Центры паломничеств
Паломничества

14 Ноября 12Протоиерей Геннадий Беловолов

На родине Богослужебного устава

Продолжение. Предыдущая часть здесь.

Лавру Саввы Освященного, что километрах в 30 от Иерусалима, можно назвать родиной нашего Богослужебного устава. Т.е. тот строй и порядок Богослужений, который мы исполняем, хотя и в сокращенном виде, был сформирован именно в этой обители. Почему устав этой обители получил общецерковное признание, остается вопросом. Наверное, сыграли свою роль как ревность и строгость его исполнения в самой лавре, так и то обстоятельство, что лавра находится в Святой Земле близ Иерусалима и ее второе название «Иерусалимская лавра». Поэтому и устав воспринимался как образец для подражания. Зная это, испытываешь особое желание побывать здесь.

В лавру Саввы мы выехали после Литургии из Вифлеема. В этот день нашим путеводом был Григорий, который нас встречал в первый день. У Романа супруга поступила в роддом и они ожидали счастливого события. Мы дружно помолились о чадородии Ольги.

Теперь о лавре. Расположена она в Иудейской пустыне на территории Палестинской автономии. Поэтому по пути мы встречали только арабские поселки, видели у дороги загоревших арабских мальчишек. Дорога живописно тянулась по выжженным от зноя склонам гор. Где-то в середине пути нас пересадили из большого автобуса в две маленьких маршрутки. Дорога пошла в один ряд, и было совершенно непонятно, что бы мы делали, если бы нам попалась встречная машина. Сворачивать было некуда, обочина была, подчас, крутым обрывом и часто щекотала нам нервы на крутых поворотах, так что приходилось молиться. К счастью, нам никто не встретился.

Лавра Саввы расположена в живописном ущелье потока Кедронского, который здесь часто пересыхает. О приближении к лавре издалека сообщают две сторожевые башни на двух вершинах. В течение веков монастырь не раз выдерживал осады, и крепостные стены здесь - не декоративное украшение.

Лавра и по сей день является самым большим монастырем в Святой Земле. В ней подвизается несколько десятков человек. Строго исполняется устав. Женщины внутрь монастыря не допускаются. Только раз в год делается исключение - на память св. Саввы 5/18 декабря. Зная об этом, я нашим организаторам высказал пожелание: «У нас в группе всего 4 мужчины и 25 женщин. Мне будет неудобно, что 26 женщин будет сиротливо стоять у порога лавры, когда мы будем ее осматривать. Может, не включать ее в программу?». Но организатор настоял: «Не бойтесь, женщины не пожалеют, вот увидите».

У ворот лавры нас встретили два монаха. Один повел мужчин внутрь, а другой остался с женщинами. Первым делом нас угостили ракией и рахат-лукумом в архондарике. Обратил внимание, что во многих местах написано: «экономьте воду». Наш монах провел нам экскурсию по святыням обители. В центре на монастырском дворе стоит часовня на месте погребения преп. Саввы. В ней замечательная роспись успения Саввы, напоминающая иконографию Успения Божией Матери.

Кстати, братское кладбище сохраняется на этом месте и поныне и является действующим. Нам показали плиту посреди дворика, на которой была написана дата: 2009 год. Под этим камнем находится камера для погребений. Когда умирает очередной монах, камень поднимают, туда опускают усопшего и пишут даты последнего погребения. Так что часовня Саввы является единственным надгробным памятником для всех погребенных братий, а крест на ней, получается, - это надгробный крест для всех погребенных. Вот так даже после смерти братия хранит смирение. Я был в лавре уже второй раз и в первый раз мы сподобились увидеть и благословиться у наместника монастыря чтимого старца. Его седовласый образ, благостная улыбка на лице глубоко запали в душу. В этот раз я спросил, как он себя чувствует, и узнал, что два года назад он преставился. Так что дата на камне, скорее всего, напоминала о его кончине.

Потом мы посетили пещерный храм свят. Николая, в котором хранятся главы монахов лавры, убиенных в VII веке персидским ханом Хосроем. Все главы разложены в шкафах и на полках. Все убиенные почитаются соборно преподобномучениками. К главам можно прикладываться. Весь храм кажется одним большим мощевиком.

Затем мы прошли в Кафоликон - так здесь называют главный собор, - в котором почивают нетленные мощи святого Саввы, которые были возвращены в 1965 году из Венеции. А туда они были унесены крестоносцами в 1256 году. Таким образом, семь веков Саввы отсутствовал мощами в своем монастыре. День возвращения мощей - 12 ноября - стал новым праздником Саввы.

Мощи расположены в застекленной раке, как принято у католиков, поэтому в боковое стекло прекрасно видна глава и руки, сложенные на груди. Я приложился к стеклу максимально близко к рукам, которые некогда начертали книгу «Типикон» - ведь без нее невозможно совершить ни одно Богослужение в храме. Мы пропели тропарь и поклонились святому Савве.

Эклессиарх в это время готовил храм к вечерней службе: вливал масло в лампады, вставлял свечи в хорос. Никакого электричества здесь нет и в помине. В левом приделе находится большая чтимая икона Божией Матери. Из него нас провели на террасу, расположенную над глубокой пропастью. Стоя на ней, переживаешь чувство птичьего полета. Глядя вниз, ты понимаешь, что стоишь уже не на земле, а глядя вверх, также понимаешь, что ты еще не на небе.

На противоположном склоне Кедронского ущелья можно увидеть множество пещер, которые монахи использовали как кельи. Вид этого склона напомнил какой-то сотовый улей. Нам пояснили, что в период расцвета в лавре подвизалось до 10000 человек. Это же целый город районного масштаба. Можно только представить, сколько духовного меда собрано в этих пещерных сотах. Последние подвижники еще жили в пещерах лет 30 назад. Теперь они все пустуют, ждут новых подвижников.

Помня о томящихся снаружи паломницах, мы уже собирались уходить, но Григорий вдруг сказал: «А сейчас я вам покажу место, куда немногих пускают». Он попросил ключи от верхнего храма Иоанна Дамаскина. Видно было, что Григория здесь хорошо знают и доверяют ему. Этот храм расположен в скале, на уровне куполов кафоликона. Только зайдя в него, мы узнали, что здесь находится пещера св.Иоанна Дамаскина, в которой он подвизался и в которой был погребен. Иоанн Дамаскин провел здесь последние годы своей жизни, составил здесь много Богослужебных песнопений, в том числе и текст панхиды. С ее составлением, рассказал нам Григорий, связана такая история.

Когда Иоанн Дамаскин пришел в монастырь, его духовный отец для смирения запретил ему составлять Богослужебные песнопения. Иоанн послушался, хотя ему это было очень нелегко. Спустя какое-то время в монастыре преставился инок, которого вся братия очень любила и никак не могла утешиться в этой утрате. Родной брат его просил преподобного Иоанна написать для утешения надгробную песнь. Иоанн долго отказывался, боясь нарушить запрет старца, но из милосердия уступил просьбам и написал свои знаменитые надгробные тропари: «Кая житейская сладость бывает печали непричастна...»; «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть...» и другие. За ослушание старец изгнал преподобного Иоанна из своей келии, но через несколько дней в ночном видении старцу явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Зачем ты заградил источник, могущий источать сладкую и изобильную воду... Не препятствуй источнику течь..» После этого старец снял запрет, и св. Иоанн безпрепятственно составлял духовные книги и песнопения, в частности Пасхальный Рождественский каноны. Именно поэтому, во гробе Иоанна Дамаскина, где возможно было поместиться не более чем одному человеку, почти в полной темноте мы пропели «Христос воскресе».

Когда выходили из лавры, то она для нас была уже не только родина устава, но и родина панихиды и Пасхальной службы.

Женщин мы застали на удивление радостными и веселыми. Монах, оказывается, вынес им какие-то святыни, благословил ватки с елеем из лампады от мощей св.Саввы, угостил травяным монастырским чаем с сухариками и принял записки. Мы ожидали увидеть нашу женскую половину заждавшейся нас, но все выглядели радостно и празднично. «Батюшка, как хорошо, что мы сюда приехали! Спасибо, что Вы нас сюда привезли». Я понял, что даже постоять у врат этой лавры - великая благодать.


Источник:   http://otets-gennadiy.livejournal.com/94379.html

Места:
Лавра Саввы Освященного


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии