: рабочие штаны, резиновые сапоги, обветренное загорелое лицо и кряжистые трудовые руки. Но шейхом делает не внешний вид. Но в главном он действительно был шейхом. У него детей только мужского пола - 12 (девочек тут не считают), а внуков - 42 (опять же без внучек). Чем не шейх? Причем некоторые внуки крутились тут же у него под ногами. Увидев паломников из России, они тут же стали предлагать открытки, листики и желуди Дамврийского Дуба. Дети были явно не из элитной школы - чумазые, с запекшейся козой под носов, в старых трикотажных штанах и свалявшихся свитерах. Патриархальную картину дополнило появление стада коз, которых, судя по всему, они же и пасли.
Козы по деловому стали тыкаться в паломников, намекая на угощение. Тронутые всей этой картиной наши паломницы стали доставать все, что было под рукой, детям и козам. Надо было видеть восторг даже от простой карамельки, который выражали эти дети аравийского народа.
Этот Анвар с его каким-то душевным радушием и простотой совершенно неожиданно оживил для нас образ Патриарха Авраама. На иконах и картинах явление Троицы изображается как событие высоко торжественное. А здесь оно нам приоткрылось в своем живом, бытовом воплощении. Я попросил автограф у преемника и потомка Авраама и Анвар тут же оставил на открытке росчерк своего имени арабской вязью.
Наша паломница Наталья специально привезла с собой икону Троицы, которую попросила освятить у Дуба. Именно пред этой иконой мы совершили молебен с чтением паремии из Книги Бытия о явлении Троицы. В течение этого удивительного молебна я периодически чувствовал, как меня то дети хватали, то козы бодали. Но это отнюдь не нарушало благодать, а только ее умножало.
Когда мы прощались с дубом, меня осенила одна мысль. Как возможно объяснить этот факт - Дуб Мамврийский, который является святыней как для мусульман, так и для евреев, принадлежит русским? К тому же нужно вспомнить, что у этого Дуба как раз накануне явления Троицы был еще раз заключен ветхий Завет, и Авраам впервые совершил обрезание себе и всему своему дому. И это опять же - на территории нынешнего русского монастыря. Чувствуется здесь какая-то Тайна Промысла Божия. В понятие Завета входило обещание Аврааму и его потомкам Земли Обетованной. И вот получается, что сейчас один из самых важных участков этой Земли принадлежит нам, русским. Я это здесь понял очень просто, в прямом смысле этого слова. Бог обещал эту землю потомкам Авраама. Стало быть, дав нам эту землю, Господь и нас, русских, видит потомками Авраама по духу. И мы состоим в завете с Богом. Но уже - в Новом Завете.
С этим сознанием своего родства с Авраамом, мы покинули Хеврон.
Источник: http://otets-gennadiy.livejournal.com/93462.html
Места:
Мамврийский дуб
Монастырь Святой Троицы в г. Хеврон
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии