Центры паломничеств
Паломничества

16 Ноября 12Протоиерей Геннадий Беловолов

Как мы нашли небесных покровителей игумении Таисии на Святой Земле

Продолжение. Предыдущая часть здесь.

Возвращаясь из Лавры св.Саввы, мы также должны были пересесть из двух микроавтобусов в наш «макроавтобус».

Эта пересадка происходит у монастыря прп.Феодосия. Еще на стадии обсуждения программы я попросил обязательно попросил посетить эту обитель. Идея не вызвала восторга организаторов. «Там то же самое, что и в лавре. Два типологически близких объекта паломничества. Только время потеряем». Не знаю, почему, но мне очень хотелось посетить этот монастырь.

Если лавра Саввы - родина Богослужебного Устава, то лавра Феодосия можно назвать родиной монашеского общежительного устава. Именно по этому уставу живут в настоящее время практически все православные обители, в том числе жил и процветал наш Леушинский монастырь. Именно поэтому небольшой монастырь прп. Феодосия уважительно называют Лаврой Феодосия Великого. Проехать мимо такой обители мы не могли.

Расположен он в км 10 на восток от Вифлеема, в Иудейской пустыне, в Палестинской автономии. Основан он был прп. Феодосием Великим в 476 году у пещеры, где останавливались приходившие на поклонение Христу волхвы.

Именно в этой обители Феодосий выработал и апробировал так называемый общежительный устав, главный принцип которого в отсутствии личной собственности в монастыре и общих правилах и послушаниях для братии. Одним словом этот устав называют - «общежитие» или по-гречески - «киновия». А самого Феодосия часто называют «киновиархом» - начальником общежития. Кстати, если это греческое слово «киновия» перевести на латынь то получиться до боли знакомое нам слово «коммунизм». Вот где нужно искать истоки коммунизма. Здесь делаешь важное открытие, что «коммунизм», оказывается, был уже построен в отдельно взятом монастыре. Существенное отличие от коммунизма, который так и не удалось построить в нашей стране, состоит в том, что «коммунизм» Феодосия основан на идее Бога и служения Ему. Здесь понимаешь, что построить строиться коммунизм без Бога невозможно.

После лавры Саввы лавра Феодосия кажется небольшой пустынью. Она ограждена высокой глухой стеной, сразу трудно догадаться, что это монастырь. Монастырские врата постоянно закрыты, нужно заранее звонить о приезде. У врат стояла привратница, следившая, чтобы не зашел никто лишний. Монастырь живет мусульманском окружении.

Монастырь ныне - женский. Это видишь сразу едва переступив порог святых врат: все в цветах и клумбах, как будто попадаешь в сад.

Подвизается в обители несколько сестер, практически все - румынки. Одна из них провела нас в соборный храм Пресвятой Богородицы.

Здесь мы обратили внимание прежде всего на большую и украшенную позолоченной ризой икону прп.Сергия Радонежского, которая напоминает образ в Сергиевой лавре, износимый каждый год на крестный ход в день памяти прп.Сергия. Эта икона является даром великого князя Сергия Александровича. Правда, как пояснил наш путевод, в греческих храмах плохо знают наших святых, в том числе и Сергия Радонежского. В основном знают Серафима Саровского и Луку Крымского. «Не уверен, что, прикладываясь к образу, насельнцы знают, кто он такой».

В этом храме мы сделали еще одно открытие, связывающее лавру Феодосия с Россией. На первой справа от входа в храм колонне мы увидели образ прп. Евфросинии Полоцкой. Этот образ отмечал место первого погребения русской святой.

В конце своей жизни Евфросиния совершила дальнее паломничество в Святую Землю, где в Иерусалиме она и преставилась. Погребена она была в Лавре Феодосия Великого. Впоследствии её тело было перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году мощи ее были перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь, где хранятся и по настоящее время.

Встреча с одной из основательниц русского женского монашества для нас была нечаянной радостью. Корни мужского русского омнашестыва на Афоне - через прп.Антония Печерского, а корни женского - в Святой Земле - через прп.Евфросинию. Здесь еще более открываешь для себя эту великую русскую подвижницу.

Мы положили земные поклоны и воспели величание ей. Икона на колонне была, судя по надписи на ней, русская, хотя и древняя, с ковчегом и в древнем стиле. Жаль, в лавке не было образков Евфросинии.

Но главной святыней монастыря является Пещера Трех Волхвов. Она находится рядом с кафоликоном под землей, над ней воздвигнуто возвышение с куполами на уровне земли. Над входом в пещеру можно увидеть необычную икону трех волхвов в входящих в эту пещеру (правда, они без нимбов). По церковному преданию откровение о планах Ирода убить Богомладенца было получено волхвами во время ночлега именно в этой пещере.

Почитаемая Пещера стала в монастыре местом «почетных» погребений. Здесь был погребен сам св. Феодосия (ныне мощи его пребывают в Иерусалиме в Храме Гроба Господня), а также его мать Евлогия, почитаемая в обители как местночтимая святая.

Здесь же находиться гроб и матери прп.Саввы Освященного - св.Софии, которая закончила земные дни в обители Феодосия и также почитается как святая. Рядом с этими гробами мы увидели гроб св.Феодотии, матери свв.безсребренников Косьмы и Дамиана.

В этом монастыре в 6 - нач.7 вв. подвизался известный духовный писатель Иоанн Мосх, который здесь составил одну из самых известных и любимых книг православного чтения «Луг духовный» или «Древний патерик», жизнеописания отцов иудейской пустыни и Синая. Его погребение также находиться в Пещере волхвов.

В общем, в этой Пещере невозможно было оставаться спокойным и находиться неподвижным, постоянно делая такие открытия, необходимо было совершать земные поклоны.

Но самое большое открытие нас ожидало в конце, когда мы уже почти обошли по кругу пещеру и поклонились всем погребениям святых. В нише последнего гроба была написана икона, на которой было всего два слова «Святая Мария». Мы стали выяснять, что это за Мария? Рядом с гробом табличка на греческом языке извещала, что это гроб «Прпп.Ксенофонта, Марии и чад их Иоанна и Аркадия». Меня охватила радость - ведь это небесная покровительница Игумении Таисии в миру. Родительница матушки Таисии Виктория Солопова в благодарность Божией Матери решила посвятить и назвать свою дочь именем Пресвятой Богородицы. Но имя Самой Божией Матери никто не может носить. И у Марии Солоповой небесной покровительницей являлась прп.Мария, память которой совершается в церкви 26 января ст.ст. (8 февраля н.ст.) Именно этот день праздновала матушка Таисия как день ангела, причем помнила его и будучи уже игуменией Таисией. Сохранилось даже поздравление Иоанна Кронштадтского матушке Таисии именно в этот день. В этот день я всегда стараюсь служить Литургию на Леушинском подворье. Признаюсь, никогда не задавался вопросом, где же находятся мощи небесного ангела Таисии. И тут такое неожиданно и радостное открытие.

Я позвал всех к этой гробнице и сказал, что матушка Таисия в очередной раз напоминает нам о себе в Святой Земле через свою небесную покровительницу. Я также сказал, что сама Таисия наверняка знала, где покоятся мощи ее небесной покровтельницы прп.Марии и, наверное, могла только мечтать посетить это место. А мы таким образом исполнили «мечту» нашей матушки Таисии. Здесь мы пропели не только величание преподобной семье святых, но также пропели и вечную память приснопоминаемой игумении Таисии.

Вернувшись из Святой Земли домой в Петербург, мы сподобились одного чудесного события, которое стало продолжением открытия этих святых. Нам принесли на подворье книгу, принадлежавшую Таисии, когда она еще была инокиней Аркадией, с дарственной надписью «в день ангела 26 января». Стало быть, в иночестве Мария Солопова носла имя того Аркадия, который был сыном Марии, и у нее совпадал по календарю мирской и иноческий день ангела.

Для нас все это стало открытием этих уникальных святых, которые все приняли монашество и прославлены церковью, будучи одной семьей. В истории церкви таких примеров немного. Они продолжают традицию «святых семейств», восходящих к Самому Святому Семейству Марии и Иосифа. Их можно поставить в ряд с другими святыми семьями, например, с семьей Царственных Мучеников. Безусловно, их нужно почитать как покровителей христианских семей. Возникла мысль написать образ этой святой семьи для нашего храма в память двух небесных покровителей Таисии.

После такого открытия эта лавра стала для нас одним из самых близких и родных мест на Святой Земле.


Источник:   http://otets-gennadiy.livejournal.com/94949.html

Места:
Лавра Феодосия Великого


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии