Центры паломничеств
Паломничества

10 Декабря 12Протоиерей Геннадий Беловолов

Сретение св.Симеона Богоприимца и игумении Таисии

Одной из целей нашей поездки в Святую Землю было посетить монастырь святого Симеона Богоприимца. Нам как прихожанам храма Леушинского подворья особенно дорога его память, так как его особенно почитала игумения Таисия. Она почти семь лет была насельницей Покрово-Зверина монастыря в Великом Новгороде, известного тем, что в нем в XV веке во время моровой язвы было явление св.Симеона, который избавил город от бедствия. На месте явления святого была обретена его чудотворная икона, которая стала главной святыней монастыря и одной из великих святынь Новгорода, наряду с иконой Божией Матери Знамение и иконой св.Николая «Липного». Матушка Таисия, тогда еще инокиня Аркадия, составила акафист праведному Симеону, который уже в ее бытность в Леушино был утвержден Св.Синодом для употребления в Церкви и издан отдельной книгой. В день первого в Зверином монастыре чтения напечатанного акафиста св.Симеон чудесно явился матушке Таисии в Леушино, удостоив ее таинственной беседы и небесной трапезы (описано в ХХII главе ее "Келейных записок").

Уже целое десятилетие каждый год в день памяти св.Симеона (3/16 февраля) мы совершаем особое паломничество в Великий Новгород в Покрово-Зверин монастырь, где на месте явления Богоприимца читаем Акафист, здесь же составленный игуменией Таисией. Эта поездка получила у нас название - «Акафистное паломничество». Монастырь сейчас возрождается, правда, как приходской храм. Его настоятелем является уважаемый в Новгороде протоиерей Игорь Беловенцев, который любезно благословляет мне сослужить, а паломникам причащаться в этот день, а также прочитать акафист в стенах храма. Древний храм на месте явления св.Симеона с росписями 15 века, принадлежит Новгородскому музею-заповеднику. Администрация музея несколько раз разрешала нам читать акафист в музейном храме. К сожалению, подлинная явленная икона св.Симеона с советское время была утрачена. Ее судьба и местонахождение неизвестно. Но даже ее списка ни в храме, ни во всем Новгороде также нет. Нам остается приезжать с открыткой с этой иконой, которую мы же сами и издали.

Архимандрит Феодорит Еще в первую поездку в Святую землю в 2005 году у меня возникло желание прочитать Акафист Симеону в монастыре Богоприимца. Но тогда светский экскурсовод нашел предлог, чтобы там не побывать. В этот раз мы попросили включить посещение монастыря в программу, причем в первые же дни пребывания в Иерусалиме. Но первые три дня нам что-нибудь мешало: то мы не успевали, то в монастыре служба, то монастырь закрыт, - и каждый раз переносили на другой день. В понедельник 28 ноября я потребовал обязательно начать этот день с посещения Катамон.

Наш путевод раскрыл секрет, почему так трудно посетить эту обитель. Оказалось, что в ней живет всего один монах - он же настоятель архимандрит Феодорит, причем он уже в преклонных летах и ему трудно принимать паломников. У него всего одна помощница - келейница румынская монахиня. Монастырь не имеет специальной охраны и старец опасается за безопасность. Большую часть времени монастырь закрыт, и чтобы попасть в него, нужно специально договариваться и получить благословение на посещение от старца.

Эта информация нас еще больше заинтересовала. Стало быть, в монастыре мы можем встретить продолжателя подвигов Симеона Богоприимца.

Монастырь Агиос Симеон расположен на верхушке одного из иерусалимских холмов в хорошо озелененном престижном жилом районе. Выйдя из автобуса, мы прошли по аллее большого парка с лавочками, на которых отдыхало несколько местных жильцов. В древности это место было за городом, а сейчас это уже черта города. Его называют Катамон или Катамоны, что в переводе с греческого означает «вблизи монастыря». Получается, что православный монастырь дал название жилому району современного Иерусалима. Сам монастырь часто называют на французский манер «Сан-Симон».

Древняя христианская традиция определяет это место как имение, принадлежавшее св.Симеону, где был расположен его дом, а также родовой склеп, - здесь и был погребен старец. К могиле, вытесанной в скале, издревле приходили паломники.

Научные раскопки в начале ХХ века подтвердили христианское предание. В могильных склепах периода жизни Спасителя найдены надписи с именами династии священников, среди которых неоднократно упоминается имя Симеон (Шимон).

Известно, что уже в XII веке грузинскими монахами здесь был основан православный монастырь. В период мусульманского владычества обитель опустела. А в средине XIX века сюда пришел греческий монах Авраамий. Он увидел пустующее место с остатками могилы. По любви к памяти св.Симеона он положил здесь в течение 20 лет многие подвиги и труды и восстановил древнюю обитель.

Подойдя к обители, я не сразу понял, что это и есть монастырь. Он оказался небольшим и уютным, состоит из одного храма и жилого дома, огражден высокой стеной с кованой оградой наверху. Сфотографировать его непросто. Со стороны его можно принять скорее за приходской храм.

Врата были закрыты, мы опять стали волноваться, что можем не попасть. Наш путевод позвонил по трубке, вышла монахиня, которая проводила нас в храм. Над входом в него пространная надпись на греческом сообщала историю возобновления обители: «Монах Авраамий из Медитоса построил святой монастырь на остатках святой могилы во дни патриарха Кирилла II в 1859 году. Более двадцати лет терпел он страдания и нужду для того, чтобы возвести на древних развалинах строения и Божию церковь, внутри которой святая могила Симеона...» (перевод нашел позже в интернете).

В небольшом однопрестольном храме можно было увидеть множество икон св.Симеона разных размеров, разного времени и разных стилей. Вначале даже теряешься - к какой приложиться вначале? Сразу чувствуешь, что попал в гости к Симеону. В иконостасе помещена, видимо, главная икона - поясное изображение Симеона с Богомладенцем на руках, хотя и нового письма, но вся вышитая золотой нитью как будто в окладе. Рядом еще большая русская икона в живописном стиле - праздник Сретения, целая композиция с Симеоном в центре.

Гроб св.Симеона сейчас находиться внутри храма в приделе слева. Восстанавливая храм на древнем фундаменте, монах Авраамий включил могилу Симеона внутрь храма. Над могилой в глубине пола возведено подобие престола с сенью, на котором, как можно было понять, периодически служат литургию, поскольку тут же за ним был устроен жертвенник с росписью «Не рыдай Мене, Мати». Могила, высеченая в камне, сейчас пустая, на ее дне - современная икона «Симеон во гробе». Мы поклонились гробу и приложились к каменной крышке.

В этом приделе было еще больше икон Симеона. На стене у гроба целый ряд икон представляет эпизоды жития Симеона. На одной иконе изображено, как Симеон переводит Писание, а именно то место, где сказано, что «Дева во чреве приимет».

На двух других иконах рядом запечатлено древнее предание, сохраняемое в этом монастыре, о чуде с рыбой. Согласно этому преданию Симеон в беседе со своими сотрудниками высказал сомнение о «зачатии Девы». Когда он переходил с ними через реку, то снял перстень со своей руки и бросил в воду, сказав при этом: «Если я найду его, то тогда смогу по букве поверить изречению пророка». Остановившись на ночлег в одном селении недалеко от реки, он на другой день купил там рыбу. Приготовив ее подали на стол. И когда Симеон вкусил ее, то нашел в ее чреве свой перстень. Увидев это, праведный Симеон был поражен чудесным исполнением своих слов и после этого, отвергнув все сомнения, с терпением стал ожидать явления Спасителя от Девы (привожу обе эти редкие иконы).

Самая же большая икона в приделе была опять русская - Симеон во гробе с предстоящими священниками иерусалимского храма.

Не успели мы еще приложиться ко всем иконам св.Симеона, как наш путевод перевел нам слова подошедшей монахини. Она сказала, что отец Феодорит благословил нас быстро помолиться, монастырь скоро закрывается, у нас в распоряжении 10-15 минут. Мы были растеряны, сказали, что приехали из России, чтобы прочитать акафист Симеону на его гробе. Она в ответ только повторила слова старца. Стало ясно, что времени у нас мало и нужно поторопиться.
Не теряя времени, я тут же облачился, разложил на гробе Симеона Евангелие и Крест и тут же дал возглас. Паломники положили святыни и приобретенные иконки на гроб. Я решил читать Акафист, сколько нам позволят, в тайне, надеясь успеть прочитать его весь. Сразу скажу, что читали и пели мы Акафист, мягко говоря, совсем не медленно... Но необходимая в этой ситуации торопливость, как ни странно, рождала тем большую внутреннюю энергию и духовный подъем. Это было чтение, что называется, на одном дыхании. Я не помню, чтобы мне прежде так быстро приходилось когда-нибудь читать акафист. Когда мы дочитали уже до средины, подошла монахиня и напомнила, что наше время закончилось. Наш путевод явно нервничал. Я не стал нарушать благословение старца. Мы спросили только, можно ли продолжить чтение у стен монастыря? Путевод Григорий пояснил, что вообще-то вся земля вокруг монастыря принадлежала Симеону, а потом и его монастырю. Но после образования государства Израиль, греческий монастырь вынужден был продать часть земель под жилые постройки. Дом Симеона мог располагаться чуть выше могильного склепа на пригорке рядом с обителью. Сразу за стеной была открытая зеленая лужайка со старыми хвойными деревьями, которые как бы олицетворяли ветхость самого Симеона. Это нас сильно утешило.

Мы поспешно стали на прощание прикладываться к иконам. И тут произошло еще одно открытие. «Батюшка, а вы видели вот эту икону?» Меня подвели к колонне и показали на ней образ Симеона, который я сразу не заметил. Увидев его, я остановился перед, замерев и духом и телом. Передо мной был точный список той самой иконы, которая некогда явилась в Великом Новгороде и хранилась в Покрово-Зверином монастыре. Именно для этой иконы игумения Таисия и написала свой акафист и перед нею он читался. Эта икона не сохранилось в Новгороде, а здесь - точный ее список. Вначале у меня даже мелькнула мысль: а может это та самая - подлинная! Но надпись под иконой сообщала, что это точный список «мера и подобием» иконы, явленной в Новгороде. Список был в прекрасном состоянии. Очевидно, что он преподнесен в монастырь из России, а может быть, и из самого Зверина монастыря.

Я в умилении приложился к обретенному списку «нашей» иконы. Это было «маленькое чудо» св.Симеона. То, что мы не могли увидеть в Новгороде, увидели здесь в Иерусалиме.

Матушка келейница с сокрушенным видом, извинялась, что прервала нашу молитву. Напоследок мы приобрели у нее в лавке иконку Симеона для нашего храма и приложили к гробу и новгородской иконе. Теперь нужно будет с этой иконкой из Иерусалима побывать в Новгороде, соединить таким образом Катамоны и Зверин монастырь.

Эту икону я поместил на хвойное древо на лужайке у стен обители и мы продолжили пение акафиста. Кто-то пошутил: «Батюшка, нас не арестуют?!» Мне некогда было за чтением акафиста отвечать. Редкие прохожие с удивлением смотрели на молитвенников из России. Но Симеон Богоприимец покрыл своих гостей благодатью и никаких эксцессов не последовало. К иконе мы приложились прямо на дереве.

От монастыря, в котором все двери были уже крепко закрыты, мы уходили с чувством исполненного духовного долга перед матушкой Таисией. Написанный ею акафист был прочитан в доме Симеона Богоприимца. Я еще раз напомнил своим прихожанам о чудесном видении игумении Таисии, в котором ее встретил св.Симеон. Сегодня у нас получился праздник Сретения св.Симеона Богоприимца и матушки игумении Таисии, в котором и мы повстречались с ними.
Завтра в очередной раз едем в Великий Новгород в Покровский Зверин монастырь читать Акафист св.Симеону, на этот раз с иконой из его монастыря в Иерусалиме. (Желающие могут присоединиться!)


Источник:   http://otets-gennadiy.livejournal.com/103880.html

Места:
Храм Симеона Богоприимца в Катамонах


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии