Центры паломничеств
Паломничества

18 Октября 13Ирина

Поездка на Новый Афон

Были там в 2007 году. К сожалению, сразу не написала отчет о поездке, а сейчас уже многое забылось(( Осталось только ощущение Благодати Божией, испытанное там. Но тем не менее очень хочу с вами поделиться.

Далее фото поездки с небольшими комментариями, видео-файл с всеночного бдения в Ново-Афонском Симоно-Кананитском монастыре (качество жуткое, но все-таки есть некоторые виды храма и слышен ход службы, византийский распев) Видео-файл с 25-минутным фильмом о Новом Афоне выложу отдельным постом. Так что осторожно, если экономите траффик.

1. По дороге в Новый Афон, недалеко от российско-абхазской границы. Храм-базилика Св. Преп. Ипатия Гагринского VI век.

image

2. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь

image

Новоафонский мужской монастырь, давший имя окружающей его местности, был устроен в 1875 г. монахами - выходцами из русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Место для обители по поручению афонских старцев выбрал иеромонах Арсений (Минин) - насельник Пантелеимонова монастыря, по послушанию проведший много лет в России, основатель знаменитой до революции Афонской часовни в Москве, погребенный на кладбище Ново-Алексеевского монастыря. Место, на горах которого появилась святая обитель, имеет древнюю историю. Еще до Рождества Христова здесь располагалось селение Псцырха (имя это означает «Пихтовый родник» и заимствовано от протекающей поблизости горной реки). В средние века на горе близ Псцырхи была возведена неприступная крепость Анакопия (данное название происходит от абхазского «анакоп» - выступ), бывшая столицей княжества Абазгия, а затем - Абхазского царства (в Византийских источниках известна также под именем Трахеи).

3. Храм Св. Апостола Симона Кананита Х в. (дата из описания паломнической поездки; в отрывке, приведенном ниже, указана дата постройки VI в)

image

В первом столетии здесь проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Апостол Андрей ушел продолжать свою проповедь на север, дойдя до Киева, а затем - и до острова Валаам. А св. Симон Кананит остался в Псцырхе, поселившись в каменной пещере недалеко от селения. Многие жители принимали веру во Христа по его слову, но другие, ожесточившись, распяли проповедника на кресте, и он принял мученическую кончину в подражание Возлюбленному Спасителю, ради Которого и трудился. Апостол Симон Кананит - тот самый человек, на свадьбе которого Господь претворил воду в вино. Пораженный этим чудом, а еще более - самой личностью Богочеловека, Симон оставил семейный кров и последовал за Христом, сделавшись одним из двенадцати Его Апостолов. За свою ревность по Бозе он был назван Зилотом, что означает «ревнитель» (имя же Кананит указывает на происхождение из Каны Галилейской). Пещера, где подвизался св. Симон Зилот, находится в ущелье реки Псцырхи (за водопадом и железнодорожной станцией Псцырха). На место мученической кончины апостола указывает каменный крест на берегу реки. Над могилой же святого в VI в. был выстроен прекрасный храм, сохранившийся до наших дней.

Сам монастырь был построен в священном для каждого христианина месте - у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи!

4 Постройки монастыря - гидроэлектростанция.

image

Трудясь под руководством специалистов, иноки (в самом начале ХХ столетия!) создали собственную гидроэлектростанцию, для чего выстроили плотину на реке Псцырхе (так появился водопад, по сей день привлекающий гостей Нового Афона). Водопад использовался и как своеобразный холодильник - в закрытую от солнца его холодными струями пещеру закладывали зимой лед, который не таял все лето. Работали кирпичная, часовая, литейная, живописная, переплетная и проч. мастерские.

5 Просто красивый водопад на территории монастыря - эти тоненькие полосочки - это струйки воды, стекающие по лиственному мху.

image

6 Монастырская железная дорога, ныне не действующая.

image

В 1888 г. Новый Афон посетил Государь Император Александр III с Наследником - Цесаревичем Николаем (будущим Царем-Мучеником Николаем Александровичем). Помолившись в обители, посетив пещеру Апостола Симона Кананита и осмотрев монастырское хозяйство, Государь с Наследником отплыли на собственной яхте в Новороссийск. При возвращении из этого путешествия на них было совершено покушение, но Господь сохранил Своего Помазанника. В благодарность за избавление от опасности Государь подарил Новоафонскому монастырю паровоз. Он пригодился инокам для выполнения важного послушания: транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель. Для этого монашествующие проложили к вершине Афонской горы узкоколейку. Точность расчета была такова, что груженные лесом вагоны плавно скатывались без дополнительной тяги к побережью, на гору же порожний состав тянул пожалованный Царем паровоз. Этот исторический паровозик и сегодня является одной из достопримечательностей Нового Афона. Дорога, ведущая к нему, начинается от монастыря.

7 По дороге к пещере Симона Кананита

image

В 600 метрах от центра города, вверх по течению реки Псырцха, находится небольшой грот, где, по преданиям, в течение двух лет жил Симон Кананит. Грот этот в 1884 году был освящен и в настоящее время часто посещается паломниками и туристами. Носит название Грот святого апостола Симона Кананита.

В этой пещере наша паломническая группа читала акафист (по очереди по частям) - это был первый акафист в моей жизни).

В ущелье можно увидеть ещё одну христианскую святыню- наскальный след Симона Кананита. Согласно легенде, бытующей в Абхазии, когда местные жители не поверили Симону Кананиту, что он один из апостолов Христа, он, осерчав, топнул ногой, оставив при этом доказательство - след на этом камне.

8 Река Псырцха.

image

Воздух около 30 градусов, вода около 6, поэтому над водой такая дымка. Немного выше место гибели Симона Кананита. Там же состоялось первое наше омовение в святом источнике. Наш гид (очень верующий и воцерковленный человек, точно не помню какое отношение от имеет к церкви, но то, что самое непосредственное - это точно) со словами "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" трижды выливал на голову каждого паломника по ведру воды из источника. Я выдержала только одно)

9 Пейзажи реки Псырцха

image

По милости Божией и молитвами св. апостола Симона Кананита на месте его мученической кончины забил источник, воды которого вливаются в реку Псырцху. Место это невозможно не заметить, так как камни вокруг него с красными пятнами. По церковному преданию, апостольская кровь впиталась в каменистые берега реки и веками молчаливо свидетельствует о «ревности по Боге» святого Симона.

Фото этих камней у меня нет, поэтому я его стащила с одного из сайтов, адрес промаркирован на фото.

10 Кровь Симона Кананита

image

11 Главный храм монастыря

image

Главный храм монастыря посвящен великомученику и целителю Пантелеимону - покровителю Русского Афонского монастыря. Также в обители были устроены храмы во имя апостола Андрея Первозванного, св. Иерона, Вознесения Господня. Внутреннее убранство Пантелеимоновского храма одновременно напоминает Афон и не дает забыть, что находимся мы все же в пределах Российской империи. Вдоль стен стоят резные деревянные стасидии, со сводов же храма на молящихся взирают написанные в Васнецовском стиле лике - расписывали церковь московские художники под руководством Н.В. Молова и А.В. Серебрякова и артель «Волжских богомазов», руководимая братьями Оловянниковыми. Огромный собор обители сегодня редко заполняется молящимися, до революции же в Новоафонском монастыре подвизалось 730 человек братии.

12 Видео с всеночного бдения:

Смотреть здесь - http://www.babyblog.ru/community/post/pravoslav/1508236

Грянувшая в 1917 г. революция принесла Новоафонскому монастырю разорение и закрытие, а многим из его насельников - мученические венцы. По преданию, безбожники на корабле вывезли иноков в середину Новоафонской бухты и утопили, привязав тяжелые камни на шеи. Рассказывают, что в наши дни водолазы видели стоящие на дне морском нетленные тела мучеников. Колышутся тихим течением монашеские рясы, бороды... Так что, и вода Новоафонской бухты свята - освящена страдальческим подвигом убиенных за веру. Монастырь был закрыт в 1924 году. Неподалеку от него построили одну из многочисленных дач Сталина (сегодня часть ее территории - здания, где жила охрана, - занимает пансионат «У монастыря»). В монастырских помещениях располагались турбаза и историко-краеведческий музей. Но духовная жизнь в окрестностях Нового Афона не умерла. В безлюдных горах продолжали спасаться пустынники. В годы государственного безбожия число их возросло: при почти полном отсутствии монастырей в Кавказской «пустыне» укрывались чающие молитвенного уединения со всей России - и мужчины, и женщины. В семидесятые годы XX века окормлять пустынников приезжал знаменитый Глинский старецсхиархимандрит Серафим (Романцов), поселившийся после закрытия его родной обители в Сухуме. Новый Афон не раз посещал и еще один из подвижников ХХ столетия - схиигумен Савва (Остапенко).

Схиигумену Савве принадлежит заслуга нахождения утерянного было места III обретения главы Иоанна Предтечи. Место это - небольшая пещерка близ селения Каман. Именно здесь в IX веке православные скрывали от иконоборцев великую святыню - Честную главу Крестителя Господня. Но не только этим славен Каман. В начале IV столетия здесь пострадал святой мученик Василиск, а сто лет спустя именно в этом селении испустил дух влекомый в ссылку безжалостными воинами великий святитель - Иоанн Златоуст. Измученный тяжкой дорогой, болезнью и жестокостью сопроводителей, не позволявших ему дать отдых измученному телу, святитель накануне кончины узрел в видении святого Василиска. «Завтра будем вместе!» - предрек страдальцу мученик. Со словами «Слава Богу за все!» свт. Иоанн предал душу в руце Божии и был погребен в Камане. Каменный саркофаг его и сегодня с благоговением хранится в Каманском храме, мощи же святителя спустя 30 лет по его отшествии из земной жизни с честью перенес в Константинополь, на место служения свт. Иоанна император Феодосий - сын согрешивших против угодника Божия Евдоксии и Аркадия.

13 Горы и разрушенный мост в Камане.

image

О том, что такое Каман (Команы) хочу сказать отдельно. Добраться в это место можно только на УАЗике или каком-нибудь супер-мега внедорожнике. Потому что дороги во многих местах там просто нет. Ехали мы на этом УАЗике от Нового Афона через Сухуми, изуродованный войной: смотришь по дороге, а в доме дыра от снаряда, реальная такая дыра размером с комнату. Глядишь, а вокруг этой дыры люди живут, белье висит..... Про количество полуразрушенных и брошенных домов в Сухуми я просто молчу. От Сухуми дорога идет в горы, через полностью заброшенные горные селения. Вот это - действительно жуткое зрелище. Целая деревня с большими, прежде богатыми по виду домами, с роскошными садами, стоит пустая и полуразрушенная...

Надо сказать, что всю дорогу от Нового Афона до Камана поливал обильный ливень. Поэтому когда мы добрались уже непосредственно до Камана (к тому времени дождь как раз прекратился), мы увидели бурную горную полноводную речку, мост через которую разрушен в войну. В обычном состоянии (без дождя) через нее переправляются на этих УАЗиках вброд, а в необычном....

14 Переправа через реку в Каман

image

...а в необычном - на такой вот тарзанке: отправляют пассажиров, а обратно подтягивают ее на веревке. Жутковато, скажу я вам...

15 Храм св.мучен. Василиска

image

16 Могила св.мучен. Василиска

image

Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305 - 311). Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах (память их 3 марта), а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в город Амасию, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах. Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру.

Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощник правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы.

Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: "Не бойся, Я с тобою". Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.

Когда, наконец, мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: "Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения". Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: "Завтра будем вместе". О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий, святой Евсигний (память 5 августа).

Храм-часовня построена совсем недавно на деньги отца, чья дочь чудесным образом излечилась от тяжкой болезни через воду из источника Святого Василиска.

17 Омовение в источнике св.мучен. Василиска

image

18 Отголоски войны вблизи источника св.мучен. Василиска

image

19 Божий дар уставшим паломникам по дороге к храму свят. Иоанна Златоуста

image

После омовения в источнике и походного обеда мы направились в монастырь свят. Иоанна Златоуста. По дороге мы увидели поляну с просто невероятным количеством спелой ежевики. Столько ежевики я, прожив всю свою жизнь на Кубани, не видела.

20 Храм свят. Иоанна Златоуста

image

По левой стороне проселочной дороги, которая идет вдоль течения Западной Гумисты (речка, через которую переправлялись на тарзанке), видны руины основанного в 1898 году женского Василиско-Златоустовского монастыря. Число насельниц в нем достигало 300 человек, что позволяло обители вести крупную хозяйственную и просветительскую деятельность. В советское время в разрушенных монастырских постройках разместился дом престарелых. Теперь в монастыре живет всего несколько монахов-мужчин.

Храм Иоанна Златоуста возвышается чуть дальше над рекой. Храм был отстроен в 1991 году на руинах древнего храма XI века, который представлял собой однозальное каменное сооружение без выступающей наружу апсиды, с внутренним алтарным полукружием. Помещение освещалось с помощью двух узких окон, расположенных в алтаре и в западной стене. В конце XIX века к храму были пристроены два придела и трехэтажная колокольня. Поляна вокруг храма была окружена каменной стеной, как и в настоящее время.

На следующий день после поездки в Каман мы поднялись на Анакопийскую гору.

21 Новый Афон, святой источник на Анакопийской (Иверской) горе

image

Гора, на которой вознес свои главы к небу монастырь, получила имя Афонской, а соседствующая с ней - та самая, на которой находятся остатки Анакопийской цитадели, названа Иверской - в честь одной из главных святынь Афона. В старинной крепости началось строительство храма и гостиницы для паломников, не успевшее завершиться из-за катастрофы 1917 г.

Одно из "чудес" нагорной крепости - неиссякаемый колодец, уже восемьдесят лет привлекающий внимание прежде паломников, а теперь туристов. Обычно объясняют происхождение этого колодца тем, что вода в него поступает по природному каналу, действующему по принципу сообщающихся сосудов, с соседней Афонской горы или даже более удаленных мест, где имеется устойчивый уровень ледниковых вод.

Однако Иверская гора не содержит ничего, что могло бы оправдать предположение о существовании природного вертикального канала, по которому могла бы подниматься вода на вершину. Поверхность горы покрыта трещинами, по которым вся дождевая вода просачивается глубоко вниз, беспрепятственно достигая уровня Анакопийской пропасти и уходя ниже.

22 Руины храма на вершине Анакопийской горы

image

Сохранились и стены храма VII в. Сегодня среди древних руин находится с любовью украшенная часовня, где можно возжечь свечу перед образом Иверской Богоматери и почитать акафист Пречистой.

23 Часовня Иверской Богоматери на вершине Анакопийской горы

image

24 Вид с вершины Анакопийской горы

image

25 Абхазия. Так растет гранат

image

26 А так - хурма

image

 

Источник:   http://www.babyblog.ru/community/post/pravoslav/1508236

Места:
Новоафонский монастырь
Храм св.ап. Симона Кананита в г. Новый Афон
Храм св. Ипатия Гагрского в г. Гагра
Храм св. Иоанна Златоуста в пос. Команы
Святой источник св. Василиска
Храм св. Василиска


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

  • Разместил Biruklens26 Ноября 14

    Спасибо Вам! Мама когда-то очень давно, еще до открытия монастыря (в 80-ых) была в Новом Афоне. Прочитали Вашу статью, будто с Вами побывали!

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии