Центры паломничеств
Паломничества

04 Января 13Администратор

Почему Кельнский собор построили таким большим?

Вот уже прошло полторы недели как наша группа вернулась из Германии из паломничества к Хитону Господню. Дома сразу попал в водоворот праздников, богослужений и хозяйственных дел. Только сегодня собрался сесть за отчет в своем блоге. Хочется рассказать об этой необыкновенной поездке к великой святыне. Опишу только главные впечатления, в жанре вопросов и ответов. И первый вопрос вынесен в заголовок этого сообщения.

Итак, по порядку. Из Петербурга мы прилетели в Дюссельдорф и, не заезжая в него, сразу отправились в Кельн к знаменитому собору, где у нас и была первая паломническая остановка. Все знают, что этот шедевр готики является одним из самых больших храмов мира, а если быть точным, он - третий по высоте на земле и возвышается своей башней на 157 метров 8 см.

Собор впервые видишь издалека, еще только подъезжая к Кельну. Когда же стоишь перед ним, буквально замираешь перед этим каменным органом, устремленным от земли на небо. После чтения Достоевского мне давно хотелось увидеть этот собор. В своих «Зимних заметках о летних впечатлениях» писатель оставил описание своей встречи с собором. В первый раз собор не произвел никакого впечатления на бывшего военного инженера, которому на студенческой скамье приходилось много чертить готической архитектуры. Это никакое впечатление Достоевский частично списывает на пасмурную погоду. И это верно. Готика без солнца, кажется, довольно тяжеловатой. Но второй раз Достоевскому повезло с солнцем и настроением и он восхищенно писал о нем: «...я отправился в Кельн. Признаюсь, я много ожидал от собора; я с благоговением чертил его еще в юности, когда учился архитектуре. В обратный проезд мой через Кельн, то есть месяц спустя, когда, возвращаясь из Парижа, я увидал собор во второй раз, я было хотел «на коленях просить у него прощения» за то, что не постиг в первый раз его красоту, точь-в-точь как Карамзин, с такою же целью становившийся на колени перед рейнским водопадом. Но тем не менее в этот первый раз собор мне вовсе не понравился: мне показалось, что это только кружево, кружево и одно только кружево... Даже луч солнца, простой какой-нибудь луч солнца тут много значил: сияй он над собором, как и сиял он во второй мой приезд в город Кельн, и зданье наверно бы мне показалось в настоящем своем свете, а не так, как в то пасмурное и даже несколько дождливое утро...»

Хотя нам тоже не повезло с погодой. На город висели облака, готовые в любой момент оросить нас каплями дождя. Зонтики у нас были наготове. Но я смотрел на собор глазами Достоевского и поэтому он мне сразу показался величественным и прекрасным.

Рассматривая этот величественный шедевр, я сделал для себя одно открытие.

Рассматривая прежде его изображения, я никогда не задавался вопросом , а почему он собственно такой высокий? Что этим хотели сказать создатели этого собора, которые строили его почти шесть веков с 1248 по 1880 гг.? Все становится на свои места, когда узнаешь , что в этом храме находятся мощи трех волхвов, более того, храм и построен именно для того, чтобы быть местом хранения этих мощей. Это храм создан как священный ковчег для Святыни!

При этом нужно учесть, что в отличие от православной церкви, католики почитают волхвов как святых, усваивают им достоинство царей и называют их имена Каспар, Мельхиор и Валтасар. На Западе в честь них установлен праздник трех королей 6 января (н.ст). Мудрые короли. Первые принесшие дары Христу в средневековой Европе воспринимались как небесные покровители христианских королей. Естественно, земные короли не остались в долгу у своих патронов и воздвигнули в их честь величественный Кельнский собор.

Мощи Трех Королей в 1164 году принес из Милана в дар Кельну знаменитый германский император Фридрих Барбаросса. С тех город стал местом паломничества как многих мирян, так королевских особ .просивших покровительства своим династиям. Короны трёх волхвов стали гербом Кельна. (Кстати сказать, к этим трем коронам евангельских королей восходит герб Швеции «тре крунур», который хорошо знают любители хоккея по матчам со шведами).

Главная святыня расположена в алтарной части храма. Мощи Трех Волхвов почивают как в дароносице в золотом ковчеге в виде готического собора, созданном еще 13 веке. Это ковчег находится под стеклом, так что приложиться никак невозможно, кроме как глазами. Только раз в году в праздник Трех Королей снимают этот стеклянный колпак и открывают переднюю стенку ковчега и взору богомольцев открываются хранящиеся в ларе три честные главы волхвов, увенчанные золотыми коронами.

Кстати, на этом ковчеге есть уникальное рельефное изображение поклонения Трех Волхвов, среди которых изображен и четвертый. По принятому объяснению, это германский император. Но этот барельеф породил целую серию легенд о «четвертом волхве», в том числе и славянскую версию о том, что четвертый был славянский князем (эта легенда литературно обработана русским писателем-эмигрантом Владимиром Линденбергом, наше приходское издательство выпускало эту книгу в 2008 году в серии книг для детей).

Конечно, у этой святыни было большое желание прежде всего помолиться. Но у нас, как известно, волхвы не почитаются святыми. Как же их поминать? Прямо к ним молитву не прочитаешь. Панихиду по ним служить как-то не удобно. Тут-то и пришла мысль пропеть тропарь и кондак Рождества Христова, в которых прямо упоминаются волхвы: «В нем бо звездам служащии, звездою учахуся». В этот момент мы невольно из Кельна мыслью перенеслись в Вифлеем, вспомнили евангельские события. Я прочитал Евангелие от Матфея с описанием принесения даров волхвов.

Одна паломница Надежда потом поделиллась со мною своими переживаниями: "У мощей Волхвов мне подумалось: когда мы радостно встречаем праздник Рождества Господа нашего, то трое волхвов остаются незаметными, второстепенными, даже сказочными персонажами. Здесь же, при их мощах, при чтении св. Евангелия и пении Рождественского тропаря возникало чувство полноты реальности событий произшедших две тысячи лет назад. Восхищает единство веры трех человек. На долгом пути они ни разу не усомнились. Шли, дошли и поклонились и принесли дары. Для меня лично по новому раскрылся рассказ св. Евангелия". Я согласился снею.

Во время этого нашего рождественского молебна у мощей волхвов меня осенила еще одна мысль. Волхвы принесли дары Господу и не остались без ответных даров. В Евангелии ничего не говориться о продолжении их истории, сказано только, что они «отыдоша в страну свою». Да, мы не знаем, что же было дальше, но можно твердо сказать, что дар волхвов не остался у Бога безответным. Господь обещает в Священном Писании всякому торящему милость и приносящему дар воздать сторицей. И это обетование Божией зримо исполнилось на волхвах. Где и когда? Да вот это величесвтенный собор и является ответом даром Божиим Своим первым угодникам. Причем волхвы получили сторицей именно то, что они сами принесли. Принесли Богомладенцу Христу как царю злато и получили золотой ковчег, в котором уже много веков почивают их мощи. Принесли Христу как первосвященнику ладан и теперь пребывают в соборе. Где каждодневно совершается богослужение. Принесли Господу поминальную смирну и их теперь поминают как на этом месте, так и на всяком другом, где проповедуется Евангелие. Волхвы за свой дар получили даже сторицей, а неизмеримо больше.

Господь Сам прославил своих первых поклонников и даровал им благодать молитвенного предстательства за христиан. Можно назвать два явных чуда по молитвам трех волхвов.

Когда персидский шах Хосров в 616 году захватил Вифлеем , он повелел разрушить храм на месте Рождества Христова, но увидев на стене мозаику изображавшую персидских волхвов ,поклоняющихся Богомладенцу ради своих предков-соотечественников приказал не трогать этот храм. Ставший единственным во всей Святой Земле никогда не разрушавшимся храмом.

Второе чудо произошло в годы последней Второй мировой войны. Американская авиация в результате 262 бомбардировок на 95 процентов разрушила древний Кельн. Казалось, что город перестал существовать. Однако среди всеобщих руин чудесным образом не пострадал только Кёльнский собор. Светские экскурсоводы говорят, что американские лётчиков берегли собор как топографический ориентир, наш же православный экскурсовод сказал, что бомбы попадали, но не взрывались. В любом случае, Господь сохранил ради волхвов.

Скажу честно, здесь у мощей Волхвов я проникся их почитанием именно как святых. Если мы говорим, что нужно брать с Запада только лучшее, почему бы нам не почитать святых волхвов?! (Это предложение высказываю как идею для обсуждения!)


Места:
Кёльнский собор


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии