Центры паломничеств

Паломничества

30 Августа 13tatiana-ilinka

Паломничество в Псково-Печерский монастырь

В субботу вернулась из паломничества в Псково-Печерский монастырь.

С марта месяца все мечтала попасть. Выехали в 7 утра из центра. Темно. Священник читал об истории монастыря. Потом конечно все уснули. А уже когда рассвело, то, оглядевшись, поняли, что вдоль дороги - леса, словно в сказке. Ели, сосны, березы - все в снегу и в инее. Красиво! Хоть «Морозко» заново снимай. И это при том, что в Москве только несколько дней как снегом припорошило газоны. Жалко солнца не было. В 13.45 пересекли границу Псковской области. Поскольку уже знаю, какие дороги в этой области, специально присматривалась - точно, через каждые 2-2,5 метра поперечные трещины в асфальте - как укладывали частями, так частями и расползается. Автобус скрипел и каждая деталь в нем дрожала в своем ритме. На следующий день водитель возле меня обнаружил какую-то гайку и обратился с вопросом, откуда, собственно говоря, паломники это открутили, но совершенно согласился с моими доводами, что удивительно как по таким дорогам все гайки еще не открутились самостоятельно. В 14.00 проехали родину патриарха Тихона пос.Кунья, но, к сожалению, не было времени остановиться, а хочется теперь туда попасть. Ехали немного по другой дороге, чем та, по которой я ехала в прошлый раз, и такого количества развалившихся брошенных домов, которые произвели удручающее и гнетущее впечатление мы не видели. В три часа остановились, чтобы пообедать у какого-то полуразрушенного мотеля и наконец-то выглянуло солнце, что в совокупности с чистым морозным воздухом, после московской гари было просто изумительным. Кстати все время был всего-лишь легкий морозец, от -3 до -6 градусов, о чем могли судить не только по своим ощущениям, но и градусникам, которые встречали по дороге.

Ровно через 12 часов после отъезда, как и было обещано, въехали во Псков. Заехали в храм св.блгв. князя Александра Невского. Храм открыт допоздна - до 10 вечера. Шла служба, но нам дали возможность приложиться к частице мощей св.Александра Невского, а настоятель о.Олег рассказывал о храме. Храм воинский, в нем установлены мемориальные доски с именами погибших воинов 6-й роты Псковского гарнизона. Очень много частиц мощей. В храме хранится Ветхий завет Николая II и ряса Иоанна Кронштадского. Настоятель носит наперсный крест, переданный ему о.Николаем Гурьяновым с о.Залит. Удивил местный колорит - в притворе установлены гробы и венки, мы сначала даже подумали, что принесли кого-то отпевать. В храме дали нам сопровождающего, который повез нас осматривать кремль. Хоть и было уже поздно, но можно было пройти на территорию и посмотреть на Троицкий собор . Даже в темноте (хоть и с подсветкой) понимаешь насколько он величественный.

Ночевали в Пскове, поскольку монастырь не имеет своей гостиницы, а мест для 40 с лишним человек в Печорах не нашлось. Решили ехать на братский молебен, который начинается в 6 утра. В четыре встали, без двадцати пять выехали. Без десяти минут шесть у входа в монастырь уже стояли местные бабульки, ожидающие открытия монастыря. Я подошла первой и оказалась свидетельницей их разговора. Увидев подходящую группу, они начали обсуждать, кто привез группу экскурсантов, та или другая их знакомая, а когда вся наша группа подошла, бабули пришли к выводу, что «это ж наши», имея ввиду, что мы не экскурсанты, а паломники. Было весьма лестно, что местные жители признали нас своими. Очевидно, что уж слишком их достали экскурсанты, которые приезжают поглазеть, а не молиться. В воскресные дни не была, но говорят, что в монастыре очень много народу, и приезжающих помолиться и на экскурсии. Наконец открыли ворота. Темно и такого впечатления, которое на меня произвел монастырь в первый раз, когда я его увидела днем, конечно же, не было. Да и не ожидала я в прошлый раз, вбегая в ворота, что монастырь будет внизу, как словно ты летишь и видишь его под ногами. Но, конечно же, вид монастыря дивный и в темноте и при свете. Пока мы добежали до храма, братский молебен прп.Корнилию уже начался, после него все прикладывались к иконам и раке с мощами прп.Симеона Псково-Печерского, а рака с мощами прпмч..Корнилия находится в Успенском соборе, в котором все еще проходит реставрация( сказали, что хотят завершить к Рождеству). Священнику позже разрешили зайти, он сказал, что рака с мощами и все иконы закрыты пленками, а в самом храме проходят работы по золочению. Потом была Литургия, исповедь и причастие. Служба была ранняя, короткая, а в 9 утра нас уже ждал завтрак в монастыре. Но пришлось подождать и нас завели в комнату ожидания, в которую мы все не влезли, а потом оттуда начали потихоньку пробираться на улицу, чтобы подышать настоящим чистым воздухом и просто постоять во дворе, попить воды из колодца, который называют колодцем прп.Корнилия (но который, как нам сказали, не имеет к нему никакого отношения) и просто полюбоваться монастырем. Позвали на трапезу в Братский корпус. Поднялись на второй этаж. Разделили на женщин и мужчин. Между двумя трапезными окна и дверь, в проеме которой священник читал молитву перед едой. Женская часть трапезной небольшая, два ряда столов. Мужчины были в трапезной, предназначенной для братии монастыря. В той самой, которую можно увидеть в фильме архим.Тихона, снятом им 20 лет назад. Такое впечатление, что там ничего не изменилось, все очень просто: крашеные стены, клеенка на столах. Еда была очень простой, но, как и всегда бывает в монастырях очень и очень вкусной: вареная картошка, отдельно вареная картошка «в мундире», квашеная капуста, монастырский хлеб, подсолнечное масло в кружке, сладкий чай и яблочное повидло. Вспоминаю, и слюна собирается. После трапезы, когда мы вышли в коридор, чтобы одеться, нам сказали, что по другой стороне коридора, напротив входа в трапезную, находятся кельи монахов и в конце коридора келья, в которой жил о.Иоанн (Крестьянкин). Все так близко! В фильме, когда о.Иоанн ходил помазывать больных монахов, казалось, что он куда-то идет, потом идет к своей келье, а тут все так рядом. В монастыре за этим корпусом есть много домов с кельями монахов, но они, очевидно, построены не так давно, а в этих жили старцы, которые много десятилетий подвизались в монастыре. Потом пошли в «пещеры, Богом зданные», как написано над входом. Уже практически себя «сгрызла» за то, что не взяла с собой диктофон. Подержала в руках и с глупыми мыслями «да зачем он там будет нужен», положила обратно. Уже столько раз было - если, что взяла в руки, думая брать, или не брать - бери, а то потом пожалеешь, но нет, опять не взяла. Вот и «обжалелась» теперь.

Перед тем, как идти в пещеры, зашли в храм взять свечи и застали умилительную картину. Продолжался молебен. На середине храма священник, а подле него сидя кружком на своих маленьких стульчиках пели тропари три бабульки. Когда мы зашли, то они пели тропарь пророку Илие, правда каким гласом понять не удалось, очевидно, местным напевом :).

При входе в пещеры мощи прп. Вассы, рядом мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого, а далее уже вход в сами пещеры. Нас сопровождал о.Максим - гостиничный монастыря. Мы думали, что нам будут рассказывать, а оказалось, что это был экзамен для всей группы на знание Завета, местонахождения московских храмов, химического состава пещер и многого, много другого, к чему мы просто не были готовы. А о.Максим, проводя нас пещерами и рассказывая об упокоенных в них, задавал и задавал вопросы, как он говорил «в объеме воскресной школы», при этом для меня было новостью, что оказывается в сентябре (даты спрашивались и ответ приходилось искать совместно) не ходят в лес, потому как змеи готовятся к спячке и собираются в клубки (да я вообще забыла как этот лес выглядит! Не, вспомнила - в паломничестве в Сербии шли (бежали) к монастырю Старо-Хопово лесом. Ну и сейчас ехали к монастырю лесами - в окно видели). В сами пещеры пропускают только в составе группы, по предварительному благословению наместника. Сам монастырь не отличается гостеприимством, а скорее строгостью, да в принципе это и правильно, поскольку если уж человеку очень хочется попасть в пещеры, то он найдет возможность, а если из любопытства - «а там что?», то таких следует отсекать. В ту часть где покоится прославленные святые, можно пройти каждому, но там находятся мощи прославленных святых, а в самих пещерах захоронены останки, по сути - это монастырское кладбище, некрополь, где похоронено более 10.000 человек. Отличие Псково-Печерских пещер от Киево-Печерских в том, что в Киеве в пещерах покоятся только святые, а в Печорах - монахи, защитники монастыря, погибшие во время нападений, особо отличившиеся перед Церковью священники и миряне. Я ожидала увидеть в псковских пещерах, что-то подобное побеленным пещерам киевской Лавры, но они совсем другие. Приближенные ко входу (выходу) своды выложены кирпичом, потому как время их все-таки не сильно пощадило, да и поток паломников не способствует поддержанию температурно-влажностного режима. О.Максим сказал, что температура воздуха в пещерах и зимой и летом +5 градусов, а мы в дальней пещере видели термометр, на котором было уже +11 - 40 человек надышало. Сами своды - кварцевый песчаник - слежавшийся белый песок с рыжими прожилками (тут о.Максим пытал нас, что дало такой цвет и пока не сказали, что железо, а точнее вода, насыщенная железом, рассказа не продолжил). В стенах - керамиды, керамические глазурованные плиты зеленого (более древние) и белого цвета с указанием года погребения и именем. Какие шрифты! Практически все разные! О.Максим сказал, что все керамиды перефотографированы и издана книга. В монастыре нет. Где ее взять? Вот каким вопросом задаюсь теперь. Практически во всех захоронениях есть отверстия размером где-то 10х10 см. О.Максим рассказал о том, что в пещерах практически никогда нет запаха тления. В свое время проводились научные исследования и рядом в такой же породе были выкопаны пещеры, в которых был такой же режим температуры и воздуха. В эти вновь выкопанные пещеры закладывались овощи, фрукты (и другие биологические объекты, как я поняла), но все подвергалось тлению, и запах был соответствующий, а в это же время те же овощи и фрукты, положенные в пещере монастыря оставались свежими. Во многих местах у захоронений стоят вазы с цветами без воды, которые остаются по виду свежесрезанными в течение месяца. В пещерах, обычно же, никакого запаха нет, и даже если он есть (так например он рассказал, что скончался монах, у которого был рак печени и еще при жизни был резкий запах тления, а когда внесли его тело в пещеры, запах исчез), то тут же проходит. Обычно в год отходит ко Господу по два насельника. В високосные годы - больше. В прошлый было четыре, в этом году - пять.

Не счесть, сколько там захоронений! На стене в одной из пещер (а пещеры - это, по сути, - коридоры, пересекающиеся друг с другом) висит большая икона Богоматери, написанная на меди. Эта икона - дверь, которую открыл о.Максим и за которой находятся гробы, уложенные друг на друга, и верхние покоятся на нижних гробах, уже разрушающихся (а может быть и уже разрушенных - темно, свет свечи не может полностью осветить, а фонаря ни у кого не было). Видели еще несколько ответвлений пещер перекрытых дверями и решетками, за которыми тоже, очевидно, находятся общие захоронения. Ощущения сильные. Тут уж точно понимаешь, что все - тлен и суета. Не каждый экскурсант выдержит такое зрелище. Дошли и до подземной церкви с черным иконостасом и иконами на меди, которые подновляются, потому как время и влажность разрушают созданное человеком. Здесь мы получили очередную порцию вопросов от нашего сопровождающего-экзаменатора, на тему «из чего сделан иконостас». Ответ: «Железо», был высмеян с вопросом, как мы представляем себе железо в таких условиях. «Чугун?» - «Как батареи в Москве?». Выяснилось, что он сделан из бронзы, которая давно уже почернела. В общем те, кто едет в Псково-Печерский монастырь в надежде посетить пещеры, должны быть готовы, что если их будет сопровождать о.Максим , то просто «послушать, что нам расскажут» не удастся. Тут вас будут спрашивать обо всем, и на все вопросы надо будет давать ответ.

В одной из пещер стоит большой мироточивый деревянный крест. Сейчас он не мироточит. С левой стороны от него место захоронения о.Иоанна (Крестьянкина). С двух сторон от доски, на которой написано, кто здесь захоронен, стоят большие букеты, как кажется, только что срезанных цветов. Под табличкой - отверстие, в которое, протянув руку можно прикоснуться ко гробу о.Иоанна. Что мы и сделали. У меня было смущение и опасение, что, протянув руку, я ощущу могильный холод, а оказалось, что гроб гладкий и даже, как показалось теплый. Пропели «Вечную память». На сводах множество небольших выгрызенных углублений, которые, как сказал наш проводник, были ложками (!!! Это ж надо придумать и собой взять!) выскоблены паломницами. Кстати при входе висит объявление, в котором написано, что нет благословения брать песок из пещер. А добычливые женщины, наверное, считали, что не берут, а добывают. Да и надежнее так, точно знаешь, что песок из пещер. Сама наковыряла! Совместно с о.Максимом выяснили, что руки у них работящие и загребущие. И тут же я устыдилась и своего поступка. А сама-то! Сама! Два с половиной года назад в пещере Великого Антония, основоположника монашества, в Египте, на слова священника: «А вот здесь можно песок наковырять», упала на колени и ногтем (думала оторву, но наоборот, только отполировала - такой он тонкий, песчаник египетский) наковыряла полкармана. Стыдобища! Ну, есть у меня теперь этот песок в пакете, а дальше что? А в пещере дырка, созданная моими руками. А пещере уже сколько сотен лет? И если каждая ненормальная паломница будет стенки ковырять? Стыдно-то, стыдно, а свечу чуть-чуть прокатила по своду пещеры. Все своды из песчаника, твердые, но со временем частицы песка выходят из монолита и такое впечатление, что стены припорошены песком, вот его-то я и вкатала в свечу. Вот сижу теперь и занимаюсь самооправданием, что сотня песчинок, вкатанных в воск свечи с которой ходила по пещерам, не есть не благословленное взятие песка из пещер.

А о.Максим уже вел вперед и рассказывал, рассказывал, задавал вопросы и требовал точных ответов. А диктофон лежал дома...

Судя по времени на фотографиях, сделанных до и после посещения пещер (в пещерах фотографировать нельзя), мы были в пещерах час и сорок минут, а казалось гораздо меньше. К сожалению, нам уже пора было уезжать и о.Максим лишь вкратце рассказал нам об обители (при этом не уставая задавать нам вопросы). Не успели мы зайти и в Никольский храм , который находится при входе в монастырь и в котором находится резное изображение свт.Николая. Да и много куда не попали. А жаль. Знали бы, что все равно не успеем приехать во время, то лучше бы остались в монастыре еще на несколько часов.

Водители приняли решение ехать через Новгород, и тут я поняла, что будет то же самое, что случилось в прошлую поездку - мы тоже понадеялись, что по трассе Санкт-Петербург - Москва будет быстрее. Не будет! В 16.30 мы остановились у т-образного перекрестка, где стоит разрушенный храм Успения Богородицы. Там же есть указатели: до Пскова - 76км, до Новгорода - 127, до Санкт-Петербурга -207. А сколько до Москвы - только с калькулятором. В результате в Москву мы приехали, не как собирались до закрытия метро, а в три часа ночи. Вот уж точно, что не следует искать легких путей. Точнее трасса, возможно, была и легче (шире и не с такими колдобинами), но по времени дольше. Не 12, а 15 часов дороги.

  Что могу еще сказать? Хочу обратно! Хотела обратно после первой поездки, думала съезжу - полегчает. Не-а. Обратно хочу! Причем еще сильнее, чем после первой поездки. Наверное это свойство всех благодатных мест, в которые душа тянется. Поэтому, наверное, некоторые вот так тянутся, тянутся, да и остаются навсегда. Ну, разумеется в соответствии с тем, мужской это монастырь или женский :). А если кто еще не был в Псково-Печерском монастыре, желаю вам помощи Божией, чтобы была у вас такая возможность, хотя бы один раз в жизни.

Источник:   http://tatiana-ilinka.livejournal.com/15718.html

Места:
Храм Александра Невского в г. Псков
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь
Богомзданные пещеры


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии